Напоминание

РОЛЬ ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВОСПРИЯТИИ


Автор: Соловьева Алина Борисовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: НИУ Белгу
Населённый пункт: Старый Оскол, Белгородская
Наименование материала: статья
Тема: РОЛЬ ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВОСПРИЯТИИ
Раздел: высшее образование





Назад




РОЛЬ ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ

ВОСПРИЯТИИ

Соловьева Алина Борисовна

Белгородский государственный национальный исследовательский

университет, студент факультета психологии, город Белгород, Россия

Аннотация:

работа

посвящена

проблеме

этнических

стереотипов

в

межличностном восприятии. Раскрываются особенности этнических стереотипов

в

межличностном

восприятии

студентов.

Этнические

стереотипы

играют

значительную роль в общении студентов. Несмотря на то, что это может быть

неправильным

или

несправедливым,

стереотипы

о

национальности

или

этнической принадлежности часто влияют на взаимодействие между студентами.

Ключевые

слова:

этнические

стереотипы,

студенты,

межличностное

взаимодействие, общение, восприятие, эмоциональное состояние.

THE ROLE OF ETHNIC STEREOTYPES IN INTERPERSONAL

PERCEPTION

Soloveva Alina Borisovna

Belgorod State National Research University, Associate Professor of the

Department of Age and Social Psychology,

Belgorod, Russia

Abstract:

the paper is devoted to the problem of ethnic stereotypes in

interpersonal perception. The peculiarities of ethnic stereotypes in the interpersonal

perception of students are revealed. Ethnic stereotypes play a significant role in student

communication. Despite the fact that this may be wrong or unfair, stereotypes about

nationality or ethnicity often affect the interaction between students.

Keywords:

ethnic

stereotypes,

students,

interpersonal

interaction,

communication, perception, emotional state.

В современных обществах этнические стереотипы играют значительную

роль в межличностном восприятии студентов, особенно в образовательной среде,

где представители различных этнических групп собираются вместе. Стереотипы

могут быть как положительными, так и отрицательными, и влиять на

формирование отношений, самооценку и академическую успешность.

Этнические стереотипы часто формируются на базе обобщений и

культурных клише, которые передаются через массовую культуру и СМИ. Они

могут

вести

к

предубеждениям

и

дискриминации,

но

также

способны

способствовать возникновению взаимопонимания и уважения, если строятся на

осознанной

открытости

и

критическом

отношении

к

существующим

представлениям [3].

Межличностное

восприятие

студентов

во

многом

зависит

от

их

культурной компетентности и способности критически оценивать собственные

установки.

Образовательные

учреждения

играют

ключевую

роль

в

формировании этой компетентности через внедрение программ, направленных

на

развитие

навыков

межкультурной

коммуникации.

Такие

программы

способствуют

разрушению

стереотипов

и

стимулируют

формирования

объективных и справедливых взглядов на представителей различных этнических

групп.

Изучение роли этнических стереотипов в межличностном восприятии

проводилось НИУ «БелГУ» Белгорода. В исследовании приняли участие

студенты 2 курса, в количестве 50 человек. Было сформировано две группы:

первая группа – 25 человек, представители африканской этнической группы;

вторая группа – 25 человек, представители русской этнической группы.

На основе полученных данных можно сделать вывод, что наиболее

распространенными

дисгармониями

в

межличностных

отношениях

среди

испытуемых являются напряженность и агрессия, которые выражаются в чувстве

смятения, эмоциональной неустойчивости, стремлении подчинить себе других,

доминировать над ними. Это видно по данным таблицы (шкала «сумма»).

Рис. 1. Распределение уровня дисгармонии межличностных отношений

среди испытуемых, балл

Числовые данные, полученные после проведения методики «Субъективной

оценки дисгармонии межличностных отношений», показывают, что в группе

испытуемых

присутствует

некоторая

дисгармония

в

межличностных

отношениях.

Показатели

шкал

«напряженность»,

«отчужденность»,

«конфликтность», «агрессия» по баллам являются выше среднего. Средний балл

по данной методике равен 125 баллам (250/2).

Этнические стереотипы играют значительную роль в общении студентов.

Несмотря на то, что это может быть неправильным или несправедливым,

стереотипы о национальности или этнической принадлежности часто влияют на

взаимодействие между студентами.

В

общении

студентов

этнические

стереотипы

могут

формировать

предпосылки или ожидания о конкретной группе людей, что ведет к суженному

видению их принадлежности к определенной этнической группе. Это может

приводить к преждевременному суждению о характере, амбициях, навыках или

даже успехах студента, просто потому, что он относится к определенной

культуре или нации. Такие стереотипы зачастую возникают из-за отсутствия

знакомства с людьми, принадлежащими к другим этническим группам, а также

из-за дискриминационных установок, которые существуют в обществе.

Влияние этнических стереотипов на общение студентов может быть

различным. Некоторые студенты могут столкнуться с предвзятым отношением

русские

африканцы

160

151

155

135

120

80

50

20

Напряженность

Отчужденность

Конфликтность

Агрессия

со стороны своих товарищей или даже преподавателей. Это может создавать

барьеры в общении и ограничивать возможность этих студентов выразить свои

идеи или мнения, что может привести к их изоляции и низкой самооценке. Кроме

того, стереотипный взгляд на этническую группу может препятствовать обмену

знаниями, опытом и культурными традициями, что может негативно сказаться на

общественной и культурной разнообразности студенческого сообщества.

Однако, есть и положительная сторона этнических стереотипов в общении

студентов. Иногда стереотипы могут способствовать созданию привязанности

между студентами, которые имеют общую этническую принадлежность. Такие

стереотипы могут служить основой для формирования культурных клубов, групп

или организаций, где студенты могут находить единомышленников и разделять

свои радости и достижения.

Для снижения воздействия этнических стереотипов в общении студентов,

важно прежде всего осознавать их существование и усиливать межкультурное

понимание среди всех студентов. Образовательные учреждения могут создать

программы, которые позволят студентам более глубоко изучить и оценить

культурные различия, а также проводить мероприятия для разработки навыков

межкультурного общения. Такие инициативы помогут разбить стереотипы и

способствовать созданию уважительной и толерантной атмосферы на кампусе.

Как студенты, мы также можем активно принимать участие в этом

процессе,

проявлять

интерес

к

другим

культурам,

взаимодействовать

с

представителями разных этнических групп и разрушать стереотипы своим

личным примером. Мы должны помнить, что каждый человек уникален и его

личность не должна ограничиваться определенными стереотипами.

Для

дальнейшего

углубления

анализа

важно

учитывать

влияние

этнических стереотипов на эмоциональное состояние студентов. Студенты,

которые сталкиваются со стереотипами, могут испытывать стресс, тревогу и

даже депрессию. Это требует активной работы со стороны преподавателей и

психологов,

чтобы

создать

более

инклюзивную

и

поддерживающую

образовательную среду.

В заключение, роль этнических стереотипов в межличностном восприятии

студентов является значительной, но не непреодолимой преградой. Прямое

обсуждение, открытость к изменению и постоянная работа по

совершенствованию межкультурного диалога способны превратить эти

стереотипы в инструмент для личностного роста и взаимопонимания.

Библиографический список:

1.

Садохин, А.П. Основы этнологии / А.П. Садохин, Т.Г.

Грушевицкая. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 125 с.

2.

Татарко, А.Н. Методы этнической и кросскультурной

психологии / А.Н. Татарко, Н.М. Лебедева. – М.: Издательский дом

Высшей школы экономики, 2011. – 896 с.

3.

Хотинец, В. Ю. Этническая идентичность и толерантность:

учебное пособие для вузов / В. Ю. Хотинец. – 2-е изд., перераб. и доп. –

М.: Издательство Юрайт, 2023. – 121 с.



В раздел образования