Напоминание

Семинар - практикум


Автор: Редькина Лилия Минагзамовна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО "ЦДТ"
Населённый пункт: Город Пыть-Ях
Наименование материала: Использование приема рефрейминга в образовательном процессе
Тема: Семинар - практикум
Раздел: дополнительное образование





Назад




Семинар-практикум "Использование приема рефрейминга в образовательном

процессе"

- Здравствуйте, участники семинара-практикума! Свой семинар я хотела бы начать

с истории:

Приходит как-то Лиса к Зайцу и просит написать характеристику на Осла. Тот

недолго

думая

пишет:

«Туп

и

упрям».

Но

это

же

характеристика

на

повышение,

возмущается

Лиса.

– А, ну тогда: «Устойчив в своих убеждениях и упорен в достижении целей».

История является примером приема – рефрейминга, который помогает по-

новому посмотреть на ситуацию и изменить отношение к ней. Технология

Рефрейминга была разработана Р. Бендлером и Дж. Гриндером в 80-х гг.

Сторонники описывают рефрейминг как принцип, что «в любой ситуации есть

позитивный ресурс». Во-первых, вы всегда можете переоценить собственные

поступки. Во-вторых, вы можете задавать ту оценку событий, которая вам кажется

полезной и правильной.

У вас - оценочные суждения, а я привожу примеры рефрейминга.

1. Я вчера опоздал на уроки на 20 минут.

У тебя хорошая память, если ты даже сегодня об этом помнишь.

2. Меня никто не любит.

Это повод что-то изменить в своей жизни.

3. Я слишком ленив.

Зато ты не сделаешь лишних ошибок.

4. Мне не нравится моя работа.

Ты очень ответственный человек, если всё-таки на неё ходишь.

5. Я жадный.

Я бы назвала это бережливостью.

Посмотрите, как работает рефрейминг – человека поворачивают в другую сторону

и показывают: это может быть и так.

Итак, рефрейминг позволяет менять оценку, играть со смыслом. И это можно

делать в простом повседневном общении с обучающимися, поднимая их

самооценку и их оценку в глазах окружающих.

В

зависимости

от

ситуации

рефрейминг

можно

использовать

как подстройку собеседника,

оппонента,

чтобы

не

вызвать

конфликт

и

максимально щадить психику человека.

Сравните выражения:

Настало

время

поговорить

о

твоей медлительности.

Давай поговорим о твоём несколько излишне ответственном отношении к делу.

Чувствуете

разницу?

Второе

выражение

более

мягко,

Слайд 8

Ещё рефрейминг используют как способ изменения смысла (его применяют в том

случае, когда нужно изменить оценку события другим человеком).

Разыгрывание пед. ситуации

К классному руководителю приходит папа, успешный предприниматель и

приводит

свою

дочь.

Отец: Она

меня

не

слушается.

Она упряма,

заявил

он.

Педагог: Вы ведь достигли всего сами? Вам не оставили наследства, у вас не было

отца,

который

бы

просто

передал

вам

дело?

Отец: Да!

Я

достиг

всего

сам!

Я

начал

с

нуля!

Педагог:

И

вы

были настойчивы в

достижении

своей

цели?

Отец: О,

да!

Я

трудился

как

вол.

Педагог: Так почему же вам не нравится то, что ваша дочь унаследовала ваши

качества,

что

она

такая настойчивая?

Отец: Да, действительно! Пожалуй, вы правы. Именно это качество помогает мне

быть успешным в жизни.

Посмотрите, не изменилась сама ситуация. Не изменилось поведение девочки.

Просто

ее

поведению

отец

стал

приписывать

совершенно

другое

значение. Упрямство превратилось в настойчивость!

Этот способ рефрейминга основан на возможности языка – называть одно и то же

действие по-разному. И тут же меняется оценка.

Разведчик – шпион (прокомментируйте ваше отношение к значению этих слов).

Разведчик – наш, хороший, находчивый, умный, осторожный…

Шпион – вражеский, хитрый, злой, изворотливый…

А ведь оба слова обозначают одно и то же. Не верите? Проверьте по словарю.

Умение «предъявлять» разные значения слов вам очень может пригодиться в

жизни. Во-первых, вы всегда можете переоценить поступки, качества не только

свои, но и тех, кто с вами рядом.

- Те деньги, которые у меня обманом забрали – это моя плата за полученный

урок - не стоит играть на улице с мошенниками в напёрстки..

Задание «Пары слов»

Педагог: Объединитесь в группы по 4–6 человек. Ваша задача – придумать как

можно больше пар слов или фраз, означающих одно и то же действие или качество,

но с разной оценкой.

Например, жадность – бережливость;

лень – экономия энергии;

занудство – настойчивость;

доносчик – социально активный;

карьерист –

человек,

который

стремиться

достигнуть

успеха

в жизни;

безвкусный – оригинальный;

трусливость – робость, избегание социальных ситуаций или общения с

незнакомыми людьми;

лживый – целеустремленный добивается поставленных целей, дипломатичный;

замкнутый – застенчивый робкий;

бесцеремонный – смелый;

закомплексованный – стеснительный;

мелочность – умение считать деньги;

обидчивый – чувствительный;

истеричный - проявление эмоциональности;

бесчувственный – умеет сдерживать свои чувства.

Упражнение «Перевод недостатков в достоинства»

Педагог: Уважаемые участники, в разных ситуациях одно и тоже поведение может

оказаться и полезным и вредным. В данном случае, если изменить контекст

сообщения,

то меняется

и подход

к содержанию.

Я предлагаю

на практике

попробовать, как работает прием рефрейминга. Работать вы будете в парах. У вас

есть ручка и лист бумаги, напишите свое качество, которое вам не нравится в себе,

и вы считаете, что оно мешает вам в жизни.

После того как написали, необходимо передать свой листок партнеру. Задача того,

кто получил листок с качеством, написать, где и когда это качество будет

уместным и полезным. В конце работы листок верните хозяину. Следующий этап –

вам нужно произнести фразу: «Я (назвать качество), и это незаменимо или

поможет мне в ситуации (назвать ситуацию, в которой это качество полезно,

по мнению вашего партнера)».

Вопросы для обсуждения: Какие чувства у вас возникли при выполнении

задания? С какими трудностями вы столкнулись

Упражнение «Даем отпор»

Педагог: Рефрейминг помогает преобразовывать не только чужие проблемы,

но и отвечать на «наезды» и отрицательные высказывания в ваш адрес. Вот в этом

сейчас и потренируетесь.

В разных ситуациях одно и тоже поведение может оказаться и полезным,

и вредным.

Если

изменить

контекст

сообщения,

то

меняется

и

подход

к содержанию.

На пеньке стоит ёжик и кричит:

- Я сильный! Я сильный! Я сильный!

Рядом проходит Медведь, послушал:

- Сильный нашелся! – и как дунет на ёжика:

Бедняга улетел в кусты. Встал Ёжик и произносит:

- Ну, и подумаешь, что я не сильный, ЗАТО какой легкий! Оказывается, ещё и

летать могу!

Какое «волшебное» слово произнёс Ёжик? С помощью слова «ЗАТО», мы

будем отвечать на «наезды» и отрицательные высказывания в свой адрес. Вот

в этом сейчас и потренируемся.

Встаем все в круг. Игра идет по кругу. Придумываем отрицательные качества

человеку. А тот, кто стоит в центре круга отвечает фразой, начинающейся

с «зато…». И говорит, что полезного это качество ему дает. Каждый участник

должен побывать в середине круга. Пример: «Ты болтливая. – Зато со мной

не скучно».

Ваша

задача

потренироваться

в спонтанном

умении

переформулировать «наезды», то есть защитить себя.

Вопросы

для

обсуждения:

Как

вы реагировали

на отрицательные

высказывания? Чем полезно для вас это упражнение?

Педагог: Сегодня вы познакомились с приемом, который помогает по-новому

посмотреть на ситуацию, и возможно переоценить собственное отношение к ней.

Вопросы

для

обсуждения:

С какими

трудностями

вы столкнулись

при

выполнении заданий? Что новое и важное вы для себя отметили? Где в жизни

вы могли бы использовать предложенный прием?



В раздел образования