Автор: Чмыликова Оксана Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: БОУ г.Омска "СОШ № 162"
Населённый пункт: г.Омск
Наименование материала: Методы и приемы обучения при подготовке к устному итоговому собеседованию
Тема: Итоговое собеседование по русскому языку
Раздел: среднее образование
Методы и приемы обучения при подготовке к устному итоговому
собеседованию
С 2018 года во всех школах России в рамках Концепции преподавания русского языка и литературы
для проверки навыков устной речи у школьников проводится Итоговое собеседование по русскому
языку.
Коммуникативные навыки определяют успешность взаимодействия с миром, окружающими людьми, а
значит, очень важны для личностного развития и самовыражения школьника.
Методическая разработка включает в себя несколько видов заданий и упражнений для подготовки к
итоговому собеседованию. В ней собрана лишь небольшая часть материалов для подготовки к
заданиям 1 – чтение текста и 3 – монологическое высказывание.
Необходимо понимать, какое чтение называют выразительным. В первую очередь, это осмысленное
чтение с привлечением эмоций и чувств читающего. Выразительное чтение позволяет лучше усваивать
художественный текст. Основными составляющими выразительного чтения выступают тон и сила
голоса, темп и ритм речи (интонация). Важно понимать, что умение выразительно читать текст
необходимо ребенку не только на устном собеседовании, но и на других уроках, а главное, в
обыденной жизни.
Выразительное чтение – один из самых важных навыков. Развивать этот навык у школьников
необходимо и на уроках русского языка. В этом нам помогут следующие методы и приемы:
– практикумы, разминки, пятиминутки выразительного чтения и осмысленной работы с текстом;
– грамматические практикумы;
– орфоэпические разминки.
Отдельным видом речевого искусства выступает монолог. Умение четко и грамотно составить устное
монологическое
высказывание
не
менее
важно
при
подготовке
школьников
к
Итоговому
собеседованию. Этот навык, как и навык выразительного чтения, безусловно, применим и далеко за
пределами Итогового собеседования. Он важен в жизни каждого школьника, поскольку представляет
собой демонстрацию способности коммуницировать с окружающими людьми.
На уроках русского языка для обучения составлению монолога представляется возможным
использовать метод моделирования для конструирования «требуемой» реальности. Эффективным
приемом
может
выступать
создание
шаблонов
(клише)
для
отработки
навыка
создания
монологического высказывания. Для подготовки школьников можно также использовать приемы:
– импровизация;
– отработка навыка описания фотографии на личном примере.
Указанные методы и приемы способствовали эффективной подготовке обучающихся в рамках личного
педагогического опыта. Некоторые из них представлены в данной работе.