Автор: Бастина Елена Петровна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МОБУ "Осельковская СОШ"
Населённый пункт: Осельки
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: Изложение-повествование на основе зрительного восприятия текста по вопросам к каждому предложению.
Раздел: дополнительное образование
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 40 (3 класс)
Тема занятия
Тип занятия. Закрепление изученного материала.
Логопедическая тема: Изложение-повествование на основе зрительного восприятия текста по вопросам к каждому предложению.
Лексическая тема: Разнообразие животных. Кит.
Грамматическая тема: Предложение. Текст.
Цель: Формировать умения писать изложения по плану и опорным словам, устанавливать последовательность частей текста.
Задачи:
образовательные:
формировать умения отвечать на вопросы полным предложением;
формировать умения последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план и картинку к тексту;
формировать умения составлять полные предложения-объяснения лексического значения слова, отвечать на вопросы по содержанию текста;
формировать умения определять тему текста, формулировать основную мысль;
развивать языковый анализ и синтез;
отрабатывать навык чтения предложений, текстов;
коррекционные:
развивать психические процессы, составляющие базу формирования письма и чтения;
развивать общую и мелкую моторику, графо-моторныенавыки, зрительно-пространственные ориентировки;
развивать самостоятельность, самоконтроль;
формировать коммуникативные умения и навыки, адекватные учебной ситуации;
воспитательные:
воспитывать положительное отношение к процессу обучения;
воспитывать чувство бережного отношения к природе.
Планируемые результаты занятия
Предметные:
-понимать смысловое содержание текста, давать полные
ответы на вопросы;
-последовательно пересказывать текст с опорой на
вопросный план и сюжетную картинку к тексту;
Метапредметные:
ПУУД - ориентироваться на разнообразие способов
решения учебных задач, выбирать действие в соответствии
с поставленной задачей;
- понимать и уметь передать информацию, представленную
в виде текста, рисунков;
РУУД - будут следовать намеченному плану урока,
осуществлять анализ, синтез, обобщение объектов и
явлений;
КУУД - уметь адекватно использовать коммуникативные
средства для решения различных задач.
Личностные:
–проявлять
положительное
отношение к
обучению;
-проявлять
ответственность при
выполнении задания;
- оценивать свою
деятельность,
адекватно
воспринимать оценку
учителя.
II.Актуализация необходимых знаний.
- О ком будет рассказ можно догадаться во время подготовки к занятию.
- Чтобы хорошо работалось, начнём со звукотерапии и кинезеологии, а для этого вспомним:
- На какие группы делятся все речевые звуки?
Вспоминают отличительные признаки
артикуляции согласных звуков (ΦР, ИР)
Межпредметные связи : УМК «Школа России» 3 класс.
«Русский язык» Канакина В.П., Горецкий В.П., тема «Предложение. Текст».
«Окружающий мир» Плешаков А.А., темы « Разнообразие животных», «Кто что ест».
«Технология» Лутцева Е.А., Зуева Т.П., тема «Мастерская инженеров- конструкторов, строителей, декораторов». Объём и объёмные
формы.
Формы работы: фронтальная (ΦР), индивидyильная (ИР), в парах (ПР).
Основные ресурсы урока
Для учителя:
Технологическая карта логопедического занятия;
- предметные картинки, компьютер, доска, тетради, цветная бумага, видеоролик, схема
оригами, клей, песочные часы.
Для учащихся:
– рабочая тетрадь.
Ход занятия
Содержание деятельности учителя
Виды деятельности обучающихся
I.Мотивация к деятельности.
1)Организационный момент.
– Сядет тот, кто придумает слово:
Слушай и запоминай,
И красиво называй:
Все слова со слогом РЫ:
Рыба, рыбак, рынок, рыжик
Учащиеся приветствуют друг друга и
педагога, выполняют задание, занимают свои
рабочие места. (ΦР, ИР)
2) Сообщение темы занятий.
- Сегодня Вам предстоит сделать интересную работу.
Вы будете пересказывать текст и писать изложение по опорным вопросам и картинкам.
Анализируют постановку учебной задачи,
выдвигают предположения о теме занятия.
Называют тему занятия. Отвечают на
вопросы. (ΦР)
-На гласные - кольцо, на согласные – пальцы.
1)
(Буквы показываю?)
Звук «Э» - помогает всему организму настроится на работу, чувствуете углубляется
дыхание и усиливается приток кислорода к мозгу.
Звук «К» - заставляет вибрировать головной мозг, активизирует правое полушарие мозга,
что усиливает творческие способности.
Звук «И» - помогает просветлить голову, убрать из нее плохие, ненужные мысли.
Звучание «Т» - помогает снять стрессы, страхи, даже заикание.
- Настроились на работу?
Составьте слово из букв (китэ)
- Какая буква лишняя?
- Как вы понимаете значение полученного слова?
- Посмотрим водеоролик о ките.
-Были интересные факты о ките?
Давайте оставим на память себе вот такого кита?
- В этом нам помогут умения работы с бумагой и правила сгибания - как называется эта
техника?
- Сделаем фигурку кита. Можно делать по схеме, можно со мной. На это у нас 5 минут.
Возьмите квадрат бумаги и согните его пополам наискосок, проведите линию. Раскройте
лист, вы видите линию посередине. К этой линии согните левый и правый край листа.
Верхний угол согните к середине вниз. Сложите половинки фигуры симметрично. «Хвост»
отогните вверх и выверните изнутри. Наш кит готов, нарисуем ему глаза и рот, чтобы он
улыбался. Поместите Китов в наш океан. (На доску)
III.Организация познавательной деятельности обучающихся.
1)Работа по лексической
теме занятия.
Всю жизнь в воде проводит кит,
Хотя он и не рыба.
Он в море ест и в море спит,
Читают текст, отвечают на вопросы
ориентируясь на содержание текста,
выполняют взаимопомощь в парах.
(ΦР, ИР, ПР)
За что ему спасибо;
Тесно было бы на суше от такой огромной туши!
- Что говорит поэт о ките? «Всю жизнь в воде проводит кит, хотя он и не рыба».
- К какой группе животных относится кит? Ответ: (млекопитающие).
- Почему эту группу так называют?
2) Работа по основной теме занятия.
А) Чтение рассказа, выделение основной темы текста, опорных слов.
- Прочитайте рассказ.
Кит – самое большое животное на свете. Он питается планктоном.
Окраска тела у него тёмно-серая с голубоватым оттенком. Кит может жить только в
океане. Поэтому ни в одном зоопарке мира нет китов. Раньше на китов охотились и почти
истребили их. Теперь охота на китов запрещена.
- Значение каких слов хотелось бы уточнить?
Объясните значение слов:
Океан – это…(водное пространство, омывающее материки Земли)
Планктон – это…(мелкие организмы, свободно дрейфующие в толще воды)
Зоопарк – это…(зоологический парк, где живут птицы и звери)
Истребить – это…(убить, уничтожить)
Работа с текстом «Кит». Составление плана.
Последовательный рассказ с опорой на вопросы.
- Предлагаю составить план пересказа. Зачем он нужен?
- План пересказа называется «Вопросный ». Из чего он будет состоять, как вы думаете?
-Перед вами вопросы. Составьте их в нужном порядке.
Какое животное самое большое на свете?
Чем питаются киты?
Какая окраска?
Где живут киты?
Почему нет китов ни в одном зоопарке?
Почему истребили китов?
Можно охотиться на китов?
- Рядом с вопросами можно поставить картинки – помощницы.
Используя вопросный план и картинки, перескажите рассказ.
Пересказ делают 1-2 воспитанника.
3) Последовательное изложение текста с опорой на вопросы картинки.
Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату и тему изложения «Кит».
Воспользуйтесь опорным планом. Старайтесь писать полными предложениями.
4) Динамическая пауза «
А НАД МОРЕМ — МЫ С ТОБОЮ!
».
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И китов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
Организует проверку задания. Орфографическое чтение.
Выполняют упражнения динамической паузы.
( ΦР)
Выполняют задание, пересказывают текст,
ориентируются на вопросный план и
сюжетную картинку, осуществляют
взаимопроверку. (ΦР)
IV.Подведение итогов. Оценка деятельности учащихся. Рефлексия.
- Вот и подошло наше занятие к концу. Вспомните, что делали на занятии.
-Как вы работали? Вы были наблюдательны, внимательны, любознательны?
-Что нового узнали? Где можете применить эти умения?
- Какое задание вам понравилось?
- Какое было трудным?
- Где можно узнать о разнообразии животных.
-Выбери смайлик.
- Занятие окончено. До свидания!
Отвечают на вопросы по теме занятия.
Оценивают свою работу.
Дополнительный материал к занятию.
Творческие дополнительные задания. Нарисовать рисунок по теме занятия.
Достижения
Сложности
Предложения