Автор: Леонтьева Светлана Георгиевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение #Детский сад #Тополёк#
Населённый пункт: Камчатский край, с.Мильково
Наименование материала: методическая разработка
Тема: КСОД "Потерянная сказка"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Тополёк»
Образовательная область «Речевое развитие»
Коррекционная совместная образовательная
деятельность
«Потерянная сказка»
Подгрупповое занятие
для детей с ОНР старшей группы
Учитель-логопед: Леонтьева Светлана Георгиевна
с. Мильково, 2025 г.
Цель: формирование читательской грамотности у детей старшего
дошкольного возраста.
Задачи:
- уточнять и обогащать знания о видах сказок, названиях и героях;
-уметь узнавать сказку по отрывку, по иллюстрации, предмету из сказки;
-закрепить названия русских народных сказок;
- развивать познавательную активность в процессе расширения знаний о
сказках, память, мышление, наблюдательность, речь;
- воспитывать интерес и любвь к чтению.
Оборудование: проектор, презентация с 8–ю иллюстрациями русских
народных сказок, сундучок, запись голоса сундучка с именами героев,
иллюстрации сюжетов русских народных сказок для подарка детям, корзина
и платок, сказочные предметы (скалка, стульчик, варежка,
кольцо,
волшебная
палочка,
кувшин),
иллюстрация
сказки
"Снегурочка",
разрезанная на 6 частей, магнитная доска, колодец, мешочек с серебряным
блюдечком и наливным яблочком, макет яблоньки и яблочки с загадками,
волшебный клубочек, музыка для волшебного клубочка
Предварительная работа: чтение и пересказ сказок, рассматривание
иллюстраций к сказкам, просмотр мультипликационных и художественных
фильмов.
Ход занятия
I.
Организационный момент.
Дети входят в музыкальный зал. На стульчике плачет девочка в русском
костюме.
Логопед: - Девочка, кто ты и как к нам попала?
Девочка: - Я пришла из сказки, но не помню из какой. Снежная королева
рассердилась на меня, заморозила мою сказку и разбила ее на маленькие
осколки, северный ветер раскидал их по свету. Что же мне делать? Как
найти сказку, в которой живу? (громко плачет).
Логопед: - Не плачь, Девочка! Поможем, ребята?
Логопед: - Чтобы помочь девочке, нам надо выполнить задания и найти
осколки её сказки.
II.
Основная часть.
Поиск 1 осколка: Беседа логопеда с детьми “Что такое сказка?”
Логопед: - А что такое сказка?
Логопед: - А знаете ли вы, что сказки бывают народными, авторскими. Как
вы думаете, чем они отличаются?
Логопед:
-
А
авторские?
Пример:
К.И.Чуковский
"Федорино
горе",
"Мойдодыр", "Айболит", Ганс Христиан Андерсен "Голый король", Шарль
Перро "Кот в сапогах", Лев Толстой "Три медведя".
Логопед: - Что в сказке необычного, она похожа на истории, которые
происходят с нами каждый день?
Девочка: - Волшебный клубочек? (достает из кармана клубочек) Может это
и есть тот волшебный клубочек (говорит с надеждой в голосе)?!
Логопед: - А ты его покати и скажи: «Ты клубочек оживи, и первый осколок
моей сказки покажи!»
Девочка катит клубок к колодцу: - «Ты клубочек оживи, и первый осколок
моей сказки покажи!»
Звучит музыка клубочек зовет всех за собой «слушай музыку и иди за
мной!». Подошли к колодцу, музыка замолкает. Девочка кладет клубочек в
карман. Подготовить видеопроектор для второго действия.
Первый осколок находим у колодца в «волшебном мешке», там же
подсказка – серебряное блюдечко и наливное яблочко.
Логопед: - Чудесно! Артем, прикрепи этот осколок на нашей волшебной
магнитной доске.
Поиск 2. Дидактическая игра «Назови сказку по иллюстрации»
Девочка катает яблочко по блюдечку: - Катись, катись наливное яблочко по
серебряному блюдечку!
(Загорается экран с заданиями)
Логопед: - Ребята, наливное яблочко с серебряным блюдечком желают,
чтобы вы отгадали из какой сказки данная иллюстрация?
По очереди появляются иллюстрации к 8 сказкам. Дети их называют.
1. Сестрица Алѐнушка и братец Иванушка 2. Лиса и Серый волк
3. Теремок 4. Гуси - лебеди
5. Вершки и корешки 6. Волк и семеро козлят
7. Маша и медведь 8. Хаврошечка
Девочка:
- Спасибо тебе, серебряное блюдечко и наливное яблочко.
(Оставляет их под деревом).
Логопед: - Чудесно! Вы справились с заданием. Значит, где-то и осколок
сказки должен быть.
Девочка катит клубок к экрану: - «Ты клубочек оживи, и второй осколок
моей сказки покажи!»
Дети с девочкой идут за клубочком к экрану, находят корзинку со
вторым осколок сказки.
Размещаем и его
на
магнитной доске. Под
салфеткой задание для 3 станции.
Поиск 3 осколка: Дидактическая игра «Из какой сказки предмет»
Логопед:
- Ребята, посмотрите, а корзинка не простая! В ней под
платочком лежат предметы из сказок. Наша гостья будет показывать
волшебный предмет, а вы говорите из какой он сказки.
Девочка достает по одному предмету и показывает ребятам.
Скалка –… «Лисичка со скалочкой»
Варежка – …«Рукавичка»
Кольцо – …«Волшебное кольцо»
Волшебная палочка – …«Золушка»
Кувшин – …«Лиса и кувшин»
Поломанный стульчик – …«Три медведя»
Девочка катит клубок к сундучку: - Ребята, скорее за третьим осколком!
«Ты клубочек оживи, и третий осколок моей сказки покажи!»
Звучит музыка клубочек зовет всех за собой «слушай музыку и иди за
мной!». Подошли к сундучку, музыка замолкает.
Логопед: - Какой интересный сундучок!
Гостья открывает сундучок и достает 3-й осколок сказки.
Логопед: - Настя, прикрепи и 3-й осколок на нашу волшебную доску.
Логопед: - Пора нам немного отдохнуть.
Динамическая пауза «Сундучок»
К сказке в гости мы пришли. (шагаем на месте)
Сундучок с замком нашли. (руки разводим в стороны и руки в «замочек»)
Справа заглянули, (наклон вправо)
Слева заглянули. (наклон влево)
И присели, и привстали, (сели, встали)
И вокруг мы поскакали, (повернулись за девочкой, прыжки вперед по кругу)
Ручки наши разомнем, (руки в «замочек» и потерли ладошки друг о друга)
И замочек отопрём. (смыкаем и размыкаем ладони и открываем «замочек»)
Поиск 4 осколка: Дидактическая игра «Продолжи имя персонажа из
сказки»
Логопед: - Сундучок не простой - волшебный. Он хочет с нами поиграть. Он
будет называть первую часть имени персонажа сказки, а вы продолжите.
Слушайте внимательно!
Звучит запись голоса Сундучка:
Лисичка - …… /сестричка,
Мышка - ……. /норушка,
Зайчик - ……… /побегайчик,
Курочка - ……… /Ряба,
Царевна - ………/лягушка,
Гуси - ……… .. /лебеди,
Серый - ……… /волк,
Михайло - ………/Потапыч,
Змей - ..…………/Горыныч,
Василиса – ……../Премудрая,
Петушок - ……/золотой гребешок.
Сундучок: - Молодцы, ребята! Можете забрать еще один осколок сказки!
Удачи вам!
Логопед: - Молодцы, ребята!
Гостья достает из сундучка 4-й осколок сказки и прикрепляет на доске.
Девочка катит клубок к яблоньке: - «Ты клубочек оживи, и пятый осколок
моей сказки покажи!»
Звучит музыка клубочек зовет всех за собой «слушай музыку и иди за
мной!». Подошли к яблоньке, музыка замолкает.
Поиск 5 осколка: Дидактическая игра «Загадки старой яблони»
На дереве яблочки на обратной стороне загадки о героях сказки.
Логопед: - Яблонька приготовила для нас загадки.
1.
«В стужу в лес её отправили
И замерзать там оставили.
На Мороз её не погубил,
За доброту и старание её он наградил»…….. /Настенька
2.
«Он герой нам всем известный
И с волшебным словом вместе
Может целую неделю
На печи лежать … Емеля
3.
«Прямо в болото упала стрела!
В этом болоте царевна жила.
Как звали царевну, скажи мне на ушко
Я знаю, ты помнишь …../Царевна – Лягушка
4.
«Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт бедняжка…… /Снегурочка
5.
«Возле леса на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки:
Кто герои этой сказки? …../Три медведя
6.
«Я богатый, всемогущий,
Очень тощий, страшно злющий,
И я смерти не боюсь,
Угадайте, как зовусь? …. /Кощей Бессмертный.
Девочка: - Здорово у вас получилось, ребята!
На обратной стороне яблоньки находим пятый осколок сказки и
добавляем его к остальным осколкам.
Поиск 6 осколка: Спортивная игра «Перепрыгни через костер»
Из кеглей имитация костра. Под ними последний осколок сказки.
Логопед:
-
Ну, это задание для тебя, наша дорогая гостья! Нужно
перепрыгнуть через костер.
Девочка: - Мне страшно! А вдруг я растаю!?
Логопед: - Не бойся, ребята тебе помогут! Все по очереди прыгаем через
костер!
Дети выполняют задание. последней прыгает Девочка.
Девочка: - Ура! Я не растаяла!
Логопед: - Ребята, вы догадались из какой сказки наша гостья?(ответы
детей)
Логопед: - Давайте проверим, правильно ли мы догадались?
Девочка: - Я задую огонь костра, и мы получим последний осколок моей
сказки!
Девочка дует на костер и достает шестой осколок. Дети собирают пазл
сказки из 6 частей вместе с гостьей.
III.
Итог занятия
Девочка: - Ребята, спасибо вам за помощь. Да теперь я точно знаю, что я
Снегурочка из сказки «Снегурочка»!
Логопед: - Вы сегодня славно потрудились! Показали знания сказок и их
персонажей, проявили смекалку
и ловкость. А Снегурочке
пора
возвращаться домой, в свою сказку "Снегурочка".
Девочка: - До свидания, ребята! И в благодарность за вашу помощь я дарю
вам раскраски с сюжетами сказок! До встречи на страницах сказок!
Литература
1.
Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: игры и
упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2018 (Библиотека логопеда)
2.
Снегурочка. Русская народная сказка – М.: Детская литература, 1989.
3.
Сборник русских народных сказок. – М.: Детская литература, 1986.