Напоминание

Формирование естественнонаучной грамотности на современном уроке биологии


Автор: Волченкова Елизавета Ивановна
Должность: Учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "СШ№5"
Населённый пункт: Новый Уренгой
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование естественнонаучной грамотности на современном уроке биологии
Раздел: среднее образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА

СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ БИОЛОГИИ

Введение

Современное образование ориентировано на развитие у учащихся

не

только

предметных

знаний,

но

и

ключевых

компетенций,

позволяющих применять научные принципы в реальной жизни. Одной

из таких компетенций является естественнонаучная грамотность

способность

понимать

и

интерпретировать

явления

природы,

анализировать данные, делать обоснованные выводы и принимать

решения на основе научных знаний.

Формирование

естественнонаучной грамотности (ЕНГ) на уроках

биологии приобретает особую значимость в условиях стремительного

развития

биотехнологий,

экологических

вызовов

и

необходимости

осознанного

отношения

к

здоровью.

В

данной

статье

рассматриваются методологические

подходы,

эффективные

педагогические практики и критерии оценки сформированности ЕНГ

в рамках школьного курса биологии.

1. Понятие и структура естественнонаучной грамотности

Согласно международным исследованиям

(PISA), естественнонаучная грамотность включает три ключевых

аспекта:

1. Знание

содержания

понимание

основных

биологических

концепций (клеточная теория, эволюция, экосистемы и др.).

2. Процедурные умения

способность проводить

наблюдения,

ставить эксперименты, интерпретировать данные.

3. Метапредметные

компетенции

анализ

информации,

аргументация, критическое мышление.

В

биологическом

образовании

ЕНГ

проявляется

в

способности

учащегося:

объяснять биологические явления на основе научных теорий;

оценивать достоверность источников информации;

прогнозировать

последствия

антропогенного

воздействия

на

экосистемы;

применять знания для решения практических задач (например, в

медицине или сельском хозяйстве).

2. Методологические подходы к формированию ЕНГ

2.1. Контекстное обучение

Биологические знания усваиваются эффективнее, если они связаны

с реальными жизненными ситуациями. Например, изучение темы

"Иммунитет" можно начать с анализа актуальных вопросов вакцинации,

а тему "Фотосинтез" – с обсуждения роли растений в снижении уровня

CO

в атмосфере.

Приемы:

Кейс-метод (разбор конкретных ситуаций, например, вспышек

заболеваний);

Проблемные

вопросы

("Как

изменение

климата

влияет

на

биоразнообразие?");

Связь

с

местными

экологическими

проблемами

(загрязнение

водоемов, вырубка лесов).

2.2. Исследовательская и экспериментальная деятельность

Формирование ЕНГ невозможно без практико-ориентированного

подхода.

Учащиеся

должны

не

только

запоминать

факты,

но

и

участвовать в:

лабораторных

работах

(микроскопирование

клеток,

изучение

ферментативных реакций);

полевых исследованиях (мониторинг видового состава местной

флоры и фауны);

проектной деятельности (создание моделей экосистем, анализ

влияния факторов среды на рост растений).

Пример: Изучая

тему

"Наследственность

и

изменчивость",

школьники могут провести мини-исследование на основе родословных,

выявляя закономерности наследования признаков.

2.3. Междисциплинарные связи

Биология

тесно

связана

с

химией,

физикой,

географией

и

математикой. Интеграция знаний усиливает понимание комплексных

процессов.

Примеры:

Обсуждение диффузии в клетках с опорой на законы физики;

Расчет

скорости

роста

популяции

с

использованием

математического моделирования;

Анализ химического состава почв при изучении экологии.

3. Современные педагогические технологии

3.1. Цифровые инструменты

Использование

цифровых

ресурсов

повышает

наглядность

и

интерактивность обучения:

Виртуальные лаборатории (например, PhET, Labster);

Биологические

симуляторы

(моделирование

эволюционных

процессов);

Онлайн-базы данных (GenBank, Красные книги регионов).

Важно: Технологии

должны

не

заменять,

а дополнять реальные

эксперименты.

3.2. Формирующее оценивание

Традиционные

контрольные

работы

часто

проверяют

лишь

воспроизведение информации. Для оценки ЕНГ эффективны:

Открытые задания ("Предложите способ снижения загрязнения

водоема");

Дискуссии ("Аргументируйте преимущества и риски ГМО");

Портфолио (сборник исследовательских работ, эссе, проектов).

4. Критерии оценки сформированности ЕНГ

Уровень

естественнонаучной

грамотности

можно

оценить

по

следующим показателям:

1. Понимание

научных

концепций

точность

использования

терминов, объяснение явлений.

2. Умение работать с данными – анализ графиков, таблиц, схем.

3. Применение

знаний

решение

практических

задач,

прогнозирование.

4. Критическое мышление – оценка достоверности информации,

выявление ошибок в рассуждениях.

Пример

задания:

"Проанализируйте график изменения численности популяции зайцев

и хищников. Объясните, какие факторы могут влиять на динамику.

Предложите меры для сохранения баланса."

5. Проблемы и перспективы

Несмотря на прогресс в методиках преподавания, остаются вызовы:

Нехватка оборудования для экспериментов в некоторых школах;

Перегруженность

программы,

ограничивающая

время

на

практику;

Разрыв между теорией и реальным применением знаний.

Перспективные направления:

Развитие

сетевого

взаимодействия

(партнерство

с

вузами,

научными центрами);

Использование

гражданской

науки

(участие

школьников

в

реальных исследовательских проектах);

Активное

внедрение

STEM-подхода

(интеграция

науки,

технологий, инженерии и математики).

Заключение

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии

– сложный, но достижимый процесс. Он требует от учителя не только

глубоких

предметных

знаний,

но

и

владения

современными

педагогическими

технологиями.

Ключевыми

условиями

успеха

являются практическая

направленность, междисциплинарность и активная

познавательная деятельность учащихся.



В раздел образования