Напоминание

Экологическое воспитание школьников


Автор: Хомик Галина Николаевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ГБОУ ЛНР "Индустрианская основная школа"
Населённый пункт: посёлок Индустрия, муниципальный округ Антрацитовский
Наименование материала: статья
Тема: Экологическое воспитание школьников
Раздел: среднее образование





Назад




Экологическое воспитание школьников

Наша планета переживает непростые времена. Экологические вызовы,

с которыми мы сталкиваемся, требуют немедленных и решительных

действий.

Больше

нельзя

игнорировать

тот

факт,

что

благополучие

человечества напрямую зависит от здоровья окружающей среды. Нам

необходимо переосмыслить свое место в мире и выстроить гармоничные

отношения с природой, основанные на уважении и сотрудничестве.

Ключевую роль в этом процессе играет формирование экологического

сознания. Начинать нужно с самого раннего возраста, прививая детям

любовь к природе и понимание ее законов. Экологическое образование

должно стать неотъемлемой частью школьной программы, пронизывая все

предметы и возрасты. Важно, чтобы каждый ребёнок, каждый человек

осознавал

свою

ответственность

за

будущее

планеты

и

обладал

необходимыми знаниями для принятия экологически грамотных решений.

Вопрос о взаимодействии человека и природы поднимался не раз, но

сегодня он стоит особенно остро. Масштаб воздействия человеческой

деятельности на окружающую среду достиг критической точки. Поэтому

сейчас, как никогда, важно объединить усилия для решения экологических

проблем и построения устойчивого будущего.

В

современном

образовании,

согласно

Федеральному

государственному

образовательному

стандарту

основного

общего

образования,

вопросам

экологии

уделяется

особое

внимание.

Это

проявляется

в

требованиях

к

результатам

обучения,

охватывающих

личностное развитие, метапредметные навыки и предметные знания.

Стандарт нацелен на воспитание у школьников экологической культуры,

соответствующей современным вызовам. Важно не просто знать об

экологических проблемах, но и уметь применять эти знания в реальной

жизни. ФГОС ООО предполагает формирование экологического мышления,

которое поможет ученикам анализировать ситуации, принимать взвешенные

решения и действовать ответственно в различных сферах жизни, включая

познавательную,

коммуникативную

и

социальную.

Экологическая

составляющая

интегрирована

в

различные

учебные

предметы,

как

естественнонаучные,

так

и

общественно-научные,

что

позволяет

рассматривать вопросы экологии с разных точек зрения.

Ключевым

принципом

является

смещение

акцента

с

простого

заучивания фактов к активному применению знаний на практике. Ученики

должны не только понимать суть экологических проблем, но и обладать

навыками, необходимыми для эффективного взаимодействия с окружающим

миром. В современной школе экологическое образование пронизывает как

основную образовательную программу, так и дополнительные занятия. На

уроках

учителя

активно

внедряют

специализированные

модули,

практические работы, проектную деятельность, объединяют предметы в

интегрированные уроки и предлагают факультативные курсы, посвященные

вопросам экологии.

Внеурочная деятельность, в свою очередь, предоставляет широкие

возможности

для

развития

исследовательских

навыков,

реализации

собственных проектов, организации мероприятий, анализа полученных

результатов и творческого самовыражения. Гармоничное сочетание учебных

занятий и внеклассной работы – ключ к формированию всесторонне развитой

личности. Эти два направления должны быть тесно связаны, обогащая и

углубляя знания друг друга.

Для

экологического

воспитания

школьников

используются

разнообразные методы и формы: от увлекательных рассказов и бесед,

подкрепленных

визуальными

материалами

и

литературными

произведениями, до проведения научных исследований и экспериментов.

Викторины,

конкурсы,

создание

плакатов

и

поделок

из

природных

материалов стимулируют интерес к охране окружающей среды. Организация

экологических троп и ведение дневников наблюдений позволяют детям

непосредственно взаимодействовать с природой. Проектная деятельность,

тематические уроки, экологические праздники и трудовые акции по

благоустройству школьной территории завершают этот многогранный

подход.

Экологическое воспитание в школе выходит за рамки уроков,

предлагая ребятам разнообразные возможности для изучения и сохранения

природы. Эта внеурочная деятельность включает в себя несколько ключевых

направлений. Познавательное направление знакомит детей с окружающим

миром через интерактивные формы. Это могут быть дидактические игры,

увлекательные беседы о лечебных свойствах растений или любимых

животных, заочные путешествия в заповедные уголки и познавательные

викторины, проверяющие знания о природе. Особое внимание уделяется

беседам, в ходе которых, опираясь на личный опыт детей, учитель

формирует

эмоциональное

отношение

к

экологическим

проблемам,

расширяет кругозор, развивает мышление и прививает интерес к природе.

Познавательно-развлекательное направление делает обучение интересным и

запоминающимся. Праздники, утренники, устные журналы и экологические

игры

помогают

детям

в

игровой

форме

усваивать

важные

знания.

Экологические сказки, например, о загрязнении водоемов, заставляют детей

сопереживать и размышлять о последствиях человеческой деятельности.

Игра – это мощный инструмент, позволяющий ребенку приобретать опыт

взаимодействия с миром, усваивать правила поведения в природе и развивать

чувство

ответственности.

Практическое

направление

позволяет

детям

непосредственно участвовать в охране окружающей среды. Это посадка

деревьев и кустарников, озеленение классных комнат, подкормка птиц

зимой, высадка цветов на клумбах и уход за ними, а также сбор и

оформление гербариев лекарственных растений.

В школе регулярно проводятся экологические акции, имеющие

практическую направленность. Практическая работа ведется круглый год:

зимой дети заботятся о птицах, о комнатных растениях, весной озеленяют

территорию школы, летом ухаживают за клумбами, а осенью приводят их в

порядок.

В 2023 году школа присоединилась к Международной акции "Сад

Памяти", посвященной героям Великой Отечественной войны и участникам

Специальной военной операции. На территории школы был заложен "Сад

Памяти", за которым ребята ухаживают, высаживают новые саженцы.

Экологическое воспитание в школе – это не просто передача знаний о

природе, это формирование особого мировоззрения, основанного на любви и

ответственности за окружающий мир. Это сложный и многогранный процесс,

включающий в себя разнообразные формы работы, от познавательных

экскурсий до практической деятельности.

Важную роль играют прогулки и экскурсии, где дети не только

любуются красотой природы, но и учатся ее видеть, фиксировать детали,

делать зарисовки и делиться своими впечатлениями. Наблюдения за живой и

неживой природой развивают наблюдательность, логическое мышление и

речь, побуждая к анализу и выводам.

Проектная

деятельность

еще

один

эффективный

инструмент

экологического воспитания. Работая над проектами, такими как изучение

свойств растений, помощь птицам или озеленение школы, дети учатся

самостоятельно искать информацию, анализировать ее и делать собственные

выводы. Внеклассная работа также играет значительную роль. Создание

поделок из природных материалов, уход за школьной клумбой, участие в

экологических акциях – все это не только увлекательно, но и формирует

чувство сопричастности к природе, желание ее оберегать и улучшать.

Привлечение родителей к этой работе усиливает эффект и создает атмосферу

семейной ответственности за окружающую среду.

Экологическое

воспитание

это,

прежде

всего,

воспитание

человечности, доброты и ответственного отношения не только к природе, но

и к людям, к будущим поколениям. Это обучение правильному поведению в

природе и в обществе, пониманию взаимосвязей между человеком и

окружающей средой.

В условиях сложной экологической ситуации, сложившейся в мире,

экологическое

образование

становится

особенно

актуальным.

Задача

современной школы – заложить в детях основы экологических знаний,

которые с возрастом превратятся в твердые убеждения и активную

жизненную позицию.

Таким образом, формирование экологической культуры – это не

разовые акции, а целенаправленная система, включающая в себя уроки,

внеклассные мероприятия, коллективные творческие дела и индивидуальную

работу с каждым учеником. Только так можно воспитать поколение,

способное бережно относиться к природе и заботиться о будущем нашей

планеты.



В раздел образования