Напоминание

«Индивидуальный подход в выборе музыкального репертуара»


Автор: Дубровина Евгения Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "Колтушская ДШИ"
Населённый пункт: Ленинградская область, Всеволожский район, с. Павлово
Наименование материала: Статья
Тема: «Индивидуальный подход в выборе музыкального репертуара»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Колтушская детская школа искусств»

Статья

«Индивидуальный подход в выборе

музыкального репертуара»

Преподаватель

Дубровина Евгения Анатольевна

Учебно-педагогический и концертный репертуар является важным

компонентом содержания музыкально-инструментального обучения учащихся.

При

этом

репертуарная

работа

должна

опираться

на

методологическое

положение о том, что музыкальные произведения должны положительно влиять

на эмоциональную сторону личности учащегося, формировать его как личность

одухотворенную и высоконравственную. Вдумчиво подобранный репертуар

зачастую является залогом педагогического успеха. Не требует доказательств

тот факт, что умение подобрать наилучший репертуар для каждого ученика -

важнейший показатель педагогического искусства.

При выборе учебного репертуара рекомендуется руководствоваться

критериями, предложенными Д.Б. Кабалевским. Произведение «должно быть

художественным

и

увлекательным,

оно

должно

быть

педагогически

целесообразным (то есть учить чему-то нужному и

полезному) и должно

выполнять определенную воспитательную роль».

Рассмотрим

основные принципы подбора учебно-педагогического

и

концертного репертуара для учащихся в классе фортепиано.

Принцип художественной ценности музыкального материала. Как известно,

культурную

и

образованную

личность

возможно

воспитать

на

высокохудожественных образцах мирового искусства, поскольку современная

музыкальная педагогика на первое место ставит, прежде всего, воспитание

личности.

Принцип педагогической целесообразности заключается в том, что на основе

изучения музыкальных произведений учащийся должен:

- освоить современные виды исполнительской техники игры на инструменте;

- овладеть спецификой исполнения музыкальных произведений различных

стилей, жанров и форм;

- познать особенности интерпретации стиля того или иного композитора;

- овладеть как можно большим и разнообразным (по стилю, жанрам и форме)

музыкальным материалом;

- расширить багаж музыкально-теоретических и музыкально-исторических

сведений.

Принцип разнообразия стилей, жанров и форм изучаемой учащимся музыки

является традиционным и педагогически оправданным в том смысле, что его

соблюдение позволит будущему музыканту - исполнителю:

- выработать собственный индивидуальный исполнительский стиль игры,

выражающийся как в интерпретации музыки на инструменте, так и в

отношении к ней;

- расширить музыкальный интеллект и реализовать индивидуальные

исполнительские возможности;

-овладеть навыками исполнения самой разнообразной музыки, определиться в

собственном стиле и манере исполнения.

Принцип новизны предполагает введение в репертуар музыкальных

произведений современных авторов, что позволит учащемуся овладеть стилем

исполнения

современной

музыки,

оригинальными

приемами

игры

на

инструменте.

Особое значение в подборе репертуара имеет его жанровое разнообразие.

Классическая музыка, как образец совершенного высокохудожественного

мирового искусства, составляет базовую основу учебно-педагогического и

концертного репертуара музыканта-инструменталиста любой специализации. В

педагогическом

плане

работа

над

классическими

музыкальными

произведениями - это высшая школа подготовки пианистов, которая позволяет

воспитать

художественный

музыкальный

и

общеэстетический

вкус,

сформировать

высокий

уровень

исполнительской

культуры

игры

на

инструменте, эффективно развить как общие, так и специальные музыкальные

способности.

Целесообразно слушать больше, ведь чем богаче внутренний опыт, тем ярче и

эмоциональный отклик ребенка. Чем легче ребенку выразить свои эмоции о

музыке, тем сильнее он будет чувствовать потребность самовыражения через

музыку.

Живой интерес

у детей вызывает совместное музицирование

с

преподавателем, так как простейшая партия позволяет им деятельно включиться

в исполнительский процесс. Даже до знакомства с нотной записью любое

интересующее педагога произведение можно снабдить дополнительной партией

из одного или двух звуков в различных регистрах с простейшим ритмическим

рисунком. Музыка, звучащая на уроке, движения под нее, пение и совместное с

педагогом музицирование создают у ребенка эмоциональный тонус, который

служит

благоприятным

условием

для

формирования

практических

исполнительских навыков.

Всякий раз, исполнив или прослушав произведение, ученик с помощью

педагога должен задать себе вопрос: что выражает музыка? Ответ на этот вопрос

должен помочь ученику проникнуть в содержание музыкального искусства.

Таким образом, ученик начинает передавать свое ощущение музыки при помощи

слов. В первое время, порой довольно долго, ребенку может не хватать

словарного запаса, чтобы выразить свои мысли, поэтому можно предложить на

выбор несколько подходящих по смыслу определений или стихов. На первых

порах - это достаточно серьезная работа, развивающая художественное

мышление ученика, играющая большую роль в осознании им образного

содержания музыки.

Остановимся более подробно на одном из важных, основополагающих

факторов музыкального воспитания, который способствует

формированию

художественного вкуса музыканта - его репертуаре.

При подборе учебного материала педагог, прежде всего, должен решить два

вопроса:

- какие новые знания и навыки приобретет учащийся, работая над данным

произведением?

- развитию каких сторон личности будет способствовать художественное

содержание произведения?

Нередко педагог, увлеченный хорошими способностями начинающего

учащегося и его

стремлением к скорейшему овладению инструментом,

старается форсировать этап первоначального обучения - этап выработки

технических навыков игры на фортепиано. В классе задается чрезмерно большое

количество упражнений, этюдов, гамм. У ребенка же, видевшего до этого в

музыкальных занятиях только приятную сторону, не приученного к упорному,

порой однообразному труду музыканта, возникает и постепенно развивается

неприязнь к музыке.

Ошибка педагога, прежде всего, в том, что он неправильно оценил уровень

художественного развития учащегося в момент занятий музыкой.

Самые настоящие муки педагогического творчества представляет иногда

собой

выбор

репертуара

для

ученика.

Всем

известные

принципы

последовательности и постепенности, соответствия репертуара техническому и

художественному уровню ученика - не помогают, когда из массы самой

прекрасной и самой полезной для изучения музыки нужно выбрать самое

соответствующее всем задачам настоящего момента произведение.

Каждому педагогу известны сомнения, когда не знаешь, то ли блеснуть

испытанными, уже «готовыми» качествами ученика, то ли попробовать его в

чём-то новом, а может быть, идти по тропе востребованного конкурсного

репертуара? Сомнения эти осложняются многими обстоятельствами: сроками,

определёнными

для

подготовки

программы,

сочетанием

концертных

выступлений с выполнением учебного плана, возникновением необходимости

незапланированных ранее выступлений и т.д.

Особые сложности возникают в подборе репертуара для учеников со

«скромными»

исполнительскими

возможностями,

основанными

на

ограниченных музыкальных данных. Их желание играть музыку, которую

играют сильные ученики, не владение самооценкой, а иногда, напротив,

внутреннее,

ничем

не

обнаруживаемое

ощущение

определённой

неполноценности - эти и многие другие проблемы требуют от современного

педагога порой очень глубоких знаний детской и возрастной психологии,

интуиции, долгих размышлений и просто человеческого отношения.

К разряду репертуарных трудностей относится также поиск нотного

материала. Здесь обнаруживаются градации от невозможности найти нужное

нотное издание до объективной ограниченности любого знания. Каждый из нас

сталкивался с определённым кругом произведений и, вполне вероятно, в силу

объективных причин не знаком с большой областью заслуживающих внимания

сочинений.

Особенно сложно даются первые годы педагогической работы, когда нет ещё

своего

опыта,

излюбленного,

«накатанного»

педагогического

репертуара,

«своей» последовательности изучения произведений, проверенной собственным

педагогическим опытом. Чаще всего молодым педагогам приходится (и это,

пожалуй, единственный и самый верный путь) обращаться за помощью к более

опытным коллегам. Но, чем опытнее педагог, тем с меньшей уверенностью даст

он рецепт мастерства. Всё чаще приходится слышать: «С каждым учеником

будет всё по-новому».

Многих ошибок удалось бы избежать, если бы каждый педагог начинал

решение задачи выбора репертуара именно с постановки этой самой задачи,

чёткого определения основной цели и средств к её достижению. Что именно

необходимо ученику на данном этапе его развития, и какое произведение

наилучшим образом позволит добиться необходимого результата - вот основной

вопрос репертуарной тактики.

Достаточно распространённой ошибкой является «привязывание» исполнения

произведения к определённому классу или году обучения. Необходимо

учитывать, что распределение по классам, принятое в методических разработках

типовых программах - весьма условное и примерное. Условия применения этих

рекомендаций оговорены в пояснительной записке.

Программа завышенной сложности может в итоге стать не только

психологической травмой, но и привести к профессиональным заболеваниям

рук.

Именно

поэтому

необходимо

совместное

обсуждение

выбранного

репертуара вместе с учеником, осознание им собственной индивидуальности, а

значит только ему присущих темпов освоения тех или иных художественных и

технических сложностей.

Как неписаный закон существует в среде педагогов убеждение, что любую

достаточно ответственную программу (на конкурс, на выпускной экзамен, на

открытый концерт) нужно просто выстрадать. Именно поэтому существует

политика «двух программ» - одна «наверняка», другая - «на вырост», часто

используется

принцип

текущей

заменяемости

произведений,

повторения

исполняемых ранее, метода своеобразных «заготовок», когда возвращаются к

отложенным

в

прошлом,

не

доведённым

до

концертного

выступления

сочинениям.

Основные принципы при подборе репертуара:

- доступность репертуара, как в техническом отношении, так и по содержанию;

-репертуар

должен

способствовать

развитию

творческого

воображения

учеников. Для этого в программу следует включать пьесы программного

характера, жанровые зарисовки;

- принцип изучения музыкального материала «от простого к сложному».

- принцип разнообразия пьес в репертуаре;

- выбор репертуара с перспективой дальнейших концертных выступлений.

Индивидуальный план рекомендуется составлять по следующим

направлениям:

- новый художественный репертуар для детального изучения;

- новый художественный материал для самостоятельного изучения;

- репертуар для эскизного изучения;

- репертуар для повторения;

- инструктивный материал (гаммы, арпеджио, упражнения, этюды);

- материал для развития навыков чтения с листа, транспонирования, игры по

слуху, импровизации.

Само название «индивидуальный план» - очень точно передает сущность

этого важного для педагогической работы документа. Он должен быть

действительно индивидуальным, отвечающим задаче воспитания данного,

конкретного ученика, и в то же время планом в настоящем смысле слова -

обоснованно, исходя из реальных закономерностей предшествующего развития,

намечающим перспективы дальнейшего движения вперед.

Необходимо вводить в план сочинения, которые помогли бы возможно ярче и

скорее «раскрыть» ученика, развить все лучшие задатки его натуры. При этом

нельзя оставлять без внимания тех, быть может, еще почти неразличимых, но

заслуживающих поддержки черт нового, которые проявляются в его исполнении

Необходимо, конечно, восполнять имеющиеся пробелы. Но делать это надо

очень тактично и умело. Некоторые ученики, долго играя произведения, которые

им «не удаются», начинают работать без интереса и терять веру в свои силы.

Обычно для устранения недостатков целесообразно выбрать произведение не

слишком чуждое индивидуальности ученика, а в какой-то мере ему близкое, но

дающее в то же время возможность поработать над их устранением. Тогда он

чувствует себя более уверенно и легче справляется с имеющимися трудностями.

Иногда ученик на вопрос педагога: «Какие из предложенных на выбор

сочинений ему хотелось бы сыграть?» - безразличным тоном отвечает: «Все

равно». В таких случаях педагоги часто возмущаются равнодушием, апатией

ученика, вместо того чтобы задуматься: сделали ли они сами все возможное для

пробуждения у него активного интереса к тому, что он будет играть?

Обычно, чем одареннее ученик, тем более отчетливо выражаются его желания

играть то или иное сочинение, иногда настолько, что даже при отказе дать

просимую пьесу, он будет ее учить тайком. Естественно, что ученикам менее

способным, с недостаточно отчетливыми художественными стремлениями, надо

помочь вырабатывать свое отношение к музыке, следствием чего явится и более

остро выраженное тяготение к определенным сочинениям. Для этого важно не

только стимулировать высказывание учеником своих желаний, но и создать

условия, благоприятствующие тому, чтобы он больше слушал музыки и имел

достаточно широкие возможности выбора произведений.

Одна из частых ошибок - завышение трудности сочинений. Это приводит к

недостаточно высокому качеству исполнения и, в конце концов, может вызвать

привычку играть небрежно. Следует ли, однако, вовсе отказываться от того,

чтобы иногда давать ученику сочинения, безусловно, для него трудные? Ни в

коем случае! Это уместно, например, в тех случаях, когда пьеса очень нравится

ученику. Однако должны быть реальные шансы, что он с нею справится и что

ему не грозит опасность причинить себе вред, скажем - «переиграть» руку. В

принципе

более

трудными

могут

быть

те

пьесы,

которые

близки

индивидуальности ученика и ставят перед ним до известной степени уже

знакомые задачи.

Важно хотя бы несколько сочинений пройти в порядке ознакомления (их

также следует включить в план). Цель прохождения всех этих сочинений -

расширение кругозора ученика, развитие навыков чтения нот, ансамблевого

исполнения и аккомпанемента, что важно не только для всестороннего

музыкального развития ученика, но и для подготовки его к будущей

практической деятельности.

При составлении индивидуального плана надо продумать и то, что будет

исполнено на вечерах, на экзамене, в школьном концерте. Так как эти

произведения необходимо довести до возможной степени законченности, то они

не должны быть очень трудными для ученика.

Планы представляются к началу каждого полугодия. К весеннему экзамену

педагог составляет характеристику учеников, где отмечает успеваемость за

протекший учебный год, отношение к работе и степень выполнения плана,

сделанные успехи и имеющиеся недостатки. В характеристике следует также

сказать о музыкальных способностях ученика и их развитии.

Вся эта документация - составная часть широкого всестороннего плана

воспитания и обучения ученика. Этот план включает в себя не только наметки

определенного репертуара, но и ряд методических соображений по поводу

процесса обучения данного ученика, развития его индивидуальности и

подготовки к последующей практической деятельности.

С точки зрения психологов все многообразие человеческой деятельности

сводится к трем основным видам - игре, учебе и труду. Ведущим из них является

тот, в ходе которого происходит в данный период основное развитие

психологических функций и способностей. Так, для дошкольников ведущей

деятельностью является игра. Именно в процессе игры у ребенка формируется

внимание, воображение, управление своим поведением. Если ребенка в 5-6 лет

лишить игры и полностью включить в трудовую деятельность, то это может

привести к задержке его развития, либо к однобокому развитию.

Для детей школьного возраста ведущей деятельностью становится учеба. Но

они по-прежнему много и охотно играют. При поступлении в школу происходит

смена ведущего вида деятельности. Игра уступает место учебе. Если ребенок, не

желающий учиться, сопротивляется и протестует против смены ведущей

деятельности, то мы должны понять ребенка, войти в его ситуацию. Понять,

почему он не хочет учиться. Потому, что ему трудно, не совсем понятно,

недостаточно интересно.

Как сделать интересными и любимыми занятия музыкой? Этому могут

способствовать то, что будит воображение - музыкальный материал, рисунок,

текст песенок, сказка-рассказ. Большую роль могут сыграть и родители,

помогающие ребенку дома.

При выборе репертуара необходимо учитывать не только исполнительские и

музыкальные задачи, но и черты характера ребенка: его интеллект, артистизм,

темперамент, душевные качества, наклонности. Если вялому и медлительному

ребенку предложить эмоциональную и подвижную пьесу, вряд ли можно

ожидать успеха. Но проигрывать с ним такие вещи в классе стоит, на концерт же

лучше выносить более спокойные. И наоборот: подвижному и возбудимому

ученику надо рекомендовать более сдержанные, философские произведения.

Необходимо

поддерживать стремление детей играть то или иное

произведение, даже не соответствующее уровню их музыкального развития и

техническим возможностям. Если ученик хочет сыграть какое-то произведение,

значит - оно отвечает его эмоциональному состоянию. И предоставить свободу

выбора ребенку нужно.

Педагоги проводят массу времени в поисках необходимого репертуарного

материала: из одного можно использовать пьесу, из другого - два упражнения, в

третьем есть подходящая картинка, в четвертом - стихи... Хотелось бы найти

музыкальные

детские

сборники

с

прекрасными

мелодиями,

стихами,

иллюстрациями, с хорошо читаемыми детскими глазами нотами.

Литература:

1.Муллахметова Е.Г. Значение репертуара в развитии музыкальных интересов

учащихся и сохранности их мотивации к обучению игре на фортепиано.

2.Молодых А.В. Подбор концертного репертуара по учебному предмету

«Фортепиано» и преодоление сценического волнения учащихся.

3.Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано – М: «Просвещение»,1984

4.Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л.,

1969

5.Милич Б.Е. Воспитание ученика-пианиста. - М., 2002

6.Ныркова В. Д. Курс фортепиано для музыкантов разных специальностей. —

М., 1988

7.Зенина Л.Л. Курс фортепиано в комплексном воспитании



В раздел образования