Автор: Соловьева Анастасия Борисовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: НИУ Белгу
Населённый пункт: Старый Оскол, Белгородская
Наименование материала: статья
Тема: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ В ОБЩЕНИИ ПОДРОСТКОВ
Раздел: высшее образование
Психологические трудности в общении подростков
Соловьева Анастасия Борисовна
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, студент
факультета психологии, город Белгород, Россия
Аннотация: работа посвящена особенностям психологических трудностей в общении подростков.
В статье приведен анализ выраженности психологических трудностей общения в подростковом
возрасте. Подростки часто сталкиваются с психологическими трудностями при общении со
взрослыми.
Ключевые слова: психология, общение, трудности, подростки, самооценка, общение со взрослыми,
тревожность, агрессивное поведение.
PSYCHOLOGICAL DIFFICULTIES IN COMMUNICATION AMONG TEENAGERS
Dubova Darya Sergeevna
Belgorod State National Research University, Student of the Faculty of Psychology, Belgorod, Russia
Abstract: the paper is devoted to the peculiarities of psychological difficulties in communication among
adolescents. The article provides an analysis of the severity of psychological communication difficulties
in adolescence. Teenagers often face psychological difficulties when communicating with adults.
Keywords: psychology, communication, difficulties, adolescents, self-esteem, communication with
adults, anxiety, aggressive behavior.
Подростковый возраст является одним из самых сложных периодов в развитии человека. В этот
период подростку приходится столкнуться со множеством новых ситуаций и проблем, в том числе
и в сфере общения. Психологические трудности в общении подростков могут иметь серьезные
последствия для их эмоционального и социального развития.
Одной из основных проблем, с которыми сталкиваются подростки, является низкая самооценка. В
этом возрасте они начинают оценивать себя и свое поведение, и часто чувствуют себя
несовершенными или недостаточно хорошими. Это может привести к трудностям в установлении
контакта с другими людьми и формированию дружеских отношений.
Еще одной проблемой является социальная тревожность. Подростки часто боятся быть
осужденными или отвергнутыми другими, поэтому избегают активного общения или стараются
скрыть свои недостатки. Это может привести к изоляции и ощущению одиночества, которые
негативно сказываются на психическом здоровье и общей эмоциональной устойчивости.
Кроме того, подростки часто испытывают трудности в выражении своих эмоций и чувств. В этот
период они находятся на стыке детства и взрослости, и им может быть сложно понять и описать
свои эмоции. Это может приводить к недопониманию и конфликтам с окружающими.
Неконтролируемые эмоции также могут привести к агрессивному поведению или депрессивным
состояниям [3].
Для преодоления психологических трудностей в общении подростков необходима осознанная
работа над собой. Важно помочь им осознать свою ценность и уважение к себе как личности.
Ответственность за формирование собственной самооценки лежит на самих подростках, но
взрослые могут оказать им поддержку и помощь.
Также важно научить подростков управлять своими эмоциями. Это включает в себя различные
методы, такие как написание дневника, обсуждение своих чувств с близкими людьми, осознанное
дыхание и медитация. Подростку нужно понять, что необходимо принимать свои эмоции без суда
и уметь действовать в соответствии с ними без вреда для себя и окружающих.
Наконец, преодоление социальной тревожности осуществляется через практику общения с
другими людьми и развитие навыков социальных взаимодействий. Подростку можно
порекомендовать принять участие в различных коллективах, кружках или волонтерских проектах,
где он сможет научиться устанавливать контакты и работать в команде [1].
Изучение психологических трудностей общения в подростковом возрасте проводилось на базе
МОУ «СОШ № 39» г. Белгорода. В исследовании приняли участие подростки 9 классов, в
количестве 50 человек.
В таблице 1 представлен анализ выраженности психологических трудностей общения в
подростковом возрасте.
Таблица 1
Выраженность психологических трудностей общения в подростковом возрасте
Трудности общения
U
эмп
Доминирование
М
х1
Враждебность
М
х2
Доброжелательность
М
х3
Подчинённость
М
х4
Общение со
взрослыми
6,4
5,6
3,6
2
18**
Общение со
сверстниками
6,5
3,2
6,1
1,8
5,9*
Примечание: *р≤0,05;
**р≤0,01
В результате проведенного исследования нами были получены статистически значимое различие
на высоком уровне значимости p≤0,01 по показателям (U
эмп
=18; М
х1
=6,4, М
х2
=5,6, М
х3
=3,6, М
х4
=2).
По показателю «общение со сверстниками» (U
эмп
=5,9; М
х1
=6,5, М
х2
=3,2, М
х3
=6,1, М
х4
=1,8)
обнаружен достоверный уровень значимости p≤0,05. Полученные нами данные свидетельствуют о
том, что подростки часто сталкиваются с психологическими трудностями при общении со
взрослыми. Этот период развития характеризуется очень значительными изменениями, как
физическими, так и эмоциональными. Это может добавлять сложностей во взаимодействии с
взрослыми, которые могут не всегда понимать и принимать такие изменения. Одна из основных
причин психологических трудностей общения подростков со взрослыми связана с различием в
мировоззрении и восприятии мира. Подростки начинают искать свое место в обществе, создают
свою систему ценностей и интересов, которая может значительно отличаться от тех, которые
имеют взрослые. Это может создавать некомфортную обстановку подросткам, поскольку их
мировоззрение может быть недопонятым или отвергнутым взрослыми.
Одна из главных причин психологических трудностей общения подростков – это неуверенность в
себе и ощущение неприемлемости. Подростки часто стремятся приспособиться и соответствовать
нормам своей социальной группы, опасаясь быть исключенными или отвергнутыми. Это может
проявляться в неумении начать и поддерживать разговоры, страхе быть осужденным или
постоянном сравнении себя с другими.
Другая трудность связана с недостатком навыков эмоционального выражения и управления
конфликтными ситуациями. Подростки еще только учатся понимать свои эмоции и адекватно их
выражать. Конфликты могут вызывать стресс и страх перед возможными негативными
последствиями, что иногда приводит к избеганию общения или подавлению своих чувств.
Тем не менее, подростковый возраст характеризуется высоким уровнем самореализации в
общении со сверстниками, и враждебностью, доминированием при общении со взрослыми.
Библиографический список:
1.
Джиоева, О.Ф. Коммуникативные трудности в общении / О.Ф. Джиоева //
Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 55. - С. 334-
340.
2.
Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб.:
Питер, 2010. – 656 с.
3.
Рогов, Е.И. Психология общения / Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2014. – 336с.