Автор: Благодатских Людмила Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "Урицкая СОШ"
Населённый пункт: с.Урицкое Олекминский район РС(Я)
Наименование материала: конспект урока
Тема: Тема " Святой земли Русской Илья Муромский Чудотворец"
Раздел: начальное образование
Разработка урока 4 класс
Тема " Святой земли Русской Илья Муромский Чудотворец"
Цель урока: Продолжение раскрытия перед учащимся темы защиты Отечества на
примере образа русского святого преподобного Ильи Муромского
Чудотворца.
Задачи:
•
Изучить музыку религиозной традиции на основе культурологического подхода, как
часть музыкальной культуры России, в которой органичным образом взаимодействуют
церковные песнопения, фольклор и классическое композиторское наследие.
•
В процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки;
•
Воспитывать любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство патриотизма.
Сформировать УУД:
1.Предметные: совершенствовать музыкальное восприятие, сформировать понимание о
взаимодействии церковных песнопений, фольклора и классического композиторского
наследия, сформировать умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к
музыкальному произведению.
2.Метопредметные: формировать умение анализировать, сравнивать, выделять главное, в
процессе слушания уметь выделить средства выразительности, которыми пользовался
композитор.
3.Личностные:формировать мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые
установки учащихся: на основе музыкального восприятия воспитывать пробуждение веры
в свой народ, в Россию чувства личной ответственности за Отечество. Испытывать
гордость и восхищение подвигами богатырей земли русской, вызывать чувство
патриотизма, обогащать духовный мир детей.
Вид урока: Урок-открытие.
Наглядные пособия: Иконы святых, картины художников, дидактические материалы.
Технические средства: музыкальные произведения:
•
«Гимн РФ» А. Александрова, «Стихира» песнь-гимн Всем святым, «Картинки с
выставки»
•
сюита
«Богатырские
ворота»,
Симфония
№2
(Богатырская)
А.
Бородина,
фонограмма
•
песни «Богатырская сила» из репертуара Стаса Намина;
•
Мультимидиа-проектор:
•
трансляция презентации урока.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Ученики: Здравствуйте, учитель!
Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы с вами перешли к изучению темы «О России петь,
что стремиться в храм» (сл.1)
2. Повторение
Учитель: Для того чтобы перейти к проверке домашнего задания, я предлагаю вам
прослушать два музыкальных фрагмента.
/Прослушивание: 1) «Гимн РФ» А. Александрова; 2) «Стихира» - песнь – гимн./
Учитель: Как называется первый музыкальный фрагмент?
Ученики: Гимн РФУчитель: Чем является гимн для нашей Родины?
Ученики: Главной песней (сл.2)
Учитель: Где исполняется это музыкальное произведение?
Ученики: В торжественных случаях.
Учитель: Второе прослушанное произведение тоже является гимном, но где оно
исполняется?
Ученики: В церкви.
Учитель: Кому посвящено это произведение?
Ученики: Оно посвящено всем святым.
Учитель: Как называется это духовное песнопение?
Ученики: Песнопение называется «Стихира»
Учитель: Почему это песнопение так называется?
Ученики: Оно написано в стихотворной форме.
Учитель: (сл.3) Правильно, стихира написана в стихотворной форме и имеет три части.
Первая часть посвящается Соборному храму, вторая – прославляет Русскую церковь, как
образ храма в городе и третья – прославляет образы русских святых. Ребята, какая из трех
частей является кульминацией стихиры?
Ученики: Третья
Учитель: Русская православная церковь установила день памяти Всех русских святых, и в
честь этого праздника была написана «Икона Всех святых, в земле Русской просиявших»
(сл.4) /Демонстрация иконы/
3. Новый материал
Учитель: Вспомним имена русских святых, с которыми мы уже познакомились (сл.5,6)
Александр Невский, (сл.7,8)
Сергий Радонежский, (сл.9)
княгиня Ольга, (сл.10,11)
князь Владимир. /(сл.12)
На экране икона Ильи Муромского Чудотворца/
Учитель: Знаете ли вы, кто изображен на этой иконе?
Ученики: Нет, образ иконы нам не знаком.
Учитель: Это русский святой преподобный Илья Муромский Чудотворец. Знакомо ли вам
это имя? (сл.13)
Ученики: Да, знакомо. Это русский богатырь.
Учитель: Все вы хорошо знаете Илью Муромца как сказочного былинного героя. (сл.14)
Вспомним, как начинается былина об Илье Муромце.
Отрывок из былины: Возле города Мурома в пригородном селе Карачарове у
крестьянина Ивана Тимофеевича да у жены его Ефросиньи Поликарповны родился
долгожданный сын. Растет Илья не по дням, а по часам, будто тесто на опаре
поднимается. Глядят на сына престарелые родители, радуются, беды не чувствуют. А беда
нежданно-негаданно к ним пришла. Отнялись у Ильи ноги резвые, сиднем в избе сидит.
Горюют родители, печалятся, на убогого сына глядят, слезами обливаются.
Учитель: Откройте учебники на странице 28. /Знакомство с текстом/
Учитель: О каком чуде идет речь?
/Ученики рассказывают дальнейшие развития событий опираясь на факты из былины/
Учитель: …оседлал Илья добра коня, снарядился сам в доспехи богатырские,
распростился с отцом, с матерью и уехал из родного села Карачарова. Ребята, куда
отправился Илья Муромец?
Ученики: Защищать Русскую землю.
Учитель: Еще при жизни богатыря, о нем было сложено в народе множество былин и
сказаний. Кто знает, что означает слово «былина»?
/Ответы учеников/
Учитель: Былина относится к жанру русских песен-сказаний. Музыкальная интонация
былины
подчиняется
метру,
ритму
и
рифме.
Какой
музыкальный
инструмент
сопровождал былинный сказ?
Ученики: Гусли (сл.13)
/воспроизведение былинных наигрышей/
Учитель: Мы представляем образ Ильи Муромца по картине Васнецова «Богатыри»
(сл.16). Попробуем дать описание его внешности.
/Описание: сильный, могучий, храбрый и т.д./
Учитель: Образу былинного героя Ильи Муромца созвучны два произведения русских
композиторов. С одним произведение мы с вами уже знакомы. Это сюита «Богатырские
ворота» из «Картинок с выставки» М. Мусоргского (сл.17)
Сегодня мы познакомимся с еще одним произведение на богатырскую тему. Это
«Симфония №2» Александра Бородина (сл.18)
(сл.19) /Прослушивание музыкального отрывка из «Симфонии №2»/
Учитель: (сл.17) Главная тема 1-й части «Симфонии №2» Бородина (ее нотная запись дана
на с. 29 учебника музыки), имеет свои характерные особенности. В симфонии отображены
две темы: первая – сила легендарных героев, вторая – лирическая, рисующая далекие
степи Родины.
Внимание задание: Среди карточек музыкальных характеристик, нужно выбрать
подходящую характеристику первой части, затем второй.
/Прослушивание каждой части отдельно, выполнение работы/
Ученики самостоятельно подводят итог по прослушанному произведению
Учитель: Много былин сложено об Илье Муромце, одна из них «Илья Муромец и
Соловей разбойник» (сл.20) А знаете ли вы, Соловей – разбойник, сидел на девяти
развесистых дубах при большой дороге у речки Смородины, что за Карачевом, на самой
нынешней границе, у села Девятидубье. К тому времени дороженька прямоезжая
разонравилась людям и перестали они ездить по ней. Но поехал по той дороге Илья
Муромец и избавил люд от Соловья – разбойника (сл.21)
физкультминутка: дыхательное упражнение, распевки.
4. Вокально-хоровая работа
Учитель: Ребята, вам понравился образ русских богатырей в былинах, картинах
художников и композиторов?
Ученики: Понравился.
Учитель: Я предлагаю вам прослушать и разучить песню «Богатырская сила», С
НАЧАЛА
ДАВАЙТЕ
РЕБЯТА
ПРОСЛУШАЕМ,
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
БОГАТЫРСКАЯ
СИЛА,
И
ДОДИМ
КРАТКУЮ
ХОРОКТЕРИСТИКУ ЭТОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ,
/Распевание, РАБОТА НАД ДЫХАНИЕМ, ДУЕМ ЦВЕТОК, РАЗОГРЕВ ГОЛОСОВОГО
АППАРАТА НА СЛОГИ БРАБРЭ, БРАБРЭ, БРАБРЭ БРУ.
Учитель: ПРЕДЛОГАЕТ РЕБЯТАМ, РАЗУЧИТЬ СЛОВА ПЕСНИ, БАГОТЫРСКАЯ
СИЛА ВУНИСОН.
Учитель: ПОВТОРЯЕТ С УЧЕНИКАМИ СЛОВА ПЕСНИ, НЕСКОЛЬКО РАЗ..
Учитель: ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ПЕСНИ, ХВАЛИТ УЧЕНИКОВ ЗА ПРАВИЛЬНОЕ, И
КРОСИВОЕ ИСПОЛНЕНИЯ ПЕСТНИ.
УЧИТЕЛЬ САДИТ УЧЕНИКОВ НА МЕСТА. УЧИТЕЛЬ СПРАШИВАЕТ УЧЕНИКОВ,
ПОНРАВИЛАСЬ ЛИ ИМ ИСПОЛНЕНИИ ПЕСНИ.
6. Домашнее задание
Учитель: В песне «Богатырская сила», есть следующие строки
«Разгулялися добры молодцы, распотешились молодцы». И к следующему уроку, я вас
попрошу вспомнить: какими же богатырскими забавами потешались богатыри, а так же
выучить наизусть слова песни «Богатырская сила»
Прощание
Учитель: Ребята, до свиданья!
Ученики: Учитель, до свиданья
проверочная работа по группам
1. Прослушать произведения и пронумеровать их в порядке воспроизведения
_______«Гимн РФ» А. Александрова_____ «Стихира» - песнь – гимн./
2. Былина относится к жанру русских __________________
3.Какой музыкальный инструмент сопровождал былинный сказ? _______________
4.Композитор сюиты «Богатырские ворота» из «Картинок с выставки» _______________
5.Название музыкального произведения на богатырскую тему Александра Бородина
_______________________