Напоминание

"Как воспитывали детей в казачьих семьях"


Автор: Кирбабина Татьяна Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ МО г. Краснодар "Детский сад № 227"
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Как воспитывали детей в казачьих семьях"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

Как воспитывали детей в казачьих семьях

Донские, сибирские, гребенские, кубанские и другие казаки – неотъемлемая

часть русского народа. Они владели землей взамен на обязательство служить

в армии и самостоятельно покупать оружие, лошадей, снаряжение, которое

казаки называли «справой».

Люди прошлого не старались обучать детей разным наукам, а прививали им

навыки, необходимые в повседневной жизни. Так было и у казаков. С малых

лет казачат учили не только сеять и пахать, но и воевать. А из девочек

растили верных жен и заботливых матерей, которые в час опасности могут

встретить врага с оружием в руках.

Крестные – больше, чем друзья родителей Решающее значение в

воспитании казачьих детей играли крестные родители, о выборе которых

мать и отец ребенка думали заранее. Сегодня эта «должность» номинальная,

но в казачьих семьях крестный – звание ответственное и почетное. Крестного

подбирал отец, и это должен был быть надежный человек – побратим или

друг. Крестную подыскивала мать из числа своих старших подруг. Они

должны были жить недалеко от крестника или крестницы и принимать

непосредственное участие в их воспитании.

Если рождался мальчик, основная нагрузка ложилась на крестного, который

формировал в нем воинский дух и становился примером для подражания.

Крестный и кровный отцы дополняли друг друга. Родной отец мог быть

излишне мягок или требователен в отношении своего сына, а крестный,

руководствуясь разумом, а не эмоциями, был объективен в вопросах

поощрения и наказания мальца.

Если рождалась казачка, то основную роль в воспитании выполняла

крестная. Она формировала у девочки уважение к старшим и отношение к

казакам как к воинам-защитникам. Особое внимание уделялось развитию

терпимости к мужу, отцу, матери, будущей свекрови.

На женской стороне До 7-8 лет казачонок рос на женской половине куреня,

но в его воспитании принимали участие и женщины, и мужчины. Главным на

этом этапе был личный пример и погружение мальчика в казачью среду. В

этом возрасте особое внимание уделялось физическому развитию. Если

мальчик ударится и заплачет, мужчины запрещали матерям и бабушкам

сюсюкаться с ним и говорили: «Не портьте, бабы, казака».

Игры со сверстниками проходили под присмотром хуторских или станичных

стариков. Они следили за поведением детворы, и если подмечали что-то

неподобающие, то поправляли и наставляли мальцов. В 8 лет мальчик

переходил в мужскую часть дома, и отец начинал брать его с собой на

«беседы». На этом этапе главной целью было научить мальчика справляться

со страхами. Старшие говорили: «Не бойся, казак ничего не боится!»,

«Терпи, казак, атаманом будешь!».

Изучение воинской науки не мешало казачатам наравне со взрослыми

выполнять полевые работы, ухаживать за скотом, охотиться, ходить на

рыбалку. Труд был важной частью быта станичников, ведь для воинской

службы они за собственные деньги покупали коня и оружие.

Воспитание казачки В станицах ходила поговорка: «Родился сын – в семье

у казака праздник, к богатству, родилась дочь – к бедности». Отцы считали,

что растить девочку — означает готовить работницу для чужого куреня.

Однако это не значит, что рождению дочери не радовались. В станицах и

хуторах женщина не была «тенью» своего мужа. Она — хранительница очага

в классическом понимании этого понятия и надежный тыл казака, пока он на

службе или в военном походе.

В честь рождения девочки отец или дед сажал иву. Стройное дерево с

гибкими ветвями символизировало будущую казачку и было ее талисманом.

После рождения малышки ее тетки, мамки и будущая крестная «смывали с

дочушки заботы». С песнями и добрыми словами родственницы омывали

маленькую казачку и желали ей счастья. На этот праздник допускался только

отец, которого угощали кашей, приготовленной из горелого пшена.

С 10 лет девочки выполняли полевые работы – гребли сено, вязали снопы,

доили коров, готовили еду. Во время работы и отдыха они пели и танцевали,

этому их обучали старшие женщины. С 14 лет девушка участвовала в

вечерних посиделках, на которых примечала себе будущего жениха. Вопреки

расхожему мнению, выбор будущего мужа не зависел только от родителей.

Девушка могла отказаться от замужества, если парень ей не нравится.

Конец казачества Конечно, к 1914 году заветы предков и казачье

воспитание понемногу отмирали. Прогресс – это не только железные дороги,

телеграф и газеты, но и изменение социального устройства. Татары и

черкесы больше не устраивали набегов, но казаки продолжали служить в

армии, становиться учеными, врачами, инженерами и генералами. Для

описания ситуации лучше всего подходит поговорка: «Казаков много не

бывает, но мало не покажется!».



В раздел образования