Напоминание

Изложение-повествование на основе зрительного восприятия текста по вопросам к каждому предложению.


Автор: Бастина Елена Петровна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МОБУ "Осельковская СОШ"
Населённый пункт: Осельки
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: Изложение-повествование на основе зрительного восприятия текста по вопросам к каждому предложению.
Раздел: дополнительное образование





Назад




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 40 (3 класс)

Тема занятия

Тип занятия. Закрепление изученного материала.

Логопедическая тема: Изложение-повествование на основе зрительного восприятия текста по вопросам к каждому предложению.

Лексическая тема: Разнообразие животных. Кит.

Грамматическая тема: Предложение. Текст.

Цель: Формировать умения писать изложения по плану и опорным словам, устанавливать последовательность частей текста.

Задачи:

образовательные:

формировать умения отвечать на вопросы полным предложением;

формировать умения последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план и картинку к тексту;

формировать умения составлять полные предложения-объяснения лексического значения слова, отвечать на вопросы по содержанию текста;

формировать умения определять тему текста, формулировать основную мысль;

развивать языковый анализ и синтез;

отрабатывать навык чтения предложений, текстов;

коррекционные:

развивать психические процессы, составляющие базу формирования письма и чтения;

развивать общую и мелкую моторику, графо-моторныенавыки, зрительно-пространственные ориентировки;

развивать самостоятельность, самоконтроль;

формировать коммуникативные умения и навыки, адекватные учебной ситуации;

воспитательные:

воспитывать положительное отношение к процессу обучения;

воспитывать чувство бережного отношения к природе.

Планируемые результаты занятия

Предметные:

-понимать смысловое содержание текста, давать полные

ответы на вопросы;

-последовательно пересказывать текст с опорой на

вопросный план и сюжетную картинку к тексту;

Метапредметные:

ПУУД - ориентироваться на разнообразие способов

решения учебных задач, выбирать действие в соответствии

с поставленной задачей;

- понимать и уметь передать информацию, представленную

в виде текста, рисунков;

РУУД - будут следовать намеченному плану урока,

осуществлять анализ, синтез, обобщение объектов и

явлений;

КУУД - уметь адекватно использовать коммуникативные

средства для решения различных задач.

Личностные:

–проявлять

положительное

отношение к

обучению;

-проявлять

ответственность при

выполнении задания;

- оценивать свою

деятельность,

адекватно

воспринимать оценку

учителя.

II.Актуализация необходимых знаний.

- О ком будет рассказ можно догадаться во время подготовки к занятию.

- Чтобы хорошо работалось, начнём со звукотерапии и кинезеологии, а для этого вспомним:

- На какие группы делятся все речевые звуки?

Вспоминают отличительные признаки

артикуляции согласных звуков (ΦР, ИР)

Межпредметные связи : УМК «Школа России» 3 класс.

«Русский язык» Канакина В.П., Горецкий В.П., тема «Предложение. Текст».

«Окружающий мир» Плешаков А.А., темы « Разнообразие животных», «Кто что ест».

«Технология» Лутцева Е.А., Зуева Т.П., тема «Мастерская инженеров- конструкторов, строителей, декораторов». Объём и объёмные

формы.

Формы работы: фронтальная (ΦР), индивидyильная (ИР), в парах (ПР).

Основные ресурсы урока

Для учителя:

Технологическая карта логопедического занятия;

- предметные картинки, компьютер, доска, тетради, цветная бумага, видеоролик, схема

оригами, клей, песочные часы.

Для учащихся:

– рабочая тетрадь.

Ход занятия

Содержание деятельности учителя

Виды деятельности обучающихся

I.Мотивация к деятельности.

1)Организационный момент.

– Сядет тот, кто придумает слово:

Слушай и запоминай,

И красиво называй:

Все слова со слогом РЫ:

Рыба, рыбак, рынок, рыжик

Учащиеся приветствуют друг друга и

педагога, выполняют задание, занимают свои

рабочие места. (ΦР, ИР)

2) Сообщение темы занятий.

- Сегодня Вам предстоит сделать интересную работу.

Вы будете пересказывать текст и писать изложение по опорным вопросам и картинкам.

Анализируют постановку учебной задачи,

выдвигают предположения о теме занятия.

Называют тему занятия. Отвечают на

вопросы. (ΦР)

-На гласные - кольцо, на согласные – пальцы.

1)

(Буквы показываю?)

Звук «Э» - помогает всему организму настроится на работу, чувствуете углубляется

дыхание и усиливается приток кислорода к мозгу.

Звук «К» - заставляет вибрировать головной мозг, активизирует правое полушарие мозга,

что усиливает творческие способности.

Звук «И» - помогает просветлить голову, убрать из нее плохие, ненужные мысли.

Звучание «Т» - помогает снять стрессы, страхи, даже заикание.

- Настроились на работу?

Составьте слово из букв (китэ)

- Какая буква лишняя?

- Как вы понимаете значение полученного слова?

- Посмотрим водеоролик о ките.

-Были интересные факты о ките?

Давайте оставим на память себе вот такого кита?

- В этом нам помогут умения работы с бумагой и правила сгибания - как называется эта

техника?

- Сделаем фигурку кита. Можно делать по схеме, можно со мной. На это у нас 5 минут.

Возьмите квадрат бумаги и согните его пополам наискосок, проведите линию. Раскройте

лист, вы видите линию посередине. К этой линии согните левый и правый край листа.

Верхний угол согните к середине вниз. Сложите половинки фигуры симметрично. «Хвост»

отогните вверх и выверните изнутри. Наш кит готов, нарисуем ему глаза и рот, чтобы он

улыбался. Поместите Китов в наш океан. (На доску)

III.Организация познавательной деятельности обучающихся.

1)Работа по лексической

теме занятия.

Всю жизнь в воде проводит кит,

Хотя он и не рыба.

Он в море ест и в море спит,

Читают текст, отвечают на вопросы

ориентируясь на содержание текста,

выполняют взаимопомощь в парах.

(ΦР, ИР, ПР)

За что ему спасибо;

Тесно было бы на суше от такой огромной туши!

- Что говорит поэт о ките? «Всю жизнь в воде проводит кит, хотя он и не рыба».

- К какой группе животных относится кит? Ответ: (млекопитающие).

- Почему эту группу так называют?

2) Работа по основной теме занятия.

А) Чтение рассказа, выделение основной темы текста, опорных слов.

- Прочитайте рассказ.

Кит – самое большое животное на свете. Он питается планктоном.

Окраска тела у него тёмно-серая с голубоватым оттенком. Кит может жить только в

океане. Поэтому ни в одном зоопарке мира нет китов. Раньше на китов охотились и почти

истребили их. Теперь охота на китов запрещена.

- Значение каких слов хотелось бы уточнить?

Объясните значение слов:

Океан – это…(водное пространство, омывающее материки Земли)

Планктон – это…(мелкие организмы, свободно дрейфующие в толще воды)

Зоопарк – это…(зоологический парк, где живут птицы и звери)

Истребить – это…(убить, уничтожить)

Работа с текстом «Кит». Составление плана.

Последовательный рассказ с опорой на вопросы.

- Предлагаю составить план пересказа. Зачем он нужен?

- План пересказа называется «Вопросный ». Из чего он будет состоять, как вы думаете?

-Перед вами вопросы. Составьте их в нужном порядке.

Какое животное самое большое на свете?

Чем питаются киты?

Какая окраска?

Где живут киты?

Почему нет китов ни в одном зоопарке?

Почему истребили китов?

Можно охотиться на китов?

- Рядом с вопросами можно поставить картинки – помощницы.

Используя вопросный план и картинки, перескажите рассказ.

Пересказ делают 1-2 воспитанника.

3) Последовательное изложение текста с опорой на вопросы картинки.

Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату и тему изложения «Кит».

Воспользуйтесь опорным планом. Старайтесь писать полными предложениями.

4) Динамическая пауза «

А НАД МОРЕМ — МЫ С ТОБОЮ!

».

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И китов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

Организует проверку задания. Орфографическое чтение.

Выполняют упражнения динамической паузы.

( ΦР)

Выполняют задание, пересказывают текст,

ориентируются на вопросный план и

сюжетную картинку, осуществляют

взаимопроверку. (ΦР)

IV.Подведение итогов. Оценка деятельности учащихся. Рефлексия.

- Вот и подошло наше занятие к концу. Вспомните, что делали на занятии.

-Как вы работали? Вы были наблюдательны, внимательны, любознательны?

-Что нового узнали? Где можете применить эти умения?

- Какое задание вам понравилось?

- Какое было трудным?

- Где можно узнать о разнообразии животных.

-Выбери смайлик.

- Занятие окончено. До свидания!

Отвечают на вопросы по теме занятия.

Оценивают свою работу.

Дополнительный материал к занятию.

Творческие дополнительные задания. Нарисовать рисунок по теме занятия.

Достижения

Сложности

Предложения



В раздел образования