Напоминание

ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА


Автор: Казначеева Татьяна Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад Радуга"
Населённый пункт: город Тихвин Ленинградской области
Наименование материала: статья
Тема: ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ

МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА

Т.Н.Казначеева,

музыкальный руководитель высшей категории

МДОУ «Детский сад Радуга»,

г. Тихвин.

Сегодня каждый педагог озадачен поиском нетрадиционных путей в

творческом взаимодействии с детьми. Как сделать каждое занятие с

ребёнком праздником? Как ненавязчиво, легко и просто рассказать детям о

самом главном – о том, как прекрасен этот мир, как интересно можно жить в

нём? Как научить ребёнка всему, что ему пригодиться в этой сложной

современной жизни? Как его научить слышать, видеть, чувствовать,

понимать, фантазировать и придумывать? Неоспоримо, что большой

потенциал заложен в таком виде деятельности, как «Элементарное

музицирование с дошкольниками».

Эти занятия – увлекательное путешествие в удивительный мир звуков.

Задача педагога – заложить удовольствие в фундамент музыкального

обучения для поддержания интереса в дальнейшем развитии и

совершенствовании. А у детей принцип удовольствия реализуется в игре.

Нужно вернуть детям право быть музыкантами и самим творить музыку.

Современное музицирование предполагает вовлечение детей в процесс

общения с музыкой активными творческими действиями.

Творческое музицирование – это возможность приобретения

многообразного опыта в связи с музыкой – опыта слушателя, композитора,

исполнителя и актёра; опыта общения, творчества и фантазирования,

самовыражения и спонтанности; опыта переживания музыки как радости и

удовольствия. Здесь мы можем говорить о детской универсальной

креативности, развитие которой становится всё более очевидной задачей

образования. Следует признать, что творческое и свободное формируется,

как правило, в творчестве и свободе.

Музыкальная основа: различные жанры русского народного детского

фольклора, детский фольклор народов мира, авторская музыка разных эпох и

стилей, современная танцевальная и классическая музыка.

Элементарное музицирование включает три

взаимосвязанных направления

:

.учебное музицирование - обучение простейшим элементам музыкального

языка и умению их практически применять, формирование устойчивых

слуховых представлений по основным выразительным средствам музыки и

накопление у детей активных словарей музыкальных элементов для их

дальнейшего самостоятельного использования;

· творческое музицирование - спонтанное, импровизированное обращение

детей со знакомым материалом, умение его использовать по-своему,

комбинировать в различных вариантах;

· концертное музицирование - исполнение ансамблем детей созданной им

музыки, а также классической и детской, специально подобранной и

аранжированной для этой цели.

Обучение элементарному музицированию осуществляется в

следующей последовательности:

· хлопки, движения под музыку (притопы, шлепки);

· ознакомление со звучащими самодельными и орфовскими

инструментами;

· творческое исследование тембро-динамических возможностей орфовских

и самодельных инструментов с помощью таких приемов: показ педагога

(«дирижер»); импровизационная игра детей; вопросы, стимулирующие к

изобретательности («Как еще можно поиграть на инструменте?»); свободный

обмен инструментами по желанию детей;

· разучивание музыкальных произведений с опорой на музыкально-

слуховые представления дошкольников о средствах выразительности

(создана система упражнений, направленных на освоение ребенком за

инструментом каждого из средств музыкального языка);

· формирование представления о мажорном и минорном ладах, их

выразительных возможностях.

Игры звуками – это музыкальная импровизация. Это «омузыкаливание»

бытовых шумов (звон, шуршание, стук, шорох) у детей основан на

стремлении самостоятельно организовать звуки, превратить их тем самым в

музыку. Ребёнок хочет спонтанно выражать себя через звук и шум, хочет

открывать новые звучания. Это будит фантазию и инициативу.

На некоторых видах деятельности и методических приемах мы остановимся

более подробно.

Игра на музыкальных инструментах (звучащие жесты)

«Первым инструментом» человека было, как известно его собственное тело.

Для современного ребенка оно им является и сейчас.

Звучащие жесты (ЗЖ) – это игра звуками человеческого тела.

Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить

музицирование в отсутствие любых других инструментов. Звучащие жесты –

это хлопки, шлепки, притопы, щелчки и т.д. Музицированию с

аккомпанементом звучащих жестов целесообразно уделять в работе особо

важное внимание с самого начала. Игра звуками собственного тела есть

первая бессознательная импровизация ребенка, поэтому ЗЖ это надежный

путь к тому, чтобы дети начали элементарно импровизировать. Но самое

основное, это то, что ЗЖ являются самым эффективным средством в

развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается только через

движение и мышечные ощущения человека.

Музыкальные зарисовки

Активизируя творческую активность детей, можно использовать прием

создания музыкальных зарисовок. Из различных упражнений и песенок

создается картинка того или иного явления из окружающей жизни.

. Игра на различных музыкальных инструментах - это самый эффективный

путь к развитию музыкальной самостоятельности детей. Инструменты могут

быть разнообразны, при отсутствии настоящих инструментов не плохую

службу могут сослужить самодельные. Вы можете мастерить инструменты

сами и привлекать к этому детей и их родителей, создавая целые не

ординарные композиции с самодельными инструментами.

Пример инструментов

Шумовой оркестр с дошкольниками – это конечно игра в оркестр, а не

имитация взрослой деятельности. Не возможно требовать от детей играть ,

как взрослые, ведь у них нет перед глазами партитуры. Один из способов

объяснить, когда и что нужно играть, это придумать какую-нибудь историю,

раскрывающую содержание музыки. История должна быть простой и

понятной детям.

Во время разучивания любой партитуры, лучше не начинать сразу

играть с инструментами. Игра на воображаемых инструментах и звучащие

жесты – это приемы позволяющие выучить все партии инструментов со

всеми детьми без лишнего шума.

В заключение, хотелось бы напомнить великие слова Карла Орфа:

«Кем бы

ни стал в дальнейшем ребенок, задача педагогов воспитывать в нем творческое

начало, творческое мышление… Привитые желание и умение творить скажутся

в любой сфере будущей деятельности ребенка».



В раздел образования