Автор: Редькина Лилия Минагзамовна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО "ЦДТ"
Населённый пункт: Город Пыть-Ях
Наименование материала: Использование приема рефрейминга в образовательном процессе
Тема: Семинар - практикум
Раздел: дополнительное образование
Семинар-практикум "Использование приема рефрейминга в образовательном
процессе"
- Здравствуйте, участники семинара-практикума! Свой семинар я хотела бы начать
с истории:
Приходит как-то Лиса к Зайцу и просит написать характеристику на Осла. Тот
недолго
думая
пишет:
«Туп
и
упрям».
–
Но
это
же
характеристика
на
повышение,
–
возмущается
Лиса.
– А, ну тогда: «Устойчив в своих убеждениях и упорен в достижении целей».
История является примером приема – рефрейминга, который помогает по-
новому посмотреть на ситуацию и изменить отношение к ней. Технология
Рефрейминга была разработана Р. Бендлером и Дж. Гриндером в 80-х гг.
Сторонники описывают рефрейминг как принцип, что «в любой ситуации есть
позитивный ресурс». Во-первых, вы всегда можете переоценить собственные
поступки. Во-вторых, вы можете задавать ту оценку событий, которая вам кажется
полезной и правильной.
У вас - оценочные суждения, а я привожу примеры рефрейминга.
1. Я вчера опоздал на уроки на 20 минут.
У тебя хорошая память, если ты даже сегодня об этом помнишь.
2. Меня никто не любит.
Это повод что-то изменить в своей жизни.
3. Я слишком ленив.
Зато ты не сделаешь лишних ошибок.
4. Мне не нравится моя работа.
Ты очень ответственный человек, если всё-таки на неё ходишь.
5. Я жадный.
Я бы назвала это бережливостью.
Посмотрите, как работает рефрейминг – человека поворачивают в другую сторону
и показывают: это может быть и так.
Итак, рефрейминг позволяет менять оценку, играть со смыслом. И это можно
делать в простом повседневном общении с обучающимися, поднимая их
самооценку и их оценку в глазах окружающих.
В
зависимости
от
ситуации
рефрейминг
можно
использовать
как подстройку собеседника,
оппонента,
чтобы
не
вызвать
конфликт
и
максимально щадить психику человека.
Сравните выражения:
Настало
время
поговорить
о
твоей медлительности.
Давай поговорим о твоём несколько излишне ответственном отношении к делу.
Чувствуете
разницу?
Второе
выражение
более
мягко,
Слайд 8
Ещё рефрейминг используют как способ изменения смысла (его применяют в том
случае, когда нужно изменить оценку события другим человеком).
Разыгрывание пед. ситуации
К классному руководителю приходит папа, успешный предприниматель и
приводит
свою
дочь.
Отец: Она
меня
не
слушается.
Она упряма,
–
заявил
он.
Педагог: Вы ведь достигли всего сами? Вам не оставили наследства, у вас не было
отца,
который
бы
просто
передал
вам
дело?
Отец: Да!
Я
достиг
всего
сам!
Я
начал
с
нуля!
Педагог:
И
вы
были настойчивы в
достижении
своей
цели?
Отец: О,
да!
Я
трудился
как
вол.
Педагог: Так почему же вам не нравится то, что ваша дочь унаследовала ваши
качества,
что
она
такая настойчивая?
Отец: Да, действительно! Пожалуй, вы правы. Именно это качество помогает мне
быть успешным в жизни.
Посмотрите, не изменилась сама ситуация. Не изменилось поведение девочки.
Просто
ее
поведению
отец
стал
приписывать
совершенно
другое
значение. Упрямство превратилось в настойчивость!
Этот способ рефрейминга основан на возможности языка – называть одно и то же
действие по-разному. И тут же меняется оценка.
Разведчик – шпион (прокомментируйте ваше отношение к значению этих слов).
Разведчик – наш, хороший, находчивый, умный, осторожный…
Шпион – вражеский, хитрый, злой, изворотливый…
А ведь оба слова обозначают одно и то же. Не верите? Проверьте по словарю.
Умение «предъявлять» разные значения слов вам очень может пригодиться в
жизни. Во-первых, вы всегда можете переоценить поступки, качества не только
свои, но и тех, кто с вами рядом.
- Те деньги, которые у меня обманом забрали – это моя плата за полученный
урок - не стоит играть на улице с мошенниками в напёрстки..
Задание «Пары слов»
Педагог: Объединитесь в группы по 4–6 человек. Ваша задача – придумать как
можно больше пар слов или фраз, означающих одно и то же действие или качество,
но с разной оценкой.
Например, жадность – бережливость;
лень – экономия энергии;
занудство – настойчивость;
доносчик – социально активный;
карьерист –
человек,
который
стремиться
достигнуть
успеха
в жизни;
безвкусный – оригинальный;
трусливость – робость, избегание социальных ситуаций или общения с
незнакомыми людьми;
лживый – целеустремленный добивается поставленных целей, дипломатичный;
замкнутый – застенчивый робкий;
бесцеремонный – смелый;
закомплексованный – стеснительный;
мелочность – умение считать деньги;
обидчивый – чувствительный;
истеричный - проявление эмоциональности;
бесчувственный – умеет сдерживать свои чувства.
Упражнение «Перевод недостатков в достоинства»
Педагог: Уважаемые участники, в разных ситуациях одно и тоже поведение может
оказаться и полезным и вредным. В данном случае, если изменить контекст
сообщения,
то меняется
и подход
к содержанию.
Я предлагаю
на практике
попробовать, как работает прием рефрейминга. Работать вы будете в парах. У вас
есть ручка и лист бумаги, напишите свое качество, которое вам не нравится в себе,
и вы считаете, что оно мешает вам в жизни.
После того как написали, необходимо передать свой листок партнеру. Задача того,
кто получил листок с качеством, написать, где и когда это качество будет
уместным и полезным. В конце работы листок верните хозяину. Следующий этап –
вам нужно произнести фразу: «Я (назвать качество), и это незаменимо или
поможет мне в ситуации (назвать ситуацию, в которой это качество полезно,
по мнению вашего партнера)».
Вопросы для обсуждения: Какие чувства у вас возникли при выполнении
задания? С какими трудностями вы столкнулись
Упражнение «Даем отпор»
Педагог: Рефрейминг помогает преобразовывать не только чужие проблемы,
но и отвечать на «наезды» и отрицательные высказывания в ваш адрес. Вот в этом
сейчас и потренируетесь.
В разных ситуациях одно и тоже поведение может оказаться и полезным,
и вредным.
Если
изменить
контекст
сообщения,
то
меняется
и
подход
к содержанию.
На пеньке стоит ёжик и кричит:
- Я сильный! Я сильный! Я сильный!
Рядом проходит Медведь, послушал:
- Сильный нашелся! – и как дунет на ёжика:
Бедняга улетел в кусты. Встал Ёжик и произносит:
- Ну, и подумаешь, что я не сильный, ЗАТО какой легкий! Оказывается, ещё и
летать могу!
Какое «волшебное» слово произнёс Ёжик? С помощью слова «ЗАТО», мы
будем отвечать на «наезды» и отрицательные высказывания в свой адрес. Вот
в этом сейчас и потренируемся.
Встаем все в круг. Игра идет по кругу. Придумываем отрицательные качества
человеку. А тот, кто стоит в центре круга отвечает фразой, начинающейся
с «зато…». И говорит, что полезного это качество ему дает. Каждый участник
должен побывать в середине круга. Пример: «Ты болтливая. – Зато со мной
не скучно».
Ваша
задача
потренироваться
в спонтанном
умении
переформулировать «наезды», то есть защитить себя.
Вопросы
для
обсуждения:
Как
вы реагировали
на отрицательные
высказывания? Чем полезно для вас это упражнение?
Педагог: Сегодня вы познакомились с приемом, который помогает по-новому
посмотреть на ситуацию, и возможно переоценить собственное отношение к ней.
Вопросы
для
обсуждения:
С какими
трудностями
вы столкнулись
при
выполнении заданий? Что новое и важное вы для себя отметили? Где в жизни
вы могли бы использовать предложенный прием?