Напоминание

"Сказкотерапия, как средство социальной адаптации ребенка"


Автор: Гончарова Инна Борисовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 25 "Светлячок"
Населённый пункт: г. Зеленокумск, Советский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Сказкотерапия, как средство социальной адаптации ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка «Сказкотерапия, как средство социальной

адаптации ребенка»

Педагог-психолог МДОУ Детский сад

№ 25 «Светлячок» Гончарова И.Б.

Сказка

входит

в

жизнь

ребенка

с

самого

раннего

возраста,

сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на

всю жизнь. Она преподносят детям поэтический и многогранный образ своих

героев, оставляя при этом простор воображению. Ее композиция, яркое

противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей

нравственной сути образы, выразительный язык, доступные пониманию

дошкольника, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для

детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой

личности ребенка. Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на

эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает

реальные психологические условия для формирования социальной адаптации

ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных

межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а

также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его

внутренний мир. При этом она остается одним из самых доступных средств

для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и

родители.

В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной

культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали

современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевскмм стилем

пересказа известных сказок, часто искажающим первоначальный смысл

сказки, превращающим сказочное действие из нравственно-поучительного в

чисто развлекательное. Одновременно с этим в современных молодых семьях

искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков.

В

результате

анализа

литературных

источников

подтвердилось

представление о том, что гармоничное эмоциональное развитие детей

старшего дошкольного возраста заключается в последовательном освоении

трех уровней: психофизиологического, социального и эстетического.

Психофизиологический уровень эмоционального развития проявляется

в

процессе

внимания

ребенка

во

время

прослушивания

сказки,

в

адекватности реагирования, в непроизвольных репликах (междометиях),

непроизвольных движениях, в неосознанных отношениях детей к героям

сказок на основе умения различать эмоциональные состояния по их

внешнему

проявлению

-

через

мимику,

пантомимику,

жесты,

позы,

эмоциональную дистанцию.

Социальный уровень является последующей ступенью эмоционального

развития детей старшего дошкольного возраста, характерной чертой которого

является эмоциональный контроль, эмоциональная саморегуляция. Это

позволяет выделить в эмоциональном развитии социальные чувства, которые

эффективно формируются в процессе восприятия и переживания сказки,

поскольку включается механизм содействия герою, мысленного обыгрывания

и прочувствования его поступков.

Эстетический

уровень

-

уровень

художественного

образа

-

характеризуется особым видом эмоционального познания, при котором

человек отражает действительность в форме эмоциональных образов.

Одним из эффективных методов работы с детьми, как средства

оптимизации психоэмоциональной сферы , является сказкотерапия.

Сказкотерапия

-

метод,

использующий

сказочную

форму

для

интеграции личности, развития творческих способностей, расширение

сознания,

совершенствования

взаимодействий

с

окружающим

миром.

Основной принцип сказкотерапии - целостное развитие личности, забота о

душе.

Основные приемы работы со сказкой:

Анализ сказок. Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за

сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведение героев. Например,

для анализа выбирается известная сказка. При этом ребенку предлагается

ответить на ряд вопросов: "Как вы думаете, о чем эта сказка?", "Кто из героев

больше всего понравился и почему?", "Почему герой совершил те или иные

поступки?"

Рассказывание сказок. Прием помогает проработать такие моменты,

как развитие фантазии, воображения. Например: ребенку или группе детей

предлагается рассказать сказку от первого или третьего лица, или от имени

других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке.

Например, как Сказку о колобке рассказала бы лиса, Баба Яга или Василиса

Премудрая. "Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы

Яги".

Передумывание сказок. Переписывание и дописывание авторских и

народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет,

некоторый

поворот

событий,

ситуаций,

конец

сказки

и

так

далее.

Передумывая сказку, дописывая свой конец, или вставляя, необходимые ему

персонажи,

ребенок

сам

выбирает

наиболее

соответствующий

его

внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения

ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения -

в этом заключается психокоррекционный смысл передумывания сказки.

Постановка сказок с помощью кукол. Работая с куклой, ребенок

видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведение куклы.

Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать

поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет

совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которых обычно

ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявлять.

Сочинение сказок. В каждой волшебной сказке есть определенные

закономерности развития сюжета. Главный герой появляется в доме (семье),

растет, при определенных обстоятельствах покидает дом, отправляясь в

путешествия. Во время странствий он приобретает и теряет друзей,

преодолевает препятствия, борется и побеждает зло и возвращается домой,

достигнув цели.

В

старшем

дошкольном

возрасте

можно

порекомендовать

следующие сказки:

"Лиса и Котофей Иванович" - русская народная сказка;

"Елена Премудрая" - русская народная сказка;

"Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" - А.С. Пушкин;

"Сказка о попе и о работнике его Балде" - А.С. Пушкин;

"Умная внучка" - Л.Н. Толстой;

"Умная дочь крестьянская" - Братья Гримм.

Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно,

один из самых древних. Сказки всегда служили моральным и нравственным

законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Сеансы

сказкотерапии помогут вам понять, что привлекает ребенка в сюжете этой

сказки, какой из героев нравится ему больше всех, почему он выбирает

именно эту сказку.

Исследования

психологов

показывают,

что

в

любимых

сказках

запрограммирована жизнь ребенка. "Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и

я

скажу,

кто

ты"

-

так

перефразировали

известную

пословицу

психоаналитики.

Сказки для сказкотерапии подбираются разные: русские народные и

авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные

сказки, и многие другие. Часто психолог предлагает малышу сочинить сказку

самостоятельно. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа

сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей,

которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со

взрослыми. Через сказку можно, например, узнать об отношении ребенка-

дошкольника к разводу родителей.

Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что

многие родители не читают сказки. А ведь это так важно! Дети сталкиваются

с какими-нибудь проблемами, приходят к нам, взрослым, но чаще всего

способы, которые предлагаем мы, для них не подходят. И здесь на помощь

может прийти сказкотерапия. Что же это такое? Это те же самые сказки,

только

ориентированы

на

какую-либо

проблему.

Это

рассказ

об

определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем

описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с

совершенно различными событиями жизни. Важную роль здесь играет

воображение.

В старшем дошкольном возрасте проявляются

две важнейшие

функции и линии его развития .

Первая связана с освоением знаково-символической деятельности и

определяется

ролью

механизмов

воображения

в

овладении

ребенком

произвольным вниманием, памятью, логическим мышлением.

Вторая

функция

воображения,

связанная

с

ориентировочно

исследовательской эффективно-познавательной деятельностью, позволяет

ребенку

понять

и

прочувствовать

смысл

человеческой

деятельности,

поступков окружающих и собственных действий для себя и для других,

мысленно проиграть различные варианты действий и пережить смысл их

последствий. Это связано с формированием определенного осмысленного

эмоционального отношения к окружающему, что составляет нравственную

сферу ребенка.

Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется

формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о

предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок

начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело,

строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет -

апогей сказочного мышления. Сказка - это такая знаковая система, с

помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет

наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии

людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с

животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с

человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем

старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории

и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как

человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные

сказки.

Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной

ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который

дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного

возраста.

Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный

ритуал «входа в сказку» (настрой), основную часть, где используются приемы

работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального

воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Подобная структура

занятия создает атмосферу «сказочного мира», настрой на работу с

метафорой.

Работа со сказкой строится следующим образом:

чтение

или

рассказ

самой

сказки;

ее

обсуждение.

Причем,

в

обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое

свое мнение, т.е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.

рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;

драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно

выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль

сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут

проиграны.

Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа

сказки, сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного

пространства (светотехнические эффекты), собственно рассказывание сказки

и демонстрация персонажей сказки в настольном театре.

Что могут дать такие сказки для детей?

Во-первых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы,

что родители на его стороне.

Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: "ищи силы для

разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь

трудности", т.е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.

В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть

всегда, надо только его поискать.

А всем ли полезна сказкотерапия? Да, она полезна всем. Конечно, у

сказкотерапии есть специальные условия при работе с детьми: ребенок

должен чётко представлять то, что существует сказочная действительность,

отличная от реальной жизни. Приемы сказкотерапии вполне могут освоить

родители. Однако прежде следует посоветоваться со специалистами. Формы

работы со сказкой также многоцветны и разнообразны, как сама жизнь.

Абсолютно всё, что нас окружает, может быть описано языком сказок. Если

родители смогут правильно использовать все возможности сказкотерапии, то

окажут своим детям неоценимую помощь. Ребенок будет знать, что

родителям небезразличны его проблемы, он сможет усвоить такое жизненное

правило: " нужно искать силы для преодоления трудностей в себе самом".

Сказки показывают, что безвыходных ситуаций не существует, выход всегда

есть - надо только его поискать.



В раздел образования