Автор: Макарова Оксана Александровна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МБДОУ 90 г.Калуги
Населённый пункт: г.Калуга,Калужской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста.Бумагопластика"
Раздел: дошкольное образование
Пояснительная
записка
.
Многие
учёные
,
педагоги
,
психологи
обращали
серьёзное
внимание
на
значение
развития
мелкой
моторики
рук
.
Аристотель
говорил
: «
Рука
-
это
инструмент
всех
инструментов
»,
подразумевая
под
этим
взаимосвязь
руки
с
мыслительными
способностями
.
Важность
развития
руки
отмечал
Кант
: «
Рука
-
это
своего
рода
внешний
мозг
».
На
основе
этих
наблюдений
,
я
решила
обратить
самое
серьёзное
внимание
на
развитие
мелкой
моторики
рук
у
детей
5-7
лет
.
Художественный
труд
,
а
именно
работа
с
бумагой
-
один
из
видов
деятельности
,
которые
интересны
детям
и
развивают
точность
и
координацию
движений
и
воздействуют
на
интеллектуальное
развитие
.
Программа
«
Детство
»
под
редакцией
Т
.
И
.
Бабаевой
предполагает
,
на
мой
взгляд
,
недостаточный
объём
возможного
использования
бумаги
как
материала
для
конструирования
.
Значительно
большее
внимание
уделяется
Развитие
ребенка
в
дошкольном
возрасте
имеет
большое
значение
,
поскольку
до
семи
лет
закладываются
основы
мышления
,
произвольности
,
самостоятельности
и
свободы
поведения
.
Эти
достижения
дошкольника
являются
результатом
построенного
обучения
.
Ребенок
учится
ставить
и
достигать
разные
цели
.
Он
сам
может
выбрать
,
чем
ему
заняться
,
и
при
этом
самостоятельно
определяет
тему
,
материалы
,
способы
действий
.
Все
это
по
сути
дела
составляет
основу
творчества
и
служит
фундаментом
дальнейшего
развития
ребенка
,
успешности
его
обучения
в
целом
.
Особое
значение
для
развития
этих
основ
имеют
специфически
детские
виды
деятельности
-
игра
,
рисование
,
лепка
и
,
конечно
же
,
художественное
конструирование
,
но
я
хотела
бы
подробне
остановиться
на
таком
виде
деятельности
,
как
бумагопластика
.
Бумажная
пластика
-
это
по
сути
дела
художественное
конструирование
из
бумаги
,
в
котором
новые
художественные
образы
,
конструкции
,
модели
создаются
из
достаточно
«
послушного
»,
пластичного
и
к
тому
же
весьма
доступного
материала
-
бумаги
.
Гипотеза
:
творческие
способности
детей
дошкольного
возраста
будут
развиваться
эффективнее
при
условии
,
способствующих
их
развитию
:
Создание
условий
для
развития
творческих
способностей
детей
дошкольного
возраста
через
бумагопластику
.
Задачи программы:
*Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами(оригами,
квиллинга(бумагокручение),айрис-фолдинга ,аппликации из
ладошек,торцевания,обрывной аппликации).
* Обучать различным приемам работы с бумагой.
*Формировать умения следовать устным инструкциям.
* Развивать внимание, память, воображение.
* Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
*Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.
* Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
*Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности
детей.
*Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
* Учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в
порядке рабочее место.
Принципы построения педагогического процесса.
*. От простого к сложному.
* Системность работ.
* Доступность
* Индивидуальный подход.
Методы и приемы обучения.
*беседа, рассказ, сказка;
*рассматривание иллюстраций;
*показ образца выполнения последовательности работы.
**Методика работы с детьми строится на следующих принципах:
* Отбор содержания доступного детям 6-7 лет;
*Постепенного усложнения программного содержания, методов и приёмов
руководства детской деятельностью,
* Индивидуального подхода к детям.
Формы подведения итогов реализации данной программы: выставки, участие в
смотрах, конкурсах детского сада, города.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе дети:
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы;
– научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия,композиции;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую
моторику рук и глазомер;
Работа проводится вне занятий во вторую половину дня.
Длительность занятий 25минут.
Категория обучаемых: 6-7лет.
В основу программы положены следующие методические разработки:
Богатеева З.А.
«Чудесные поделки из бумаги»Москва «Просвещение» 1992.
Выготский Л.С.
«Воображение и творчество в детском возрасте»Москва
«Просвещение» 1991.
Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С.
«Подготовка и проведение театрализованных
игр в детском саду»Москва «Школьная Пресса» 2004.
Вершинина С.Е.»Технология организации интегративной деятельности старших
дошкольников»Центр педагогического образования,2013.
Тематический
план
кружковой
деятельности
.
Ноябрь
.
Занятие
.
Грибная
пора
.
Цели
:
-
продолжать
учить
детей
мастерить
поделки
в
стиле
оригами
;
-
познакомить
дошкольников
с
одним
из
способов
соединения
деталей
-
склеиванием
;
-
помогать
каждому
ребенку
добиваться
желаемого
результата
;
-
воспитывать
самостоятельность
.
Занятие
Лисичка
(
аппликация
из
ладошек
)
Цели
:
-
продолжать
учить
детей
делать
новую
игрушку
,
-
закреплять
навыки
декоративного
украшения
готовой
фигурки
;
-
воспитывать
усидчивость
,
самостоятельность
;
-
развивать
глазомер
.
Занятие
Осенний
лес
(
обрывная
аппликация
).
Цели
:
-
закреплять
умение
работать
с
крепированной
бумагой
;
-
воспитывать
аккуратность
;
-
обогащать
эмоциональную
сферу
и
словарь
.
Декабрь
.
Занятие
.
Орнамент
(
украшение
для
группы
и
музыкального
зала
:
техника
бумагокручения
и
элементы
айрис
-
фолдинга
)
Цели
:
-
познакомить
с
новой
техникой
;
-
развивать
мелкую
моторику
рук
;
-
образное
и
пространственное
мышление
.
Занятие
Новогодние
украшения
.
Цели
:
-
вызвать
у
детей
желание
самостоятельно
украсить
группу
к
новогоднему
празднику
;
-
продолжать
учить
мастерить
из
бумажных
квадратов
несложные
поделки
,
используя
уже
известные
приемы
складывания
и
скручивания
бумаги
;
-
развивать
конструктивное
мышление
,
фантазию
;
-
воспитывать
аккуратность
.
Занятие
.
Елочка
.
Цели
:
-
создать
хорошее
настроение
к
новогоднему
празднику
;
-
познакомить
с
последовательностью
изготовления
поделок
в
стиле
оригами
,
используя
схему
;
-
познакомить
с
новой
базовой
формой
-
развивать
конструктивное
мышление
и
сообразительность
;
-
воспитание
усидчивости
.
Занятие
.
Дед
Мороз
.
Цели
:-
закрепить
умение
делать
фигурки
в
стиле
оригами
,
используя
схему
;
-
вызвать
радостное
настроение
в
ожидании
новогоднего
праздника
;
-
совершенствовать
навыки
работы
с
ножницами
;
-
воспитывать
самостоятельность
,
усидчивость
.
Январь
.
Занятие
.
Новогоднее
панно
.
Цели
:
-
учить
создавать
композицию
из
фигурок
,
выполненных
в
стиле
оригами
;
-
закрепить
навыки
работы
с
пооперационной
картой
и
схемой
;
-
помогать
каждому
ребенку
добиваться
желаемого
результата
;
-
показать
преимущества
коллективной
работы
;
-
воспитывать
у
детей
желание
доставлять
радость
окружающим
.
Занятие
Медведь
(
техника
сминания
бумаги
в
«
колобок
»).
Цели
:
-
развивать
у
ребят
сообразительность
,
творчество
;
-
учить
моделировать
игровую
ситуацию
;
-
воспитывать
любовь
к
природе
;
-
обогащать
словарь
.
Занятие
Снегирь
на
ветке
(
в
стиле
обрывной
аппликации
)
Цели
:
-
развитие
глазомера
,
мелкой
моторики
рук
;
-
воспитание
усидчивости
и
аккуратности
.
Занятие
.
Еловая
ветка
с
игрушками
.
Цели
:
-
учить
детей
самостоятельно
«
читать
»
пооперационную
карту
;
-
воспитывать
умение
работать
в
коллективе
;
-
вызывать
чувство
радости
от
проделанной
работы
,
которой
смогут
любоваться
другие
люди
;
-
расширять
словарный
запас
,
-
развивать
объяснительную
речь
.
Занятие
.
Снеговик
.
Цели
:
-
закрепить
умение
мастерить
поделки
в
стиле
оригами
,
-
развивать
воображение
и
творческие
способности
;
-
обогащать
игровой
опыт
.
Февраль
.
Занятие
.
Волшебные
превращения
бумажного
квадрата
.
Цели
:
-
продолжать
учить
детей
преобразовывать
одну
бумажную
Фигурку
в
другую
;
-
закрепить
умение
соединять
две
части
поделки
,
вставляя
их
одну
в
другую
;
-
развивать
фантазию
и
конструктивное
воображение
;
Занятие
Коробочка
Цели
:
-
познакомить
детей
с
новым
способом
складывания
бумаги
;
-
закрепить
умение
следовать
инструкции
педагога
;
-
развивать
самосознание
,
побуждая
к
творчеству
;
-
воспитание
самостоятельности
.
Занятие
.
Звезда
.
Цели
:
-
продолжать
учить
детей
делать
бумажные
фигурки
из
нескольких
деталей
;
-
познакомить
с
последовательностью
изготовления
поделок
в
стиле
оригами
,
используя
схему
;
-
учить
четко
выполнять
инструкцию
педагога
;
-
развивать
объяснительную
речь
.
Занятие
в
стиле
техники
айрис
-
фолдинг
Цели
:
-
продолжать
знакомить
детей
с
искусством
айрис
-
фолдинга
;
-
учить
мастерить
несложные
поделки
,
используя
уже
известные
приемы
складывания
бумаги
;
-
развивать
конструктивное
мышление
,
фантазию
;
-
воспитывать
аккуратность
.
Март
.
Занятие
1-2.
Цветы
для
мамы
(
торцевание
из
бумаги
)
Цель
:
познакомить
детей
с
новым
видом
техникой
-
торцевание
;
-
познакомить
с
последовательностью
изготовления
поделок
;
-
вызвать
чувство
радости
от
проделанной
работы
,
которой
смогут
любоваться
другие
люди
;
Занятие
3-4.
Письмо
с
сердечком
.
Цели
:
-
закрепить
умения
детей
мастерить
поделки
в
стиле
тоцевание
;
-
поощрять
самостоятельность
,
творческую
инициативу
;
-
упражнять
в
свободном
выборе
цвета
и
формы
бумаги
;
Апрель
.
Занятие
Кукла
–
девочка
.
Цели
:
-
продолжать
учить
детей
делать
бумажные
фигурки
в
стиле
айрис
=
фолдинг
;
-
закрепить
последовательность
изготовления
поделок
в
стиле
айрис
-
фолдинг
;
-
учить
четко
выполнять
инструкции
педагога
;
-
развивать
уверенность
в
своих
силах
и
способностях
;
Занятие
2-3..
Составь
картинку
.
Цели
:
-
продолжать
учить
детей
мастерить
поделки
в
стиле
оригами
:
повышать
интерес
к
этой
деятельности
через
новую
форму
работы
–
составление
картинок
к
небольшим
стихотворениям
;
-
закреплять
конструктивные
навыки
и
умения
;
-
развивать
творчество
и
обогащать
словарь
.
Занятие
Разные
животные
(
из
мятой
бумаги
используя
салфетки
разного
цвета
).
Цели
:
-
закрепить
умение
детей
следовать
инструкции
педагога
;
-
развивать
фантазию
и
конструктивное
воображение
;
-
развивать
глазомер
,
мелкую
моторику
рук
; -
воспитывать
усидчивость
.
Занятие
.
День
космонавтики
.
Цели
:
-
уточнить
знания
детей
о
празднике
«
День
космонавтики
»;
-
совершенствовать
навыки
работы
с
бумагой
,
ножницами
;
-
закрепить
умение
мастерить
поделки
с
использованием
пооперационных
карт
и
схем
;
-
развивать
глазомер
,
мелкую
мускулатуру
рук
;
-
воспитывать
самостоятельность
.
Май
.
Занятие
..
Кусудами
.
Цели
:
-
продолжать
знакомить
ребят
с
модульным
оригами
;
-
познакомить
с
последовательностью
изготовления
поделок
;
-
расширять
словарный
запас
,
-
развивать
объяснительную
речь
.
Занятие
.
Смешные
человечки
.
Цели
:
-
совершенствовать
навыки
работы
с
бумагой
и
ножницами
;
-
учить
преобразовывать
одну
бумажную
фигурку
в
другую
;
-
воспитывать
самостоятельность
,
аккуратность
;
-
развивать
речь
детей
,
вызывать
хорошее
настроение
от
Участия
в
театрализованной
деятельности
.
Занятие
.
Теремок
–
итоговое
занятие
(
с
использованием
разных
техник
работы
с
бумагой
)
Цели
:
-
закрепить
умение
детей
мастерить
поделки
,
используя
пооперационные
карты
;
-
заинтересовать
изготовлением
простейших
головных
уборов
для
театрализованной
игры
;
-
привлечь
родителей
к
детской
продуктивной
и
игровой
деятельности
.
Приложения
.
Обрывная
аппликация
—
один
из
видов
многогранной
техники
аппликация
.
Всё
просто
и
доступно
,
как
в
выкладывании
мозаики
.
Основа
—
лист
картона
,
материал
—
разорванный
на
кусочки
лист
цветной
бумаги
(
несколько
цветов
),
инструмент
—
клей
и
ваши
руки
.
Составляя
картину
из
разноцветных
кусочков
бумаги
,
их
предварительно
смачивают
и
обрывают
по
контуру
из
целого
листа
.
В
результате
возникает
эффект
акварельной
или
даже
масленой
живописи
.
Торцевание
.
Этот
вид
бумажного
творчества
переживает
второе
рождение
.
Ребята
окунутся
в
мир
необычной
аппликативной
мозаики
,
создаваемый
из
небольших
кусочков
гофрированной
(
креповой
)
бумаги
!
Аппликации
из
«
ладошек
».
Аппликация
настолько
многогранна
и
разнообразна
,
что
её
творческое
воплощение
ограничено
лишь
вашей
фантазией
!
Сколько
ладошек
,
столько
прекрасно
выполненных
идей
могут
показать
дети
.
Аппликация
–
это
один
из
самых
простых
,
увлекательных
и
эффективных
видов
художественной
деятельности
.
Дети
с
удовольствием
работают
с
бумагой
,
потому
что
она
легко
поддается
обработке
.
Особенно
привлекательны
для
детей
нетрадиционные
техники
работы
с
бумагой
,
с
нетрадиционным
материалом
:
рванная
,
скомканная
бумага
,
ватные
диски
,
бумажные
салфетки
,
фантики
от
конфет
и
т
.
д
.
Необычное
сочетание
материалов
и
инструментов
,
доступность
,
простота
техники
исполнения
удовлетворяет
в
них
исследовательскую
потребность
,
пробуждает
чувство
радости
,
успеха
,
развивает
трудовые
умения
и
навыки
.
Квиллинг
Квиллинг
,
бумагокручение
,
бумажная
филигрань
—
искусство
скручивать
длинные
и
узкие
полоски
бумаги
в
спиральки
,
видоизменять
их
форму
и
составлять
из
полученных
деталей
объемные
или
плоскостные
композиции
.
В
наши
дни
бумагокручение
широко
известно
и
популярно
как
хобби
в
странах
Западной
Европы
,
особенно
в
Англии
и
Германии
.
Но
самое
широкое
распространение
это
искусство
получило
,
когда
оно
«
переехало
»
на
Восток
.
Богатейшие
традиции
тончайшей
графики
и
пластики
,
изготовления
бумаги
и
работы
с
ней
дали
искусству
бумажной
пластики
новую
жизнь
.
Техника
айрис
-
фолдинг
появилась
в
Голландии
. «
Радужное
складывание
»
только
кажется
сложным
,
на
самом
деле
,
эта
техника
требует
внимания
и
аккуратности
,
но
при
этом
позволяет
без
труда
делать
эффектные
открытки
или
украшать
странички
памятного
альбома
(
скрапбукинг
)
интересными
декоративными
элементами
.
Оригами
.
Искусство
оригами
известно
с
давних
времён
.
Впервые
оно
зародилось
в
Китае
-
на
родине
возникновения
бумаги
.
Позже
распространилось
в
Японии
. «
Оригами
»
в
переводе
с
японского
- «
ори
» -
бумага
, «
ками
»-
складывать
.
Тематическое
планирование
занятий
оригами
.
Пальчиковая
гимнастика
.
Наши
пальцы
не
ленились
,
Над
фигуркою
трудились
.
Уголочки
загибали
И
немножечко
устали
.
Мы
легонько
их
стряхнем
,
Снова
складывать
начнем
.
Дружно
пальцы
встали
в
ряд
Показываем
ладони
пальчиками
вверх
Десять
крепеньких
ребят
.
Сжимаем
и
разжимаем
кулачки
.
Эти
два
–
всему
указки
Все
покажут
без
подсказки
.
Показываем
указательные
пальчики
.
Эти
–
два
середнячка
Два
здоровых
бодрячка
.
Показываем
средние
пальчики
.
Ну
,
а
эти
безымянны
Молчуны
,
всегда
упрямы
.
Показываем
безымянные
пальчики
.
Два
мизинца
-
коротышки
Непоседы
и
плутишки
.
Показываем
мизинчики
.
Пальцы
главные
средь
них
Два
больших
и
удалых
Показываем
большие
пальчики
,
а
остальные
сжимаем
в
кулачки
.
На
моей
руке
пять
пальцев
,
Пять
хватальцев
,
пять
держальцев
.
Сжимаем
и
разжимаем
кулачки
.
Чтоб
играть
и
чтоб
пилить
,
Чтобы
брать
и
чтоб
дарить
.
Их
нетрудно
сосчитать
:
Попеременно
ударяем
кулак
о
кулак
,
и
ладонь
о
ладонь
.
Раз
,
два
,
три
,
четыре
,
пять
!
Разжимаем
пальчики
на
обеих
руках
,
начиная
с
большого
.
В
гости
к
пальчику
большому
Приходили
прямо
к
дому
Последовательно
соединяем
каждый
пальчик
с
большим
пальцем
.
Указательный
и
средний
,
Безымянный
и
последний
Сам
мизинчик
-
малышок
Постучался
об
порог
.
Слегка
постучать
подушечкой
каждого
пальца
по
столу
.
Вместе
пальчики
-
друзья
,
Друг
без
друга
им
нельзя
.
Сжимаем
и
разжимаем
кулачки
.
Один
,
два
,
три
,
четыре
,
пять
,
Последовательно
загибаем
пальчики
в
кулачки
,
начиная
с
большого
пальца
.
Будем
пальчики
считать
!
Последовательно
разгибаем
пальчики
,
начиная
с
мизинца
.
Крепкие
,
дружные
,
Все
такие
нужные
.
Сжимаем
и
разжимаем
кулачки
.
На
другой
руке
опять
:
Последовательно
загибаем
пальчики
в
кулачки
,
начиная
с
большого
пальца
.
Один
,
два
,
три
,
четыре
,
пять
!
Соединяем
безымянные
пальцы
рук
.
Пальчики
быстрые
,
Хотя
не
очень
…
чистые
.
Соединяем
мизинцы
.