Автор: Казначеева Татьяна Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад Радуга"
Населённый пункт: город Тихвин Ленинградской области
Наименование материала: статья
Тема: ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА
Раздел: дошкольное образование
ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ
МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА
Т.Н.Казначеева,
музыкальный руководитель высшей категории
МДОУ «Детский сад Радуга»,
г. Тихвин.
Сегодня каждый педагог озадачен поиском нетрадиционных путей в
творческом взаимодействии с детьми. Как сделать каждое занятие с
ребёнком праздником? Как ненавязчиво, легко и просто рассказать детям о
самом главном – о том, как прекрасен этот мир, как интересно можно жить в
нём? Как научить ребёнка всему, что ему пригодиться в этой сложной
современной жизни? Как его научить слышать, видеть, чувствовать,
понимать, фантазировать и придумывать? Неоспоримо, что большой
потенциал заложен в таком виде деятельности, как «Элементарное
музицирование с дошкольниками».
Эти занятия – увлекательное путешествие в удивительный мир звуков.
Задача педагога – заложить удовольствие в фундамент музыкального
обучения для поддержания интереса в дальнейшем развитии и
совершенствовании. А у детей принцип удовольствия реализуется в игре.
Нужно вернуть детям право быть музыкантами и самим творить музыку.
Современное музицирование предполагает вовлечение детей в процесс
общения с музыкой активными творческими действиями.
Творческое музицирование – это возможность приобретения
многообразного опыта в связи с музыкой – опыта слушателя, композитора,
исполнителя и актёра; опыта общения, творчества и фантазирования,
самовыражения и спонтанности; опыта переживания музыки как радости и
удовольствия. Здесь мы можем говорить о детской универсальной
креативности, развитие которой становится всё более очевидной задачей
образования. Следует признать, что творческое и свободное формируется,
как правило, в творчестве и свободе.
Музыкальная основа: различные жанры русского народного детского
фольклора, детский фольклор народов мира, авторская музыка разных эпох и
стилей, современная танцевальная и классическая музыка.
Элементарное музицирование включает три
взаимосвязанных направления
:
.учебное музицирование - обучение простейшим элементам музыкального
языка и умению их практически применять, формирование устойчивых
слуховых представлений по основным выразительным средствам музыки и
накопление у детей активных словарей музыкальных элементов для их
дальнейшего самостоятельного использования;
· творческое музицирование - спонтанное, импровизированное обращение
детей со знакомым материалом, умение его использовать по-своему,
комбинировать в различных вариантах;
· концертное музицирование - исполнение ансамблем детей созданной им
музыки, а также классической и детской, специально подобранной и
аранжированной для этой цели.
Обучение элементарному музицированию осуществляется в
следующей последовательности:
· хлопки, движения под музыку (притопы, шлепки);
· ознакомление со звучащими самодельными и орфовскими
инструментами;
· творческое исследование тембро-динамических возможностей орфовских
и самодельных инструментов с помощью таких приемов: показ педагога
(«дирижер»); импровизационная игра детей; вопросы, стимулирующие к
изобретательности («Как еще можно поиграть на инструменте?»); свободный
обмен инструментами по желанию детей;
· разучивание музыкальных произведений с опорой на музыкально-
слуховые представления дошкольников о средствах выразительности
(создана система упражнений, направленных на освоение ребенком за
инструментом каждого из средств музыкального языка);
· формирование представления о мажорном и минорном ладах, их
выразительных возможностях.
Игры звуками – это музыкальная импровизация. Это «омузыкаливание»
бытовых шумов (звон, шуршание, стук, шорох) у детей основан на
стремлении самостоятельно организовать звуки, превратить их тем самым в
музыку. Ребёнок хочет спонтанно выражать себя через звук и шум, хочет
открывать новые звучания. Это будит фантазию и инициативу.
На некоторых видах деятельности и методических приемах мы остановимся
более подробно.
Игра на музыкальных инструментах (звучащие жесты)
«Первым инструментом» человека было, как известно его собственное тело.
Для современного ребенка оно им является и сейчас.
Звучащие жесты (ЗЖ) – это игра звуками человеческого тела.
Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить
музицирование в отсутствие любых других инструментов. Звучащие жесты –
это хлопки, шлепки, притопы, щелчки и т.д. Музицированию с
аккомпанементом звучащих жестов целесообразно уделять в работе особо
важное внимание с самого начала. Игра звуками собственного тела есть
первая бессознательная импровизация ребенка, поэтому ЗЖ это надежный
путь к тому, чтобы дети начали элементарно импровизировать. Но самое
основное, это то, что ЗЖ являются самым эффективным средством в
развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается только через
движение и мышечные ощущения человека.
Музыкальные зарисовки
Активизируя творческую активность детей, можно использовать прием
создания музыкальных зарисовок. Из различных упражнений и песенок
создается картинка того или иного явления из окружающей жизни.
. Игра на различных музыкальных инструментах - это самый эффективный
путь к развитию музыкальной самостоятельности детей. Инструменты могут
быть разнообразны, при отсутствии настоящих инструментов не плохую
службу могут сослужить самодельные. Вы можете мастерить инструменты
сами и привлекать к этому детей и их родителей, создавая целые не
ординарные композиции с самодельными инструментами.
Пример инструментов
Шумовой оркестр с дошкольниками – это конечно игра в оркестр, а не
имитация взрослой деятельности. Не возможно требовать от детей играть ,
как взрослые, ведь у них нет перед глазами партитуры. Один из способов
объяснить, когда и что нужно играть, это придумать какую-нибудь историю,
раскрывающую содержание музыки. История должна быть простой и
понятной детям.
Во время разучивания любой партитуры, лучше не начинать сразу
играть с инструментами. Игра на воображаемых инструментах и звучащие
жесты – это приемы позволяющие выучить все партии инструментов со
всеми детьми без лишнего шума.
В заключение, хотелось бы напомнить великие слова Карла Орфа:
«Кем бы
ни стал в дальнейшем ребенок, задача педагогов воспитывать в нем творческое
начало, творческое мышление… Привитые желание и умение творить скажутся
в любой сфере будущей деятельности ребенка».