Напоминание

"Слуховое восприятие музыкальных образов"


Автор: Чиркова Марина Владимировна
Должность: преподаватель по классу домра. гитара
Учебное заведение: ГБУДОСО "Верхнесалдинская ДШИ"
Населённый пункт: Верхняя Салда
Наименование материала: статья
Тема: "Слуховое восприятие музыкальных образов"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное

бюджетное

учреждение

дополнительного

образования

Свердловской

области

«

Верхнесалдинская

детская

школа

искусств

»

Методическое сообщение

СЛУХОВОЕ

ВОСПРИЯТИЕ

МУЗЫКАЛЬНЫХ

ОБРАЗОВ

Преподаватель

Чиркова Марина Владимировна

г. Верхняя Салда 2025 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

I.

Особенности слухового восприятия на эмоциональной основе.

1.

Музыка – искусство звуков.

2.

Музыка – движение эмоций.

3.

Музыка и зрительные образы.

4.

Загадки цветного слуха.

II.

Практическая работа над развитием музыкальных образов.

1. «Живое» движение музыки. Звуковое восприятие.

2. Слушаем – «играем». Ритмическое восприятие.

3. Рисуем красками. Цветное восприятие.

4. Возникновение музыкального образа.

Заключение.

Библиографический список.

Введение.

Эмоционально – эстетическое восприятие – первая ступень формирования

гармонической

личности.

Одним

из

главных

и

действенных

средств

эстетического восприятия является музыка. Она обладает большой силой

эмоционального воздействия.

Ещё в древности было замечено, что музыка изменяет настроение человека,

перестраивает его внутреннее состояние. С особым трепетом древнегреческие

мыслители говорили о значении музыкального воспитания для детей. Ведь

именно музыка открывает для ребёнка богатый мир добра, света, красоты. Сила

её в том, что она влияет всесторонне: и на интеллект, и на волю, и на чувства.

Исходя из этого, в толковании музыки эстетика всегда переплеталась с

педагогикой и этикой.

В музыке наиболее полно и всесторонне воплощается эстетическое начало,

реализуется и передаётся эмоциональное отношение к окружающему миру.

Обращаясь к музыке, можно сказать о том, что она среди других искусств

сильнее

помогает

пробудить

в

человеке

способность

воспринимать

совершенство. Музыкальная впечатлительность может служить гарантией

чуткости и восприимчивости в искусстве и жизни. Пробуждение эстетической

способности

необходимое

условие

богатства

личности,

развития

её

мировоззрения.

I. ОСОБЕННОСТИ СЛУХОВОГО ВОСПИТАНИЯ

НА

ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОСНОВЕ

1.

Музыка – искусство звуков.

Обучение искусству вообще и музыке в частности, начинается с настроения,

ведь восприятие музыки – это чудо. Появление оного звука, затем сочетание

нескольких, и вот уже рождается волшебное искусство звуков – музыка.

Мы часто говорим о связи искусства с эмоциональным миром ребёнка в его

способности изменить настроение, пробудить творческую активность. Поэтому

первые шаги в музыке связаны с освоением художественных настроений в

доступных для малыша средствах.

Уже в детском саду дети приобретают опыт музыкального восприятия. Они

учатся

самостоятельно

определять

характер

музыкального

произведения,

слышать вступление, отмечают изменение динамики и темпа, т.е. развивают

музыкальный слух.

«Любая форма общения с музыкой, любое музыкальное занятие, отмечал Д. Б.

Кабалевский – учит слушать музыку, непрерывно совершенствуя умение

вслушаться и вдуматься». Каждый человек, по мнению Дмитрия Борисовича,

должен научиться слышать музыку мысленно, как бы внутри себя. Слышать

«внутренним» слухом даже тогда, когда она в действительности не звучит.

Для восприятия музыкального произведения необходимы не только

музыкальный слух, но и музыкальный вкус и чуткость. Музыкальный слух – это

способность различать звуки и созвучия, а музыкальный вкус – это способность

отличать художественное от нехудожественного. Но труднее всего, когда при

наличии слуха и вкуса отсутствует чуткость восприятия. У начинающего

слушателя или музыканта эту чуткость надо воспитывать.

Непонятные звуки, как непонятные слова, мертвы для нас. Чтобы их оживить,

надо их осмыслить, понять содержание.

Человек, всю жизнь проживший в пустыне, не услышит капель дождя в

детской пьеске «Дождик». А каждый из вас, кто слышал кукушку, прекрасно

поймёт, о чём рассказывает французский композитор Луи Клод Дакен в пьеске

«Кукушка», несмотря на то, что она была написана им более двухсот лет назад.

Как видите, даже небольшой круг жизненных впечатлений, таких как дождь,

пение

кукушки

помогает

нам

в

восприятии

некоторых

музыкальных

произведений. И если кладовая нашего жизненного опыта будет значительно

богаче, то ярче и прекраснее станет для нас мир музыки. Каждая встреча, каждая

прочитанная

книга,

каждая

улыбка,

каждая

слезинка

-

всё

оставляет

неизгладимый след в нашей жизни. Чем больше мы узнаем, услышим, увидим,

тем ярче и интереснее окажется окружающий нас мир, тем ближе и понятнее

станет нам музыка. Она может воспроизвести очень многие звуки и шумы,

существующие в окружающей нас жизни, в природе. Это раскаты грома и пение

птиц, завывание ветра и колокольные перезвоны, артиллерийские залпы и

жужжание шмеля, шелест леса и журчание ручья, шаги человека и топот

конницы…

Постичь смысл и содержание музыки может каждый. И никакие самые

увлекательные беседы о музыке не заменят живого восприятия музыкального

искусства. В. Ф. Одоевский справедливо отмечал: «Не верьте тому, что человек

может понять музыку сразу. Это невозможно. К ней надо сначала привыкнуть».

А наш современник, композитор Д.Д. Шостакович, словно продолжая эту мысль,

писал, что любителями и знатоками музыки не рождаются, но становятся.

Безнадёжных в том отношении людей нет.

И как тут не вспомнить шекспировские строки из «Венецианского купца»

Нет на земле живого существа

Столь жестокого, крутого, адски злого,

Чтоб не могла хотя на раз один

В нём музыка свершить переворота.

Кто музыки не носит сам в себе,

Кто холоден к гармонии прелестной,

Тот может быть изменником, лгуном,

Грабителем души его движенья.

Темна как ночь, и как Эреб черна

Его приязнь. Такому человеку

Не доверяй.

2. Музыка – движение эмоций.

При встрече с прекрасными произведениями искусства его захватывает волна

различных чувств. Учёные, художники и поэты, музыканты и педагоги, а в

дальнейшем психологи и социологи подчёркивали эмоциональную природу

эстетического восприятия. Ведь связь музыки с духовным миром человека

велика и способна изменять настроения и переживания.

Разные жизненные ситуации вызывают в людях определённые эмоциональные

состояния: покой и беспокойство, радость и печаль, торжественность и апатию.

Эти

же

состояния

могут

появляться

под

воздействием

прослушанного

произведения. Не так много музыкальных пьес, которые пользуются такой же

популярностью у слушателей, как «Полёт шмеля» Римского-Корсакова. В чём

же секрет такого успеха?

Казалось бы, просто забавный пустячок. Изобразил композитор жужжание

шмеля. Вроде и мелодии там никакой нет – одни гаммы то вверх, то вниз бегают,

жужжат. Действительно похоже на жужжание шмеля.

Но если вспомнить, в каком эпизоде появляется этот знаменитый «шмель», и

что композитор хотел выразить в музыке его полёта. Полетел царевич-шмель на

родную землю. И зазвучало в музыке этого сказочного полёта столько

настоящей человеческой радости, столько счастливых надежд, что остаться

равнодушным слушателем просто невозможно. Вот в чём секрет знаменитого

«шмеля».

Удивительно то, что музыка не имеет предела для воплощения различных

чувств, которые она может заставить нас испытать. Ведь некоторые состояния

мы даже не можем выразить словами, настолько они глубоки и сложны. Именно

в этом сила и таинство музыки. Она выражает эти чувства нотами, а не словами.

Вот фрагмент из знаменитой «Крейцеровой сонаты» Л.Н. Толстого: «Музыка

заставляет меня забывать себя, моё истинное положение. Мне под влиянием

музыки кажется, что я чувствую то, что я, собственно, не чувствую, что я

понимаю то, чего не понимаю, что могу то, чего не могу…».

Если мы берём одну ноту, то она сама по себе ничего не значит, не движется.

Через некоторое время берём вторую ноту, и уже появляется маленькое

движение.

Если от исходной ноты двигаться к разным нотам, то ощущения, которые будут

в нас происходить – будут меняться в зависимости от интервального хода.

Английский философ Герберт Спенсер писал: «Отчего происходит, что

особенные сочетания нот имеют особенное действие на наши ощущения? Разве,

эти особенные сочетания имеют какие-либо внутренние значения, не зависимые

от человеческой природы? Или разве, известное число воздушных колебаний в

секунду, за которым следует другое известное число их, выражает в порядке

вещей скорбь, между тем как обратный порядок этих колебаний выражает

радость, разве такое же точно значение получают и все сочетания интервалов,

фраз и ударений? Или значение этих особенных сочетаний только условно?

Может быть, мы познаём смысл их, подобно тому, как познаём смысл слов.

Следовательно, музыка способна выразить движение человеческих чувств и

мыслей, движение души и сердца. Здесь с музыкой не сравнится ни одно другое

искусство.

3. Музыка и зрительные образы.

Музыка воздействует не только на эмоциональный и духовный мир человека.

Она вызывает мысли и ассоциации, рождает образы, которые являются особым

видом отражения окружающего мира и отношения к нему человека.

Почти каждый из нас, слушая музыку, способен вызвать в своём воображении

яркие, красочные картины и образы, близкие по настроению музыкальному

произведению.

У артиста, композитора иногда появляется желание выразить что-то из

увиденного, прочитанного или прочувствованного. И тогда в музыкальной

литературе появляется немало произведений, заглавия к которым придумали

сами авторы. Эти названия как бы настраивают слушателя на нужную волну,

подсказывают, в каком направлении должно работать его воображение.

Одно из лучших произведений, описывающих картины живописи,

принадлежит русскому композитору Мусоргскому, создавшему «Картинки с

выставки». Композитор выбрал несколько картин из висевших на стенах музея и

задумал описать их в фортепианных пьесах, иными словами, он попытался

сделать посредством нот то, что его друг художник Виктор Гартман сделал

красками. Потом знаменитый французский композитор Равель переработал эти

фортепианные пьесы для оркестра и тем самым придал им ещё большую

изобразительность.

Одна из картинок Мусоргского изображает детей, играющих в парке. Для того,

чтобы музыкальное звучание картинки смогло передать детские игры, автор

имитирует в нотах ребячью манеру тараторить.

А вот другая картинка, нарисованная композитором посредством нот:

множество маленьких цыплят, ещё не вылупившихся из скорлупы. Короткими,

писклявыми звуками у деревянных духовых Мусоргский и Равель имитируют

писк и постукивание клювом о скорлупу вот так.

Картинка, возникающая вместе с музыкой, возникает с ней только потому, что

о

ней

сказал

композитор,

но

в

действительности

она

не

является

непосредственной частью музыки, она привнесена извне.

Вероятно,

вам

приходилось

слушать

произведения

замечательного

французского композитора Клода Дебюсси. Музыка эта чрезвычайно яркая. Да и

названия у прелюдий необычные – почти все они «цветные», например,

«Девушка с волосами цвета льна». Представим себе, что мы слушаем эту

прелюдию, не зная названия. Вызовет ли это у нас какой-либо зрительный

образ? А если вызовет, то вообразим ли мы именно девушку, да ещё и с очень

светлыми волосами? Нам кажется, что на это мало шансов. Но эмоциональное

переживание этой пьесы в обоих случаях окажется сравнительно одинаковым:

мы испытаем ощущение изящества, необыкновенной свежести, чистоты,

нежности, а ведь именно таков эмоциональный смысл произведения. Об этом

рассказывает нам и светлое звучание высоких звуков, и изысканные гармонии, и

спокойный,

завораживающий

темп,

и

прихотливый

ритм,

и,

конечно,

музыкальная интонация пьесы.

Название пьесы помогает понять её содержание. Мы словно получаем в руки

путеводную нить, которая выводит нас на верный путь.

4. Загадки «цветного слуха».

И в жизни, и в творчестве музыка постоянно переплетается с живописью.

Издавна было подмечено, что музыкальные звуки могут вызвать у человека не

только зрительные образы, но и определённые цветоощущения. И здесь пред

нами появляется образ великого русского композитора Александра Николаевича

Скрябина. А.Н. Скрябин вошёл в русскую музыку в конце 1890-х годов и сразу

заявил о себе как исключительно одарённая личность.

В его музыке сама эпоха отразилась особенно сильно, преломившись сквозь

напряжённость общественной атмосферы предреволюционной России. Его

искусство, горячее и молодое воплотило то, что носилось в воздухе –

просыпающаяся активность, радостное предчувствие грядущего. Одним из тех,

кто наиболее ярко выразил потребность в обновлении содержания и языка

музыки

был

Скрябин.

Его

творчество

полно

особого

динамизма,

стремительности и нетерпения.

Главное внимание композитор сосредоточил на одной цели – создание

грандиозного сочинения, призванного изменить мир, преобразить человечество.

Так появляется синтетическое произведение – поэма «Прометей». Второе

название «Прометея», которое дал своей партитуре автор – «Поэма огня».

Для воплощения образов поэмы композитору понадобился не только огромный

состав оркестра, но ещё фортепиано, большой смешанный хор, поющий без

слов, и, что следует особо подчеркнуть, световая клавиатура, при помощи

которой зал погружается в сияние того или иного цвета, причём конструкция

этого инструмента допускает смешение цветов. В партитуре выписана партия

цвета. Так называемая таблица «скрябинского цветослуха» содержит только

сведения о том, в какой цвет представлялись ему окрашенные различные

тональности (в ряде случаев эти представления совпадали у Скрябина и

Римского-Корсакова).

Не менее таинственным нам покажется переход от знаменитого композитора к

загадочной системе йогов. Известно, что они во время сна могут видеть и

слышать то, что хотят, и даже в определённом свете. Вначале они стараются

достичь максимального расслабления мышц и. проделав некоторые упражнения,

пытаются услышать определённые звуки и увидеть соответствующие им цвета.

Йоги считают, что звуку «до» соответствует фиолетовый цвет, «ре» - синий,

«ми» - голубой, «фа» - зелёный, «соль» - жёлтый, «ля» - оранжевый, «си» -

красный.

Попробуем разобраться в этом подробнее. Сопоставим цветоощущения йогов с

цветомузыкальным восприятием композитора А.Н. Скрябина.

По Скрябину У йогов

до красный фиолетовый

ре жёлтый синий

ми голубой голубой

фа-диез фиолетовый фа зелёный

соль оранжевый жёлтый

ля зелёный оранжевый

си синий красный

Мы видим то, что совпадений мало, но они всё же имеются. Можно ли сделать

вывод о том, что с для всех людей существует общая взаимосвязь между

восприятием определённых звуков и определённых цветов?

Исследования психологов также позволяют утверждать, что «цветным слухом»

в той или иной степени обладает большая часть людей. Известно, например, что

цветомузыкальным слухом обладали, помимо А. Скрябина, Ш. Гуно, Ф. Лист, Л.

Бетховен, Ф. Шуберт, Н. Римский-Корсаков.

Загадки «цветного» слуха ещё не разгаданы. А вот вопросы, связанные с

цветовым восприятием людей, уже во многом прояснились. Известно, что

красный цвет огня и крови, это цвет, вызывающий тепло. Этот цвет увеличивает,

следовательно, кровяное давление, убыстряет ритм дыхания. Красный цвет –

цвет жизни и действия. Оранжевый цвет – пылкий и блестящий. Поскольку он

одновременно и согревающий, и стимулирующий, то может в разных случаях

успокаивать и раздражать. Жёлтый – солнечный цвет, цвет хорошего настроения

и веселья. Психологические опыты показали, что жёлтый цвет самый весёлый.

Однако различные тона жёлтого цвета имеют некоторую способность

успокаивать цвет природы. Голубой цвет обычно ассоциируется с небом и

водой. Он светлый, свежий, прозрачный. Замечено, что физическое напряжение

уменьшается под влиянием голубого цвета. Голубой цвет, наиболее

успокаивающий и наиболее любимый людьми.

Итак, и йоги, и учёные-психологи едины в мнении о влиянии зелёного и синего

тонов – они успокаивают людей. Успокаивает, уравновешивает человека и

звучание до - мажорного трезвучия. Вопрос этот изучается, и представляет

большой интерес как для учёных, музыкантов, так и для педагогов.

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ

МУЗЫКАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ.

1.

«Живое» движение музыки. Звуковое восприятие.

С момента рождения, ребёнок сразу воспринимает и ощущает окружающий его

мир. Он видит его в движении, цвете и звуке. Музыка в жизнь малыша входит с

колыбельной песней матери вовсе не как искусство, а как частица самой жизни.

Урок в музыкальной школе – это царство детской музыки. За каждой дверью –

искусство и труд. Чтобы превратить маленьких учеников в маленьких

музыкантов, важно научить их воспринимать музыку с её богатым

эмоциональным миром, научить понимать музыкальный язык и использовать его

для самовыражения. На протяжении нескольких лет своей деятельности, я

занимаюсь с детьми, начиная с 3х лет, в группах раннего эстетического развития.

В этом возрасте малыши, как правило, очень активны, раскованы,

эмоциональны. Поэтому их желание больше и как можно быстрее узнать о

«таинственном царстве» звуков, очень радует. Они с интересом слушают любую

музыку, но, к сожалению, не могут принять участие в разговоре о ней.

Любой из ребят, даже если он и очень разговорчив в жизни, не может, а

главное, не умеет высказать словами своё впечатление о прослушанном. И

нужно очень постараться научить детей прочувствовать в музыкальном

произведении характер и настроение. А так как эмоции у малышей на первом

плане – воспринимать музыку с эмоционально-эстетической стороны.

Была проведена подготовительная работа. В начале каждого занятия

ребятишек встречал пушистый зайчонок (игрушка). Дети назвали его

«Музыкальный зайка». С его помощью ребятишки знакомились с признаками

характера звучания, взятых из словаря, составленного В.Г. Ражниковым. Они с

удивлением отмечали, что оказывается о характере музыки можно сказать много

разных слов, а не только «грустная» и «весёлая».

Радостно шутливо

Весело затейливо

Ярко шаловливо

Спокойно сдержанно

После того, как дети ознакомились с большим количеством слов,

характеризующих музыку, мы провели занятие, которые условно разделили на

три части, плавно переходящие одна в другую. Мы придумали. Что теперь наши

малыши «превратятся» из маленьких музыкантов в маленьких художников. Дети

очень оживились. Им было интересно почувствовать себя в другой роли.

Прозвучала «Колыбельная» Моцарта. Дети сразу узнали эту музыку, которая

раньше, почти ежедневно звучала с экрана телевизора. Они обрадовались,

потому что поняли, что разговор пойдёт не о чём-то неясном и далёком, а о

знакомых и родных вещах.

После прослушивания ребята охарактеризовали музыку своими словами.

«Нежно, ласково, приятно…» - звучало со всех сторон.

А когда прозвучало несколько музыкальных примеров, мы определяли не

только характер звучания, а пробовали ассоциировать музыку с какими-нибудь

фигурами или знаками. Свои знаки дети нарисовали в альбом. Затем немного

усложнили задачу. Слушая музыку, нужно было так же рисовать знаки, только

со сменой динамики. На форте – рисовали большие знаки, если музыка затихала,

то рисовали маленькие. Таким образом, вырисовывался определённый «пульс»

произведения. Дети ощущали музыку в живом движении

2. Слушаем – «играем». Ритмическое восприятие.

Интерес у малышей возрастал, и мы решили немножко поиграть в игрушки.

Так мы подошли ко второй части занятия – работа с дидактическим материалом.

Были розданы конверты, а в них нарисованные игрушки. Под музыку мы

составляли композицию из игрушек, в которые можно было играть в данном

характере. С развитием музыкального слуха мы учились развивать и чувство

ритма. Детям были предложены несколько несложных пьес, названия которых

они не знали. Все высказывали своё мнение, сравнивали его между собой, а

затем и с названием пьес. Они точно определили, что, слушая «Экоссез»

Шуберта можно играть в мяч. А вот «Рондо – марш» Д. Кабалевского внёс

разногласия. Одни выбрали лошадку, другие машину. Но в главном они были

правы: эта музыка вызывает в воображении движущиеся предметы, и напротив,

под «Старинную французскую песенку» хочется спокойно играть в мишку и

куклу.

Постепенно у малышей обогащается опыт восприятия музыки. Воспитывается

эмоциональная отзывчивость.

3.

Рисуем красками. Цветное восприятие.

После игры дети приготовили цветные карандаши и краски. Это была третья

часть нашего занятия. Ещё раз прозвучала «Колыбельная». Я спросила: «В каком

цвете вы видите эту музыку?» Малыши задумались, а потом ответили: «Светло

– зелёный и голубой». Так мы подошли к теме «Цветного слуха».

Я раздала детям одинаковые картинки с воздушными шарами и рассказала

такую историю: «Разноцветные шарики летали по небу, но налетел сердитый

дождь и смыл все краски. Стали шарики белыми и безликими. Попросили они

волшебницу музыку раскрасить х в разные цвета. Музыка подумала и сказала:

«Буду играть для вас четыре мелодии, а вы сами выбирайте какая больше

нравится и превращайте её в цвет. Его я дарю вам.»

Детям сказка понравилась, и они решили стать волшебниками и подарить

шарикам цвета. Прозвучало четыре разных музыкальных фрагмента:

1.

Д. Шостакович «Вальс-шутка»

2.

П. Чайковский «Вальс»

3.

Г. Свиридов «Романс»

4.

М. Гедике «На слонах в Индии»

Мы разобрали их характер звучания. А вот цвета дети выбрали сами.

Далее детям раздавались рисунки с кубиками ставилась задача: раскрасить

их так. Чтобы передавалось настроение. Эмоции. Они выбирали своё

«настроение» сами. То есть в детских работах появлялся какой-то образ.

4.Возникновение музыкального образа.

Так мы постепенно дошли до заключительной части занятия: восприятие

музыкального произведения с эмоциональной стороны и возникновение

музыкального образа.

У детей очень богатая фантазия. И я только попыталась объединить их

воображение единой «точкой отсчёта». Для всего занятия, в целом, были

использованы фрагменты не только классических произведений, но и пьесы

детского репертуара.

1.

А. Гречанинов «Грустная песенка»

2.

И.С. Бах «Полонез»

3.

В.А. Моцарт «Сонатина»

4.

В. Майкапар «Вальс»

Это делало восприятие музыки более духовным и органичным, ведь детям

было всего 5 лет.

Результаты не заставили себя ждать. Из обыкновенных домиков

«появлялись» разные настроения, времена года и время суток. Дети рисовали

то, что им было понятно и близко. И потом мы все вместе придумывали

названия работам.

Заключение.

По сравнению с другими видами искусства музыка воссоздаёт разнообразные

стороны действительности, прежде всего посредством раскрытия внутреннего

духовного мира человека, его чувств.

Из всей работы можно сделать следующий вывод. Наши занятия

способствовали не только укреплению дружеских отношений в группе, но и

позволили нам улучшить личный контакт между детьми и их родителями.

Ребята увлекались и на протяжении всего занятия работали радостно и

активно. Они «засыпали» вопросами и просьбами. И я стремилась развивать у

них творческий поиск в передаче эмоциональных впечатлений и образов.

То, что малыши увлеклись, стало понятно ещё из того, что они рассказывали

о наших занятиях дома, с близкими. Некоторые родители заинтересовались,

они обсуждали с ребятишками названия их работ.

Сами дети стали более активными и раскрепощёнными, более

эмоциональными и чуткими, т.е. происходило их постепенное личностное

становление. И это особенно важно, ведь музыкально - художественная

деятельность детей формирует потребность к творческому преобразованию

окружающего их мира.

Библиографический список.

1. Бахтияров Б.И. Магия звуков - 2е изд., Мн.: Нар. асвета,1987г.

2. Бэлза И.Ф. Александр Николаевич Скрябин - М.: Музыка, 1987г.

3. Кабалевский Д.М. Про трёх китов и многое другое - М.: Детская литература,

1970г.

4. Кулаковский Л.В. Музыка как искусство - М.: Советский композитор, 1960г.

5. Майкапар С.М. Музыкальный слух, его значение, природа. Особенности и

метод правильного развития. Изд. 2е. Пг., 1915г.

6. Мутли А.Ф. Звук и слух. Вопросы музыкознания. – Сб. статей, т.3, М.: Изд.

Московского Университета, 1970г.

7.

Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. – М.: Музыка,

1972г.

8.

Николаева А.И. Особенности фортепианного стиля А.Н. Скрябина - М.:

Сов. Композитор, 1983г.

9.

Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике - М.: ЦАПИ, 1994г.

10.

Сб. статей/ сост. и ред. Готсдинер А. Роль музыки в эстетическом

воспитании детей и юношества - Л.: Музыка, 1980г.

11. Рыжкин И.Я Назначение музыки и её возможности - М.: Музгиз, 1962г.

12. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей - М., Л. АПН РСФСР,

1947г.



В раздел образования