Напоминание

"Как воспитать патриота"


Автор: Романова Елена Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ "Детский сад №4 "Солнышко"
Населённый пункт: город Лангепас, Ханты - Мансийский АО
Наименование материала: Методические рекомендации для родителей
Тема: "Как воспитать патриота"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методические рекомендации для родителей

«Как воспитать патриотов»»

«

Только тот, кто любит, ценит и

уважает накопленное и сохранённое

предшествующим поколением,

может любить Родину, узнать её,

стать

подлинным патриотом».

С. Михалков

2023 год, г. Лангепас

Разработал: воспитатель ЛГ МАДОУ «Детский сад №4 «Солнышко»

Романова Е.И.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть

определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ,

за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и

приумножать богатства своей страны.

Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в

каждодневной трудовой и духовной жизни народа.

Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно говорить о нем применительно к

детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных

особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает

большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с

будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о

несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и

нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства»- как

нельзя больше относиться к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических

чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные

напевы

С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают

ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро,

которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич.

Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что

народ считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каждого

народа свои сказки, и все они по-своему, со свойственным данному народу колориту

передают от поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок

начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ. «Это первые

блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю,

чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическими гениями

народа».

Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются

ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к

отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к

своей стране.

Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно

оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у

него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для

рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти

дошкольника на всю жизнь. Так общественное и природное окружение выступает в роли

первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно

выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он может не увидеть

главное, или принять за главное нетипичное, второстепенное.

«Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности

которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и взрослый

должен заботиться о воспитании у детей чувства безграничной любви к Родине». Без

помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город,

село, лес, река, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина.

Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он

направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный

опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к взрослому дети перенимают

у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся

к празднику и т. д. – во всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно

воспитывает чувства ребенка.

При воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в детях интерес к

событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует.

Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей

последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому

саду, затем к городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что воспитывая любовь к

родителям, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К сожалению, известны

случаи, когда преданность своему дому, своей семье уживается с безразличием к судьбе

Родины и даже с предательством.

Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство

преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним –

все это очень важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности и

благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно,

чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как

тружеников, вносящим свой вклад в общее дело.

Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к

традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая,

чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи

ветеранов, участников воин. Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших

воинов. Много памятников и обелисков на нашей земле. Ребенок в старшем дошкольном

возрасте уже способен переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он

поплачет, слушая рассказ о мальчике, которого фашисты повесили на глазах у матери, о

солдате, который с последней гранатой бросился под фашистский танк. Не нужно ограждать

детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят нервную систему ребенка, а являются

началом патриотических чувств.

Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что

все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране,

должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда

воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Педагог,

может посоветовать родителям, рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и

для чего это нужно.

При ознакомлении детей с трудом взрослых, очень важно показать им общественную

значимость этого труда, его необходимость не только лично к какому-то человеку, но и всей

стране. Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде хлебороба. Рассказы о

героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает

воспитывать гордость за человека – труженика.

В

патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует

и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию.

Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины. Примеры трудовых

подвигов людей во имя благополучия и славы Родины, традиции, с которыми педагог

знакомит детей, помогают им осознать патриотизм, как чувство, проявляющееся

каждодневно.

Очень важно для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Обращение к

литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, - это обращение к прошлому своего

народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное, и сохраненное предыдущими

поколениями, может стать подлинными патриотами.



В раздел образования