Автор: Прасолова Светлана Анатольевна
Должность: ВОСПИТАТЕЛЬ
Учебное заведение: МБДОУ "ДЕТСКИЙ САД №190"
Населённый пункт: АЛТАЙСКИЙ КРАЙ, БАРНАУЛ,
Наименование материала: ПРОЕКТ
Тема: ОГОРОД НА ОКНЕ"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №190
Проект в подготовительной группе
на тему:
«Огород на окне»
Подготовили:
Прасолова С.А.
Великанова С.В.
Барнаул -2025
.
Содержание
Вид проекта: краткосрочный, творческий.
Форма проведения: фронтальная
Продолжительность: 2 месяца.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
Возраст детей: 6-7 лет.
Цель: Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за
растениями в комнатных условиях; формирование у детей интереса к
опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию
культурных растений в комнатных условиях. Воспитание у детей любви к
природе. Привлечь к работе проекта как можно больше детей;
сделать проект сотворчеством воспитателей, детей и родителей, создание
в группе огорода на подоконнике.
Образовательные области: познание, коммуникация, социализация,
речевая.
Задачи по образовательным областям: Познавательное развитие:
1. Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.
2. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных
растений (пшеница, лук, цветы, овес, помидоры, огурцы);
3. Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди садят,
выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей
своей красотой, кормят своими плодами.
4. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги
почвы для роста растений.
5. Развивать умение наблюдать, выделять предмет из окружающего
пространства по определённым признакам. Обогащать опыт
исследовательских действий, удовлетворять детскую пытливость.
Социально-коммуникативное развитие:
1. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в
комнатных условиях.
2. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние
растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
3. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
4. Развивать познавательные и творческие способности.
5. Формировать положительное взаимоотношения ребенка со взрослыми и
со сверстниками.
6. Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.
7. Воспитывать уважительное взаимоотношение ребенка к взрослым.
Речевое развитие:
1. Развивать речь как средство общения, обогащать и активизировать
словарь, развивать связную, грамматически правильную диалогическую и
монологическую речь.
2. Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в
речевом общении с взрослыми и сверстниками
Художественно-эстетическое развитие:
1. Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять
разнообразие детских работ, вариативность.
методы: наглядные, словесные, поощрение.
приёмы: игровая ситуация, объяснение, показ, речевое общение, загадки,
словарная работа: семена, почва, рассада, подкормка, всходы, росток,
побег.
материал и оборудование: лоточки, земля, семена, совочки, лупа, лейка,
игрушки (дед, бабка, корова, коза, кошка, волк, лиса, заяц, медведь)
Работа с родителями.
Предложить родителям помочь в организации проведения проекта «Огород
на подоконнике» - контейнеры, землю, семена для посадки.
Предполагаемый результат:
1. Дети познакомятся с культурными и дикорастущими растениями.
2. С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия
для роста растений.
3. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить
многообразие и разнообразие посевного материала.
4. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному
миру.
5. Формирование у детей уважительного отношения к труду.
6. Создание в группе огорода на подоконнике.
7. Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за
растениями в огороде на подоконнике.
8. Активное участие родителей в реализации проекта.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор
информационного материала, создание условий для организации работы
в «Огороде на подоконнике», составление плана мероприятий по организации
детской деятельности - 1-я неделя.
2. Основной (или этап реализации проекта): проводятся запланированные
мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты,
творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение) - 2-я, 3-я
неделя.
3. Заключительный: подводятся итоги, итоговая беседа - 4-я неделя.
4. Оформили выставку рисунков «От семени к ростку».
Этапы реализации проекта
Мероприятия Цели Ответственные
1 этап подготовительный
1 Беседа с родителями на тему «Огород на подоконнике» Обсудить цели и
задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для
реализации проекта. воспитатели
2 Подбор наглядно - дидактических пособий, демонстрационного
материала, природного материала, художественной и научной литературы,
приобретение семян, рассады и необходимого оборудования. Создать условия
для реализации проекта «Огород на подоконнике». Воспитатели, родители
2 этап основной
1 Чтение книг, рассматривание иллюстраций о растениях. Вызвать интерес
к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах
растений. воспитатели
2 Беседа «Дикорастущие и культурные растения»
«В мире растений», «Все начинается с семечка», «Посев
семян», «Первые всходы». Ввести и обосновать классификацию растений как
дикорастущих и культурных (по взаимоотношениям с человеком, познакомить
с интересными представителями мира растений. воспитатели
3 Практическая деятельность: посадка лука, пшеницы. Вызвать интерес к
выращиванию огородной культуры. воспитатели
4 Наблюдение за ростом лука, пшеницы. Учить детей замечать изменения,
которые происходят у прорастающих луковиц, зерна. воспитатели
5 Труд в уголке природы. Продолжать учить детей правильно строить
суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света,
тепла) воспитатели
6 Рассматривание овощных и цветочных семян через лупу Дать понятие о
том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью
лупы определить, что помогает перезимовать семенам воспитатели
7 Практическая деятельность: выращивание рассады (помидоры, огурцы,
кабачки). Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями.
воспитатели
8 Наблюдения: за тем, как растут наши растения Продолжать учить детей
замечать изменения в росте и развитии растений. воспитатели
Дидактическая игра «Угадай название овоща», «Угадай на ощупь», «Узнай
на вкус». Закреплять умение различать овощи, называть их быстро, находить
нужный овощ среди других, называть его; научить детей группировать
растения по цвету, где растут.
3 этап заключительный.
1 Обработка и оформление материалов проекта в виде фотографий.
воспитатели
2 Анализ результативности воспитатели
Организационная деятельность.
1. Подобрать художественную литературу, иллюстрированный материал по
данной теме
2. Подобрать материал и оборудование для опытно - экспериментальной
деятельности
3. Составить перспективный план мероприятий
План реализации проекта.
1. Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки,
рассказы, сказки про овощи, экологические сказки. (Воспитатели группы,
первая неделя ноября).
2. Беседа с родителями «Участвуем в проекте «Зимний огород на
подоконнике».
3. Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля,
удобрения, семена).
4. Разбивка огорода на подоконнике. (Дети, воспитатели).
5. Исследовательский этап:
Рассматривание семян (укропа, огурцов, посадка семян и рассады.
1. Опытно-
экспериментальная деятельность: «Строениерастений», «Условия,
необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие
растений».
2. Беседы с детьми: «В мире растений», «Все начинается с
семечка», «Посев семян», «Первые всходы», «Дикорастущие и культурные
растения».
3. Проведение дидактических игр «Узнай на ощупь», «Узнай на
вкус», «Угадай название овоща» и др.
4. Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях.
5. Рассматривание иллюстраций, картин с изображением
овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу).
6. Беседы о том, как выращивают овощи на огороде. Воспитатели группы. В
течении всего проекта
Заключительный этап
1. Подведение итогов реализации проекта.
2. Оформление выставки рисунков детей «От семечки к ростку».
3. Проведение конкурса д/и «Угадай название овоща».
4. Подготовительный этап:
Цель: Расширять знания детей: где можно приобрести семена, землю,
предметы ухода за растениями.
Задачи:
Продолжать формировать понятия - специализированный магазин,
продавец, покупатель.
Познакомить детей с разновидностью семян, предметами ухода за ними.
Воспитывать уважительное отношение к труду продавца - консультанту.
Вызывать у детей желание узнавать, откуда появляются семена, как их
хранят, и что с ними делать дальше.
Предшествующая _ работа:
Воспитатель вместе с детьми рассматривает семена разных растений.
Задает вопросы:
- Откуда привозят семена?
- Кто и как выращивает красивые цветы?
- Почему полезнее земля для растений, которая в магазине, чем земля с
газонов?
- Почему так много горшков для цветов?
- Если различия для посадки, или можно использовать любой горшок?
- Насколько важен уход за растениями, или их можно просто поливать?
- Как надо правильно садить растения?
Практическая часть
В группе детского сада разбивка огорода на подоконнике.
Проанализировав информацию, полученную от воспитателя дети под
руководством воспитателя, приступили к разбивке огорода на подоконнике.
Вначале они приготовили лоточки, наполнили их землей.
Рассмотрели семена, обратили внимание, что не все семена одинаковые, лук
вообще высаживают зубчиками, которые используются в пищу, а вот семена
огурцов смогут склевать птицы. Нами были посажены разные салаты, редис,
огурцы, картофель, фасоль, свёкла, лук, морковь, укроп.
После посадки семян в землю важно полить землю водой, что бы
семена «проснулись», и начали прорастать.
И стали следить за нашим огородом, вести дневник наблюдений, ухаживать и
заботиться.