Автор: Видманкина Любовь Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №32 комбинированного вида"
Населённый пункт: город Саранск, Республика Мордовия
Наименование материала: Обобщение опыта
Тема: "Экологическое воспитание детей с задержкой психического развития
Раздел: дошкольное образование
Видманкина Любовь Павловна,
воспитатель первой квалификации
категории
МДОУ «Детский сад №32
комбинированного вида» (Саранск)
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Воспитание экологической культуры- одно из важных направлений
всестороннего
развития
личности
дошкольника.
Сложная
экологическая
обстановка в мире, проблемы с экологией родного края, засоренность среды
обитания
человека
-
все
это
вызывает
необходимость
способствовать
экологическому образованию детей уже в детском саду. Дошкольный возраст –
это важный этап формирования экологических представлений, являющихся
основой экологических знаний о природной среде и бережном к ней
отношении.
Мы работаем с детьми с задержкой психического развития. Решая задачи
экологического воспитания в коррекционной группе детского сада, мы, наряду
с
общими,
выделяем
также
специфические
задачи,
вытекающие
из
особенностей развития детей с ЗПР и направленные на коррекцию недостатков
их
мыслительной
и
речевой
деятельности.
Решение
данных
задач
осуществляется
в
тесном
взаимодействии
воспитателя
с
учителем
-
дефектологом. Большое внимание должно уделяться развитию познавательных
процессов
через
формирование
экологического
сознания.
Оценивая
интеллектуальное развитие дошкольников с ЗПР, исследователи отмечают
низкую
познавательную
активность,
проявляющуюся
во
всех
видах
деятельности. Во всех видах мыслительной деятельности у детей с ЗПР
обнаруживается отставание. Поэтому мы стараемся как можно больше
использовать наглядные методы и приемы, опираемся на примеры из
ближайшего окружения ребенка.
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его
чувства
своей
яркостью,
многообразием,
динамичностью.
Наши
дети
открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть,
понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Дошкольники с ограниченными
возможностями с огромным интересом смотрят на окружающее, но видят не
все, иногда даже не замечают главного. Нужно обладать терпением, нужно
иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть
крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение
сирени, заслушаться звонким пением птиц. А если рядом воспитатель, который
удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят
узнать еще больше.
В своей деятельности мы стараемся привить любовь к природе.
Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда,
обижать животных. Ни один дидактический материал не сравнится с природой
по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Восприятие
природы
помогает
развить
такие
качества,
как
жизнерадостность,
эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому.
Разнообразие объектов природы позволяет воспитателю организовать
интересную и полезную деятельность детей. Одним из таких средств является
прогулка. Чтобы прогулка проходила более интересно и эмоционально, проводя
наблюдения за живыми объектами, мы
используем потешки, пословицы,
поговороки, стихи. Вместе с детьми сажаем мини-огород, выращиваем овощи,
сеем на одной из клумб пшеницу, рожь, лен - наблюдаем за их ростом,
проводим беседы о значении этих культур в жизни человека. Маленький уголок
участка отводим для выращивания лекарственных растений, собираем с детьми
гербарий «Зеленая аптека», рассказываем об использовании лекарственных
трав.
Во время прогулки привлекаем детей к труду, учим ухаживать за
растениями. Проводя наблюдения за всходами растений на огороде, знакомим
детей с сорной травой - сорняками. Объясняем почему нужно избавляться от
сорняков
и
поливать
культурные
растения.
Подводим
детей
к
самостоятельному выводу, помогают нам в этом народные потешки:
«Иван –Иван
Вырывай бурьян
Чтобы выросла репка
Сладкая да крепкая
Чтобы вырос огурец -
Длинноусый молодец!»
Наблюдая за птицами, вспоминаем народные пословицы и поговорки:
например:
«Подкорми птиц зимою
-
послужат тебе весною», «Птичка-
невеличка, а пользы много приносит». Задаем детям вопросы:
Почему так
говорят? О каких временах года идет речь? Какую пользу приносят птицы?
В процессе наблюдений, игр и труда в природе знакомим детей
со
свойствами и качествами объектов и явлений природы, учам
замечать их
изменение и развитие. Проводим элементарные опыты с детьми: замораживаем
воду зимой, изучаем направление и силу ветра, анализируем свойства песка и
т.д. Так же используем заклички, приговорки, народные приметы – анализируя
их, дети узнают о различных явлениях природы. Это помогает формированию
представлений о целостной картине мира у детей с ЗПР, установлению
причинно-следственных связей.
Например, народ обращался к дождю
-Дождик лей –поливай –будет хлеба урожай.
-Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.
Беседуя о зиме , вспоминаем какая была суровая
-Уж ты Зимушка-зима,
Зима вьюжная была,
Все крутила, все мела
Примораживала!
Наряду с задачами экологического воспитания, развивается память и речь
детей, обогащается их словарный запас, совершенствуется эмоционально-
выразительная сторона речи.
Одним из средств экологического образования детей с ЗПР является
приобщение
к
театральному
искусству.
Совместно
с
музыкальным
руководителем мы осуществляем подготовку
и проведение экологических
праздников, инсценировок, спектаклей; разыгрываем
сказки,
народные
песенки, потешеки. Обучаем имитации повадок животных. Для детей с ЗПР
очень актуален пальчиковый и кукольный театр. (Развивается мелкая моторика,
все стороны речевого развития, наглядно-образное мышление)
Театральная деятельность способствует развитию и воспитанию в наших
детях
эмоциональной
отзывчивости
и
гуманных
чувств,
творческого
воображения и инициативы, чувства партнёрства, развитию образности и
выразительности
речи
детей.
Театрально-игровая
экологически
ориентированная деятельность пробуждает в детях сочувствие к братьям
меньшим, позволяет действовать в ролевом плане, почувствовать себя в образе
разных живых существ и людей, которые за них в ответе.
Следует отметить, что в театрализованной деятельности воспитательный
эффект достигается и самим процессом работы над спектаклем: атмосфера
совместного творчества, эмоциональный подъём, нестандартные условия
общения, ожидание .чуда - будущего спектакля. Всё это благоприятно влияет на
развитие ребёнка. Театр помогает ребёнку открыть для себя окружающий мир с
романтической, занимательной, сказочной стороны.
Работа
над
экологическим
спектаклем
начинается
с
подбора
литературного материала.
Народные сказки, с их богатством языка и яркой характеристикой
персонажей, раскрывают ребёнку взаимосвязь природы и человека. Природа по
ходу сюжета - всегда помогает положительным героям. Эмоциональный отклик
на красоту и неповторимость природы формирует нравственное отношение к
ней.
Очень важно, чтобы в основе произведения лежал конкретный
естественнонаучный экологически значимый факт или событие, определено
календарное время года.
Для детей интересно, как наблюдаемые в деятельности явления природы
раскрываются как бы с новой для них стороны.
Используем произведения
В. Бианки,
Сказки В. Берестова и Н.
Павловой, Т. Дудочкина. Сказки поучительны, раскрывают повадки птиц и
зверей, позволяют услышать «разговоры» деревьев и трав. Они высмеивают
хвастовство, зазнайство и глупость, утверждают силу дружбы.
Ребенок
получает заряд доброты и оптимизма, а так же определенные научные знания:
например, сказка помогает
разобраться в способах маскировки животных,
зависимости строения животных от среды обитания и т.д.
Знакомство с природой родного края осуществляется через экскурсии,
целевые прогулки. Разработаны варианты. Экологической тропы для каждого
времени года. Так мы ежегодно ходим с детьми на экскурсии к грачевнику,
наблюдаем уголок соснового леса, знакомим с разными породами деревьев и
собираем их плоды – желуди, каштаны, крылатки клена и др.
При
проведении
НООД
предпочтение
отдается
комплексным
и
интегрированным занятиям, таким как “Воздух – невидимка”, “Волшебница
вода”, “Осенний вальс”, «Весна-красна» и др.
Таким образом, природа - одно из важных средств всестороннего
развития ребенка. Общение с природой
помогает формировать такие
нравственные качества, как
доброта, любознательность,
отзывчивость,
ответственность, заботливость. Совершенствуются все психические процессы,
особенно внимание, мышление,
речь,
формируется система целостных
представлений об окружающем мире. Это имеет большое значение для любого
дошкольника, а особенно для детей с задержкой психического развития.
Литература
1.
Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А.
Васильевой, В.В. Гербовой.Т.С. Комаровой. -4-е изд., испр. и доп. - М.:
Мозаика-Синтез, 2006.
2.
Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического
развития. Книга 1 / Под общей ред. С.Г. Шевченко, - М.: Школьная
Пресса, 2003. — 96 с.
3.
Николаева С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников /
Николаева С.Н. - М. : Новая школа, 1993. - 15 с.
4.
Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду : кн.для
педагогов
дошк.учреждений,преподавателей
и
студ.пед.ун-тов
и
колледжей / Рыжова Н. А; науч.ред.Г.А.Ягодин. - М. : Изд.дом "Карапуз",
2001. - 432 с.
5.
Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду : прогр. и
метод. рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Соломенникова О. А.
- М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 104 с.
6.
Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте :
учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл.- Педагогика /
Серебрякова Татьяна Александровна. - 2-е изд., стер. - М. : Академия,
2008. - 208 с.