Автор: Мамедова Людмила Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципального общеобразовательного учреждения "Киришская средняя школа № 7"
Населённый пункт: г. Кириши
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Свет блокадных лет"
Раздел: начальное образование
1
Введение
«Свет
блокадных
лет»
-
так
называется
методическая
разработка,
посвящённая одному из периодов Великой Отечественной Войны – Блокаде
Ленинграда. Это многолетний авторский опыт, который складывался в результате
личного стремления говорить с детьми о Блокаде.
Представленная практика стала одним из компонентов становления и
реализации
системы
духовно-нравственного
воспитания
МОУ
«Киришская
средняя общеобразовательная школа №7», действующей в соответствии с
официальным документом «Основы государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Методическая разработка «Свет блокадных лет» - это совокупность
мероприятий для школьников 4-ых классов и их родителей по предмету «Основы
религиозных
культур
и
светской
этики»,
модуль
«Основы
православной
культуры». Включает в себя родительское собрание, два урока и внеурочное
занятие по курсу «ОРКСЭ». Представлены конструкт родительского собрания «В
семью – чтение, в душу – свет», конструкт урока «Чудо в жизни христианина»,
конспект урока «Подвиг», конструкт внеурочного занятия «Блокадный узор» в
рамках темы «Христианин в труде».
Главное, к чему мы стремимся в совместной деятельности, – чтобы в каждом
участнике (ребенке и взрослом человеке) разговоры о Блокаде оставили светлые
чувства, ощущение доброты и любви. Да, именно свет, затмевающий тьму, любовь
и доброта, побеждающие зло!
Кто-то скажет: «Блокада Ленинграда – величайшая военная драма 20 века.
Трагедия города и его жителей, не знающая примеров за всю историю
человечества… Там, где было 900 дней горьких испытаний, разве можно найти
свидетельства, которые способны у современных детей и взрослых вызвать
светлые помыслы и отрадные чувства?!»
На этот вопрос мы ответим: «Можно!»
2
Блокадное время – это прежде всего ЛЮДИ. Военные бедствия приводят к
перевороту в нравственной сфере всех и каждого. Возможно ли было в Блокаду, в
ее нечеловеческих условиях
- остаться ЧЕЛОВЕКОМ, способным сопереживать и заботиться?
- сохранить или открыть в себе великодушие, жертвенность во имя
ближнего?
- не терять НАДЕЖДУ, когда выхода нет?
- верить в лучшее самому и вселять веру в других?
Да! Потому что, когда трудно, – БОГ рядом! И тогда только ВЕРА для
человека – это спасительный свет и путь.
Неотъемлемая часть методической разработки «Свет блокадных лет» –
пронзительные истории судеб блокадников. Каждый, о ком мы будем говорить,
стоял перед тяжелым моральным выбором: выжить любой ценой или сохранить
достоинство.
Д.С. Лихачев, живя и работая в блокадном Ленинграде, пришел к выводу:
«… Люди показали себя, обнажились, освободились от всяческой мишуры: одни
оказались замечательные, беспримесные герои, другие – злодеи, мерзавцы...
Середины не было. Все было настоящее».
Совесть, взаимопомощь, милосердие, сострадание, доверие к Богу и
убежденность в Его промысле, как духовные ценности людей, составляющие
стержень их личности, оказывались сильнее всех других обстоятельств.
Сохраняя достоинство перед лицом смерти, люди возрастали духовно.
Размышляя об этом, Д.С. Лихачев продолжает: «Разверзлись небеса, и в небесах
был виден Бог. Его ясно видели хорошие. Совершались чудеса».
Мы восхищаемся самоотверженностью таких людей и называем подобные
блокадные примеры героическим подвигом. Но, прежде всего, это ПОДВИГ
ДУХОВНЫЙ. На фоне разыгравшейся ленинградской трагедии 20 века - словно
чудо! – ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ и ДОБРОТА.
3
В своих письмах последующим поколениям Д.С. Лихачев именно эти
важнейшие качества называет самыми ценными в жизни: сначала они должны быть
смыслом жизни отдельного человека, а потом стать обязательной основой жизни
общества. В этом академик видел единственный путь к счастью всех и каждого.
В этом содержится важнейший духовно-нравственный аспект воспитания
нашей практики.
В ходе реализации методической разработки «Свет блокадных лет» мы
создадим
условия
для
решения
актуальной
проблемы
нашего
времени,
выражающейся в почти погибельной реальности жизни современных людей,
полной равнодушия, цинизма, безответственности, жестокосердия и безверия.
В этом смысле методическая разработка является актуальной и имеет
большое значение.
Опыт, который предстоит узнать школьникам и их родителям, поможет им
определить для себя духовно-нравственные ориентиры в веке 21-ом.
Цель методической разработки: духовно-нравственное просвещение детей и
взрослых на основе нравственного подвига людей блокадного Ленинграда.
Задачи:
изучить
блокадные
истории
и
раскрыть
особые
механизмы,
помогающие людям сохранить лучшие моральные качества в драматических
условиях;
обозначить
примеры
для
подражания,
создавая
предпосылки
к
формированию нормативного поведения детей и взрослых;
провести нравственные параллели между достойными поступками
людей в Блокаду и сегодняшним днем;
невидимыми историческими нитями соединить прошлое с настоящим,
создавая предпосылки к формированию памяти поколений;
вдохновлять на самосовершенствование личных духовно-нравственных
качеств, создавая предпосылки к построению общей культуры мира и добра среди
людей в современных условиях;
4
привлекать каждого участника к осмыслению, анализу, свободному и
искреннему выражению своей точки зрения;
создавать условия для формирования читательской и функциональной
грамотности;
способствовать развитию интереса к дальнейшему изучению истории и
культуры Ленинграда времен блокады;
учить первоначальным умениям исследовательской работы, поощрять
участие в конкурсах патриотической и духовно-нравственной направленности для
раскрытия потенциала детей как в урочной, так и во внеурочной занятости.
Календарно-тематическое планирование модуля
«Основы православной культуры»
курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Автор учебного пособия А. Кураев
№
п/п
Тема
урока
Дата
план
Дата
факт
1.
Россия – наша Родина
03.09.2023
2.
Культура и религия
10.09
3.
Человек и Бог в православии
13.09
4.
Православная молитва
24.09
5.
Библия и Евангелие
01.10
6.
Проповедь Христа
08.10
7.
Христос и Его крест
15.10
8.
Пасха
22.10
9.
Православное учение о человеке
12.11
10.
Совесть и раскаяние
19.11
11.
Заповеди
26.11
12.
Милосердие и сострадание
03.12
13.
Золотое правило этики
10.12
14.
Храм
17.12
15.
Икона
24.12
16.
Творческие работы
14.01.2024
17.
Подведение итогов
21.01
18.
Как христианство пришло на Русь
28.01
19.
Заповеди блаженств
04.02
20.
Подвиг
11.02
21.
Зачем творить добро
18.02
22.
Чудо в жизни христианина
25.02
5
23.
Православие о Божьем суде
04.03
24.
Таинства Причастия
11.03
25.
Монастырь
18.03
26.
Отношение христианина к
природе
01.04
27.
Христианская семья
08.04
28.
Защита Отечества
15.04
29.
Христианин в труде
22.04
30.
Любовь и уважение к Отечеству.
29.04
31.
Подготовка творческих проектов
06.05
32.
Подготовка творческих проектов
13.05
33.
Выступление учащихся с
творческими работами
20.05
34.
Выступление учащихся с
творческими работами
27.05
Методическая разработка является актуальной и имеет большое значение
- как для педагогов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, ведь речь
идет о малой родине, где Блокадная тематика является «местным» материалом, а
значит, способствует приобщению школьников к прошлому родного края,
- так и для педагогов всей страны, потому что Ленинградская блокада хранит
в себе историческую память о великом подвиге народа нашей большой Родины.
Завершая «Введение», считаем важным отметить, что немаловажная роль в
реализации методической разработки отведена школьному психологу.
В методическую разработку «Свет блокадных лет» входят шесть глав:
аналитическая
- о себе;
- о родителях;
- о младших школьниках;
о литературно-художественном компоненте;
о конструкте родительского собрания «В семью – чтение, в душу – свет»;
о конструкте урока «Чудо в жизни христианина»;
о конспекте урока «Подвиг»;
6
о конструкте внеурочного занятия «Блокадный узор» в рамках темы
«Христианин в труде».
Глава 1. Аналитическая
О себе
Тема Блокады меня не оставляет и не оставляла…
Мои предки испокон веков жили на Ленинградской земле. Они были в числе
бойцов Волховского фронта, образованного для решения важных задач в битве за
Ленинград.
Значимость данного факта я осознавала и как человек (потомок), и как
учитель, который искренне желал поделиться с детьми ценной исторической
информацией о том периоде Великой Отечественной войны.
Ещё некоторое время назад разговоры с детьми о Блокаде я осуществляла по
принципу: будут знать - будут помнить, будут историю уважать. Я была твердо
убеждена, что
- современная культура по большей части визуальна, а значит, зрительный
ряд (слайды с фотохроникой) даст ребятам ясное представление о том времени;
- статистика, основанная на датах и цифрах, скажет детям о многом и
повысит их информативный уровень;
- задание «прочитать дома книгу о блокадной истории» способно увлечь
младших школьников данной тематикой.
Подобный рациональный подход вызывал у меня чувство благополучности.
Но оно присутствовало до тех пор, пока однажды я не получила личные сообщения
от родителей, чьим детям я задала прочитать одну из детских книг о Блокаде.
Сообщения от пап и мам стали поступать мне в этот же день поздно вечером
и даже ночью. Имена родителей – это их «ники» в чате.
Костя С., (отец Майи С.) «Я не доволен рассказом про войну! Зачем в таком
возрасте внушать детям: страх, боязнь, психологическое воздействие, зачем
7
этим психологически ломать ребенка, человека! Можно оказаться в ловушке,
замкнуться в себе … (моё мнение)».
Дмитрий Н., (папа Максима Н.) «Я не знаю какой умный человек это включил
в литературу 9-10 летних детей…»
Viktoriya Mangold, (мама Максима Н.) «Моя старшая дочь учится в 7 классе
и в третьем ей точно не забивали голову блокадой…»
Марина Е., (мама Глеба Е.) «… Очень тяжелый рассказ»
Аня П. (мама Дениса П.) «Очень тяжелый»
Viktoriya Mangold, (мама Максима Н.)
«…Отрицательных отзывов от
родителей больше чем положительных…»
Вечером, ночью и весь следующий день не утихали в нашем чате споры
родителей о прочитанной истории. Взрослым не понравилось наличие темы
Блокады Ленинграда в программе их детей, моих учеников.
Почему это произошло, а главное, когда, при каких условиях? Вся эта
история с прочтением книги случилась до того, как я прошла обучение и стала
преподавателем курса ОРКСЭ.
Духовная ограниченность, присущая мне в прошлые годы, приводила к
недальновидным действиям по отношению к темам занятий, требующим особой
серьёзной педагогической подготовки. Именно такой является блокадная тематика.
Не стану здесь описывать весь свой путь от учителя начальных классов до
учителя начальных классов с правом преподавания предмета ОРКСЭ. На примере
личного внутреннего переворота, который случился со мной, отмечу, как самое
важное, следующее:
- если душа педагога и всё его естество, помимо служения профессии,
обращены к источникам веры, к нравственным законам христианства, то
Всевышний сердце такого учителя будет питать;
- Творец укрепит трудовой дух и вдохновит на созидательный плодотворный
труд, поддержит в учителе внутренние силы и духовное пламя;
8
- Бог пошлет благодать, за которой обязательно последует обновление и
преображение учителя как человека, такое необходимое и ему самому, и ученикам,
и родителям, с которыми педагог работает.
В определённом смысле происходит перерождение человека-учителя.
Я счастлива, что благодаря присутствию курса ОРКСЭ во мне и меня в курсе
ОРКСЭ теперь имею возможность изменить взгляд на профессию учителя в целом
и конкретно на свою педагогическую деятельность, основываясь на идеях
христианства.
Чем обернулись мои внутренние изменения в вопросе нового осмысления
мною блокадной темы? Христианским пониманием Ленинградской блокады с
реализацией данного направления на уроках ОРКСЭ!
Как изменились мои педагогические принципы в разговорах с детьми о
Блокаде?
Я поняла, что разговоры с детьми о Блокаде Ленинграда необходимо вести не
только ради передачи знаний. Знать о том времени - в этом заключается
рациональный подход, во многом формальный. Прочувствовать и осмыслить ту
эпоху – подход эмоциональный, именно он нам поможет создать условия к
воспитанию в детях исторической эмпатии, чтобы каждый разговор затрагивал
личностно значимые для ребенка темы и способствовал его духовному росту.
Меня
вдохновили
рекомендации
Архиепископа
Тверского
Фаддея
(Успенского), который был еще и учителем. В своем педагогическом труде
«Законы дидактики» Владыка излагает ценную для нас мысль о развитии добрых
качеств сердца и правильном развитии воли, которые более важны, чем развитие
ума. Прямая цитата священника: «Мы ценим человека не столько за его ум,
сколько за доброе сердце».
Уроки, представленные в методической разработке, призваны это решать.
О родителях
Та резонансная история подняла на поверхность еще одну проблему,
являющуюся одной из граней сложной темы Блокады для детей в современных
9
условиях жизни общества, - это негативная реакция родителей на разговоры о том
тяжелом времени и о войне в целом. Желание нынешних мам и пап – оградить
своего ребенка от любого дискомфорта. Тем более от информации, связанной с
величайшей трагедией 20 века.
Объяснение такому явлению есть. Нынешнее поколение живет с сознанием
сытого
человека.
Слишком
много
в
современной
жизни
наслаждений
и
уверенности в том, что все хорошо было вчера, хорошо сегодня и хорошо будет
завтра. Сквозь толщу удовольствий нового тысячелетия невозможно понять
блокадные людские страдания, случившиеся в веке прошлом. Это одна из сторон
духовной пустоты, присущей людям современного общества.
Нам понадобится продуманная работа с родителями, чтобы создать им
условия к переосмыслению, чтобы взрослые перешли из оппозиции на сторону
сотрудничества в вопросе работы с детьми по Блокадной тематике. Мы будем
проводить тематическое родительское собрание.
О младших школьниках
Далее нам была необходима картина, характеризующая представления
учеников 4-го класса, с которыми я планировала проводить разговоры о Блокаде в
новом формате.
Мы знаем, что охватить детей мероприятиями по блокадной тематике
педагоги стараются уже с дошкольного возраста, а дальше эстафету с 1-го класса
перенимает школа.
Мы предложили четвероклассникам анкету из трех вопросов:
1.
Какие факты о Блокаде Ленинграда тебе известны? Перечисли.
2.
Откуда или от кого ты о них узнал?
3.
Узнавал ли ты что-то о том времени самостоятельно, по своему желанию?
Если «да», то укажи источник (по рассказам других людей; из к/ф, книг, в музее
или др.).
По итогам изучения анкет мы выявили следующую картину:
10
Ребята знают основные исторические факты о блокаде и неплохо оперируют
ими.
Кирилл Б., Яна К. и еще 25 чел.: Блокада – это кольцо, ловушка; в Ленинграде
остались женщины и дети; 872 дня или почти 900; еду везли по Дороге жизни; по
карточкам 125 г хлеба в день, за хлебом были очереди; по сигналу тревоги люди
бежали в бомбоубежища; город постоянно бомбили; разрушенные дома; слишком
холодные зимы; воду брали из Невы; мучительное время; голод; умирали на улицах;
на заводах дети работали наравне со взрослыми; жестокие сражения; долго не
могли прогнать фашистов и т.д.
Благодаря работе педагогов на разных ступенях образования младшие
школьники имеют неплохие знания о Ленинградской блокаде. Что же касается
вопроса №3 о личном желании ребенка изучать источники, повествующие о
Блокаде, то ни одного примера детьми указано не было.
В конце изучения анкет важное пояснение дал школьный психолог,
определив, пожалуй, ключевую картину опроса: анкеты ребят практически
единодушно пронизаны атмосферой ужаса и страха. Психолог сделала вывод:
знания и представления четвероклассников о Блокаде основаны на эмоционально-
тревожном фоне.
По мнению психолога, это закономерно, т.к. в современных разговорах с
детьми, как правило, делается акцент на невероятный драматизм, чтобы передать
масштаб трагедии.
Дети, знающие про девочку-блокадницу Таню Савичеву, упоминают ее в
сопоставлении со словом «смерть». В детском сознании нет жизнеутверждающего
мнения о Блокаде, нет положительных образов героев и их поступков.
Нашей разработкой будем стараться вызывать у детей светлые переживания,
рождающие у них положительные личные выводы о людях Ленинградской
блокады.
Глава 2.
11
О литературно-художественном компоненте
Обновленные ФГОС НОО нацеливают на формирование ценностной и
эмоциональной характеристик у обучающихся путем пробуждения эмпатии «как
осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающихся в
поступках, направленных на помощь и обеспечение общего благополучия».
В этом смысле качественный художественный текст на уроках ОРКСЭ –
особый инструмент, при организации работы с которым создается целый комплекс
условий, способный вызывать у детей душевный отклик, зажечь их сердца.
Писатель В.Г. Распутин именно в литературе видел надежду на спасение
общества от пагубности равнодушия и забвения: «Литература во все эти смутные
годы не переставала талантливо и уверенно исполнять свое главное назначение –
любить человека и сострадать ему, а лихолетье заставило ее любить человека и
сострадать ему еще больше». Автор подчеркивает роль литературы в особо тяжкие
времена, когда на первый план выходят нравственные ценности – человеколюбие и
милосердие. Эти размышления меня вдохновили.
Когда меня озарила мысль о христианском понимании Блокады Ленинграда и
преподнесении данной темы детям в литературном ключе, то началась большая
поисковая работа по подбору необходимого материала, который ляжет в основу
уроков методической разработки. К моему удивлению, не только я находила
нужные источники, но и источники стали находить меня. В этом я вижу Божий
промысел, а значит, Господь укрепляет меня в правильно выбранном направлении
деятельности
Ранее мы уже упомянули Д.С. Лихачева, чьи мысли во многом дали
рождение идее нашей разработки. Его современница, историк М.Е. Сергеенко,
также пережившая Блокаду, свидетельствует о поистине христианском отношении
к ближним (даже к врагам!) у ленинградцев. Труды этих выдающихся людей мною
изучены и приняты к сведению.
Меня также вдохновили наши современники:
12
– В. Василик, российский историк, протодиакон РПЦ, доктор исторических
наук, кандидат филологических наук;
-
И.
Рогалёва,
православная
писательница,
член
союза
писателей
Ленинградской
области
и
Санкт-Петербурга,
победитель
всероссийского православного литературного
конкурса
имени
святого
благоверного князя Александра Невского в номинации «Книга для детей»;
- Н. Коняев, русский писатель, секретарь Правления Союза писателей
России, председатель Православного общества писателей Санкт-Петербурга.
Все эти по-своему яркие личности имеют отношение к современному Санкт-
Петербургу и Ленинградской области. Каждый из них носит ген (код) Блокады,
каждый в своем роде исследователь блокадного феномена с точки зрения
христианского осмысления. И, конечно, каждый - автор своих православных
изданий, посвященных Ленинградской Блокаде.
Кроме
религиозной
составляющей,
для
литературно-художественного
компонента
нашей
разработки
были
важны
актуальные
методические
рекомендации, как педагогическая составляющая.
Ценные советы мы нашли в сборнике научно-методических статей «Как
говорить с детьми о Блокаде и обороне Ленинграда», где представлены материалы,
обобщающие опыт работы петербургских школ и музеев города.
Благодаря многочисленным изученным источникам я сделала два важных
вывода:
- литературно-художественные истории про судьбы обычных людей-
блокадников в умелых педагогических руках могут оказаться на редкость
необыкновенными, а качества и поступки таких героев - стать лучшими образцами
для подражания школьникам и их родителям;
- литературно-художественный компонент на уроках ОРКСЭ пойдет в тесной
связи с православными основами, а также с подлинными историческими
свидетельствами
Блокады
Ленинграда,
что
позволит
нам
организовать
13
мероприятия для детей и взрослых на почве религиозной культуры и диалога
между прошлым и современным поколениями.
Мне кажется, именно наличием чёткой авторской позиции, понимания, о чём
и зачем ты пишешь, отличаются художественные произведения Е. Коровиной «У
Лёки большие щёки» и Ю. Яковлева «Девочки с Васильевского острова» от,
например, блокадных свидетельств – своего рода «протоколов жизни». Оба автора
не считают нужным погружать своего читателя в беспросветный мрак.
Использованный на уроках ОРКСЭ литературно-художественный компонент
может применяться педагогами на литературном чтении, истории, краеведении,
литературе.
Глава 3.
О конструкте родительского собрания
«В семью – чтение, в душу – свет»
Данная практика – самая юная из моего многолетнего опыта. К счастью, на
определенном этапе я осознала, что именно этого звена недоставало, чтобы
реализация разработки «Свет блокадных лет» стала и системной, и полноценной.
Большим плюсом для нас было то, что с родителями 4 класса мы имели опыт
общения, когда взрослые принимали решение о выборе модуля в предмете ОРКСЭ
для своего ребенка. Выбрали «Основы православной культуры».
Пригласив мам и пап на встречу в форме диалога, мы создали условия для
доверительной атмосферы. Присутствие психолога школы еще больше помогло
наладить взаимопонимание.
Конструкт собрания. Приложение 1.
Для проведения встречи с родителями мы постарались использовать
необходимые рекомендации из источников, указанных в Главе 2, а также
собственные идеи. С помощью точно подобранных видеофрагментов «Временная
связь» и «У книжной полки», презентации, веских цитат выдающихся личностей,
проникновенных речей психолога и преподавателя ОРКСЭ, совместного диалога
14
нам удалось у взрослых вызвать необходимые реакции, отклики, сформировать
правильное мнение.
На всем протяжении нашей встречи родители были с нами единодушны в
том, что
- память, как высокая категория, является катализатором нравственности
живущих поколений;
- в современном обществе существует проблема сохранения правильной
исторической памяти;
- молодому поколению свойственны ненормативные поступки по отношению
к памятникам и другим культурно-историческим объектам/источникам;
- тем, кто отвечает за воспитание детей и молодежи (семья, школа и др.),
бездействовать нельзя;
- христианские основы на уроках ОРКСЭ можно использовать как
нравственную опору для создания условий к формированию исторической эмпатии
у детей;
- примеры человеческой стойкости наравне с проявленным достоинством
жителей Ленинградской Блокады – это один из лучших воспитывающих образцов
для подрастающего поколения;
- литературно-художественная читательская деятельность, направленная на
знакомство с историей жизни блокадников, поможет обозначить для младших
школьников личностно-значимые ориентиры;
-
драматические
блокадные
события
будут
восприняты
детьми
психологически мягче, если знакомство с художественными произведениями
произойдет в рамках семейного чтения.
Наши единомыслие и принятое решение зафиксированы в протоколе
родительского собрания.
По итогу встречи появились отзывы.
Бугакова Т.Н. (мама Кирилла Б.):
15
«В наше время дети живут благополучно. Практически невозможно
донести до сознания современных ребятишек что такое голод. На собрании
стало понятно, как пробиться сквозь толщу сытости у наших детей. Очень
важно, чтобы они благодаря хорошим книгам прочувствовали тихие слезы людей,
переживших Блокаду. Еще особенно важно подчеркнуть и закрепить в сознании
ребенка мысль о правоте Победы. Мы в семье обязательно подчеркиваем, что
Победа – наше общее наследство. А с наследством нужно обращаться бережно.
Очень понравился ролик «Временная связь», до глубины сердца! Большое спасибо
за прекрасно организованную встречу!»
В семьях прошло чтение двух произведений: Е. Коровиной «У Лёки большие
щеки» и Ю. Яковлева «Девочки с Васильевского острова».
Появились отзывы.
Сергеенко Т.А. (мама Саши С.):
«Людмила Васильевна! Давно все собираюсь сказать Вам огромное спасибо
за ту воспитательную работу, которую Вы ведете с нашими детьми. Что
касаемо темы блокады, то наш великовозрастный 14 летний сынок был до
глубины души потрясен произведением про Валю Зайцеву. Единственную фразу он
произнес после прочтения: «Почему мы не проходили такие произведения?» и это
дорогого стоит. Мы порой не можем достучаться до их человечности, а у Вас
это получается….. Ну вот как так?»
Анастасия Алексеева (мама Ульяны Ч.):
«В книге еще есть мысль того, что молитва помогает в сложных
ситуациях и молитвой матери Лека выжил и стал богослужителем! Рассказ
хороший и нужный».
О том, какую роль сыграло семейное чтение, опробованное детьми и
родителями в качестве системной организованной деятельности на основе
произведений, посвященных Блокаде Ленинграда, говорит следующий факт: вслед
за знакомством с двумя первыми книгами взрослые воодушевленно поддержали
идею и высказались за продолжение серии «Чтение в семейном кругу»! Меня, как
16
преподавателя ОРКСЭ, попросили и дальше отбирать ценные по духовно-
нравственной значимости произведения для детей. Более того, родители выступили
с инициативой помощи в разработке дизайна и печати всех последующих книг для
семейного
чтения.
Так
появились
«наши
собственные»
печатные
версии
следующих произведений: «Арбузный переулок» В. Драгунского, «Посвящается
маме» Ю. Яковлева, «Первый день» А. Алексина, «Мамины руки» Б. Емельянова,
«Похождения жука-носорога» К. Паустовского и др.
Показательным моментом является следующий факт. По традиции, после
того, как изучаемая книга прочитана в семьях, назначается урок по произведению.
Важным условием этого мероприятия является приход каждого ребенка в школу с
книгой, которую читали дома, чтобы она послужила на уроке. По окончании
занятия звучат традиционные слова: «Кто желает свою книгу сдать учителю, может
положить ее на учительский стол». Как правило, ребята не хотят расставаться с
произведением, которое они «проживали» дома с семьей, затем с одноклассниками
на уроке. Обнимая книгу и показывая, как не хочется с ней прощаться, дети снова
ее укладывают в портфели и уносят на память домой.
Видеофрагмент «Временная связь» (есть в сети Интернет)
Видеофрагмент «У книжной полки» (есть в сети Интернет)
Глава 4.
О конструкте урока
«Чудо в жизни христианина»
Признаюсь, что несколько лет назад на основе рассказа Е. Коровиной «У
Лёки большие щёки» я проводила обычный урок внеклассного чтения и мои
педагогические принципы тогда были формальны (выше упоминали об этом).
Именно этот рассказ вызвал ту бурю родительского негодования, о которой мы
ранее рассказали.
В новых условиях проведения Блокадная история про мальчика Лёку и его
маму
дала
возможность
младшим
школьникам
на
уроке
«увидеть»
и
17
прочувствовать
события
далекого
военного
прошлого
в
«человеческом»
измерении. Тем самым нам удалось создать условия для того, чтобы ребята
переводили блокадные свидетельства из разряда «информации» в
личное
переживание. Происходило пробуждение мыслей и чувств ребят.
Реализация деятельностного подхода на уроке способствовала достижению
планируемых результатов, т.к. на всех этапах занятия инициировались детские
действия за счёт системы заданий. Мы побуждали ребят к самостоятельному
мышлению, поисковой деятельности, анализу и др. Так создавались условия к
формированию
читательской,
функциональной
грамотности,
осмысленному
чтению.
Было важно, чтобы работа с понятиями не просто шла, но и вела к их
ценностному присвоению детьми.
Большая роль на уроке отводилась анализу языковых единиц номинативной
системы
с
духовно-нравственным
компонентом
значения
(милосердие,
жертвенность, семья, любовь, забота, честность и др.)
В разговоре о Блокадном времени и его жителях нам удалось придать
чувствам и ощущениям детей светлый оттенок, потому что мы на каждом этапе
урока
выходили
на
уровень
положительных
мнений
и
выводов,
жизнеутверждающих свидетельств и обнадеживающих доказательств. Также нам в
поддержку учебник А.В. Кураева, объясняющий термин «вера» как само по себе
светлое понятие. Ключевым и итоговым этапом работы на уроке является создание
круговой схемы ценностных понятий.
Любой отдельный компонент из круга
обязательно находится в тесном отношении с остальными. Так, без любви не
представляется существование семьи. Благодарность – неотъемлемый компонент
памяти. Семья характеризуется заботой и поддержкой близких. Вера в Бога
подразумевает молитву, надежду на спасение и т.д.
Понятия из круговой цепочки – это маркеры основ православной культуры,
общекультурных традиций, норм общечеловеческих отношений
в целом.
Благодаря им мы подвели детей к пониманию ключевых слов-символов «чудо» и
18
«счастье», как залога построения духовно-нравственной картины мира в детском
сознании.
Благодаря работе над рассказом «У Лёки большие щёки» нам удалось в
диалоге с детьми вывести Блокадную тему на новый важный уровень для
детского понимания:
- примеры, достойные для подражания, открываются в том числе и в
историях, связанных с тяжелейшими условиями жизни;
- люди Блокады из своего прошлого дают нам образец для нравственного
поведения сегодня.
Василиса П.:
«Я поняла, что чтобы мир стал лучше надо сначала не других учить, а
начать с себя. Надо быть благодарной и честной, от вранья никому лучше не
станет. И надо жить в мире, так лучше для всех.
Таким должен быть человек в мире чтобы и мир был лучше и была дружба.
Понимать друг друга, любить, поддерживать и помогать друг другу. Я желаю,
чтобы все люди были такие.
Беда может случиться в любой момент. В рассказе герои научились
выживать с верой и молитвой к Богу. И было спасение».
Анна Д.:
«Я поняла, что нужно хранить мир, быть добрее, ценить хлеб – не надо его
кидать; всегда помогать, поддерживать, любить семью, надо молиться Богу.
Таким должен быть человек в мире – воспитанным, ценить хлеб, быть
добрым, честным, чтобы у него была совесть, чтобы он ценил семью, мир, чтобы
быть счастливым.
Люди блокады показали мне как научиться переживать тяжелое время и
довериться Богу»
Даниил П.:
«Я понял, что мама Лёки и он сам справлялись с бедой с помощью Бога. У
меня тоже выросла вера и доверие к Нему после такого рассказа»
19
Виктория В.:
«Когда тяжело надо обращаться к Богу. Лёкина мама так и делала, чтобы
сын выжил. Это было в Блокаду. Нам это тоже поможет в наше время».
Сделаем главный вывод. Мое духовное пробуждение, личное понимание
православных смыслов, новый взгляд на литературное произведение Е. Коровиной
«У Леки большие щеки» позволило раскрыть христианские аспекты понимания
Ленинградской блокады. Удалось в полной мере раскрыть тему курса ОРКСЭ
«Чудо в жизни христианина». Детские работы, их личные высказывания (см. выше)
позволили понять, что цель урока достигнута, первичное осмысление духовно-
нравственных истин заложено.
Конструкт урока «Чудо в жизни христианина». Приложение 2.
Глава 5.
О конспекте урока «Подвиг»
Данный урок – это мой самый ранний опыт в организации работы с детьми
по Блокадной тематике, который состоялся больше 10-ти лет назад. Хочется
отметить, что до курса ОРКСЭ урок был один. После моего вхождения в
предметную область по духовно-нравственному воспитанию младших школьников
данная практика стала другой совершенно.
Главные идеи урока:
1.
У каждого человека есть на Земле миссия – поручение от Господа Бога,
который, зная способности того человека, вверяет данное ему дело с
надеждой на лучшее исполнение.
2.
Подвиг
(«движение»,
«порыв»)
как
духовно-нравственная
категория
рождается сначала внутри (в душе, сердце) как движущая сила, способная
изменить привычное внутреннее состояние, а затем проявляется внешне в
виде поступка (поведения).
20
Когда
на
таком
основании
мы
решили
строить
урок,
то
самым
востребованным
в
организации
деятельности
детей
стал
поисково-
исследовательский метод.
Цель урока: доказать, что Валя Зайцева – главная героиня рассказа Ю.
Яковлева «Девочки с Васильевского острова» -
исполнила данное ей Богом
поручение как подвиг.
При поисково-исследовательской деятельности во время урока ведущими
являются групповые формы работы. Для достижения цели урока класс разделился
на 4 группы по поиску, исследованию и доказательству своей задачи. Опираясь на
текст произведения, каждая группа вела работу по своему направлению.
Группа 1. «Роль блокадного дневника»
Ключевые понятия/выражения: «откровение», «боль души», «призыв».
Задание. Доказать, что блокадный дневник Тани Савичевой был призывом к
действию.
Вероятный ответ. Каждая прочитанная Валей страница дневника отзывалась болью
в ее сердце. Так рождалось побуждение к действию как внутренняя непреодолимая
сила, способная на многое.
Группа 2. «Роль препятствий»
Ключевые понятия/выражения: «жертва», «сила духа».
Задание. Доказать, что преодоление сложностей – одна из сторон подвига.
Вероятный ответ. На протяжении всей истории перед Валей встают преграды,
которые девочка преодолевает, проявив настойчивость и твёрдость характера. Валя
не выполнила бы данное ей Богом поручение, если бы сдалась при первой
трудности.
Группа 3. «Роль сравнений/сопоставлений»
Ключевые понятия/выражения: «эпоха», «сверстники», «прошлое», «настоящее»,
«дружба».
Задание.
Доказать,
что
убежденность
в
правильности
своих
действий
характеризует подвиг.
21
Вероятный ответ. Валя Зайцева и Таня Савичева – ровесницы. Обеим по 12 лет.
Обе – жительницы Васильевского острова в Ленинграде. Девочка из прошлого и
девочка из настоящего. Одной выпало жить в грозную пору. Другая не знает, что
такое «война». Вале важно основать связь с Таней за счёт дружбы, которую она
придумала в своих мыслях. Это помогает Вале действовать – ради подруги, во имя
дружбы.
Группа 4. «Роль строительства памятника»
Ключевые понятия/выражения:
«миротворец», «созидать/строить», «миссия».
Задание. Доказать, что Бог неспроста определил для Вали дело строительства
памятника.
Вероятный ответ.
Валя Зайцева строит. Это вызов войне, которая разрушает.
Строить, творить - это про мир и созидание. Бог определил для Вали очень добрую
миссию. Памятник Тане Савичевой олицетворяет память о времени, связанном с
войной и Блокадой Ленинграда.
По результату поиска и исследования каждая группа представляет свои
доказательства
и
выступает
в
их
защиту.
В
завершении
урока
звучит
подтверждение: «Участвуя в строительстве памятника Тане Савичевой, Валя
совершила подвиг. Она честно, ответственно и искренне выполнила свою миссию».
Использование Видеосюжета «Мосты памяти» стало ярким моментом.
Ценность заключается в живой связи поколений. Хочется отметить, что включение
в урок детской деятельности (отмечена грамотой лауреата областного историко-
краеведческого конкурса «Судьба семьи в истории Ленинградской области»),
потомка Героя Советского Союза Сидорова А.И., Андреева Семёна, вызвала
самые положительные реакции одноклассников.
Цель урока достигнута.
Рефлексия
Письма из одной эпохи в другую. Так как рассказ выстроен на записях из
дневника Тани Савичевой, то мы взяли на себя смелость продолжить данное
направление. Мы предложили ребятам поставить себя на место ребенка из
22
Блокадного Ленинграда и написать от его имени письмо детям, живущим в
настоящее время.
Карина Г.
«Дети 21-го века! Радуйтесь жизни! Радуйтесь тому, что вас кормят вкусной
едой! Радуйтесь, что у вас тёплые и светлые дома! Радуйтесь, что ваши родные
не умирают от голода, холода и бомбёжек! Будьте счастливы!»
Демид Т.
«Ребята! Если вы вдруг решите кинуть хлебом или булкой, то вспомните как мы в
Блокаду без этого голодали. Если вы задумаете что-то сломать или испортить,
то представьте себе наши разрушенные дома. Если вам захочется нагрубить
родителям, то подумайте, как мы оставались сиротами в детских домах. Нам
пришлось умирать от войны, а вам посчастливилось жить в мире»
Рисунок. Так как в рассказе говорится про строительство памятника детям
Блокадного Ленинграда, то мы попросили учащихся нарисовать «свой» памятник.
Логичным итогом достижения планируемых результатов урока по ОРКСЭ
стали:
- экскурсия во Всеволожский район Ленинградской области к существующему
памятному
комплексу
«Мемориал
детям
Блокадного
Ленинграда»,
расположенному на 3-ем километре «Дороги жизни» (именно этот памятник
описан в рассказе Ю. Яковлева «Девочки с Васильевского острова»)
- участие ребят в районном фестивале проектных и исследовательских работ
«Виват, наука!», где учащиеся выступили с защитой проекта «Дружба сквозь
времена», стали лауреатами в номинации «Я-исследователь».
Конспект урока «Подвиг». Приложение 3.
Глава 6.
О конструкте внеурочного занятия
«Блокадный узор» в рамках темы «Христианин в труде»
23
В курс ОРКСЭ входит тема «Христианин в труде». Начинается она с важных
слов «Сначала Библия говорит о том, как трудился Бог, создавая наш мир, а
потом – о том, как Бог призвал к труду человека».
В ходе урока дети узнают, что:
- самые первые грехи человечества – это лень и гордыня;
- Господь ввел в жизнь людей необходимость повседневного труда;
- труд для своего обогащения к Богу не приближает;
- труд радует Бога, если человек работает, принося людям пользу;
- труд – это лекарство, которое прописано человечеству Богом;
- труд дает человеку опыт, знания, закаляет его характер.
Эти ключевые знания заложены тему курса «Христианин в труде».
У меня родилась идея дополнить учебный материал внеурочным занятием
«Блокадный узор», продолжив говорить о труде в контексте блокадной темы,
раскрывая ее на примере деятельности художников блокадного Ленинграда
Билибина И.Я. и Яцкевич А.Я.
Занятие предусматривает уже имеющиеся знания детей, опору на осознание
нравственных
смыслов
Ленинградской
трагедии,
опыт
эмоционального
сопереживания с героями художественных произведений на уроках «Подвиг»,
«Чудо в жизни христианина».
Благодаря внеурочному занятию нам удалось в полной мере раскрыть тему
курса ОРКСЭ «Христианин в труде» и создать условия для позитивной творческой
деятельности, способствующей неизбывной потребности и тяги к духовно-
нравственным и эстетическим образцам.
Таким образом учащиеся осознали, что призвание Богом человека к труду
сохраняется даже в самых тяжелых условиях жизни, вдохновляет, поднимает над
обстоятельствами, дает стимул к жизни.
Конструкт занятия «Блокадный узор». Приложение 4.
Рисунки детей. Приложение 5.
Заключение
24
В нашем учебнике «Основы православной культуры» А.В. Кураева есть
такие слова: «Порой человеку может показаться, что всё потеряло смысл, что надо
покинуть свой дом, любимого человека, саму жизнь… Но человек вспоминает то
светлое, что когда-то было в этом доме, в его жизни, в его дружбе, в его любви. И
ради этого светлого он остаётся другом и сыном, мужем и воином. Остаётся с
верой в возвращение света, понимания и любви».
Как важно, чтобы свет проникал в жизнь людей, освещал всё собою и
оставался спасительной надеждой!
В данном отношении, думаю, у нас получилось задуманное.
Успешность
нашей
методической
разработки
состоит
не
столько
в
теоретической, сколько в ее практической части. Все методики, схемы, подходы
останутся бездейственными и сами по себе не станут источником просвещения
детей и взрослых до тех пор, пока этот свет не обретет начало в личности педагога.
Учитель, познавший свет, понесёт его дальше, и только потом его смогут увидеть
ученики и их родители.
Ленинградская Блокада и ее участники, роль той эпохи в Великой
Отечественной войне – наше общее духовное наследство, наша память, наша
святыня…
…. Когда оформление моей методической разработки подходило к концу, то
Кириши облетела тревожная новость: в нашем городе подростки опять потушили
Вечный огонь…
Данный факт ещё больше укрепил меня в правильности выбранного
педагогического направления по духовно-нравственному воспитанию!
В заключении хотелось бы представить конкретные итоги реализации
Методической разработки «Свет блокадных лет».
Разработка применяется несколько лет и не теряет своей актуальности,
напротив, становится более востребованной, т.к. осуществляет самый современный
запрос на уровне государства, Министерства образования, Церкви в направлении
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
подрастающего
поколения.
25
Реализуется в соответствии с документом «Основы государственной политики по
сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных
ценностей», в соответствии с новым Законом Российской Федерации «Об
образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному
собранию Российской Федерации, соответствует требованиям обновленных ФГОС
НОО.
Методическая
разработка
–
педагогическая
система,
ее
учебное
использование позволяет решать поставленные задачи, приводит к достижению
намеченной цели.
Духовно-нравственное
просвещение
детей
и
взрослых
на
основе
нравственного подвига людей блокадного Ленинграда состоялось, раскрылись
христианские
смыслы.
Подтверждением
является
поддержка
и
одобрение
родителей, сотрудничество с ними. Движение учащихся к «свету» выразилось в их
высказываниях, отразилось в результатах деятельности. Отрадным итогом работы
стал Урок мужества «Блокада Ленинграда», приуроченный к 9 Мая. Ребята с
особым светлым чувством готовились к встрече с долгожданными гостями,
ветераны были тронуты проникновенным выступлением учащихся, их горящими
благодарными сердцами.
Опыт был представлен на заседаниях районного методического объединения
учителей, преподающих курсы «ОРКСЭ», «ОДНКНР», коллеги оценили полноту
раскрытия тем «Подвиг», «Чудо в жизни христианина», «Христианин в труде»,
отметили
высокую
степень
актуальности,
просвещения,
возможности
использования разработанных материалов в работе.
Методические рекомендации даны в Главах.
Примечание:
данную методическую разработку «Свет блокадных лет»
можно применять, работая с учебником О. Васильевой «Основы православных
культур».
Список используемой литературы
26
1.
Д.С. Лихачев. Мысли о жизни. Письма о добром. М., 2014.
2.
Архиепископ Тверской Фаддей (Успенский). Записки по дидактике, 2003
3.
В.Г. Распутин. Добрый рыцарь совести и слова, 2017
4.
А. Трофимов. Три судьбы: Воспоминания, рассказы, письма о М.Е.
Сергеенко, Н.А. Соболевой, О.Н. Вышеславцевой, 2021
5.
С. Прозоров. Нам сдавать Ленинград нельзя! 2020
6.
И. Рогалева. Факел над городом, 2023
7.
Н. Коняев. Никола Хлебный, 2011
8.
Сборник научно-методических статей под редакцией А. Рапопорт. Как
говорить с детьми о блокаде и обороне Ленинграда, 2017
9.
Е. Коровина. У Лёки большие щеки, 2019
10. К. Булычев. Можно попросить Нину, 1972
11. Ю. Яковлев. Девочка с Васильевского острова, 1971
12. А. Кураев. Основы религиозных культур и светской этики, 2020
13. О. Васильева. Основы православных культур, 2023
14. Евангелие от Луки
15. М. Минаева. И еще о блокаде: три важные детские книжки, 2020
16. А. Рапопорт. Боль от начала до конца, везде боль, 2024
17. Св. Г. Беловолов. Сказание о хлебной иконе Божьей Матери, СПб.-2003
18. Диакон В. Василик. Блокадные крохотки, или несвятые святые блокады,
2014
19. Протодиакон В. Василик О смысле Блокады, 2017
20. Диакон В. Василик. Христианские смыслы блокадной поэзии, 2014
Приложение 1.
27
28
29
30
31
32
33
34
35
Приложение 2.
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
Приложение 3.
Основы религиозных культур и светской этики
Модуль «Основы православной культуры»
Урок №20
Тема урока: «Подвиг»
48
Цель:
осмыслить
понятие
«подвиг»
как
сугубо
личное
моральное
человеческое действие, главной чертой которого является внутреннее движение в
сторону духовно-нравственного преображения.
Задачи:
предметные
–
подвести
к
пониманию
слова
«подвиг»,
раскрыть
его
многокомпонентность;
метапредмедметные – помочь определить нужную «константу» подвига на уровне
метапонятий «Мир», «Человек», «Эпоха», «Война», «Прошлое», «Настоящее»;
личностные
– помочь осознать личностно-значимые выражения «победа над
собой», «обязательность в деле», «чужая боль как своя», «ответственность за
другого».
Ожидаемые результаты:
предметные – поймут, что подвиги, в своей основе, совершаются величием не
физическим, а нравственным; узнают о движущих силах на примере поступков
людей прошлого и настоящего, мирного и военного времени;
метапредметные
–
в
читательской
деятельности
смогут
целеполагать
и
планировать, размышлять, анализировать, умозаключать, искать и отбирать
информацию, сотрудничать;
личностные – убедятся, что внутренняя работа над собой, преодоление трудностей
и преград, своего эго, жертвенность собственным спокойствием, уютом, временем
– есть подвиг, основанный на христианском смысле; эмоционально прочувствуют
и поймут состояние других людей в поступках, направленных на благие
общественные интересы.
Тип
урока:
открытие
новых
знаний
с
применением
поисково-
исследовательских технологий.
Ключевые
понятия:
«подвиг»
«откровение»,
«призыв»,
«жертва»,
«сверстники», «прошлое», «настоящее», «миссия», «миротворец». «дружба»,
«память», «созидание».
49
Формы работы учащихся:
индивидуальная, фронтальная, групповая,
самостоятельная работа с источниками информации, исследование.
Оборудование: учебник – автор А. Кураев «Основы религиозных культур и
светской
этики.
Основы
православной
культуры»;
карточки,
содержащие
высказывания духовных просветителей; карточки для выборочной работы с
характеристиками; карточки, содержащие понятия по блокам для каждой группы;
текст
рассказа
Ю.
Яковлева
«Девочки
с
Васильевского
острова»;
ПК;
медиа/проектор; видеоматериал.
Ход урока.
1.
Организационный момент.
Эмоциональный настрой на открытое общение.
Присоединение каждого как подготовка к восприятию.
Технология «Ресурсный круг» (дети приглашаются в общий круг)
- Ребята,
нам предстоит очередной урок, а значит, впереди новое познание.
Прочитайте мысль Никиты Стифата, греческого христианина, священника,
писателя 11 века. (запись на карточке)
«...Познай, наконец, не то, что окрест тебя, а что такое ты сам...»
- Как вы понимаете данное выражение? (звучат ответы детей на основе личного
опыта).
- Своим высказыванием Никита Стифат дает нам понять, что мы готовы
познавать всё, что угодно, кроме самих себя. Как вы думаете, почему? (звучат
ответы детей на основе личного опыта).
- Познать себя – самое трудное! Это одна из самых сложных наук…
- А кто из вас думает, что хорошо знает самого себя? (звучат мнения детей).
- Греческий священник своими словами
дает нам наставление в начале урока,
чтобы мы к концу занятия сделали важные выводы о себе. Находясь тесно в одном
кругу, мы чувствуем тех, кто окружает нас в этот момент. Значит, выводы будут о
себе и окружающих людях.
2.
Мотивация на предстоящую деятельность.
50
- Что вы ожидаете от этого урока? Как этого достичь? От чего будет зависеть,
оправдаются ли наши ожидания? (от каждого и всех вместе).
- Я предлагаю вам взяться за руки, как вы стоите в круге, пожелать друг другу
успехов в уроке, закрыть глаза, и вместе с теплом руки передать друг другу самые
лучшие и добрые пожелания. Я присоединяюсь ко всем вашим пожеланиям. И, в
свою очередь, постараюсь быть вам хорошим помощником и буду в свой адрес
ждать вашей помощи!
(стоя в кругу берутся за руки).
- А теперь можно каждому занять свое место за партой.
3.
Актуализация знаний, фиксация внимания на проблемном вопросе.
Наблюдая за вами в круге, я заметила, что многие не торопились с ответом на
вопрос «Кто себя знает?» и это правильно, потому что дать однозначный и точный
ответ в этом случае не получится. Это не так просто.
- Стало ясно, что каждый из вас себя не очень хорошо знает… (или не каждому
про себя всё известно) Но есть в нашем мире Тот, кто знает и тебя, и тебя, и тебя,
(и т.д. обратиться к детям индивидуально) лучше, чем вы себя сами. О чем я? Или
о ком?
(звучат мнения детей).
4. Совместное открытие новых знаний.
1) Знакомство с новым понятием «миссия» с помощью контекста.
- Всеведущий Бог знает про вас всё, например, какой у вас дар; на что вы годны;
чего может достичь каждый из вас, имея определенные способности. А для чего
Богу знать это про вас? (звучат мнения детей).
- Так как Бог – Сам есть Творец, то Он каждому человеку на Земле
придумал/назначил
поручение – «миссию», хорошо зная, на что человек способен.
Какова в этом случае роль присущих в человеке умений?
- Бог надеется и верит, что миссия лучшим образом будет исполнена.
- Какое новое слово сейчас прозвучало? (миссия)
- Как вы поняли его значение? (миссия – это дело, поручение).
- Нам сегодня очень пригодится это новое слово МИССИЯ!
51
2)
Предъявление нового понятия «подвиг» на основе обращения к опыту детей.
- Давайте представим, что в результате выполнения какой-нибудь миссии человека
стали называть «настоящий герой». Выберите, какой ответ вам ближе для
определения настоящего героя.
(ученики получают карточки, содержащие выбор ответа)
Настоящий герой это:
Человек сильный и смелый
Человек скромный и незаметный
- Кто хочет поделиться с нами своим выбором и обосновать его? (звучат мнения
детей).
- Большинство из вас остановились на 1-ой характеристике, полагая, что, имея
силу и смелость настоящий герой спасает, защищает, воюет, отдает свою жизнь.
- По 1-му словосочетанию большинство из вас сейчас применило слово
ПОДВИГ. Многие решили, что оно подходит, когда речь идет о настоящем
герое – отважном и решительном. А что такое подвиг, на ваш взгляд, в более
точном понимании? (звучат мнения детей).
3) Знакомство с понятием «подвиг» с помощью учебника А. Кураева, «Основы
православной культуры».
- Прочитайте, что лежит в основе слова «подвиг» (читают 1-ый абзац)
- Объясните своими словами его значение? (корень -двиг-, т.е. движение)
- Прочитайте 2, 3, 4-й абзацы. Какое другое слово ставят рядом с понятием
«подвиг»? (жертва)
4) Утверждение нового понятия посредством резюме учителя и опыта детей.
-П
одвиг действительно связан с человеком и с движением. В христианском
понимании имеется ввиду, что человек двигает… (что?), (кого?) ..?
- Попробуйте закончить мысль, припоминая наш круг в начале урока и суть
разговора в тот момент (
звучат мнения детей).
- Себя! Человек сдвигает в себе, внутри себя что-то, требующее изменений.
52
- Какие вы знаете качества, которые бы хотелось изменить, т.е. сдвинуть в
человеке, людях? (жадность, зависть, зло и т.д.).
- А в себе? (то же самое) или (лучше, чтобы каждый сам знал, ЧТО нужно
менять внутри себя).
- Вот почему важно о себе многое понимать! Чтобы знать, над чем работать в
себе или над собой!
- Для такого действия нужна сила не физическая, а сила духовная. Это по-
другому можно назвать внутреннее усилие к изменению себя.
5. Первичное закрепление новых знаний.
- Прочитайте, как сказал о подвиге и тех, кто его совершает Преподобный
Паисий Святогорец (запись на доске):
«Подвиги совершают не те, кто ростом велик, а те, в ком есть отвага,
широкое сердце и решимость пожертвовать собой»
- Как можно прокомментировать это высказывание? (на подвиги способны люди
сильные духом).
6. Деятельность на применение новых понятий в специально созданных
ситуациях.
- С этого момента начинается другая часть урока, где мы узнаем о людях,
сильных духом и о том, что в них становилось движущей силой для совершения
подвига.
1) Работа с рассказом Ю. Яковлева «Девочки с Васильевского острова» по
группам. Поисково-исследовательская деятельность.
- Ребята, ваше знакомство с произведением Ю. Яковлева «Девочки с
Васильевского острова» состоялось в домашнем семейном кругу. Поделитесь,
насколько это было уютно для вас? (звучат мнения детей).
- Этот рассказ нам поможет ещё больше раскрыть понятие «подвиг». Работать
будем в четырех группах!
53
Для раскрытия термина «подвиг», как многокомпонентного понятия, каждая
из четырех групп получает задание по поиску, исследованию и доказательству
своей отдельной задачи. Опираясь на текст произведения, каждая поведет работу
по своему направлению.
Группа 1. «Роль блокадного дневника»
Ключевые
понятия/выражения
(предъявлены
на
карточках
для
опоры):
«откровение», «боль души», «призыв».
Задание. Доказать, что блокадный дневник Тани Савичевой был призывом к
действию.
Вероятный ответ.
Каждая, прочитанная Валей, страница дневника отзывалась
болью в ее сердце. Так рождалось побуждение к действию как внутренняя
непреодолимая сила, способная на многое.
Доказательство словами текста.
Я взяла в руки Танин дневник и открыла страничку. Там было написано:
«Женя умерла 28 дек. 12.30 час. утра 1941г.»
Мне стало холодно. Я захотела отдать им книжку и уйти.
Но я Василеостровская. И если у подруги умерла старшая сестра, я должна
остаться с ней, а не удирать.
— Давайте ваш бетон. Буду писать.
Открыла страничку «У» — «Умерли все». Последняя страничка дневника Тани
Савичевой была на букву «О» — «Осталась одна Таня».
И я представила себе, что это я, Валя Зайцева, осталась одна: без мамы, без
папы, без сестренки Люльки. Голодная. Под обстрелом. В пустой квартире на
Второй линии. Я захотела зачеркнуть эту последнюю страницу, но бетон
затвердел, и палочка сломалась.
И вдруг про себя я спросила Таню Савичеву: «Почему одна? А я? У тебя же
есть подруга — Валя Зайцева, твоя соседка с Васильевского острова. Мы пойдем с
54
тобой в Румянцевский сад, побегаем, а когда надоест, я принесу из дома бабушкин
платок, и мы сыграем в учительницу Линду Августовну. У меня под кроватью
живет хомячок. Я подарю его тебе на день рождения. Слышишь, Таня Савичева?»
Группа 2. «Роль препятствий»
Ключевые понятия/выражения (предъявлены на карточках для опоры): «жертва»,
«сила духа».
Задание. Доказать, что преодоление сложностей – одна из сторон подвига.
Вероятный ответ. На протяжении всей истории перед Валей встают преграды,
которые девочка преодолевает, проявив настойчивость и твёрдость характера. Валя
не выполнила бы данное ей Богом поручение, если бы сдалась при первой
трудности.
Доказательство словами текста.
У нас на Васильевском всегда ветрено. Сечет дождь. Сыплет мокрый снег.
Случаются наводнения.
Я решила отыскать Дорогу жизни. Поехала на Ржевку, где начинается эта
дорога. Прошла два с половиной километра — там ребята строили памятник
детям, погибшим в блокаду. Я тоже захотела строить.
Какие-то взрослые спросили меня:
— Ты кто такая?
— Я — Валя Зайцева с Васильевского острова. Я тоже хочу строить.
Мне сказали:
— Нельзя! Приходи со своим районом.
Я не ушла.
— Никуда я не поеду. Я хочу строить...
55
Я взяла палочку, присела на корточки и стала писать. От бетона веяло
холодом. Писать было трудно. И мне говорили:
— Не торопись.
Я делала ошибки, заглаживала бетон ладонью и писала снова.
У меня плохо получалось.
Мне не хотелось писать его снова. Но мне сказали:
— Пиши, Валя Зайцева, пиши.
И я снова написала
Мне стало холодно. Я захотела отдать им книжку и уйти.
Но я Василеостровская. И если у подруги умерла старшая сестра, я должна
остаться с ней, а не удирать.
— Давайте ваш бетон. Буду писать.
Кран опустил к моим ногам огромную раму с густым серым тестом. Я взяла
палочку, присела на корточки и стала писать.
Группа 3. «Роль сравнений/сопоставлений»
Ключевые понятия/выражения (предъявлены на карточках для опоры): «эпоха»,
«сверстники», «прошлое», «настоящее», «дружба».
Задание.
Доказать,
что
убежденность
в
правильности
своих
действий
характеризуют подвиг.
Вероятный ответ. Валя Зайцева и Таня Савичева – ровесницы. Обеим по 12 лет.
Обе – жительницы Васильевского острова в Ленинграде. Девочка из прошлого и
девочка из настоящего. Одной выпало жить в грозную пору. Другая не знает, что
такое «война». Вале важно основать связь с Таней за счёт дружбы, которую она
придумала в своих мыслях. Это помогает Вале действовать – ради подруги, во имя
дружбы.
Доказательство словами текста.
56
У меня есть подружка — Таня Савичева. Мы с ней соседки.
Тане Савичевой было столько же лет, сколько мне теперь.
Мы одногодки. Обе с Васильевского острова.
— У нас все общее. И улица, и школа. У нас есть хомячок.
— У нас даже почерк одинаковый!
Мы с Таней одногодки, мы, Василеостровские девчонки, умеем постоять за себя,
когда надо.
Группа 4. «Роль строительства памятника»
Ключевые
понятия/выражения
(предъявлены
на
карточках
для
опоры):
«миротворец», «созидать/строить», «миссия».
Задание. Доказать, что Бог не спроста определил для Вали дело строительства
памятника.
Вероятный ответ.
Валя Зайцева строит. Это вызов войне, которая разрушает.
Строить, творить это про мир и созидание. Бог определил для Вали очень добрую
миссию. Памятник Тане Савичевой олицетворяет память о времени, связанном с
войной и Блокадой Ленинграда.
Доказательство словами текста.
…там ребята строили памятник детям, погибшим в блокаду. Я тоже захотела
строить.
Я хочу строить...
— Ты будешь строить! Ты будешь для памятника писать Таниным почерком.
— Могу, — согласилась я. — Только у меня нет карандаша. Дадите?
— Давайте ваш бетон. Буду писать.
57
Кран опустил к моим ногам огромную раму с густым серым тестом. Я взяла
палочку, присела на корточки и стала писать.
Кто-то положил мне руку на плечо и сказал:
— Пойдем, Валя Зайцева. Ты сделала все, что нужно. Спасибо.
Я не поняла, за что мне говорят «спасибо». Я сказала:
— Приду завтра... без своего района.
7. Промежуточный итог работы над новым понятием
(По итогу поиска и исследования каждая группа представила свои доказательства и
выступила в их защиту).
В завершении групповой работы прозвучало подтверждение:
- «Участвуя в строительстве памятника Тане Савичевой, Валя совершила подвиг.
Она честно, ответственно и искренне выполнила свою миссию, жертвуя
покоем/личным временем и др., преодолевая все преграды, стоящие на пути. В
главной героине произошло ценное изменения самой себя – преобразились ее
душевные качества».
- Какие слова из рассказа подтверждают, что фашистов остановила именно сила
духа людей-блокадников и потому враги не вошли в город?
Не будь она Василеостровской, ленинградкой, не продержалась бы так долго. Но
она жила — значит, не сдавалась!
Но, может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нем жила
Таня Савичева и жили еще много других девчонок и мальчишек, которые так
навсегда и остались в своем времени. И с ними дружат сегодняшние ребята, как я
дружу с Таней. А дружат ведь только с живыми.
- Таня Савичева, девочка 12-ти лет и другие жители блокадного Ленинграда
совершили подвиг. Дайте характеристику такому подвигу, сопоставляя его со
58
словами Преподобного Паисия Святогорца (физическое величие НЕ есть признак
подвига; важнее величие духовное – именно оно и побеждает).
-
Почему главной героине Вале Зайцевой так важно дружить с девочкой из
прошлого? (Валина дружба – это память. Если ты помнишь того, кого уже нет в
живых, то словно продлеваешь жизнь этому человеку, который жил давно, пусть
даже в другую эпоху).
- Ребята, Господни слова из Евангелия звучат так: «…Бог же не есть Бог мертвых,
но живых, ибо у Него все живы» (Евангелие от Луки, 20:38)
- Что хотел нам сказать автор в конце рассказа словами:
«И плывет наш остров, как корабль: слева — Нева, справа — Невка, впереди —
открытое море»? (мирный Ленинград, мирное время; мир – это залог будущего,
когда впереди открывается множество возможностей для жизни будущих
поколений).
- Ребята, имя Тани Савичевой, девочки из Блокадного Ленинграда стало символом:
не сдаваться, выжить! Образ героини напоминает нам о силе человеческого духа,
который может преодолеть любые трудности и, несмотря ни на что, идти вперед.
Дневник Тани Савичевой – это свидетельство о человеческой цене мира и
стойкости, о том, что даже в самых ужасных условиях человеческое достоинство и
надежда остаются выше всех обстоятельств.
- Имя Тани Савичевой стало вечным во Вселенной. Среди орбит Земли и Юпитера
есть малая планета №2127, которая уже несколько десятилетий оплывает вокруг
Солнца с именем «TANYA».
8. Домашнее задание (по желанию)
1) - Ребята, попробуйте поставить себя на место ребенка Блокадного Ленинграда и
написать от его имени письмо детям 21 века.
2) «Памятник Детям, погибшим в блокаду».
- Ребята, так как в рассказе говорится про строительство памятника, создайте его
эскиз/рисунок (дизайн) в любой изобразительной технике.
9. Интерпретация новых понятий урока в связи с жизнью.
59
- Ребята, в заключительной части урока вас ждет сюрприз. Надеюсь, что он оставит
у вас самое приятное впечатление, связанное с удивлением!
- Какие памятники, посвященные Великой Отечественной войне вы знаете в нашем
городе?
- Я не случайно сейчас задеваю ваш интерес. Предлагаю узнать ещё одну историю
из видео. Смотрим ролик!
(Просмотр видеоматериала «Мосты памяти»).
- Что вас удивило? Почему память о прадедушке нашего одноклассника
увековечили? (Сидоров А.И. – Герой Советского Союза, жил на Киришской земле).
- Мы вместе приняли участие в историко-краеведческом конкурсе на тему «Судьба
семьи в истории Ленинградской области», где рассказали о семейной династии.
Начали с главы семьи – Александра Ивановича Сидорова, Героя Советского Союза
(посмертно), затем о его супруге – Александре Ивановне Сидоровой, закончили
повествованием о дочери – Людмиле Александровне Сысоевой (Сидоровой).
- Свяжите судьбу семьи Сидоровых с сегодняшними новыми понятиями «подвиг»,
«миссия» и высказыванием Преподобного Паисия Святогорца. Объясните эту связь
(звучат мнения детей).
10. Итог урока посредством резюме учителя и опыта детей.
- Миссия мужчины, отца – быть настоящим героем. Но прежде всего героем-
защитником – своей семьи, жены, детей, Родины. Что и исполнил своей жизнью
Сидоров А.И. Он был обычным сельчанином, работал на земле, но в условиях
войны исполнил иное предназначение. После войны жена, а потом и дочь
Сидоровы осуществили мирную миссию, честно трудясь на благо родной земли,
оставаясь скромными и порядочными людьми.
11. Рефлексия. Включение в ситуацию.
-Кто из вас сегодня захотел поработать над собой?
Приложение 4.
60
61
62
63
64
65
66
Приложение 5.
Рисунки детей «Кобальтовая сетка»
67
68