Напоминание

"Краеведческий материал на уроках окружающего мира в начальной школе"


Автор: Панфилова Яна Аркадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Невер
Населённый пункт: село Невер Сковородинский округ Амурская область
Наименование материала: статья
Тема: "Краеведческий материал на уроках окружающего мира в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Краеведческий материал на уроках окружающего мира

в начальной школе

В последнее десятилетие возрос интерес к изучению родного края в

общеобразовательных учреждениях. Это обусловлено рядом причин: новыми

подходами к процессу обучения, гуманизацией образования, ориентацией на

развитие личности, осознанием эффективности краеведческого принципа

обучения.

В

условиях

современной

школы

краеведческий

принцип

преподавания не всегда учитывается учителями, недостаточно широко

используется природоведческий материал родного края, из-за чего знания об

окружающей природе у детей скудны и не соответствуют стандарту,

предусмотренному программой. Учащиеся не в достаточной степени

знакомы с прошлым и настоящим малой родины, родного края. Для решения

этой проблемы следует обратиться к ее анализу, поиску путей ответа на

вопросы:

• Для чего следует изучать свой край?

• Что изучать?

• Как преподавать краеведческий материал?

Краеведческая работа носит исследовательский, прикладной, общественно

полезный и образовательно-воспитательный характер, открывает широкие

возможности для самостоятельной деятельности учащихся. Исходя из

поставленных

задач,

можно

сказать,

что

процесс

формирования

краеведческих знаний у детей в начальной школе многогранен и требует

тщательной подготовки со стороны учителя и высокой активности со

стороны младших школьников.

Краеведческий компонент включает в себя следующие содержательные

линии:

Образовательная - содержит идеи, теории, законы, закономерности,

характеризующие культурные, исторические, географические особенности

своей области.

Ценностная - предполагает становление краеведческого мировоззрения,

ориентацию

на

ценности

региональной

культуры,

на

ее

изучение,

сохранение.

Деятельностная -

способствует

становлению

культуросообразного

поведения с учетом особенностей родного края в единстве разнообразных

видов деятельности.

Творческая -

предусматривает

развитие

творческих

способностей

учащихся,

исследовательских

умений,

самообразования

средствами

краеведческого компонента.

Исходя из обозначенных содержательных линий, выделяются принципы

изучения краеведческого компонента: культуросообразность, прикладная

направленность, интегрированность, взаимосвязь урочной, внеклассной и

внешкольной работы, региональность.

Цель

краеведческого

образования

определяется,

прежде

всего,

возрастными

познавательными

возможностями.

Начальная

ступень

-

пропедевтический

курс,

который

способствует

осознанию

важности

окружающего мира. Вторая ступень - интеграция краеведения с другими

учебными дисциплинами, то есть использование местного материала как

базы для освоения теоретических вопросов.

Анализируя проблемы реализации краеведческого подхода в преподавании

учебных предметов, выяснили, что они во многом носят гипотетический

характер

и

нуждаются

в

уточнении

и

корректировке.

Это

требует

организации собственного целостного процесса: необходим педагогический

эксперимент. В ходе экспериментальной деятельности привлекаются два

класса одной параллели: экспериментальный и контрольный. Работа

ведется в двух направлениях. Первое направление работы - выявление и

ликвидация существующих пробелов в знаниях детей. Необходимо вызвать

интерес у младших школьников к активному участию в экскурсиях,

изучению природы родного края, положительное отношение к получению

дополнительных знаний и их самостоятельному добыванию.

Для определения уровня имеющихся знаний о природе родного края

используются

анкеты,

которые

помогут

создать

общую

картину

представлений об окружающей природе у детей.

По каждому из направлений предложено пять вопросов. Если учащийся

верно отвечает на три и более вопросов, считается, что он показывает

высокий результат, если отвечает на два вопроса верно и на один вопрос с

ошибками - средний результат, если допускает ошибки в каждом вопросе или

не отвечает правильно - низкий результат.

АНКЕТА 1

Выявление уровня знаний учащихся о растительном мире родного края

1. Какое из растений не произрастает в нашей области?

Береза, осина, тополь, вяз, дуб, кедр.

2. Приведите примеры травянистых растений леса нашей области (3 -

4 наименования).

3. Приведите примеры травянистых растений степи нашей области (3

- 4 наименования).

4. Составьте рассказ о растении, изображенном на иллюстрации по

плану:

- Название растения.

- Это дерево, кустарник или трава?

- Где растет?

- Какое значение имеет это растение?

(Детям предлагается составить рассказ про багульник.)

5. Распределите растения по группам:

Растения степи

Растения леса

Сорные

растения

Полынь горькая, чертополох крючковатый, одуванчик лекарственный,

ландыш майский, вяз гладкий, пижма обыкновенная, фиалка удивительная,

пастушья сумка, василек русский.

(Детям предлагаются изображения

растений и их названия.)

АНКЕТА 2

Выявление уровня знаний учащихся о животном мире своей области

1. Назовите три вида перелетных птиц нашей области.

2. Составьте рассказ о животном, изображенном на иллюстрации по

плану:

1) Название животного.

2) Внешний вид: размеры, окраска.

3) Чем животное питается?

4) Где животное живет?

5) Какое значение имеет в природе?

6) Как необходимо к нему относиться?

(Детям предлагается изображение Амурского тигра.)

3. Какие из животных не водятся в нашей области?

Ласка, лесной хорек, бурозубка, норка, кабан, косуля, медведь, тигр.

4. Приведите примеры насекомых нашего края (3- 4 наименования).

5. Подчеркните названия животных, которых разводят в нашей

местности: коровы, куры, кролики, песцы, лошади, пчелы, овцы, свиньи,

олени, гуси, страусы, кенгуру.

АНКЕТА 3

Выявление уровня знаний учащихся о географических и климатических

особенностях своей местности

1. Отметьте знаком «+» явления природы, характерные для нашей области:

гололед, прохладное лето, листопад, белые ночи, прилет перелетных птиц,

изморозь на деревьях, ледостав, половодье, жаркое лето, землетрясения,

извержение вулкана, ливень, гроза, северное сияние, цунами, снегопад.

2. Все ли утверждения верны?

- Область расположена на юго-востоке Русской равнины;

- по территории области протекает река Амур;

- граница омывается Черным морем;

- на территории области есть соленое озеро и тд.

3. Подчеркните слова, обозначающие формы земной поверхности,

характерные для нашей области:

холмы моря горы

озера овраги болота

морские террасы сопки балки

4. Напишите названия полезных ископаемых, которые добываются в

родном крае (4-5 наименований).

5. Раздели на группы полезные ископаемые, найди те, которых нет в

нашем крае:

Твердые

Жидкие

Газообразные

Нефть, вода, песок, природный газ, глина, гипс, соль, железная руда,

золото.

После того как определится исходное состояние имеющихся у младших

школьников знаний, согласно поставленным задачам исследовательской

работы необходимо сформировать положительное отношение к обучению,

ликвидировать некоторые пробелы в знаниях детей. Для этого необходимо

провести

экскурсии

осенью

и

весной,

интегрированные

уроки

художественного труда и окружающего мира. Посетить краеведческий

музей, где будут проведены лектории о природе села или области.

Использовать дидактические игры на уроках окружающего мира, совместно

создать

«Азбуку

краеведения»,

лото

по

краеведению.

Показывать

мультимедийные презентации, видеофильмы, панорамы. Материал к урокам,

к экскурсиям, должен заинтересовать ребят, подтолкнуть к познанию

окружающего мира, выработке своей жизненной позиции по отношению к

природе родного края, повысить уровень краеведческих знаний. Информация

должна быть доступна и интересна для детей младшего школьного возраста,

но в то же время представлять определенную трудность, развивать

мыслительные

процессы,

способствовать

стремлению

самостоятельно

добывать знания.

Осуществление краеведческого принципа в преподавании окружающего

мира требует умелого сочетания разнообразных методов и приемов учебной

работы.

В

учебной

программе

рекомендуется

организация

систематических

наблюдений над явлениями природы и трудовой деятельностью людей

окружающей

местности;

указаны

практические

работы

в

природе,

выполнение которых сочетается с краеведением; предусматриваются и

обязательные учебные экскурсии для изучения отдельных географических

объектов или всего географического комплекса.

Дети наблюдают за изменениями в неживой и живой природе осенью,

зимой, весной; за изменениями в продолжительности светового дня,

положением Солнца на небосводе; заполняют дневники погоды. Наблюдают

за подготовкой растений к зиме - изменением окраски листьев, процессом

листопада. В зимнее время наблюдают за зимующими птицами и состоянием

деревьев, кустарников, травянистых растений. Выясняют значение снежного

покрова

в

защите

растений

от

вымерзания.

Весной

наблюдают

за

пробуждением растений: набухание почек, появление молодых побегов;

раннецветущими травянистыми растениями; прилетом птиц. Затем, во

втором и третьем классах, краеведческая работа усложняется. Дети

приобретают все новые и новые навыки наблюдений. У них расширяются

знания о своей местности благодаря участию в экскурсиях.

Программой по окружающему миру предусмотрен в осеннее и весеннее

время обязательный минимум учебных экскурсий. В первом классе - четыре,

во втором - две, в третьем - одна, в четвертом - две.

Экскурсии можно разделить на следующие группы:

- ознакомление с многообразием органического мира, наблюдения за

явлениями природы в различное время года;

- ориентирование на местности, ознакомление с формами земной

поверхности, топонимикой, полезными ископаемыми своей местности;

- экологические экскурсии по изучению приспособленности организмов к

среде обитания, различных видов природных сообществ, ознакомлению с

природным богатством своего края и проблемами охраны окружающей

среды;

- экскурсии в краеведческий музей, на выставки, на производства.

Хорошие результаты дает применение дидактической игры «Лото по

краеведению». Определения в карточках разрабатываются по следующим

направлениям: животный мир, почвеннорастительные ресурсы, климат,

рельеф, полезные ископаемые, поверхностные воды, города области. В

начале игры каждый ученик получает отдельную карточку. Начинающий

игру читает определение справа. Весь класс думает над ответом, а тот

ученик, у которого ответ написан на карточке слева, отвечает, а затем читает

новое определение (справа на своей карточке). Игра может проходить и

наоборот: читается термин, а нужно найти определение.

Совместно с обучающимися учитель разрабатывает «Азбуку краеведения»,

в материалы которой входят названия растений и животных области. Дети

находят иллюстрации того или иного растения или животного, его краткую

характеристику. «Азбука» выставляется в классе для прочтения ее всеми

учениками. С помощью данного пособия проводятся игры на уроках

окружающего мира. Например, показывается изображение растения или

животного, а учащиеся узнают его, называют, кратко описывают. Или,

наоборот, зачитывается краткое описание, а дети называют растение или

животное и показывают его в «Азбуке». Важным направлением работы

является

проведение

окончательной

диагностики

приобретенных

и

имеющихся знаний на уроках, экскурсиях, играх на природе. Эту задачу

возможно решить используя контрольный тест.

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ

1) Напишите 3 названия животных леса нашей области.

2) Какие вы знаете озера нашего края?

3) Назовите природные зоны области.

4) Напишите 3 названия животных степи нашей области

5) Напишите 3 названия животных водоемов нашей области.

6) Напишите 3 названия грызунов, обитающих в нашей области.

7) Какие осадки характерны для нашей области?

8) Напишите 3 названия растений степи области.

9) Напишите 3 названия птиц нашей области.

10) Напишите 3 названия растений леса нашего края.

11) Напишите 3 названия лекарственных растений леса области.

12) Какие реки нашей области вы знаете?

13) Напишите 3 названия полезных ископаемых, характерных для нашей

области.

14) Напишите 3 вида насекомых области.

15) Напишите 3 названия деревьев нашего края.

Комплексное понимание краеведения позволяет решить серьёзную

проблему статуса краеведческого знания. С этой точки зрения краеведение

предстаёт прекрасным и убедительным примером междисциплинарного

знания,

которое

включает

в

себя

географические,

исторические,

экологические и другие аспекты. Взаимодействие в краеведческой работе

различных

видов

человеческих

знаний

и

деятельности

способствует

пошаговому становлению мировоззрения младших школьников.



В раздел образования