Автор: Сопкова Ольга Давыдовна
Должность: преподаватель специального фортепиано
Учебное заведение: ГБПОУ СО "Краснотурьинский колледж искусств"
Населённый пункт: г. Краснотурьинск, Свердловская область
Наименование материала: доклад
Тема: "Камерный ансамбль как вид музыкально-исполнительского искусства и как учебная дисциплина, а также методы формирования профессионально-коммуникативных качеств и их реализация в учебном процессе"
Раздел: среднее профессиональное
ДОКЛАД
На тему:
Камерный ансамбль как вид музыкально-исполнительского
искусства и как учебная дисциплина, а также методы
формирования профессионально-коммуникативных качеств и их
реализация в учебном процессе
Автор доклада: Сопкова Ольга Давыдовна
преподаватель специального фортепиано
Краснотурьинский колледж искусств
2025 г.
1
ПЛАН ДОКЛАДА
1. Историческое начало камерного ансамбля
2. Особенности дисциплины камерного ансамбля
3. Воспитание необходимых навыков в учебном процессе
4. Разновидности репертуара камерного ансамбля
5. Формирование профессионально-коммуникативных качеств в учебном процессе
6. Анализ ансамблевой партитуры
7. Исполнительские особенности концертного выступления
2
Камерный ансамбль как вид музыкально-исполнительского искусства и как учебная
дисциплина
Музыкальное искусство и исполнительская практика развивались на протяжении тысячелетий.
Камерная музыка изначально создавалась для различных составов, включая вокальные и
инструментальные.
Развитие камерной музыки прошло несколько этапов, каждый из которых отмечен вкладом
выдающихся композиторов. Венские классики, Гайдн, Моцарт и Бетховен, создали шедевры
инструментальной камерной музыки, включая сонаты, трио и квартеты. Эпоха романтизма
принесла расцвет вокальным и инструментальным миниатюрам благодаря творчеству Шуберта,
Мендельсона, Шумана, Шопена и Листа. Во второй половине XIX века Брамс, Дворжак, Григ и
Франк продолжили традиции камерного музицирования. XX век ознаменовался проявлением
огромного интереса к созданию камерных сочинений со стороны таких видных композиторов, как
К. Дебюсси, М. Равель, М. Регер, П. Хиндемит, Б. Барток и др.
Камерная музыка обязана своим расцветом русской композиторской школе. Произведения
Глинки, Чайковского, Бородина, Танеева, Рахманинова, Прокофьева и Шостаковича, вошедшие в
сокровищницу мировой культуры, демонстрируют поразительное разнообразие жанра. Они
одинаково успешно работали как над вокальными миниатюрами, так и над крупными камерно-
инструментальными произведениями, почти симфоническими по замыслу и звучанию.
Современные композиторы, как в России, так и за рубежом, уделяют особое внимание камерной
музыке. Вероятно, это связано с тем, что такой формат отвечает запросам слушателей.
Музыкальная социология еще должна изучить причины этого явления, но уже сейчас очевидно,
что ансамблевое исполнительство становится все более важным в академической музыке. Об
этом свидетельствует рост числа конкурсов и фестивалей камерной музыки для участников всех
возрастов.
Светская, или камерная, музыка возникла как ответ церковной. Она довольно быстро нашла свое
место среди других музыкальных жанров. Камерные произведения создаются в расчете на живое
звучание в небольших помещениях, поэтому слово "камерный" часто ассоциируется с чем-то
небольшим и ограниченным.
Ансамблевое исполнение характеризуется глубокой взаимосвязью и согласованностью между
участниками. В камерном ансамбле требуется не просто партнерство, а настоящее единство
взглядов и целей. Это особенно проявляется в процессе репетиций и освоения репертуара, когда
от участников ансамбля требуется абсолютное взаимопонимание и внутреннее единство.
В основе сотрудничества музыкантов-исполнителей, объединенных в камерный ансамбль,
находится принцип равноправия творческих индивидуальностей. В процессе работы над
музыкальным произведением должны обсуждаться и учитываться различные точки зрения, порой
и противоречащие друг другу.
Камерный ансамбль, как форма музыкального исполнительства, является обязательной
дисциплиной в средних и высших музыкальных учебных заведениях. Его преподавание в России
началось с зарождением профессионального музыкального образования и осуществлялось
выдающимися музыкантами, такими как В.И. Сафонов, С.И. Танеев, Ф.М. Блуменфельд и другие.
Будучи учебной дисциплиной камерный ансамбль имеет своей целью воспитание широко
образованных музыкантов-исполнителей, владеющих искусством ансамблевой игры, способных к
самостоятельной творческой деятельности в области камерно-инструментального
исполнительства.
3
Класс камерного ансамбля не только знакомит студентов с богатым миром камерной музыки и
стимулирует их интерес к ансамблевому музицированию, но и активно развивает их слуховые и
ритмические навыки. Совместная работа над произведениями учит слышать и понимать партнера,
согласовывать индивидуальную интерпретацию с общим замыслом, и в конечном итоге,
раскрывает творческие возможности каждого участника.
В основу курса «Класс камерного ансамбля» положена концепция развивающего обучения,
согласно которой работа над приобретением и совершенствованием профессиональных
исполнительских навыков и умений находится в неразрывной связи с всесторонним развитием
ученика. В работе над камерно-инструментальными произведениями необходимо добиваться
синхронности в звучании ансамблевой партитуры, динамической сбалансированности отдельных
партий, эквивалентности в приемах звукоизвлечения. Серьезное значение имеет также
тщательная, детальная проработка своей партии каждым инструменталистом.
Студенту необходимо осваивать произведения разных стилей. Выбор камерной музыки для
исполнения должен учитывать индивидуальный уровень подготовки каждого участника ансамбля.
При этом важно, чтобы работа над выбранным произведением была полезна каждому из
партнеров, развивала его исполнительские навыки и стимулировала творческий рост в области
ансамблевого мастерства.
Педагог должен учитывать не только уровень владения инструментом, но и возможность
установления между музыкантами тесного личностного контакта, свидетельствующего о
психологической совместимости партнеров.
Занятия камерным ансамблем строятся вокруг двух основных тематических разделов учебного
репертуара: инструментальных дуэтов и крупных по составу ансамблей. В первую категорию
входят сонаты, вариации и другие произведения крупной формы, написанные для различных
инструментов, но всегда с участием фортепиано. Партнёром последнего чаще всего выступают
струнные смычковые инструменты и деревянные духовые. Использование других инструментов
встречается относительно редко.
Репетиции участников ансамбля должны носить регулярный, систематический характер и
находиться под постоянным контролем со стороны педагога. В работе над трио, квартетами,
квинтетами и т.д. предполагается проведение репетиций двух типов: с пианистом и без него, т.е.
участниками струнной, духовой или смешанных инструментальных групп самостоятельно.
Подобный – дифференцированный – подход к изучению ансамблевой партитуры является
залогом ее качественного исполнения.
Камерный ансамбль имеет свою специфику, и его изучение крайне важно. Эта дисциплина
позволяет студентам приобрести необходимые профессионально-коммуникативные качества
студентов.
Методы формирования профессионально-коммуникативных качеств и их реализация в
учебном процессе
Процесс формирования профессионально-коммуникативных качеств музыканта-исполнителя
имеет свою специфику в различных видах музыкально-исполнительского искусства и обучения
ему. Существует несколько методов формирования профессионально-коммуникативных качеств у
студентов в классе камерного ансамбля: комплексный текстологический анализ ансамблевой
партитуры, синхронизация исполнения, музыкальный «диалог», моделирование сценической
ситуации.
4
Анализируя ансамблевую партитуру, необходимо:
1.
Выявить основной тематический материал, полифонические подголоски и голоса
сопровождения.
2.
Проследить особенности имитационного изложения музыкального материала с
определением функций «ведущих» голосов и «ведомых».
3.
Осознать в соотношениях партий реализацию принципа единовременного контраста.
4.
Продумать динамику каждой партии в соответствии с ее ролью в ансамблевой партитуре и
инструментальной принадлежностью.
5.
Провести корректировку штрихов.
6.
Определить закономерности музыкального общения партнеров-ансамблистов внутри
единого исполнительского коллектива.
Текстологический анализ и его различные аспекты тесно переплетены и играют ключевую роль в
понимании художественного замысла произведения. Но одного этого все же недостаточно. Для
более целостного восприятия и понимания художественного представления камерной музыки,
необходимо обратиться к широким музыкально-теоретическим и музыковедческим позициям.
Это предполагает изучение интонационно-образных особенностей мелодики, выявление логики
линеарного развития и кульминационных точек во фразах; определение основной единицы
пульса, анализ конкретных метро-ритмических формул; раскрытие типичных особенностей
гармонического языка и логики модуляционного развития; тщательное и подробное
рассмотрение строения музыкальной формы.
Результатом комплексного текстологического анализа, проведенного студентами самостоятельно
или под руководством педагога, должно стать ясное понимание художественно-образного
содержания интерпретируемых произведений и, соответственно, улучшение качества самого
исполнения.
Между тем, работа в классе немыслима без активного участия в этом процессе сознательного,
аналитического начала хотя бы по той причине, что исполнительские намерения каждого из
участников ансамбля должны быть четко согласованы между собой. «Взаимопонимание и
согласие лежат в основе создания единого плана интерпретации» (А.Д. Готлиб)
Результативность текстологического анализа проверяется в процессе концертных выступлений
ансамбля.
Синхронность является определяющей характеристикой ансамблевого исполнения, достигаемой
посредством целенаправленной работы с партитурой. Уровень синхронности варьируется в
зависимости от опыта исполнителей. Начинающие ансамблисты часто демонстрируют
недостаточную синхронность, в то время как опытные мастера камерной музыки достигают
высокого уровня согласованности.
Итогом работы над синхронизацией ансамблевого исполнения является не только стабилизация
темповой и метроритмической стороны произведения, но и овладение музыкантами «живым
исполнительским ритмом». Данное качество означает достижение высокой степени
исполнительской свободы в рамках точных ритмических координат авторского текста всеми
инструменталистами вместе и каждым в отдельности, что обеспечивает естественный характер
художественного высказывания музыкантов.
5
Сравнение артистов камерного ансамбля с актерами, является вполне обоснованным. Исполняя
то или иное музыкальное произведение, ансамблисты находятся в постоянном диалогическом
взаимодействии, алгоритм которого заложен композитором. При этом характер музыкального
диалога определяется функциями инструментальных партий.
Если важное тематическое образование исполняется недостаточно рельефно, выразительно, а
исполнение фигур сопровождения носит отстраненный, формальный характер, следует говорить о
низком уровне диалогического взаимодействия музыкантов, что противоречит принципам
художественности исполнения и не может удовлетворить слушателей. Высокий уровень
диалогического взаимодействия участников ансамбля предполагает, что они слушают друг друга с
неослабевающим вниманием.
Публичное выступление музыканта-исполнителя на сцене – наиболее ответственный момент в его
профессиональной деятельности. Метод моделирования сценической ситуации основан на
воссоздании ряда объективных трудностей, с которыми сталкивается исполнитель в процессе
выступления.
Формы репетиционной работы:
1.
Проведение коллективных занятий, на которых помимо самих участников ансамбля
присутствуют и другие студенты, выступающие в роли слушателей.
2.
Применение записывающих устройств, что по своему психологическому эффекту
напоминает предыдущую форму работы.
Итак, метод синхронизации исполнения направлен на выработку единства представлений
участников ансамбля. Метод музыкального «диалога» способствует выработке ансамблевой
адаптивности и деятельной эмпатии, что формирует тонкое эмоциональное ощущение друг друга
и взаимное «принятие» музыкантов. Метод сценического моделирования позволяет проверить на
«модели» все профессионально-коммуникативные качества музыканта-ансамблиста в действии,
т.е. в условиях предполагаемого концертного выступления, и восполнить, в случае
необходимости, их недостающие элементы.
6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог, можно сказать, что данные методы работы в ходе процесса обучения дисциплины
«Ансамблевое исполнительство» могут применяться в высших и средних учебных заведениях, а
также в процессе самостоятельной работы студентов над камерными произведениями различных
стилей и жанров. Наиболее интенсивно профессионально-коммуникативные качества музыканта-
исполнителя формируются в процессе занятий камерным ансамблем. Такими качествами
являются: музыкально-сценическая общительность, ансамблевая адаптивность, взаимное
видение художественного замысла произведения.
Таким образом, дисциплина «Ансамблевое исполнительство» очень важна в процессе обучения
как в высших, так и в средних учебных заведениях.
В докладе использованы следующие источники информации:
1.
Благой Д.Д Камерный ансамбль и различные формы коллективного музицирования //
Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство. Вып.2 / Сост. Р.Р. Давидян. М.: Моск.
Гос. Консерватория им. П.И. Чайковского, 1996. 23 с.
2.
Воронина Т.А. о камерном музицировании и становлении исполнителя // О мастерстве
ансамблиста. Л.: ЛОЛГК, 1986. 16 с.
3.
Выготский Л.С. педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс,
1996. 538 с.
7