Автор: Панфилова Яна Аркадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Невер
Населённый пункт: село Невер Сковородинский округ Амурская область
Наименование материала: статья
Тема: "Краеведческий материал на уроках окружающего мира в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Краеведческий материал на уроках окружающего мира
в начальной школе
В последнее десятилетие возрос интерес к изучению родного края в
общеобразовательных учреждениях. Это обусловлено рядом причин: новыми
подходами к процессу обучения, гуманизацией образования, ориентацией на
развитие личности, осознанием эффективности краеведческого принципа
обучения.
В
условиях
современной
школы
краеведческий
принцип
преподавания не всегда учитывается учителями, недостаточно широко
используется природоведческий материал родного края, из-за чего знания об
окружающей природе у детей скудны и не соответствуют стандарту,
предусмотренному программой. Учащиеся не в достаточной степени
знакомы с прошлым и настоящим малой родины, родного края. Для решения
этой проблемы следует обратиться к ее анализу, поиску путей ответа на
вопросы:
• Для чего следует изучать свой край?
• Что изучать?
• Как преподавать краеведческий материал?
Краеведческая работа носит исследовательский, прикладной, общественно
полезный и образовательно-воспитательный характер, открывает широкие
возможности для самостоятельной деятельности учащихся. Исходя из
поставленных
задач,
можно
сказать,
что
процесс
формирования
краеведческих знаний у детей в начальной школе многогранен и требует
тщательной подготовки со стороны учителя и высокой активности со
стороны младших школьников.
Краеведческий компонент включает в себя следующие содержательные
линии:
• Образовательная - содержит идеи, теории, законы, закономерности,
характеризующие культурные, исторические, географические особенности
своей области.
• Ценностная - предполагает становление краеведческого мировоззрения,
ориентацию
на
ценности
региональной
культуры,
на
ее
изучение,
сохранение.
• Деятельностная -
способствует
становлению
культуросообразного
поведения с учетом особенностей родного края в единстве разнообразных
видов деятельности.
• Творческая -
предусматривает
развитие
творческих
способностей
учащихся,
исследовательских
умений,
самообразования
средствами
краеведческого компонента.
Исходя из обозначенных содержательных линий, выделяются принципы
изучения краеведческого компонента: культуросообразность, прикладная
направленность, интегрированность, взаимосвязь урочной, внеклассной и
внешкольной работы, региональность.
Цель
краеведческого
образования
определяется,
прежде
всего,
возрастными
познавательными
возможностями.
Начальная
ступень
-
пропедевтический
курс,
который
способствует
осознанию
важности
окружающего мира. Вторая ступень - интеграция краеведения с другими
учебными дисциплинами, то есть использование местного материала как
базы для освоения теоретических вопросов.
Анализируя проблемы реализации краеведческого подхода в преподавании
учебных предметов, выяснили, что они во многом носят гипотетический
характер
и
нуждаются
в
уточнении
и
корректировке.
Это
требует
организации собственного целостного процесса: необходим педагогический
эксперимент. В ходе экспериментальной деятельности привлекаются два
класса одной параллели: экспериментальный и контрольный. Работа
ведется в двух направлениях. Первое направление работы - выявление и
ликвидация существующих пробелов в знаниях детей. Необходимо вызвать
интерес у младших школьников к активному участию в экскурсиях,
изучению природы родного края, положительное отношение к получению
дополнительных знаний и их самостоятельному добыванию.
Для определения уровня имеющихся знаний о природе родного края
используются
анкеты,
которые
помогут
создать
общую
картину
представлений об окружающей природе у детей.
По каждому из направлений предложено пять вопросов. Если учащийся
верно отвечает на три и более вопросов, считается, что он показывает
высокий результат, если отвечает на два вопроса верно и на один вопрос с
ошибками - средний результат, если допускает ошибки в каждом вопросе или
не отвечает правильно - низкий результат.
АНКЕТА 1
Выявление уровня знаний учащихся о растительном мире родного края
1. Какое из растений не произрастает в нашей области?
Береза, осина, тополь, вяз, дуб, кедр.
2. Приведите примеры травянистых растений леса нашей области (3 -
4 наименования).
3. Приведите примеры травянистых растений степи нашей области (3
- 4 наименования).
4. Составьте рассказ о растении, изображенном на иллюстрации по
плану:
- Название растения.
- Это дерево, кустарник или трава?
- Где растет?
- Какое значение имеет это растение?
(Детям предлагается составить рассказ про багульник.)
5. Распределите растения по группам:
Растения степи
Растения леса
Сорные
растения
Полынь горькая, чертополох крючковатый, одуванчик лекарственный,
ландыш майский, вяз гладкий, пижма обыкновенная, фиалка удивительная,
пастушья сумка, василек русский.
(Детям предлагаются изображения
растений и их названия.)
АНКЕТА 2
Выявление уровня знаний учащихся о животном мире своей области
1. Назовите три вида перелетных птиц нашей области.
2. Составьте рассказ о животном, изображенном на иллюстрации по
плану:
1) Название животного.
2) Внешний вид: размеры, окраска.
3) Чем животное питается?
4) Где животное живет?
5) Какое значение имеет в природе?
6) Как необходимо к нему относиться?
(Детям предлагается изображение Амурского тигра.)
3. Какие из животных не водятся в нашей области?
Ласка, лесной хорек, бурозубка, норка, кабан, косуля, медведь, тигр.
4. Приведите примеры насекомых нашего края (3- 4 наименования).
5. Подчеркните названия животных, которых разводят в нашей
местности: коровы, куры, кролики, песцы, лошади, пчелы, овцы, свиньи,
олени, гуси, страусы, кенгуру.
АНКЕТА 3
Выявление уровня знаний учащихся о географических и климатических
особенностях своей местности
1. Отметьте знаком «+» явления природы, характерные для нашей области:
гололед, прохладное лето, листопад, белые ночи, прилет перелетных птиц,
изморозь на деревьях, ледостав, половодье, жаркое лето, землетрясения,
извержение вулкана, ливень, гроза, северное сияние, цунами, снегопад.
2. Все ли утверждения верны?
- Область расположена на юго-востоке Русской равнины;
- по территории области протекает река Амур;
- граница омывается Черным морем;
- на территории области есть соленое озеро и тд.
3. Подчеркните слова, обозначающие формы земной поверхности,
характерные для нашей области:
холмы моря горы
озера овраги болота
морские террасы сопки балки
4. Напишите названия полезных ископаемых, которые добываются в
родном крае (4-5 наименований).
5. Раздели на группы полезные ископаемые, найди те, которых нет в
нашем крае:
Твердые
Жидкие
Газообразные
Нефть, вода, песок, природный газ, глина, гипс, соль, железная руда,
золото.
После того как определится исходное состояние имеющихся у младших
школьников знаний, согласно поставленным задачам исследовательской
работы необходимо сформировать положительное отношение к обучению,
ликвидировать некоторые пробелы в знаниях детей. Для этого необходимо
провести
экскурсии
осенью
и
весной,
интегрированные
уроки
художественного труда и окружающего мира. Посетить краеведческий
музей, где будут проведены лектории о природе села или области.
Использовать дидактические игры на уроках окружающего мира, совместно
создать
«Азбуку
краеведения»,
лото
по
краеведению.
Показывать
мультимедийные презентации, видеофильмы, панорамы. Материал к урокам,
к экскурсиям, должен заинтересовать ребят, подтолкнуть к познанию
окружающего мира, выработке своей жизненной позиции по отношению к
природе родного края, повысить уровень краеведческих знаний. Информация
должна быть доступна и интересна для детей младшего школьного возраста,
но в то же время представлять определенную трудность, развивать
мыслительные
процессы,
способствовать
стремлению
самостоятельно
добывать знания.
Осуществление краеведческого принципа в преподавании окружающего
мира требует умелого сочетания разнообразных методов и приемов учебной
работы.
В
учебной
программе
рекомендуется
организация
систематических
наблюдений над явлениями природы и трудовой деятельностью людей
окружающей
местности;
указаны
практические
работы
в
природе,
выполнение которых сочетается с краеведением; предусматриваются и
обязательные учебные экскурсии для изучения отдельных географических
объектов или всего географического комплекса.
Дети наблюдают за изменениями в неживой и живой природе осенью,
зимой, весной; за изменениями в продолжительности светового дня,
положением Солнца на небосводе; заполняют дневники погоды. Наблюдают
за подготовкой растений к зиме - изменением окраски листьев, процессом
листопада. В зимнее время наблюдают за зимующими птицами и состоянием
деревьев, кустарников, травянистых растений. Выясняют значение снежного
покрова
в
защите
растений
от
вымерзания.
Весной
наблюдают
за
пробуждением растений: набухание почек, появление молодых побегов;
раннецветущими травянистыми растениями; прилетом птиц. Затем, во
втором и третьем классах, краеведческая работа усложняется. Дети
приобретают все новые и новые навыки наблюдений. У них расширяются
знания о своей местности благодаря участию в экскурсиях.
Программой по окружающему миру предусмотрен в осеннее и весеннее
время обязательный минимум учебных экскурсий. В первом классе - четыре,
во втором - две, в третьем - одна, в четвертом - две.
Экскурсии можно разделить на следующие группы:
- ознакомление с многообразием органического мира, наблюдения за
явлениями природы в различное время года;
- ориентирование на местности, ознакомление с формами земной
поверхности, топонимикой, полезными ископаемыми своей местности;
- экологические экскурсии по изучению приспособленности организмов к
среде обитания, различных видов природных сообществ, ознакомлению с
природным богатством своего края и проблемами охраны окружающей
среды;
- экскурсии в краеведческий музей, на выставки, на производства.
Хорошие результаты дает применение дидактической игры «Лото по
краеведению». Определения в карточках разрабатываются по следующим
направлениям: животный мир, почвеннорастительные ресурсы, климат,
рельеф, полезные ископаемые, поверхностные воды, города области. В
начале игры каждый ученик получает отдельную карточку. Начинающий
игру читает определение справа. Весь класс думает над ответом, а тот
ученик, у которого ответ написан на карточке слева, отвечает, а затем читает
новое определение (справа на своей карточке). Игра может проходить и
наоборот: читается термин, а нужно найти определение.
Совместно с обучающимися учитель разрабатывает «Азбуку краеведения»,
в материалы которой входят названия растений и животных области. Дети
находят иллюстрации того или иного растения или животного, его краткую
характеристику. «Азбука» выставляется в классе для прочтения ее всеми
учениками. С помощью данного пособия проводятся игры на уроках
окружающего мира. Например, показывается изображение растения или
животного, а учащиеся узнают его, называют, кратко описывают. Или,
наоборот, зачитывается краткое описание, а дети называют растение или
животное и показывают его в «Азбуке». Важным направлением работы
является
проведение
окончательной
диагностики
приобретенных
и
имеющихся знаний на уроках, экскурсиях, играх на природе. Эту задачу
возможно решить используя контрольный тест.
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ
1) Напишите 3 названия животных леса нашей области.
2) Какие вы знаете озера нашего края?
3) Назовите природные зоны области.
4) Напишите 3 названия животных степи нашей области
5) Напишите 3 названия животных водоемов нашей области.
6) Напишите 3 названия грызунов, обитающих в нашей области.
7) Какие осадки характерны для нашей области?
8) Напишите 3 названия растений степи области.
9) Напишите 3 названия птиц нашей области.
10) Напишите 3 названия растений леса нашего края.
11) Напишите 3 названия лекарственных растений леса области.
12) Какие реки нашей области вы знаете?
13) Напишите 3 названия полезных ископаемых, характерных для нашей
области.
14) Напишите 3 вида насекомых области.
15) Напишите 3 названия деревьев нашего края.
Комплексное понимание краеведения позволяет решить серьёзную
проблему статуса краеведческого знания. С этой точки зрения краеведение
предстаёт прекрасным и убедительным примером междисциплинарного
знания,
которое
включает
в
себя
географические,
исторические,
экологические и другие аспекты. Взаимодействие в краеведческой работе
различных
видов
человеческих
знаний
и
деятельности
способствует
пошаговому становлению мировоззрения младших школьников.