Напоминание

Развитие учащихся при формировании универсальных учебных действий


Автор: Варламова Элеонора Сулеймановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ гимназии №45 имени Жоржа Дюмезиля
Населённый пункт: г. Владикавказа
Наименование материала: статья
Тема: Развитие учащихся при формировании универсальных учебных действий
Раздел: начальное образование





Назад




Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных

предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить

его такими универсальными способами действий, которые помогут ему

развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся

обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального

опыта. Поэтому формированию УУД в начальной школе придается огромное

значение. Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо

закладывать в начальной школе на всех уроках.

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со

временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в

образовании, — это ускорение темпов развития.

Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном

стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно

обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных

действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного

усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию

усвоения, то есть умения учиться. При этом знания, умения и навыки

рассматриваются как производные от соответствующих видов

целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и

сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Концепция универсальных учебных действий рассматривает

компетентность как “знание в действии”, способность использовать на

практике полученные знания и навыки. Таким образом, предлагаемое

понятие универсальных учебных действий относится к общему содержанию

образования и является метапонятием.

Актуальность формирования УДД обусловлена:

– новыми социальным запросам, отражающим трансформацию России из

индустриального в постиндустриальное информационное общество,

основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале;

– требованиями общества в повышенной профессиональной мобильности и

непрерывном образовании;

– социальные запросы определяют цели образования как общекультурное,

личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую

ключевую компетенцию образования как “научить учиться

Универсализация содержания общего образования позволяет реализовать

основные требования общества к образовательной системе:

– Формирование культурной идентичности учащихся как граждан России.

– Сохранение единства образовательного пространства, преемственности

ступеней образовательной системы.

– Обеспечение равенства и доступности образования при различных

стартовых возможностях.

– Достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста

социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего

общества на основе формирования культурной идентичности и общности

всех граждан и народов России.

– Формирование универсальных учебных действий, порождающих образ

мира и определяющих способность личности к обучению, познанию,

сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.

Универсальные учебные действия обеспечивают возможность

обучающихся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить

учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их

достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты

деятельности; создавать условия для гармоничного развития личности и ее

самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

обеспечивать успешное усвоения знаний, формирование компетентностей в

любой предметной области.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они

носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность

общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития

личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного

процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности

обучающихся независимо от ее специально-предметного содержания.

Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного

содержания и формирования личности младшего школьника.

Новые Стандарты закрепляют требования к метапредметным и

личностным результатам. Термин «метапредметные результаты» был введен

как раз для того, чтобы задать новый вектор - современная школа должна

учить учиться и думать самостоятельно. Принципиальным отличием

школьных стандартов нового поколения является их ориентация на

достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде

всего, на формирование личности обучающихся, овладение универсальными

способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в

познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-

смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и

события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и

умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в

социальных ролях и межличностных отношениях.

Ученик начальной школы является любознательной, интересующейся,

активно познающей мир личностью, умеющей учиться, способной к

организации собственной деятельности, уважающей и принимающей

ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа,

доброжелательной, умеющей слушать партнёра, уважающей своё и чужое

мнение, готовой самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

Я работаю по программе «Школа России». Новый стандарт

предъявляет новые требования к результатам начального образования.

Важное место в моей педагогической деятельности занимает формирование

универсальных учебных действий. Этому полностью соответствует УМК

«Школа России»

Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в

контексте усвоения разных предметных дисциплин.

Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов

организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые

возможности для формирования определенных способностей ребенка.



В раздел образования