Напоминание

Роль экологического воспитания в развитии нравственных качеств младших школьников


Автор: Егорова Ольга Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: школа при Посольстве России в Индонезии
Населённый пункт: Джакарта
Наименование материала: статья
Тема: Роль экологического воспитания в развитии нравственных качеств младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Роль экологического воспитания в развитии нравственных качеств

младших школьников

Егорова Ольга

Александровна,

учитель начальных классов

Школы при Посольстве

России в Индонезии

Не вызывает сомнений, что экологическое воспитание в раннем возрасте

имеет большое значение для развития современного человека. Когда мы

говорим о раннем возрасте, мы имеем в виду начальный этап образования,

начальную школу. Очевидно, что на этом этапе формируются основы

личности, и, прежде всего, позитивное отношение к природе и окружающему

миру. На этом этапе ребенок начинает отличать себя от окружающей среды,

формируется эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде,

природе, себе и другим людям. С другой стороны, необходимы знания,

соответствующие

определенному

возрасту

ребёнка

(например,

экологические), нормы и правила взаимодействия с природой. С другой

стороны, крайне важно развивать эмпатию к природе через различные виды

деятельности (например, активное решение определенных экологических

проблем).

Можно

обоснованно

утверждать,

что

формирование

ценностей,

познание

природы

и

устойчивый

образ

жизни

являются

тремя

существенными факторами, определяющими и описывающими важность

экологического воспитания. Таким образом, экологическое воспитание в

раннем возрасте не только способствует развитию экологического сознания,

но и способствует формированию способностей и отношения, которые могут

определять устойчивый и ответственный образ жизни в будущем. С этой

точки

зрения

преемственность

и

устойчивость

этого

образования

чрезвычайно значимы. Экологическое образование в начальной школе может

иметь

долгосрочное

влияние

на

нравственное

и

мировоззренческое

поведение детей и способствовать устойчивому развитию и глобальному

благополучию. Период начального образования является подходящей и

благоприятной

средой

для

формирования

у

детей

позитивного

и

рационального отношения к окружающей среде, содействия экологическому

сознанию и развития устойчивого образа жизни.

Проблемы охраны окружающей среды возникают во всем мире.

Качество окружающей среды имеет тенденцию к ухудшению, поэтому

экологическое

воспитание

становится

одним

из

важнейших

условий

дальнейшего

существования.

Чтобы

улучшить

ситуацию,

необходимо

повышать

осведомленность

общественности

и

поощрять

изменение

поведения. Очевидно, что необходимо экологическое воспитание, которое

повысило бы уровень осведомленности людей, побудило бы их изменить

свое

поведение,

соответственно,

произошли

бы

изменения

в

сфере

производства и промышленности, потребительских привычках и отношениях

с самой окружающей средой. Экологическое воспитание особенно важно в

начальной школе. В формировании экологического сознания детей большая

ответственность ложится на учителя начальной школы, поэтому его

подготовка в области экологического воспитания должна быть на высоком

уровне.

Необходимо подчеркнуть, что требования к окружающей среде растут, и

все более необходимо действовать ответственно не только для защиты, но и

для

восстановления

окружающей

среды.

В

процессе

экологического

воспитания применяются различные дидактические инструменты, подходы и

методики. Очень важно показать учащимся действенные способы помощи

природе. Одним из таких способов является изготовление различных поделок

из предметов и вещей, отслуживших на своей основной службе. Это

помогает ребятам понять, что многие вещи можно использовать не только по

их прямому назначению, но и придумывать им полезное применение после

использования. Немаловажным также является и то, что учащиеся начинают

интересоваться изготовлением используемых ими предметов, что напрямую

влияет на повышение их осознанного разумного потребления вещей. Ребята

начинают понимать, какой большой вклад делает природа для того, чтобы

обеспечить комфортную жизнь человека на нашей планете и осознают

важность бережного отношения к тому, что даёт окружающая среда.

Самым популярным среди детей «материалом» для изготовления

экоподелок являются, конечно же, пластиковые бутылки. Из них ребята

сооружают ракеты, игрушки, цветы и даже песочные часы.

Также, очень популярным материалом является различные пластиковые

элементы посуды (тарелки, стаканы, ложки) и упаковок.

На уроках, также, уделяется большое внимание экологическому

воспитанию

школьников.

Любимой

техникой

учащихся

является

изготовление фигурок из картонных лотков для яиц. Фигурки получаются

очень качественные и красивые, выглядят как глиняные.

ВЫВОД

Можно сказать, что важно не только говорить об экологическом

образовании, но и изучать его эффективность, чтобы мы могли улучшить его

с учетом полученных результатов. Изучение эффективности экологического

образования является важным процессом, который помогает оценить

результаты

этого

типа

воспитания

и

убедиться,

что

оно

достигает

намеченных целей и влияет на знания, отношения и поведение учащихся.

Важен аспект оптимального баланса. Если экологическое воспитание

слишком теоретическое и недостаточно практическое, или, наоборот,

слишком практическое и недостаточно основанное на теоретических

основах, оно может быть неполезным как для учащихся, так и для учителей.

Поэтому,

необходимо

обеспечить

последовательную

интеграцию

экологического воспитания в учебные программы. Это позволит учащимся

связать принципы устойчивого развития с реальными областями знаний.

Крайне рациональным подходом является организация практических занятий

и мероприятий, которые позволят школьникам активно познавать природу,

проводить исследования, эксперименты и создавать проекты, связанные с

окружающей средой, ее защитой и улучшением.

В последнее время важно эффективно использовать современные

технологии, видеоматериалы, интерактивные средства обучения и интернет-

ресурсы,

которые

позволяют

повысить

вовлеченность

учащихся

и

сформировать у них адекватное представление об охране окружающей

среды.



В раздел образования