Автор: Романова Елена Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ "Детский сад №4 "Солнышко"
Населённый пункт: город Лангепас, Ханты - Мансийский АО
Наименование материала: Методические рекомендации для родителей
Тема: "Как воспитать патриота"
Раздел: дошкольное образование
Методические рекомендации для родителей
«Как воспитать патриотов»»
«
Только тот, кто любит, ценит и
уважает накопленное и сохранённое
предшествующим поколением,
может любить Родину, узнать её,
стать
подлинным патриотом».
С. Михалков
2023 год, г. Лангепас
Разработал: воспитатель ЛГ МАДОУ «Детский сад №4 «Солнышко»
Романова Е.И.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть
определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ,
за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и
приумножать богатства своей страны.
Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в
каждодневной трудовой и духовной жизни народа.
Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно говорить о нем применительно к
детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных
особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает
большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с
будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о
несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и
нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства»- как
нельзя больше относиться к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических
чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные
напевы
С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают
ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро,
которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич.
Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что
народ считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каждого
народа свои сказки, и все они по-своему, со свойственным данному народу колориту
передают от поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок
начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ. «Это первые
блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю,
чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическими гениями
народа».
Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются
ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к
отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к
своей стране.
Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно
оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у
него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для
рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти
дошкольника на всю жизнь. Так общественное и природное окружение выступает в роли
первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно
выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он может не увидеть
главное, или принять за главное нетипичное, второстепенное.
«Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности
которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и взрослый
должен заботиться о воспитании у детей чувства безграничной любви к Родине». Без
помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город,
село, лес, река, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина.
Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он
направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный
опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к взрослому дети перенимают
у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся
к празднику и т. д. – во всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно
воспитывает чувства ребенка.
При воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в детях интерес к
событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует.
Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей
последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому
саду, затем к городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что воспитывая любовь к
родителям, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К сожалению, известны
случаи, когда преданность своему дому, своей семье уживается с безразличием к судьбе
Родины и даже с предательством.
Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство
преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним –
все это очень важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности и
благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно,
чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как
тружеников, вносящим свой вклад в общее дело.
Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к
традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая,
чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи
ветеранов, участников воин. Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших
воинов. Много памятников и обелисков на нашей земле. Ребенок в старшем дошкольном
возрасте уже способен переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он
поплачет, слушая рассказ о мальчике, которого фашисты повесили на глазах у матери, о
солдате, который с последней гранатой бросился под фашистский танк. Не нужно ограждать
детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят нервную систему ребенка, а являются
началом патриотических чувств.
Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что
все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране,
должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда
воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Педагог,
может посоветовать родителям, рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и
для чего это нужно.
При ознакомлении детей с трудом взрослых, очень важно показать им общественную
значимость этого труда, его необходимость не только лично к какому-то человеку, но и всей
стране. Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде хлебороба. Рассказы о
героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает
воспитывать гордость за человека – труженика.
В
патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует
и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию.
Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины. Примеры трудовых
подвигов людей во имя благополучия и славы Родины, традиции, с которыми педагог
знакомит детей, помогают им осознать патриотизм, как чувство, проявляющееся
каждодневно.
Очень важно для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Обращение к
литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, - это обращение к прошлому своего
народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное, и сохраненное предыдущими
поколениями, может стать подлинными патриотами.