Автор: Раиса Расимовна Щербакова
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МКОУ "Тегульдетская СОШ"
Населённый пункт: Тегульдет
Наименование материала: статья
Тема: Эффективные стратегии учителя иностранного языка
Раздел: среднее образование
Эффективные стратегии учителя
иностранного языка
Автор: Щербакова Раиса Расимовна
учитель немецкого языка
Рефлексия на уроке
Рефлексирующий учитель- это думающий,
анализирующий,исследующий
свой опыт педагог. Это «вечный ученик
своей профессии».
Д. Дьюи
Изменения в образовательном процессе школы, вызванные новыми требованиями
общества, времени к выпускникам школ, побуждают нас к поиску путей
совершенствования урока и повышения его продуктивности с учётом личностного,
метапредметного и предметного развития обучающихся.
Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и
требует от учеников концентрации внимания и напряжения сил, поэтому внимание
учёных, методистов и меня как учителя направлено на поиск резервов для
совершенствования иностранного языка, на повышение его эффективности,
действенности.
К сожалению, учащиеся привыкают к тому, что их оценивают другие. Надо только
выполнить задание, а правильно ли оно выполнено, скажет учитель. У ребёнка не
создаётся мотивация для самостоятельного совершенствования своих действий. Полная
передача оценочного компонента взрослому порождает неверие ученика в свои силы,
держит его в состоянии постоянной тревожности, вызывает недоверие к объективности
педагога. Ребёнок начинает в первую очередь «зарабатывать» хорошие отметки.
Каждый школьник должен научиться оценивать свои действия, их результаты, своё
продвижение вперёд. Адекватное восприятие ребенком оценки взрослого возможно
только при условии развития самооценки и самоконтроля у детей, поэтому учителя
понимают, что начинать надо с формирования у школьника самооценки.
В педагогической литературе рефлексия определяется, как умение размышлять,
заниматься самонаблюдением, самоанализом, оценкой предпосылок, условий и
результатов собственной деятельности. Так как рефлексия характеризуется такими
признаками как готовность и способность человека творчески осмысливать и
преодолевать проблемно-конфликтные ситуации, умением обретать новые смыслы и
ценности, умением адаптироваться в непривычных межличностных темах отношений,
умением ставить и решать неординарные практические задачи, то мне, как учителю,
необходимо не только самой изучить приемы рефлексии, но и научить этому
школьников.
Данную тему я нахожу актуальной, поэтому приступила к исследованию
особенностей рефлексии на уроках немецкого языка. Необходимость изучения
особенностей рефлексии обусловлена тем, что с помощью рефлексии проходит процесс
осмысления и переосмысления полученных знаний.
Мною была поставлена следующая цель: исследовать особенности рефлексии на уроках
немецкого языка, изучить педагогические приёмы и использовать их на своих уроках.
Рефлексия, как научная проблема, в течение длительного периода интересовала многих
учёных, в том числе А.Г.Асмолова, Р. Бернса, В. П. Зинченко. Исследования рефлексии
изучались учёными сначала на теоретическом уровне, а затем на практическом.
Функции рефлексии в педагогическом процессе
К функциям рефлексии в педагогическом процессе можно отнести:
1. Диагностическая
2. Проектировочная
3. Организаторская
4. Коммуникативная
5. Смыслотворческая
6. Мотивационная
7. Коррекционная
Выделение функций, их реализация способствует повышению развивающего потенциала
рефлексии в педагогическом процессе, позволяет выстроить процедуру рефлексивной
деятельности педагога и обучаемых.
Этапы рефлексии
1 этап – анализ своего настроения, анализ своих успехов
2 этап – анализ работы одноклассников
3 этап – анализ работы группы
Анализ педагогического опыта показывает, что организовывать рефлексию можно на
любом этапе урока: в начале, середине и конце урока. Всё зависит от того, для чего тот
или иной прием рефлексии будет использован, какова его цель. Однако продуктивность
деятельности обучающихся на уроках иностранного языка повышается при
использовании разных видов рефлексии:
1.Содержательная (что понял, что узнал)
2.Деятельностная (чему научился)
3.Эмоциональная или рефлексия настроения
Приёмы рефлексии
В практике обучения иностранному языку мною используются следующие приемы:
1. «Плюс – минус – интересно»
Рефлексию можно провести устно у доски, где выборочно учащиеся высказывают свое
мнение по желанию, можно разделиться по рядам на "+”, "–”, "?” или индивидуально
письменно. В графу "+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции. В
графу "–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным. В
графу "интересно” (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее,
что им интересно.
2. «Рефлексивный экран»
Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по
желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл....
Я научился…
3. “ Лесенка успеха”.
Нижняя ступенька, у “человечка” руки опущены - у меня ничего не получилось; средняя
ступенька, у “человечка” руки разведены в стороны - у меня были проблемы; верхняя
ступенька, у “человечка” руки подняты вверх - мне всё удалось;
“Дерево успеха” - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-
3 ошибки;
4. "Прием незаконченного предложения"
Сегодня на уроке я....
Научился...
Было интересно..
Было трудно...
Мои ощущения...
Этот урок дал мне для жизни....
Больше всего понравились задания...
5. «Телеграмма».Этот прием очень простой, но эффективный на этапе рефлексии
содержания учебного материала или рефлексии деятельности. Данный прием можно
проводить в конце урока, хотя он может быть на любом этапе: кратко написать самое
важное, что уяснил с урока, написать пожелания соседу по парте и отправить ему, т.е.
обменяться телеграммами. Можно попросить написать, о том, что вызвало затруднение,
попросить соседа помочь в решении этого вопроса. Ребенок может написать пожелание
себе. Можно написать телеграмму учителю: с просьбой, пожеланиями, вопросами.
6. "Цветные поля". Ученик, выполняя письменную проверочную работу, отчёркивает
поля цветными карандашами. Каждый цвет имеет свое значение, но каждый раз это
обращение к учителю. Красные поля - «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все
ошибки», зелёные поля – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам хочу их исправить»,
синие поля – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю». Данный прием в
своей работе изменила. Убрала черные поля, но добавила желтые, которые обозначают «Я
уверен(а), что у меня в работе все правильно».
7. « Диаманта». Это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых –
понятия с противоположным значением.
строчка 1: тема (существительное)
строчка 2: определение (2 прилагательных)
строчка 3: действие (3 причастия)
строчка 4: ассоциации (4 существительных)
строчка 5: действие (3 причастия)
строчка 6: определение (2 прилагательных)
строчка 7: тема (существительное, противоположное по смыслу существительному из
первой строки)
8. «Пятерочка» Учащимся предлагается на листе обвести свою руку. Каждый палец – это
какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение. Большой палец – для
меня важно и интересно; Указательный палец - мне было трудно ( не понравилось );
Средний – для меня было недостаточно; Безымянный палец – мое настроение; Мизинец –
мои предложения.
9. «Ресторан» Позволяет получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
Используется лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки Учитель
предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и
теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов: - Я съел бы еще
этого… - Больше всего мне понравилось… - Я почти переварил… - Я переел… -
Пожалуйста, добавьте… Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на
лист флип-чарта, комментируя.
10. «Уборка в доме» Получение обратной связи от учеников от прошедшего урока,
определение каждым участником, что было полезным, а что было бесполезным.
Используются три листа большого формата с рисунками, фломастеры. К стене
прикрепляются три больших листа. На первом нарисован чемодан, на втором - мусорная
корзина, на третьем – мясорубка. Каждый участник получает три цветных листочка. На
«чемодане» участник пишет то, что он вынес с урока или семинара, заберет с собой и
будет активно применять. На втором листе то, что оказалось бесполезным, ненужным и
что можно отправить в корзину. На третьем листе то, что оказалось интересным, но пока
не готовым к применению, то, что нужно ещё додумать и доработать.
Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а
подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств
современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна
проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Научить ребят
объективно оценивать свои знания невозможно, не научив их объективно оценивать
знания своих одноклассников. Необходимо ставить ученика в позицию учителя,
предъявлять ему чёткие критерии для оценки учебной деятельности товарища и учить
оценивать и анализировать деятельность одноклассников.
Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя,
позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого
ученика.