Напоминание

Тема " Святой земли Русской Илья Муромский Чудотворец"


Автор: Благодатских Людмила Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "Урицкая СОШ"
Населённый пункт: с.Урицкое Олекминский район РС(Я)
Наименование материала: конспект урока
Тема: Тема " Святой земли Русской Илья Муромский Чудотворец"
Раздел: начальное образование





Назад




Разработка урока 4 класс

Тема " Святой земли Русской Илья Муромский Чудотворец"

Цель урока: Продолжение раскрытия перед учащимся темы защиты Отечества на

примере образа русского святого преподобного Ильи Муромского

Чудотворца.

Задачи:

Изучить музыку религиозной традиции на основе культурологического подхода, как

часть музыкальной культуры России, в которой органичным образом взаимодействуют

церковные песнопения, фольклор и классическое композиторское наследие.

В процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки;

Воспитывать любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство патриотизма.

Сформировать УУД:

1.Предметные: совершенствовать музыкальное восприятие, сформировать понимание о

взаимодействии церковных песнопений, фольклора и классического композиторского

наследия, сформировать умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к

музыкальному произведению.

2.Метопредметные: формировать умение анализировать, сравнивать, выделять главное, в

процессе слушания уметь выделить средства выразительности, которыми пользовался

композитор.

3.Личностные:формировать мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые

установки учащихся: на основе музыкального восприятия воспитывать пробуждение веры

в свой народ, в Россию чувства личной ответственности за Отечество. Испытывать

гордость и восхищение подвигами богатырей земли русской, вызывать чувство

патриотизма, обогащать духовный мир детей.

Вид урока: Урок-открытие.

Наглядные пособия: Иконы святых, картины художников, дидактические материалы.

Технические средства: музыкальные произведения:

«Гимн РФ» А. Александрова, «Стихира» песнь-гимн Всем святым, «Картинки с

выставки»

сюита

«Богатырские

ворота»,

Симфония

№2

(Богатырская)

А.

Бородина,

фонограмма

песни «Богатырская сила» из репертуара Стаса Намина;

Мультимидиа-проектор:

трансляция презентации урока.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Ученики: Здравствуйте, учитель!

Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы с вами перешли к изучению темы «О России петь,

что стремиться в храм» (сл.1)

2. Повторение

Учитель: Для того чтобы перейти к проверке домашнего задания, я предлагаю вам

прослушать два музыкальных фрагмента.

/Прослушивание: 1) «Гимн РФ» А. Александрова; 2) «Стихира» - песнь – гимн./

Учитель: Как называется первый музыкальный фрагмент?

Ученики: Гимн РФУчитель: Чем является гимн для нашей Родины?

Ученики: Главной песней (сл.2)

Учитель: Где исполняется это музыкальное произведение?

Ученики: В торжественных случаях.

Учитель: Второе прослушанное произведение тоже является гимном, но где оно

исполняется?

Ученики: В церкви.

Учитель: Кому посвящено это произведение?

Ученики: Оно посвящено всем святым.

Учитель: Как называется это духовное песнопение?

Ученики: Песнопение называется «Стихира»

Учитель: Почему это песнопение так называется?

Ученики: Оно написано в стихотворной форме.

Учитель: (сл.3) Правильно, стихира написана в стихотворной форме и имеет три части.

Первая часть посвящается Соборному храму, вторая – прославляет Русскую церковь, как

образ храма в городе и третья – прославляет образы русских святых. Ребята, какая из трех

частей является кульминацией стихиры?

Ученики: Третья

Учитель: Русская православная церковь установила день памяти Всех русских святых, и в

честь этого праздника была написана «Икона Всех святых, в земле Русской просиявших»

(сл.4) /Демонстрация иконы/

3. Новый материал

Учитель: Вспомним имена русских святых, с которыми мы уже познакомились (сл.5,6)

Александр Невский, (сл.7,8)

Сергий Радонежский, (сл.9)

княгиня Ольга, (сл.10,11)

князь Владимир. /(сл.12)

На экране икона Ильи Муромского Чудотворца/

Учитель: Знаете ли вы, кто изображен на этой иконе?

Ученики: Нет, образ иконы нам не знаком.

Учитель: Это русский святой преподобный Илья Муромский Чудотворец. Знакомо ли вам

это имя? (сл.13)

Ученики: Да, знакомо. Это русский богатырь.

Учитель: Все вы хорошо знаете Илью Муромца как сказочного былинного героя. (сл.14)

Вспомним, как начинается былина об Илье Муромце.

Отрывок из былины: Возле города Мурома в пригородном селе Карачарове у

крестьянина Ивана Тимофеевича да у жены его Ефросиньи Поликарповны родился

долгожданный сын. Растет Илья не по дням, а по часам, будто тесто на опаре

поднимается. Глядят на сына престарелые родители, радуются, беды не чувствуют. А беда

нежданно-негаданно к ним пришла. Отнялись у Ильи ноги резвые, сиднем в избе сидит.

Горюют родители, печалятся, на убогого сына глядят, слезами обливаются.

Учитель: Откройте учебники на странице 28. /Знакомство с текстом/

Учитель: О каком чуде идет речь?

/Ученики рассказывают дальнейшие развития событий опираясь на факты из былины/

Учитель: …оседлал Илья добра коня, снарядился сам в доспехи богатырские,

распростился с отцом, с матерью и уехал из родного села Карачарова. Ребята, куда

отправился Илья Муромец?

Ученики: Защищать Русскую землю.

Учитель: Еще при жизни богатыря, о нем было сложено в народе множество былин и

сказаний. Кто знает, что означает слово «былина»?

/Ответы учеников/

Учитель: Былина относится к жанру русских песен-сказаний. Музыкальная интонация

былины

подчиняется

метру,

ритму

и

рифме.

Какой

музыкальный

инструмент

сопровождал былинный сказ?

Ученики: Гусли (сл.13)

/воспроизведение былинных наигрышей/

Учитель: Мы представляем образ Ильи Муромца по картине Васнецова «Богатыри»

(сл.16). Попробуем дать описание его внешности.

/Описание: сильный, могучий, храбрый и т.д./

Учитель: Образу былинного героя Ильи Муромца созвучны два произведения русских

композиторов. С одним произведение мы с вами уже знакомы. Это сюита «Богатырские

ворота» из «Картинок с выставки» М. Мусоргского (сл.17)

Сегодня мы познакомимся с еще одним произведение на богатырскую тему. Это

«Симфония №2» Александра Бородина (сл.18)

(сл.19) /Прослушивание музыкального отрывка из «Симфонии №2»/

Учитель: (сл.17) Главная тема 1-й части «Симфонии №2» Бородина (ее нотная запись дана

на с. 29 учебника музыки), имеет свои характерные особенности. В симфонии отображены

две темы: первая – сила легендарных героев, вторая – лирическая, рисующая далекие

степи Родины.

Внимание задание: Среди карточек музыкальных характеристик, нужно выбрать

подходящую характеристику первой части, затем второй.

/Прослушивание каждой части отдельно, выполнение работы/

Ученики самостоятельно подводят итог по прослушанному произведению

Учитель: Много былин сложено об Илье Муромце, одна из них «Илья Муромец и

Соловей разбойник» (сл.20) А знаете ли вы, Соловей – разбойник, сидел на девяти

развесистых дубах при большой дороге у речки Смородины, что за Карачевом, на самой

нынешней границе, у села Девятидубье. К тому времени дороженька прямоезжая

разонравилась людям и перестали они ездить по ней. Но поехал по той дороге Илья

Муромец и избавил люд от Соловья – разбойника (сл.21)

физкультминутка: дыхательное упражнение, распевки.

4. Вокально-хоровая работа

Учитель: Ребята, вам понравился образ русских богатырей в былинах, картинах

художников и композиторов?

Ученики: Понравился.

Учитель: Я предлагаю вам прослушать и разучить песню «Богатырская сила», С

НАЧАЛА

ДАВАЙТЕ

РЕБЯТА

ПРОСЛУШАЕМ,

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

БОГАТЫРСКАЯ

СИЛА,

И

ДОДИМ

КРАТКУЮ

ХОРОКТЕРИСТИКУ ЭТОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ,

/Распевание, РАБОТА НАД ДЫХАНИЕМ, ДУЕМ ЦВЕТОК, РАЗОГРЕВ ГОЛОСОВОГО

АППАРАТА НА СЛОГИ БРАБРЭ, БРАБРЭ, БРАБРЭ БРУ.

Учитель: ПРЕДЛОГАЕТ РЕБЯТАМ, РАЗУЧИТЬ СЛОВА ПЕСНИ, БАГОТЫРСКАЯ

СИЛА ВУНИСОН.

Учитель: ПОВТОРЯЕТ С УЧЕНИКАМИ СЛОВА ПЕСНИ, НЕСКОЛЬКО РАЗ..

Учитель: ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ПЕСНИ, ХВАЛИТ УЧЕНИКОВ ЗА ПРАВИЛЬНОЕ, И

КРОСИВОЕ ИСПОЛНЕНИЯ ПЕСТНИ.

УЧИТЕЛЬ САДИТ УЧЕНИКОВ НА МЕСТА. УЧИТЕЛЬ СПРАШИВАЕТ УЧЕНИКОВ,

ПОНРАВИЛАСЬ ЛИ ИМ ИСПОЛНЕНИИ ПЕСНИ.

6. Домашнее задание

Учитель: В песне «Богатырская сила», есть следующие строки

«Разгулялися добры молодцы, распотешились молодцы». И к следующему уроку, я вас

попрошу вспомнить: какими же богатырскими забавами потешались богатыри, а так же

выучить наизусть слова песни «Богатырская сила»

Прощание

Учитель: Ребята, до свиданья!

Ученики: Учитель, до свиданья

проверочная работа по группам

1. Прослушать произведения и пронумеровать их в порядке воспроизведения

_______«Гимн РФ» А. Александрова_____ «Стихира» - песнь – гимн./

2. Былина относится к жанру русских __________________

3.Какой музыкальный инструмент сопровождал былинный сказ? _______________

4.Композитор сюиты «Богатырские ворота» из «Картинок с выставки» _______________

5.Название музыкального произведения на богатырскую тему Александра Бородина

_______________________



В раздел образования