Напоминание

Работа воспитателя по формированию сплоченности детского коллектива в детских домах(центрах) у детей в возрасте 7-12 лет


Автор: Боевец Надежда Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБУ АО "Сольвычегодский центр содействия семейному устройству"
Населённый пункт: г.Сольвычегодск, Архангельской обл.
Наименование материала: статья
Тема: Работа воспитателя по формированию сплоченности детского коллектива в детских домах(центрах) у детей в возрасте 7-12 лет
Раздел: начальное образование





Назад




Доклад на тему

«Работа воспитателя по формированию сплочённости детского коллектива в

детских домах у детей в возрасте 7–12 лет»

Подготовила воспитатель Боевец Надежда Александровна

ВВЕДЕНИЕ

Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, представляет

собой сложную и многоплановую задачу. Одной из ключевых задач в

учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

является создание сплочённого коллектива, в котором каждый ребёнок

сможет чувствовать себя защищённым, принятым и значимым. Возраст 7–12

лет — это период активной социализации, становления личности и

формирования системы ценностей. Для детей, проживающих в детских

домах, коллектив часто становится заменой семьи, а воспитатель — важной

фигурой в формировании личностных установок.

Сплочённый коллектив помогает ребёнку преодолеть эмоциональную

нестабильность, справляться с последствиями травм и утрат, развивать

навыки общения и сотрудничества. Работа воспитателя в этих условиях

требует особого подхода, сочетающего педагогические, психологические и

социальные методы.

2

1. Особенности детей в возрасте 7–12 лет, проживающих в детских

домах

Возраст от 7 до 12 лет — это младший и средний школьный возраст,

когда ребёнок проходит важные стадии развития: интеллектуального,

эмоционального и социального. У детей, находящихся в детских домах, этот

процесс усложняется отсутствием родительской поддержки, дефицитом

внимания, эмоциональной нестабильностью, нарушениями привязанности.

Основные особенности детей в условиях интерната:

повышенная тревожность и недоверие;

склонность к конфликтному поведению;

стремление к признанию и поддержке со стороны взрослых;

ослабленные навыки общения и сотрудничества;

трудности в установлении устойчивых межличностных связей.

Учитывая данные особенности, воспитателю необходимо создавать

условия, в которых каждый ребёнок сможет раскрыться, почувствовать себя

нужным и любимым, научиться строить доверительные отношения с

окружающими.

2. Понятие сплочённости и её значение в условиях детского дома

Сплочённость коллектива — это степень взаимной эмоциональной

близости, готовности к сотрудничеству, наличие общих целей, ценностей и

правил поведения. В условиях детского дома сплочённость особенно важна,

так как позволяет детям компенсировать недостаток семейного тепла,

формировать чувство безопасности и принадлежности к группе.

Сплочённый коллектив:

способствует снижению конфликтности;

развивает чувство ответственности за других;

помогает детям научиться строить конструктивные отношения;

даёт возможность реализовать себя в совместной деятельности;

формирует положительное отношение к себе и другим.

Для детей, переживших травматический опыт, коллектив становится

пространством, где они могут восстановить утраченное доверие к миру.

3. Роль воспитателя в формировании сплочённого коллектива

Воспитатель в детском доме — это не только педагог, но и

эмоциональный лидер, наставник, организатор повседневной жизни детей.

Он формирует нравственные ориентиры, обучает нормам поведения,

способствует развитию межличностных связей. От его компетентности,

3

эмпатии

и

способности

к

рефлексии

зависит

успех

в

создании

благоприятного климата в детском коллективе.

Основные функции воспитателя:

обеспечение эмоционального комфорта;

организация совместной деятельности;

развитие коммуникативных навыков;

поощрение положительного поведения;

профилактика и разрешение конфликтов;

индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Важную роль играет личный пример воспитателя, его честность,

последовательность, доброжелательность и готовность к открытому диалогу

с детьми.

4. Этапы формирования сплочённости в детском коллективе

Процесс сплочения коллектива можно условно разделить на несколько

этапов:

Ознакомление и принятие — создание условий для знакомства детей,

выявление общих интересов, формирование чувства принадлежности к

группе.

Совместная деятельность — организация коллективных игр, проектов,

мероприятий.

Развитие доверия — поощрение открытого общения, обмена мнениями,

решение общих задач.

Формирование традиций и правил — установление норм поведения,

проведение ритуалов, праздников, дней именинников.

Поддержание и укрепление — регулярная работа по поддержанию

позитивной

атмосферы,

совместный

анализ

достижений,

решение

конфликтов.

Каждый этап требует от воспитателя особого внимания и постоянной

обратной связи с детьми.

5. Методы и формы работы воспитателя

Эффективные методы:

игровые методы (подвижные, ролевые, коммуникативные игры);

тренинги группового взаимодействия;

метод проектов;

элементы арт-терапии (рисование, театр, музыка);

совместная

творческая

и

бытовая

деятельность

(уход

за

комнатами, оформление стенгазет и пр.);

воспитательные беседы, обсуждение нравственных ситуаций;

4

поощрение инициативности и лидерства.

Формы работы:

вечерние круги общения;

тематические недели и праздники;

коллективные походы и экскурсии;

встречи с интересными людьми;

«дни добрых дел» и волонтёрские акции.

6. Игровая деятельность как средство формирования сплочённости

Игра — естественная форма взаимодействия детей. В условиях

детского дома она особенно важна, так как помогает детям раскрыться,

научиться сотрудничеству и принятию других.

Примеры игр:

«Построй дом дружбы» — каждый участник вносит «кирпич» с

добрым словом о других;

«Дерево желаний» — дети пишут свои пожелания группе;

«Слепой проводник» — игра на доверие;

«Клубок дружбы» — создаётся паутина из ниток, символизирующая

связи внутри группы.

В процессе таких игр дети учатся слушать, уважать, доверять и

поддерживать друг друга.

7. Работа с конфликтами и трудными детьми

Конфликты в детском доме — не редкость. Они могут быть связаны с

травмами, агрессией, ревностью, борьбой за внимание. Важно не избегать

конфликтов, а учить детей конструктивному способу их разрешения.

Воспитателю необходимо:

не допускать насилия и унижения;

проводить беседы, используя метод «я-высказывания»;

организовывать медиативные встречи;

использовать метод «социальной роли» (смена ролей для

понимания чувств другого);

вести индивидуальную работу с «трудными» детьми, вовлекая их

в общую деятельность.

8. Взаимодействие с психологом и другими специалистами

Работа воспитателя должна опираться на взаимодействие с психологом,

социальным

педагогом,

логопедом

и

другими

специалистами.

Психологическая диагностика помогает выявить особенности каждого

5

ребёнка, определить уровень сплочённости группы, выявить скрытые

конфликты и риски.

Совместная разработка коррекционных программ и воспитательных

мероприятий обеспечивает комплексный подход к решению задач сплочения

коллектива.

9. Взаимодействие с внешним сообществом

Для расширения социальных связей детей, важно налаживать контакты

с внешним сообществом:

участие в конкурсах, фестивалях;

встречи с волонтёрами;

организация совместных мероприятий с другими учреждениями;

экскурсии, поездки и т.д.

Это способствует интеграции детей в общество, формирует у них

чувство сопричастности и уверенности в себе.

6

Заключение

Работа по формированию сплочённости детского коллектива в детском

доме — сложный, но крайне важный процесс. От того, насколько

воспитателю удаётся создать атмосферу доверия, взаимопомощи и уважения,

зависит эмоциональное состояние, развитие и социализация каждого

ребёнка. Воспитатель становится для детей источником стабильности,

примером для подражания, посредником между прошлым опытом и

будущим.

Создание

сплочённого

коллектива

позволяет

детям

не

только

преодолеть одиночество и отчуждение, но и обрести веру в себя и других,

стать активными и полноценными участниками жизни общества.

7



В раздел образования