Напоминание

КСОД "Потерянная сказка"


Автор: Леонтьева Светлана Георгиевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение #Детский сад #Тополёк#
Населённый пункт: Камчатский край, с.Мильково
Наименование материала: методическая разработка
Тема: КСОД "Потерянная сказка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Тополёк»

Образовательная область «Речевое развитие»

Коррекционная совместная образовательная

деятельность

«Потерянная сказка»

Подгрупповое занятие

для детей с ОНР старшей группы

Учитель-логопед: Леонтьева Светлана Георгиевна

с. Мильково, 2025 г.

Цель: формирование читательской грамотности у детей старшего

дошкольного возраста.

Задачи:

- уточнять и обогащать знания о видах сказок, названиях и героях;

-уметь узнавать сказку по отрывку, по иллюстрации, предмету из сказки;

-закрепить названия русских народных сказок;

- развивать познавательную активность в процессе расширения знаний о

сказках, память, мышление, наблюдательность, речь;

- воспитывать интерес и любвь к чтению.

Оборудование: проектор, презентация с 8–ю иллюстрациями русских

народных сказок, сундучок, запись голоса сундучка с именами героев,

иллюстрации сюжетов русских народных сказок для подарка детям, корзина

и платок, сказочные предметы (скалка, стульчик, варежка,

кольцо,

волшебная

палочка,

кувшин),

иллюстрация

сказки

"Снегурочка",

разрезанная на 6 частей, магнитная доска, колодец, мешочек с серебряным

блюдечком и наливным яблочком, макет яблоньки и яблочки с загадками,

волшебный клубочек, музыка для волшебного клубочка

Предварительная работа: чтение и пересказ сказок, рассматривание

иллюстраций к сказкам, просмотр мультипликационных и художественных

фильмов.

Ход занятия

I.

Организационный момент.

Дети входят в музыкальный зал. На стульчике плачет девочка в русском

костюме.

Логопед: - Девочка, кто ты и как к нам попала?

Девочка: - Я пришла из сказки, но не помню из какой. Снежная королева

рассердилась на меня, заморозила мою сказку и разбила ее на маленькие

осколки, северный ветер раскидал их по свету. Что же мне делать? Как

найти сказку, в которой живу? (громко плачет).

Логопед: - Не плачь, Девочка! Поможем, ребята?

Логопед: - Чтобы помочь девочке, нам надо выполнить задания и найти

осколки её сказки.

II.

Основная часть.

Поиск 1 осколка: Беседа логопеда с детьми “Что такое сказка?”

Логопед: - А что такое сказка?

Логопед: - А знаете ли вы, что сказки бывают народными, авторскими. Как

вы думаете, чем они отличаются?

Логопед:

-

А

авторские?

Пример:

К.И.Чуковский

"Федорино

горе",

"Мойдодыр", "Айболит", Ганс Христиан Андерсен "Голый король", Шарль

Перро "Кот в сапогах", Лев Толстой "Три медведя".

Логопед: - Что в сказке необычного, она похожа на истории, которые

происходят с нами каждый день?

Девочка: - Волшебный клубочек? (достает из кармана клубочек) Может это

и есть тот волшебный клубочек (говорит с надеждой в голосе)?!

Логопед: - А ты его покати и скажи: «Ты клубочек оживи, и первый осколок

моей сказки покажи!»

Девочка катит клубок к колодцу: - «Ты клубочек оживи, и первый осколок

моей сказки покажи!»

Звучит музыка клубочек зовет всех за собой «слушай музыку и иди за

мной!». Подошли к колодцу, музыка замолкает. Девочка кладет клубочек в

карман. Подготовить видеопроектор для второго действия.

Первый осколок находим у колодца в «волшебном мешке», там же

подсказка – серебряное блюдечко и наливное яблочко.

Логопед: - Чудесно! Артем, прикрепи этот осколок на нашей волшебной

магнитной доске.

Поиск 2. Дидактическая игра «Назови сказку по иллюстрации»

Девочка катает яблочко по блюдечку: - Катись, катись наливное яблочко по

серебряному блюдечку!

(Загорается экран с заданиями)

Логопед: - Ребята, наливное яблочко с серебряным блюдечком желают,

чтобы вы отгадали из какой сказки данная иллюстрация?

По очереди появляются иллюстрации к 8 сказкам. Дети их называют.

1. Сестрица Алѐнушка и братец Иванушка 2. Лиса и Серый волк

3. Теремок 4. Гуси - лебеди

5. Вершки и корешки 6. Волк и семеро козлят

7. Маша и медведь 8. Хаврошечка

Девочка:

- Спасибо тебе, серебряное блюдечко и наливное яблочко.

(Оставляет их под деревом).

Логопед: - Чудесно! Вы справились с заданием. Значит, где-то и осколок

сказки должен быть.

Девочка катит клубок к экрану: - «Ты клубочек оживи, и второй осколок

моей сказки покажи!»

Дети с девочкой идут за клубочком к экрану, находят корзинку со

вторым осколок сказки.

Размещаем и его

на

магнитной доске. Под

салфеткой задание для 3 станции.

Поиск 3 осколка: Дидактическая игра «Из какой сказки предмет»

Логопед:

- Ребята, посмотрите, а корзинка не простая! В ней под

платочком лежат предметы из сказок. Наша гостья будет показывать

волшебный предмет, а вы говорите из какой он сказки.

Девочка достает по одному предмету и показывает ребятам.

Скалка –… «Лисичка со скалочкой»

Варежка – …«Рукавичка»

Кольцо – …«Волшебное кольцо»

Волшебная палочка – …«Золушка»

Кувшин – …«Лиса и кувшин»

Поломанный стульчик – …«Три медведя»

Девочка катит клубок к сундучку: - Ребята, скорее за третьим осколком!

«Ты клубочек оживи, и третий осколок моей сказки покажи!»

Звучит музыка клубочек зовет всех за собой «слушай музыку и иди за

мной!». Подошли к сундучку, музыка замолкает.

Логопед: - Какой интересный сундучок!

Гостья открывает сундучок и достает 3-й осколок сказки.

Логопед: - Настя, прикрепи и 3-й осколок на нашу волшебную доску.

Логопед: - Пора нам немного отдохнуть.

Динамическая пауза «Сундучок»

К сказке в гости мы пришли. (шагаем на месте)

Сундучок с замком нашли. (руки разводим в стороны и руки в «замочек»)

Справа заглянули, (наклон вправо)

Слева заглянули. (наклон влево)

И присели, и привстали, (сели, встали)

И вокруг мы поскакали, (повернулись за девочкой, прыжки вперед по кругу)

Ручки наши разомнем, (руки в «замочек» и потерли ладошки друг о друга)

И замочек отопрём. (смыкаем и размыкаем ладони и открываем «замочек»)

Поиск 4 осколка: Дидактическая игра «Продолжи имя персонажа из

сказки»

Логопед: - Сундучок не простой - волшебный. Он хочет с нами поиграть. Он

будет называть первую часть имени персонажа сказки, а вы продолжите.

Слушайте внимательно!

Звучит запись голоса Сундучка:

Лисичка - …… /сестричка,

Мышка - ……. /норушка,

Зайчик - ……… /побегайчик,

Курочка - ……… /Ряба,

Царевна - ………/лягушка,

Гуси - ……… .. /лебеди,

Серый - ……… /волк,

Михайло - ………/Потапыч,

Змей - ..…………/Горыныч,

Василиса – ……../Премудрая,

Петушок - ……/золотой гребешок.

Сундучок: - Молодцы, ребята! Можете забрать еще один осколок сказки!

Удачи вам!

Логопед: - Молодцы, ребята!

Гостья достает из сундучка 4-й осколок сказки и прикрепляет на доске.

Девочка катит клубок к яблоньке: - «Ты клубочек оживи, и пятый осколок

моей сказки покажи!»

Звучит музыка клубочек зовет всех за собой «слушай музыку и иди за

мной!». Подошли к яблоньке, музыка замолкает.

Поиск 5 осколка: Дидактическая игра «Загадки старой яблони»

На дереве яблочки на обратной стороне загадки о героях сказки.

Логопед: - Яблонька приготовила для нас загадки.

1.

«В стужу в лес её отправили

И замерзать там оставили.

На Мороз её не погубил,

За доброту и старание её он наградил»…….. /Настенька

2.

«Он герой нам всем известный

И с волшебным словом вместе

Может целую неделю

На печи лежать … Емеля

3.

«Прямо в болото упала стрела!

В этом болоте царевна жила.

Как звали царевну, скажи мне на ушко

Я знаю, ты помнишь …../Царевна – Лягушка

4.

«Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слёзы льёт бедняжка…… /Снегурочка

5.

«Возле леса на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки:

Кто герои этой сказки? …../Три медведя

6.

«Я богатый, всемогущий,

Очень тощий, страшно злющий,

И я смерти не боюсь,

Угадайте, как зовусь? …. /Кощей Бессмертный.

Девочка: - Здорово у вас получилось, ребята!

На обратной стороне яблоньки находим пятый осколок сказки и

добавляем его к остальным осколкам.

Поиск 6 осколка: Спортивная игра «Перепрыгни через костер»

Из кеглей имитация костра. Под ними последний осколок сказки.

Логопед:

-

Ну, это задание для тебя, наша дорогая гостья! Нужно

перепрыгнуть через костер.

Девочка: - Мне страшно! А вдруг я растаю!?

Логопед: - Не бойся, ребята тебе помогут! Все по очереди прыгаем через

костер!

Дети выполняют задание. последней прыгает Девочка.

Девочка: - Ура! Я не растаяла!

Логопед: - Ребята, вы догадались из какой сказки наша гостья?(ответы

детей)

Логопед: - Давайте проверим, правильно ли мы догадались?

Девочка: - Я задую огонь костра, и мы получим последний осколок моей

сказки!

Девочка дует на костер и достает шестой осколок. Дети собирают пазл

сказки из 6 частей вместе с гостьей.

III.

Итог занятия

Девочка: - Ребята, спасибо вам за помощь. Да теперь я точно знаю, что я

Снегурочка из сказки «Снегурочка»!

Логопед: - Вы сегодня славно потрудились! Показали знания сказок и их

персонажей, проявили смекалку

и ловкость. А Снегурочке

пора

возвращаться домой, в свою сказку "Снегурочка".

Девочка: - До свидания, ребята! И в благодарность за вашу помощь я дарю

вам раскраски с сюжетами сказок! До встречи на страницах сказок!

Литература

1.

Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: игры и

упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2018 (Библиотека логопеда)

2.

Снегурочка. Русская народная сказка – М.: Детская литература, 1989.

3.

Сборник русских народных сказок. – М.: Детская литература, 1986.



В раздел образования