Напоминание

"Позитивные аспекты чистописания"


Автор: Жоголева Лариса Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СШ№1
Населённый пункт: р.п.Новоспасское Ульяновской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Позитивные аспекты чистописания"
Раздел: начальное образование





Назад




Позитивные аспекты чистописания.

В древнегреческом языке существовало понятие каллиграфия,

что означает

«красивый почерк или чистописание».

Чистописание дословно расшифровывается как чистое написание. Само же

понятие включает в себя мастерство красивого и разборчивого почерка, т.е. умение

вести строку, написание букв одного размера, правильного наклона и соединения их

между собой. Критерии «чистого написания»:

*Строка

*Высота

*Ширина

*Наклон

*Соединение

Так ли важно чистописание?

Есть несколько позитивных аспектов чистописания.

Исследования подчеркивают особую связь рук и головного мозга, когда речь

заходит о построении умозаключений и самой деятельности мыслительных

процессов. При последовательной работе

пальцев

активируются отделы,

отвечающие за мышление, речь, память, т. е. система временного хранения и

обработки информации.

1.

ГЕНРИ КАО, каллиграф, доктор наук, почётный

профессор психологии

университета Гонконга, профессор психологии университета Сунь Ятсен:

«Каллиграфия является источником исцеления очень многих заболеваний»

Письмо - это не только способ передачи информации, но и сложный и трудоёмкий вид

деятельности. Возможно, многие из нас не задумываются о том, какие усилия

требуются для написания письма, но на самом деле этот процесс включает в себя

множество аспектов, которые влияют на наше физическое и психическое здоровье.

Во-первых, письмо требует от нас контроля над положением пальцев, ладони и

запястья для правильного обхвата ручки.

Тренинговые упражнения:

1)

Положение ручки при письме : на 3м пальце, указательный свободно движется.

Проверяем

2)

Развиваем кисть руки, правильный обхват ручки: «Курочка», «Космонавт»

Неправильное положение руки при письме может привести к напряжению и боли в

суставах и мышцах. Поэтому важно обращать внимание на правильное положение

руки и делать паузы для расслабления.

Пальчиковая гимнастика :

1)Как-то раз по речке Нил плыл огромный крокодил

Рядом вынырнул другой

Говорит ему : «Постой!»

А теперь мы из болота дружно тянем бегемота

Ты беги скорей на мостик и тяни его за хвостик. Наши алые цветки…

«Дождик», «Паучок»

- Что такое? Что мы слышим? Это дождь стучит по крыше. А теперь пошёл быстрей и

по крыше бьёт сильней.

Во-вторых, процесс письма требует от нас тренировки различных частей тела. При

письме активизируются пальцы, которые выполняют сложные движения для

формирования букв и слов. Но не только пальцы работают во время письма - плечи,

спина и ноги также участвуют в этом процессе. Например, правильное положение

спины и ног позволяет нам сидеть комфортно и уменьшает нагрузку на мышцы. В-

третьих,

процесс

письма

способствует

восстановлению

дыхания.

Когда

мы

сосредоточены на написании письма, наше дыхание становится более глубоким и

ритмичным. Это помогает нам расслабиться и сосредоточиться на задаче, а также

улучшает кровообращение и обмен веществ. Все эти процессы и их взаимосвязь

влияют на наше психическое и физическое здоровье. Правильное положение руки и

тела при письме помогает предотвратить напряжение и боли в мышцах и суставах.

Тренировка пальцев и других частей тела при письме способствует укреплению мышц

и повышению общей физической выносливости. А ритмичное дыхание во время

письма помогает снять стресс и улучшить настроение.

2.

Каллиграфия заставляет правую мозговую долю чувствовать правильность

линий,

структуру

симметрии,

ритм

и

темп,

развивает

внимательность,

наблюдательность и воображение. Дети, которые занимаются чистописанием

гораздо быстрее остальных воспринимают и запоминают информацию.

Результаты серии экспериментов показали, что каллиграфическое письмо

положительно влияет на зрительное внимание, скорость пространственного

восприятия, абстрактное мышление, как следствие всего вышеперечисленного,

улучшается кратковременная и образная память.

При занятиях каллиграфией включается такое количество нейронов, которое

другим

способом

подключить

невозможно,

поэтому

такие

сложные

формы

деятельности, как чистописание и развитие навыков каллиграфии, крайне важны.

Крупный российский ученый, доктор биологических наук, профессор, специалист

по морфологии и эволюции мозга с 30-летним стажем Сергей Савельев говорит о том,

что в результате занятий каллиграфией

формируются и развиваются нейронные связи

головного мозга

, которые не формируются ни при одном ином виде деятельности,

даже игре в шахматы. При занятиях чистописанием начинают формироваться не

просто отдельные области мозга и большее количество нервных связей, но и

интеграция между разными его областями. Центр письма находится на стыке

нескольких областей мозга, связанных с координацией движения рук с обеих сторон,

движением глаз, шеи, головы.

Такой вид упражнений довольно расслабленный,

спокойный и в то же время очень действенный. Положение пальцев, ладони и запястья

для правильного обхвата пера (ручки), правильное положение запястья и руки в

воздухе при письме, движения (ручкой) – все это не только тренирует мышцы рук и

нервы, но и затрагивает все части тела: пальцы, плечи, спину и ноги. Заниматься

каллиграфией непросто, занятия требуют дисциплинированности, усидчивости,

концентрации внимания.

У детей занятия каллиграфией влияют на скорость

созревания нейронов и их специализацию.

Когда они учатся – как раз идет

активный нейрогенез. Работает это так: возникает нагрузка на области мозга,

увеличивается кровоток, нейроны дифференцируются активно в тех областях, которые

задействованы. Может быть, по этой причине каллиграфии учили в советских

школах на уроках чистописания.

3.

Доказано, что существует связь между чистописанием и грамотностью

письма.

При обсуждении темы чистописания важно отметить, что размер почерка учащихся

может оказывать влияние на их способность усваивать орфографию. Когда почерк

крупный или мелкий, детский глаз испытывает напряжение при чтении слова.

Имеется связь между нечеткими и неряшливыми буквами и соединениями, которые

могут искажать структуру слова и стимулировать возникновение орфографических

ошибок.

Чистописание

способствует

развитию

орфографических

навыков!

Перефразировала известное высказывание Пишем чётко, внятно, чтоб было всем

понятно!!!

2-4 класс

Вот, как это выглядит во время проведения минутки чистописания.

Изменяются структура и методика её проведения. В структуре выделяются две фазы:

подготовительная и исполнительная.

Букву, которую мы сегодня будем писать, вы определите сами, расшифровав следующую запись:

5 3 1

Д В ?

Запись можно расшифровать следующим образом. Буква Д в алфавите пятая по счёту, буква В – третья,

значит первая – А. Сегодня мы будем писать букву а.

Большой – маленький

Сухой - ?

Война - ?

Глубокий - ?

Старый - ?

Гладить - ?

Твёрдый - ?

И даёт установку: «Если вы правильно сформулируете и выполните задание к данной записи, то узнаете,

какую букву мы будем писать на минутке чистописания. « Возможный ответ: «К словам левого столбика

надо подобрать слова противоположные по смыслу и начинающиеся на букву М:

Большой - маленький

Старый – молодой

Сухой – мокрый

Гладить – мять

Война – мир

Твёрдый – мягкий

Глубокий – мелкий

Значит, мы сегодня будем писать букву М».

Таким образом, постепенно минутка чистописания становится универсальной

структурной частью урока.

Во время её проведения, наряду с совершенствованием графического

навыка, осуществляются нетрадиционные виды фонетического разбора, разбора слова по составу,

углубляются знания по изучаемым темам русского языка, продолжается дальнейшее формирование

важнейших качеств интеллекта, и всё это на фоне увеличения роли учащихся в осуществлении учебного

процесса.

4.

Чистописание является важным навыком, который имеет глубокий смысл

и значительное влияние на наше воспитание и развитие. Оно способствует развитию

творческого

мышления,

эмоционального

развития

и

развитию

эстетического

восприятия. Красивое письмо - это искусство, которое учит нас видеть красоту в

тексте и оценивать его пропорции и гармонию. Учим искусству видеть красоту!



В раздел образования