Напоминание

"Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста.Бумагопластика"


Автор: Макарова Оксана Александровна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МБДОУ 90 г.Калуги
Населённый пункт: г.Калуга,Калужской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста.Бумагопластика"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Пояснительная

записка

.

Многие

учёные

,

педагоги

,

психологи

обращали

серьёзное

внимание

на

значение

развития

мелкой

моторики

рук

.

Аристотель

говорил

: «

Рука

-

это

инструмент

всех

инструментов

»,

подразумевая

под

этим

взаимосвязь

руки

с

мыслительными

способностями

.

Важность

развития

руки

отмечал

Кант

: «

Рука

-

это

своего

рода

внешний

мозг

».

На

основе

этих

наблюдений

,

я

решила

обратить

самое

серьёзное

внимание

на

развитие

мелкой

моторики

рук

у

детей

5-7

лет

.

Художественный

труд

,

а

именно

работа

с

бумагой

-

один

из

видов

деятельности

,

которые

интересны

детям

и

развивают

точность

и

координацию

движений

и

воздействуют

на

интеллектуальное

развитие

.

Программа

«

Детство

»

под

редакцией

Т

.

И

.

Бабаевой

предполагает

,

на

мой

взгляд

,

недостаточный

объём

возможного

использования

бумаги

как

материала

для

конструирования

.

Значительно

большее

внимание

уделяется

Развитие

ребенка

в

дошкольном

возрасте

имеет

большое

значение

,

поскольку

до

семи

лет

закладываются

основы

мышления

,

произвольности

,

самостоятельности

и

свободы

поведения

.

Эти

достижения

дошкольника

являются

результатом

построенного

обучения

.

Ребенок

учится

ставить

и

достигать

разные

цели

.

Он

сам

может

выбрать

,

чем

ему

заняться

,

и

при

этом

самостоятельно

определяет

тему

,

материалы

,

способы

действий

.

Все

это

по

сути

дела

составляет

основу

творчества

и

служит

фундаментом

дальнейшего

развития

ребенка

,

успешности

его

обучения

в

целом

.

Особое

значение

для

развития

этих

основ

имеют

специфически

детские

виды

деятельности

-

игра

,

рисование

,

лепка

и

,

конечно

же

,

художественное

конструирование

,

но

я

хотела

бы

подробне

остановиться

на

таком

виде

деятельности

,

как

бумагопластика

.

Бумажная

пластика

-

это

по

сути

дела

художественное

конструирование

из

бумаги

,

в

котором

новые

художественные

образы

,

конструкции

,

модели

создаются

из

достаточно

«

послушного

»,

пластичного

и

к

тому

же

весьма

доступного

материала

-

бумаги

.

Гипотеза

:

творческие

способности

детей

дошкольного

возраста

будут

развиваться

эффективнее

при

условии

,

способствующих

их

развитию

:

Создание

условий

для

развития

творческих

способностей

детей

дошкольного

возраста

через

бумагопластику

.

Задачи программы:

*Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами(оригами,

квиллинга(бумагокручение),айрис-фолдинга ,аппликации из

ладошек,торцевания,обрывной аппликации).

* Обучать различным приемам работы с бумагой.

*Формировать умения следовать устным инструкциям.

* Развивать внимание, память, воображение.

* Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

*Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.

* Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

*Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности

детей.

*Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

* Учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в

порядке рабочее место.

Принципы построения педагогического процесса.

*. От простого к сложному.

* Системность работ.

* Доступность

* Индивидуальный подход.

Методы и приемы обучения.

*беседа, рассказ, сказка;

*рассматривание иллюстраций;

*показ образца выполнения последовательности работы.

**Методика работы с детьми строится на следующих принципах:

* Отбор содержания доступного детям 6-7 лет;

*Постепенного усложнения программного содержания, методов и приёмов

руководства детской деятельностью,

* Индивидуального подхода к детям.

Формы подведения итогов реализации данной программы: выставки, участие в

смотрах, конкурсах детского сада, города.

Ожидаемые результаты:

В результате обучения по данной программе дети:

– научатся различным приемам работы с бумагой;

– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы;

– научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия,композиции;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую

моторику рук и глазомер;

Работа проводится вне занятий во вторую половину дня.

Длительность занятий 25минут.

Категория обучаемых: 6-7лет.

В основу программы положены следующие методические разработки:

Богатеева З.А.

«Чудесные поделки из бумаги»Москва «Просвещение» 1992.

Выготский Л.С.

«Воображение и творчество в детском возрасте»Москва

«Просвещение» 1991.

Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С.

«Подготовка и проведение театрализованных

игр в детском саду»Москва «Школьная Пресса» 2004.

Вершинина С.Е.»Технология организации интегративной деятельности старших

дошкольников»Центр педагогического образования,2013.

Тематический

план

кружковой

деятельности

.

Ноябрь

.

Занятие

.

Грибная

пора

.

Цели

:

-

продолжать

учить

детей

мастерить

поделки

в

стиле

оригами

;

-

познакомить

дошкольников

с

одним

из

способов

соединения

деталей

-

склеиванием

;

-

помогать

каждому

ребенку

добиваться

желаемого

результата

;

-

воспитывать

самостоятельность

.

Занятие

Лисичка

(

аппликация

из

ладошек

)

Цели

:

-

продолжать

учить

детей

делать

новую

игрушку

,

-

закреплять

навыки

декоративного

украшения

готовой

фигурки

;

-

воспитывать

усидчивость

,

самостоятельность

;

-

развивать

глазомер

.

Занятие

Осенний

лес

(

обрывная

аппликация

).

Цели

:

-

закреплять

умение

работать

с

крепированной

бумагой

;

-

воспитывать

аккуратность

;

-

обогащать

эмоциональную

сферу

и

словарь

.

Декабрь

.

Занятие

.

Орнамент

(

украшение

для

группы

и

музыкального

зала

:

техника

бумагокручения

и

элементы

айрис

-

фолдинга

)

Цели

:

-

познакомить

с

новой

техникой

;

-

развивать

мелкую

моторику

рук

;

-

образное

и

пространственное

мышление

.

Занятие

Новогодние

украшения

.

Цели

:

-

вызвать

у

детей

желание

самостоятельно

украсить

группу

к

новогоднему

празднику

;

-

продолжать

учить

мастерить

из

бумажных

квадратов

несложные

поделки

,

используя

уже

известные

приемы

складывания

и

скручивания

бумаги

;

-

развивать

конструктивное

мышление

,

фантазию

;

-

воспитывать

аккуратность

.

Занятие

.

Елочка

.

Цели

:

-

создать

хорошее

настроение

к

новогоднему

празднику

;

-

познакомить

с

последовательностью

изготовления

поделок

в

стиле

оригами

,

используя

схему

;

-

познакомить

с

новой

базовой

формой

-

развивать

конструктивное

мышление

и

сообразительность

;

-

воспитание

усидчивости

.

Занятие

.

Дед

Мороз

.

Цели

:-

закрепить

умение

делать

фигурки

в

стиле

оригами

,

используя

схему

;

-

вызвать

радостное

настроение

в

ожидании

новогоднего

праздника

;

-

совершенствовать

навыки

работы

с

ножницами

;

-

воспитывать

самостоятельность

,

усидчивость

.

Январь

.

Занятие

.

Новогоднее

панно

.

Цели

:

-

учить

создавать

композицию

из

фигурок

,

выполненных

в

стиле

оригами

;

-

закрепить

навыки

работы

с

пооперационной

картой

и

схемой

;

-

помогать

каждому

ребенку

добиваться

желаемого

результата

;

-

показать

преимущества

коллективной

работы

;

-

воспитывать

у

детей

желание

доставлять

радость

окружающим

.

Занятие

Медведь

(

техника

сминания

бумаги

в

«

колобок

»).

Цели

:

-

развивать

у

ребят

сообразительность

,

творчество

;

-

учить

моделировать

игровую

ситуацию

;

-

воспитывать

любовь

к

природе

;

-

обогащать

словарь

.

Занятие

Снегирь

на

ветке

(

в

стиле

обрывной

аппликации

)

Цели

:

-

развитие

глазомера

,

мелкой

моторики

рук

;

-

воспитание

усидчивости

и

аккуратности

.

Занятие

.

Еловая

ветка

с

игрушками

.

Цели

:

-

учить

детей

самостоятельно

«

читать

»

пооперационную

карту

;

-

воспитывать

умение

работать

в

коллективе

;

-

вызывать

чувство

радости

от

проделанной

работы

,

которой

смогут

любоваться

другие

люди

;

-

расширять

словарный

запас

,

-

развивать

объяснительную

речь

.

Занятие

.

Снеговик

.

Цели

:

-

закрепить

умение

мастерить

поделки

в

стиле

оригами

,

-

развивать

воображение

и

творческие

способности

;

-

обогащать

игровой

опыт

.

Февраль

.

Занятие

.

Волшебные

превращения

бумажного

квадрата

.

Цели

:

-

продолжать

учить

детей

преобразовывать

одну

бумажную

Фигурку

в

другую

;

-

закрепить

умение

соединять

две

части

поделки

,

вставляя

их

одну

в

другую

;

-

развивать

фантазию

и

конструктивное

воображение

;

Занятие

Коробочка

Цели

:

-

познакомить

детей

с

новым

способом

складывания

бумаги

;

-

закрепить

умение

следовать

инструкции

педагога

;

-

развивать

самосознание

,

побуждая

к

творчеству

;

-

воспитание

самостоятельности

.

Занятие

.

Звезда

.

Цели

:

-

продолжать

учить

детей

делать

бумажные

фигурки

из

нескольких

деталей

;

-

познакомить

с

последовательностью

изготовления

поделок

в

стиле

оригами

,

используя

схему

;

-

учить

четко

выполнять

инструкцию

педагога

;

-

развивать

объяснительную

речь

.

Занятие

в

стиле

техники

айрис

-

фолдинг

Цели

:

-

продолжать

знакомить

детей

с

искусством

айрис

-

фолдинга

;

-

учить

мастерить

несложные

поделки

,

используя

уже

известные

приемы

складывания

бумаги

;

-

развивать

конструктивное

мышление

,

фантазию

;

-

воспитывать

аккуратность

.

Март

.

Занятие

1-2.

Цветы

для

мамы

(

торцевание

из

бумаги

)

Цель

:

познакомить

детей

с

новым

видом

техникой

-

торцевание

;

-

познакомить

с

последовательностью

изготовления

поделок

;

-

вызвать

чувство

радости

от

проделанной

работы

,

которой

смогут

любоваться

другие

люди

;

Занятие

3-4.

Письмо

с

сердечком

.

Цели

:

-

закрепить

умения

детей

мастерить

поделки

в

стиле

тоцевание

;

-

поощрять

самостоятельность

,

творческую

инициативу

;

-

упражнять

в

свободном

выборе

цвета

и

формы

бумаги

;

Апрель

.

Занятие

Кукла

девочка

.

Цели

:

-

продолжать

учить

детей

делать

бумажные

фигурки

в

стиле

айрис

=

фолдинг

;

-

закрепить

последовательность

изготовления

поделок

в

стиле

айрис

-

фолдинг

;

-

учить

четко

выполнять

инструкции

педагога

;

-

развивать

уверенность

в

своих

силах

и

способностях

;

Занятие

2-3..

Составь

картинку

.

Цели

:

-

продолжать

учить

детей

мастерить

поделки

в

стиле

оригами

:

повышать

интерес

к

этой

деятельности

через

новую

форму

работы

составление

картинок

к

небольшим

стихотворениям

;

-

закреплять

конструктивные

навыки

и

умения

;

-

развивать

творчество

и

обогащать

словарь

.

Занятие

Разные

животные

(

из

мятой

бумаги

используя

салфетки

разного

цвета

).

Цели

:

-

закрепить

умение

детей

следовать

инструкции

педагога

;

-

развивать

фантазию

и

конструктивное

воображение

;

-

развивать

глазомер

,

мелкую

моторику

рук

; -

воспитывать

усидчивость

.

Занятие

.

День

космонавтики

.

Цели

:

-

уточнить

знания

детей

о

празднике

«

День

космонавтики

»;

-

совершенствовать

навыки

работы

с

бумагой

,

ножницами

;

-

закрепить

умение

мастерить

поделки

с

использованием

пооперационных

карт

и

схем

;

-

развивать

глазомер

,

мелкую

мускулатуру

рук

;

-

воспитывать

самостоятельность

.

Май

.

Занятие

..

Кусудами

.

Цели

:

-

продолжать

знакомить

ребят

с

модульным

оригами

;

-

познакомить

с

последовательностью

изготовления

поделок

;

-

расширять

словарный

запас

,

-

развивать

объяснительную

речь

.

Занятие

.

Смешные

человечки

.

Цели

:

-

совершенствовать

навыки

работы

с

бумагой

и

ножницами

;

-

учить

преобразовывать

одну

бумажную

фигурку

в

другую

;

-

воспитывать

самостоятельность

,

аккуратность

;

-

развивать

речь

детей

,

вызывать

хорошее

настроение

от

Участия

в

театрализованной

деятельности

.

Занятие

.

Теремок

итоговое

занятие

(

с

использованием

разных

техник

работы

с

бумагой

)

Цели

:

-

закрепить

умение

детей

мастерить

поделки

,

используя

пооперационные

карты

;

-

заинтересовать

изготовлением

простейших

головных

уборов

для

театрализованной

игры

;

-

привлечь

родителей

к

детской

продуктивной

и

игровой

деятельности

.

Приложения

.

Обрывная

аппликация

один

из

видов

многогранной

техники

аппликация

.

Всё

просто

и

доступно

,

как

в

выкладывании

мозаики

.

Основа

лист

картона

,

материал

разорванный

на

кусочки

лист

цветной

бумаги

(

несколько

цветов

),

инструмент

клей

и

ваши

руки

.

Составляя

картину

из

разноцветных

кусочков

бумаги

,

их

предварительно

смачивают

и

обрывают

по

контуру

из

целого

листа

.

В

результате

возникает

эффект

акварельной

или

даже

масленой

живописи

.

Торцевание

.

Этот

вид

бумажного

творчества

переживает

второе

рождение

.

Ребята

окунутся

в

мир

необычной

аппликативной

мозаики

,

создаваемый

из

небольших

кусочков

гофрированной

(

креповой

)

бумаги

!

Аппликации

из

«

ладошек

».

Аппликация

настолько

многогранна

и

разнообразна

,

что

её

творческое

воплощение

ограничено

лишь

вашей

фантазией

!

Сколько

ладошек

,

столько

прекрасно

выполненных

идей

могут

показать

дети

.

Аппликация

это

один

из

самых

простых

,

увлекательных

и

эффективных

видов

художественной

деятельности

.

Дети

с

удовольствием

работают

с

бумагой

,

потому

что

она

легко

поддается

обработке

.

Особенно

привлекательны

для

детей

нетрадиционные

техники

работы

с

бумагой

,

с

нетрадиционным

материалом

:

рванная

,

скомканная

бумага

,

ватные

диски

,

бумажные

салфетки

,

фантики

от

конфет

и

т

.

д

.

Необычное

сочетание

материалов

и

инструментов

,

доступность

,

простота

техники

исполнения

удовлетворяет

в

них

исследовательскую

потребность

,

пробуждает

чувство

радости

,

успеха

,

развивает

трудовые

умения

и

навыки

.

Квиллинг

Квиллинг

,

бумагокручение

,

бумажная

филигрань

искусство

скручивать

длинные

и

узкие

полоски

бумаги

в

спиральки

,

видоизменять

их

форму

и

составлять

из

полученных

деталей

объемные

или

плоскостные

композиции

.

В

наши

дни

бумагокручение

широко

известно

и

популярно

как

хобби

в

странах

Западной

Европы

,

особенно

в

Англии

и

Германии

.

Но

самое

широкое

распространение

это

искусство

получило

,

когда

оно

«

переехало

»

на

Восток

.

Богатейшие

традиции

тончайшей

графики

и

пластики

,

изготовления

бумаги

и

работы

с

ней

дали

искусству

бумажной

пластики

новую

жизнь

.

Техника

айрис

-

фолдинг

появилась

в

Голландии

. «

Радужное

складывание

»

только

кажется

сложным

,

на

самом

деле

,

эта

техника

требует

внимания

и

аккуратности

,

но

при

этом

позволяет

без

труда

делать

эффектные

открытки

или

украшать

странички

памятного

альбома

(

скрапбукинг

)

интересными

декоративными

элементами

.

Оригами

.

Искусство

оригами

известно

с

давних

времён

.

Впервые

оно

зародилось

в

Китае

-

на

родине

возникновения

бумаги

.

Позже

распространилось

в

Японии

. «

Оригами

»

в

переводе

с

японского

- «

ори

» -

бумага

, «

ками

»-

складывать

.

Тематическое

планирование

занятий

оригами

.

Пальчиковая

гимнастика

.

Наши

пальцы

не

ленились

,

Над

фигуркою

трудились

.

Уголочки

загибали

И

немножечко

устали

.

Мы

легонько

их

стряхнем

,

Снова

складывать

начнем

.

Дружно

пальцы

встали

в

ряд

Показываем

ладони

пальчиками

вверх

Десять

крепеньких

ребят

.

Сжимаем

и

разжимаем

кулачки

.

Эти

два

всему

указки

Все

покажут

без

подсказки

.

Показываем

указательные

пальчики

.

Эти

два

середнячка

Два

здоровых

бодрячка

.

Показываем

средние

пальчики

.

Ну

,

а

эти

безымянны

Молчуны

,

всегда

упрямы

.

Показываем

безымянные

пальчики

.

Два

мизинца

-

коротышки

Непоседы

и

плутишки

.

Показываем

мизинчики

.

Пальцы

главные

средь

них

Два

больших

и

удалых

Показываем

большие

пальчики

,

а

остальные

сжимаем

в

кулачки

.

На

моей

руке

пять

пальцев

,

Пять

хватальцев

,

пять

держальцев

.

Сжимаем

и

разжимаем

кулачки

.

Чтоб

играть

и

чтоб

пилить

,

Чтобы

брать

и

чтоб

дарить

.

Их

нетрудно

сосчитать

:

Попеременно

ударяем

кулак

о

кулак

,

и

ладонь

о

ладонь

.

Раз

,

два

,

три

,

четыре

,

пять

!

Разжимаем

пальчики

на

обеих

руках

,

начиная

с

большого

.

В

гости

к

пальчику

большому

Приходили

прямо

к

дому

Последовательно

соединяем

каждый

пальчик

с

большим

пальцем

.

Указательный

и

средний

,

Безымянный

и

последний

Сам

мизинчик

-

малышок

Постучался

об

порог

.

Слегка

постучать

подушечкой

каждого

пальца

по

столу

.

Вместе

пальчики

-

друзья

,

Друг

без

друга

им

нельзя

.

Сжимаем

и

разжимаем

кулачки

.

Один

,

два

,

три

,

четыре

,

пять

,

Последовательно

загибаем

пальчики

в

кулачки

,

начиная

с

большого

пальца

.

Будем

пальчики

считать

!

Последовательно

разгибаем

пальчики

,

начиная

с

мизинца

.

Крепкие

,

дружные

,

Все

такие

нужные

.

Сжимаем

и

разжимаем

кулачки

.

На

другой

руке

опять

:

Последовательно

загибаем

пальчики

в

кулачки

,

начиная

с

большого

пальца

.

Один

,

два

,

три

,

четыре

,

пять

!

Соединяем

безымянные

пальцы

рук

.

Пальчики

быстрые

,

Хотя

не

очень

чистые

.

Соединяем

мизинцы

.



В раздел образования