Автор: Беллавина Ирина Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ "СОШ №8"
Населённый пункт: город Магнитогорск
Наименование материала: Методическая разработка к родительскому собранию
Тема: "Я-третьеклассник"
Раздел: начальное образование
Индивидуальные особенности третьеклассника.
Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Многие учителя
отмечают, что именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно
относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. Это во многом связано с
теми значительными изменениями, которые происходят в общем, интеллектуальном развитии
детей в данный период. Психологические исследования показывают, что между вторым и
третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся. Именно на этом
этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций,
более интенсивно развивается вербальное мышление, то есть мышление, оперирующее
понятиями.
Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других
познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти. Известный детский психолог Д.
Б. Эльконин так писал об особенностях развития младших школьников: «Память в этом
возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим».
Миф1:
Девятилетних
детей,
третьеклассников
считают
цельными,
гармоничными
и
доброжелательными людьми, в отличие от первоклассников или подростков.
Реальность:
Многие из них – довольно злые критики. Именно на девятом году жизни начинается
кратковременный период, когда дети обесценивают авторитет взрослых, становясь циниками.
Но и в более позднем возрасте можно заметить их удивительную чёрствость и
безапелляционность, склонность к прямолинейным решениям, этакую «двухмерность»
мышления. Один знаменитый психолог сказал: «Эти дети уже хорошо знают, что такое
справедливость, но ещё ничего не слыхали о милосердии».
Миф2:
Самооценка детей данного возраста зависит от успехов в учёбе, ведь учёба – это их ведущая
деятельность, как утверждают многие психологи.
Реальность: (слайд 6)У детей в возрасте девяти лет, в отличие от следующего периода (10-12
лет), самооценка по-прежнему в значительной степени определяется отношением родителей.
Чем сильнее дети чувствуют критику и отвержение с нашей стороны, тем хуже они о себе
думают. Хорошее отношение родителей, несмотря на отсутствие выдающихся успехов в
учёбе, формирует в целом позитивное отношение к себе.
Итак, какие они, эти загадочные девятилетки? Ранимые и трепетные, они пока ещё по-детски
беззащитны. Ещё верят в своих родителей как в богов, но вместе с тем иногда критикуют вас
до обидного точно. Влюбляются и дружат, постоянно играют разные роли на сцене, видимой
им одним. Всё более внимательно присматриваются к другим людям, проявляя то чудеса
сострадания, то поразительное эгоистическое упрямство. У них особый интерес к теме
справедливости и «взрослым», запретным темам. Они способны на глубокие и мудрые
замечания в свой адрес, но порой совершенно неадекватно оценивают собственные
возможности. Как объяснить все эти противоречия? Да и противоречия ли это?
О душе и личности ребёнка.
Проблема в том, что по отношению к детям нас обычно волнуют два аспекта: хорошо ли нам
с ними, и хорошо ли они адаптировались к миру. Другими словами, нас интересует внешняя
сторона. Но ведь у детей есть ещё и внутренний мир, есть их душа, живущая по своим
законам! Пришло время приоткрыть некоторые её тайны.
Детям доступ к душе широко открыт. Их душа ещё не защищена сильным «Я», она уязвима и
ранима, но ей свойственны и сила чувств, и впечатлительность, и фантазии, и
желания. Немецкий антропософ Рудольф Штайнер называл детей маленькими ангелами,
которые год за годом всё ближе спускаются к земле. В девять лет, говорил он, эти ангелы
окончательно падают на землю, теряя свои крылышки. Вы уже, наверное, догадались, почему
так происходит? Да, примерно в девять лет мозг ребёнка созревает настолько, что готов
начать мыслить по законам формальной логики. Дети начинают воспринимать и пытаются
осмысливать окружающий мир не открытой душой, а уже хорошо сформировавшимся
рассудком.
Плюсы и минусы развивающегося интеллекта.
У девятилетних школьников в самом пике развития находится стадия конкретных операций.
Это означает, что они начинают видеть ситуацию не только «со своей колокольни», но и с
учётом перспективы и мнений других людей. В этом возрасте им уже известно также об
обратных действиях (если 3 + 5 = 8, то 8 – 3 = 5), о стабильном характере данных законов (2 х
2 = 4 всегда, а не только по пятницам). Вместе с тем, мышление детей по-прежнему
характеризуется приземлённым, конкретным, практическим подходом к решению проблем.
Они упорно цепляются за воспринимаемую и легко интерпретируемую реальность.
До девяти лет дети воспринимают всё окружающее весьма необъективно, их картина мира
оставляет место для чудес, но зато сущность происходящего они понимают лучше, поскольку
сами напрямую соединены с этим миром. Для детей младше девяти лет характерен в той или
иной степени развитый анимизм – им нетрудно представить себя камнем, деревом, кошкой
или другим человеком. После девяти лет они утрачивают эту способность – на смену
эмоциональной открытости приходит логика. И первым выводом о том, что в мире, раньше
таком целостном и непротиворечивом, есть непримиримые противоречия. Это новое
ощущение тревожит ребёнка, его психодинамика начинает работать «на выживание»,
включая защитные механизмы.
Наиболее распространённым защитным механизмом является избегание. Ребёнку нравится
процесс использования логических схем для объяснений. Замечали ли вы, как они любят
схемы, планы, карты, классификации? Они со знанием дела перечисляют марки автомобилей,
названия музыкальных групп, различные торговые бренды, столицы государств, т.е.
воспринимают мир списками, сериями. Благодаря усвоенным логическим способам
мышления
они
отмечают,
что
наблюдаемые
ими
явления
весьма
противоречивы.
Оказывается, не все люди доброжелательны, не все взрослые справедливы, добро не всегда
побеждает зло, хорошие люди (и даже дети!) погибают, а родители иногда считают
правильным и справедливым совсем не то, что кажется верным для детей. Они тонко
подмечают те особенности родительского поведения, которые сами родители стараются не
замечать. Кажется, что они нас не слушают, но при этом удивительно точно копируют нас…
Чем больше внимания получает та или иная сфера жизни ребёнка, чем больше диалогов
происходит между ним и взрослым, тем скорее преодолевается стадия примитивных схем.
Девятилетние дети пока не могут вообразить, как ситуация выглядит со стороны и что
подумает сторонний наблюдатель, а также как это внешнее мнение подействует на её
участников. Видение более широкого контекста появляется только после 10 лет, и его хорошо
учитывают взрослые, но не дети. Именно поэтому между девятилетками и взрослыми так
часто возникает непонимание.
Влюблённость как форма жизни.
Да, дети 8-10 лет влюбляются. Переживания, обмен номерами телефонов. На первый взгляд,
здесь пока ещё много игры, но чувства, восторг, глубина переживаний – это всё настоящее.
Но всё же любовь пока второстепенна. Дружба – вот настоящая тема отношений.
Девятилетний ребёнок начинает считать своим другом того, кто его понимает и бережно
относится к его чувствам. Друзья для него – это уже не просто знакомые, с которыми он
проводит время, а люди, помогающие друг другу, отзывающиеся на его просьбы и
разделяющие его интересы. Появляется представление об обязательствах в человеческих
отношениях, и дети начинают оценивать действия друг друга. Они становятся очень
чувствительными к мнению других детей и обижаются, когда те не выказывают им
достаточного уважения. Дети учатся различать тёплые чувства и уважение. Теплота и
эмоциональная близость, связанная с совместными играми, получением удовольствий,
разговорами, шутками, смехом и толкотнёй – это всё не то, что уважение. Уважение требует
дистанции. В разговоре со взрослыми могут позволить откровенность, но между собой
девятилетками стараются вести себя более степенно, проявляют большую осмотрительность
в выражении своих оценок и мнений. Они становятся более застенчивыми, значительно
острее переживают замечания, полученные в присутствии одноклассников. Такое поведение
связано с возникающей в этот период потребностью занять определённое положение в
группе сверстников. При этом успехи в учёбе у третьеклассников становятся менее
значимыми и отходят на второй план.
Что же нужно третьекласснику?
1.
Пространство для того, что идёт из его души: страхов, опасений, желаний, вопросов.
Для того, чтобы дать ему это пространство, нужно уметь слушать. Не отвечать на
поставленный вопрос, а искать, что за этим стоит, почему это затронуло душу ребёнка,
не оценивать, а уточнять, расспрашивать, как можно старательнее вынося себя со
своими мнениями за скобки. Очень важно находить время для таких драгоценных
разговоров «ни о чём».
2.
Структура. Душа ребёнка может легко потеряться в избыточном количестве свободы.
Как это ни странно звучит, но для хорошего развития нужна структура: режим дня,
постоянные обязанности по дому, ритуалы и традиции. Они необыкновенно
облегчают прохождение девятилетним ребёнком тревожного периода переживания
враждебности окружающего мира.
3.
Чтение хорошей литературы. Чёрно-белые схемы присутствуют не только в
недостаточно развитом сознании девятилетнего ребёнка, но и в большей части
голливудской кинопродукции, с её извечным противостоянием героев и злодеев. Такие
произведения, по сути, усугубляют тяжесть протекания кризиса. Рекомендуется читать
рассказа наших советских авторов. Найдётся немало хороших книг, не упрощающих
жизнь, но и не подрывающих веру в неё.
4.
Уважение к их собственному мнению, чутью, решениям. Дети нуждаются в
уважительной дистанции, для них она важнее тесной теплоты, нарушающей их
границы. Вопросы «А ты как думаешь?», «У тебя есть идеи?», «Что бы ты сделал на
моём месте?», «Как, по-твоему, мы правильно поступили?» развивают их доверие к
своей совести, своей интуиции, себе самим.
5.
Искренность со стороны взрослых. Только при этом условии дети могут получить
доступ к нашей душе, а она нужна им так сильно, что их больше устраивает наша
вспышка раздражения, чем безразличие или разговор «из роли» (мамы или папы).
Будучи искренними, мы проявляем свои душевные качества, т.е. поступаем как люди,
имеющие душу.
Учитель.
С каким настроением начинается этот год для вас, родителей? Ответьте,
пожалуйста, на вопросы анкеты. Это поможет нам определить ориентиры для работы в новом
учебном году.
Анкета для родителей
1. Чего вы ждете от нового учебного года?
2. Какие вопросы хотели бы обсудить на родительских собраниях?
3. Какие проблемы волнуют вас и требуют консультации психолога?
4. Как, на ваш взгляд, нужно организовывать жизнь вашего ребёнка вне уроков? Чем
наполнить его школьный досуг?
5. С каким настроением вы встречаете новый сентябрь? (Радуетесь и ждете новых
совместных (с вашим ребенком) открытий, знаний, побед? Нервничаете в ожидании новых
домашних заданий и предвидите стрессы, связанные с их выполнением?).
6. Какой конкретно помощи вы ждёте от школы в вопросах преодоления трудностей
воспитания?
7. Ваше главное желание, связанное с началом третьего учебного года в жизни вашего
ребенка.
Учитель. Своё выступление я хочу закончить небольшим рассказом.
Ребенок морщит во сне носик, а потом – чему-то улыбается… Вы пытаетесь угадать, что
снится маленькому человеку, но вам вряд ли удаётся это.
… Наверное, именно для такого случая известный врач В. Л. Леви написал слова,
обращенные к родителям: ... Мир ребенка – маленький мир, кажущийся тебе ничтожным, но
для него это Вселенная. Этот мир строится из чудом уцелевших кусочков твоего
позавчерашнего утра. Но ты не узнаешь, ты не видишь... Этот мир хрупок. Пытается
подражать твоему, но, как сон, отклоняется, рассыпается... В нём другое пространство,
другое время.
Ты думаешь, твой ребенок живет с тобой и благодаря тебе?.. Нет, ребенок живет только
рядом, живет своей жизнью. Ребенок – гость в доме, притом и неблагодарный гость.
Не знает цены ни деньгам, ни времени, ни здоровью, а, потеряв игрушку, приходит в
отчаяние. Глупый маленький эгоцентрик, занимается ерундой, не желает знать, что почем и
как все дается... Не понимает твоей любви, мешает тебе жить, мешает работать и управлять
им ради его же блага – безумный слепец, сопротивляющийся поводырю!..
Да, все так: твое чадо – маленькая модель человечества.
И ты был таким же и остаешься. Маленький детеныш Истории, несущий в себе отпечатки
всех прежних жизней...
Помни: каждый конфликт, каждая крупная ссора, каждый удар по самооценке оставляют в
душе следы на всю жизнь. Конфликты неразрешенные, подавленные – вылезают, как крысы,
из щелей памяти; принимают вид невроза, отравляют любовь...
Не зарывайся в сиюминутность – остерегись утерять большие ценности в погоне за
меньшими. Бойся сужения сознания!
Если недоверие, отчуждение и война составляют основной фон, атмосферу ваших
отношений, ребенок понесет их с собою и дальше как мешок с отравляющими веществами,
будет терзать душу себе и другим.
Окончит то-то, станет тем-то, добьется того-сего – но если ценой утраты жизнерадостности,
ценой потери души?..
Ты хочешь своему ребенку добра и только добра. Ты заботлив, предусмотрителен,
требователен, иначе нельзя... Но спроси себя, где кончается ему (ей) это хорошо, это нужно и
начинается субъективное: я этого хочу – твоя воля – страшная воля властвовать – подменять
собою судьбу?..
Не забыл ли ты, что ребенок – не твое продолжение в том узком смысле, который ты в это
вкладываешь, не актер твоего спектакля, не кукла?
Не забыл ли, что это живая душа, которую ты не знаешь, тайна вселенская, которую не
постиг?
Что это и есть твое настоящее продолжение?!! (В. Л. Леви «Как воспитать родителей или
новый нестандратный ребенок).