Напоминание

"Взаимодействие воспитателя суворовского училища с преподавательским составом в интересах повышения качества учебы суворовцев"


Автор: Шац Лариса Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Тульское суворовское военное училище МО РФ
Населённый пункт: г. Тула
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Взаимодействие воспитателя суворовского училища с преподавательским составом в интересах повышения качества учебы суворовцев"
Раздел: полное образование





Назад




Взаимодействие воспитателя суворовского училища с преподавательским составом

в интересах повышения качества учебы суворовцев

Автор: Шац Лариса Михайловна

Должность: воспитатель

1.

Единство воспитания и обучения - важнейшее условие

качественного образовательного процесса.

Согласно Федерального Закона "Об образовании в Российской Федерации" (2012),

образование - это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся

общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества

и

государства,

а

также

совокупность

приобретаемых

знаний,

умений,

навыков,

ценностных установок, опыта деятельности и компетенций,

определенных объема и

сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического

и

профессионального

развития

человека,

удовлетворения

его

образовательных

потребностей и интересов". Следовательно, весь процесс образования можно представить

в качестве двух составляющих половин одного целого: обучения и воспитания.

В свою очередь и обучение, и воспитание представляют собой определенный

законченный

и

сформированный

процесс.

Суть

данных

процессов

в

Законе

"Об

образовании в Российской Федерации" представлена следующим образом:

обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по

овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта

деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в

повседневной

жизни

и

формированию

у

обучающихся

мотивации

получения

образования в течение всей жизни;

воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий

для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных,

духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения

в интересах человека, семьи, общества и государства.

Воспитательная

работа,

как

составная

часть

образовательного

процесса,

организуется и проводится в МСВУ в тесной взаимосвязи с процессом обучения с учетом

социально-психологических

особенностей

воспитуемых,

психологических

факторов

и

условий образовательного учреждения (из программы развития МСВУ до 2020 года п.4.8)

Для всех типов образовательных учреждений в последние годы все актуальнее

становится

проблема

качества

обучения,

от

которого

зависит

эффективность

деятельности,

престиж,

конкурентоспособность.

Понятие

“качество

обучения”

определяется как определённый уровень знаний и умений, умственного нравственного и

физического

развития,

которого

достигают

обучаемые

на

определённом

этапе

в

соответствии с планируемыми целями.

Для успешного решения вопросов повышения качества обучения, воспитания и

развития

личности

необходимо

активное

взаимодействие

всех

участников

образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического

труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде. В этой связи

должностная

инструкция

классного

руководителя

МСВУ

четко

обозначает

основные

направления его деятельности, права, обязанности и ответственность, соотнося

их с

должностными

обязанностями

других

участников

образовательного

процесса

(воспитателей, преподавательского состава, психолога курса, педагогов дополнительного

образования)

Ведущая роль в организации тесного сотрудничества горизонтали «суворовцы –

родители

воспитатели

учителя-предметники

психолог

курса

педагоги

дополнительного образования» принадлежит классному руководителю, который является

1

основным связующим звеном этой цепочки. Моя работа направлена на поиск алгоритма

совместных

действий

с

преподавательским

составом

училища,

эффективно

обеспечивающих

успешность

итоговой

аттестации

в

формате

ЕГЭ.

Очень

важно

организовать

равноправное,

профессиональное

сотрудничество

с

учителями-

предметниками

на

основе

индивидуального

вклада

каждого

в

общее

трудное

дело,

каковым является система работы педагогического коллектива по подготовке суворовцев

выпускного курса к сдаче ЕГЭ.

2. Сущность взаимодействия классного руководителя и

учителя -предметника в МСВУ

Сотрудничество классного руководителя и учителей-предметников необходимо в

самых разных областях и периодах жизни суворовца и тогда, когда младший учебный

курс знакомится с новыми учителями и предметами и тогда, когда выпускники готовятся к

итоговой

аттестации.

Сущность

такого

взаимодействия

заключается

в

обеспечении

целостности, целенаправленности педагогического процесса, в создании благоприятных

условий для развития внутреннего потенциала каждого суворовца, для раскрытия в нем

лучших качеств и способностей. Каждый педагог заинтересован в профессиональном и

воспитательном

результате,

который

можно

повысить,

если

объединить

или

скоординировать свои усилия с действиями коллег. Вопрос о роли классного руководителя

выпускного курса в системе работы педагогического коллектива МСВУ по подготовке

суворовцев к единому государственному экзамену требует особого осмысления с учетом

специфики учебного заведения.

Именно перед классным руководителем стоят важные задачи:

изучение особенностей преподавательской деятельности каждого учителя, анализ

отношений с суворовцами взвода;

совместная

разработка

педагогических

требований

и

подходов

участников

образовательного

процесса,

направленных

на

определение

общих

целей

и

планирование

совместной

деятельности

по

их

достижению;

действия,

направленные на подготовку суворовцев к ЕГЭ, должны быть согласованными,

требования – едиными;

обеспечение

социально-психологического

сопровождения

суворовцев

взвода;

систематическое

информирование учителей о динамике развития, трудностях и

достижениях, об изменении ситуации в семье каждого суворовца;

представление интересов своих воспитанников на совещаниях и педагогических

советах училища;

создание условий для развития у родителей положительной мотивации в качестве

участников образовательного процесса.

Основу взаимодействия классного руководителя и учителей взвода составляют:

взаимная информированность о суворовцах, их взаимоотношениях, об организации

и результатах учебно-воспитательного процесса;

заинтересованность в успешной работе взвода и каждого суворовца;

совместный поиск путей решения педагогических проблем, работа по реализации

намеченных задач;

совместный анализ проведенной работы, полученных результатов, определение

перспектив в работе с суворовцами взвода.

Формы взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников:

посещение уроков классным руководителем, составление карты наблюдения урока;

2

совместное участие в подготовке и проведении предметных недель, внеклассных

мероприятий;

мини-педсоветы

(каждую

среду)

по

организации

работы

с

суворовцами,

требующими особого внимания и контроля в подготовке к сдаче ЕГЭ;

педагогически

целесообразное

использование

возможностей

педагогов

в

организации работы с родителями;

индивидуальные

беседы,

как

совместные

размышления,

совместный

поиск

решения той или иной проблемы, которые должны быть спланированы так, чтобы

предупредить возможные трудности и конфликты.

На

первый

взгляд

реализация

всех

этих

совместных

действий

может

показаться

нереальной,

однако

многое

осуществляется

классным

руководителем

и

учителями

в

повседневном общении и требует небольших затрат времени, окупающихся значительным

повышением

качества

педагогической

работы.

Казалось бы, об улучшении результата

учебы, в первую очередь, должен заботиться учитель-предметник: классный руководитель

не может быть репетитором по всем предметам. Но он может добиться того, чтобы

суворовец сам стремился повысить успеваемость, осознавая необходимость получаемых

знаний. Работа будет успешна тогда, когда суворовец очень чётко понимает, что нужно

делать, как это следует выполнять и, прежде всего, зачем. Важно повлиять на подростка с

целью

повышения

его

самооценки,

формирования

его

веры

в

свою

успешность,

понимания необходимости личностного роста.

Таким образом, обе стороны, помогая друг другу, решают общие образовательные и

воспитательные задачи: развитие познавательной активности суворовцев, их творческих

способностей, самостоятельности, ответственности.

3. Реализация принципов личностно-ориентированных технологий в обучении как

средства успешной подготовки суворовцев старшего курса к сдаче итоговой

аттестации

Единый

государственный

экзамен

стал

частью

профессиональной

жизни,

как

учителя-предметника, так и воспитателя выпускного курса суворовцев. Обязательным для

выпускников

всех

учебных

заведений

является

экзамен

по

русскому

языку.

Положительный результат этого экзамена - основание для выдачи суворовцу аттестата о

среднем общем образовании. Поскольку поступление в ВУЗы МО РФ зависит от баллов в

сертификате,

то

преподавательский

состав

и

воспитатели

училища

осознают

свою

ответственность

за

то,

каким

будет

дальнейший

образовательный

маршрут

каждого

суворовца.

Совместную

работу

по

подготовке

к

итоговой

аттестации

с

преподавателем

русского языка мы начали с составления плана в начале учебного года и определения

основных методических принципов, используемых в работе:

•личностно-ориентированный подход в обучении, учитывая рекомендации предыдущего

пункта;

• коммуникативная направленность, предполагающая формирование навыков общения:

умения рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации

собственных мыслей, делать вывод, умения вести любой диалог;

•организация системы разноуровневого обучения;

• поэтапное обучение от простого к сложному.

На уроках русского языка в наиболее тщательной отработке нуждаются знания и

умения базового уровня. Преподавателю важно добиться, чтобы задания для контроля

результатов их усвоения выполнялись всеми суворовцами. С этой целью при организации

3

учебного процесса в курсе русского языка выпускного класса особое внимание уделено

повторению и закреплению наиболее значительных и наиболее слабо усваиваемых знаний

из программы основной школы.

Согласно составленного плана работы, выделяются основные действия классного

руководителя, оказывающие непосредственную помощь преподавателю русского языка в

подготовке к ЕГЭ по своему предмету:

Посещение

учебных

занятий

с

составлением

карты

наблюдений

и

последующим

обсуждением

действий

каждого

суворовца

с

преподавателем,

а

также

способов

взаимодействия учителя с коллективом взвода. В процессе составления карты наблюдений

классный руководитель наблюдает за работой суворовцев, их дисциплиной, анализирует

качество

знаний

и

познавательную

активность.

Одновременно

с

этим

классный

руководитель изучает вопрос о накоплении оценок и использовании их стимулирующей

роли в учении, о дозировке объема заданий для самоподготовки.

Организация и проведение самоподготовки.

Для того чтобы осуществлять руководство процессом организации самоподготовки,

классный руководитель должен хорошо ориентироваться в учебных программах, знать

требования,

предъявляемые

учителями-предметниками,

знать

индивидуальные

особенности каждого воспитанника. Ежеурочно классным руководителем обговариваются

и

уточняются

задания

для

самоподготовки

по

русскому

языку

и

другим

предметам,

составляется план проведения самоподготовки с указанием необходимой индивидуальной

работы и с учетом ранжирования трудности учебных предметов. Перед воспитателями,

которые

ведут

самоподготовку,

стоят

те

же

задачи,

что

и

перед

учителями

-

предметниками: обеспечить глубокие прочные знания программного материала, развивать

познавательные способности и учебную мотивацию, обучать приемам самостоятельной

работы

по

овладению

теми

или

иными

знаниями,

уметь

адекватно

оценивать

свои

возможности, работать с книгой, с электронными носителями (электронная почта роты,

LMS школа, интернет-ресурсы для подготовки к ЕГЭ), справочной и другой литературой,

формировать

культуру

учебного

труда.

В

процессе

проведения

самоподготовки

воспитатель по-разному контролирует каждого суворовца. Часто я использую работу в

парах:

ребята

проверяют

друг

друга,

что

развивает

навыки

самостоятельной

работы

консультантов.

Более

слабых

суворовцев

контролирую

сама

(проверяю

выполнение

письменных заданий, заучивание правил).

Важным приемом в работе воспитателя на

самоподготовке является применение элементов проблемности, когда суворовец, выполняя

домашнее задание, сам проверяет на практике орфографическую закономерность, что

вынуждает обратиться к анализу, синтезу, сопоставлению, обобщению.

Для успешной связи учителей-предметников с воспитателем и более плодотворного

проведения

самоподготовки

в

МСВУ

организовано

посещение

внеурочных

занятий

педагогами по индивидуальному графику. Учитель фиксирует, на кого обратить внимание,

дает советы по выполнению задания, требования к оформлению

письменных работ.

Таким образом, качественно проведенная самоподготовка является большой помощью

учителю в подготовке суворовцев к итоговой аттестации по предмету.

Дополнительные занятия по предмету с учетом уровневой дифференциации.

Диагностика

уровня

остаточных

знаний

и

степени

усвоения

программного

материала по русскому языку проводилась с помощью входного контроля и результатов

тренировочно-диагностических работ. На основании такой диагностики дополнительные

занятия

по

предмету

были

организованы

с

учетом

уровневой

дифференциации,

направленной

на

ликвидацию

выявленных

пробелов

в

знаниях,

что

обеспечивает

повышение уровня обученности суворовцев и качества их знаний.

4

Для организации разноуровневого обучения и обобщающего повторения суворовцы

взвода были разделены на три группы:

«Группа риска» - суворовцы, которые могут не набрать минимальное количество

баллов,

подтверждающие

освоение

основных

общеобразовательных

программ

среднего (полного) общего образования.

Группа «мотивированных учащихся» – суворовцы, которые при добросовестном

отношении наберут минимальное количество баллов, подтверждающее освоение

основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования.

Группа «одаренных учащихся» –претенденты на получение высоких баллов.

Учитель планирует свою работу на дополнительных занятиях по подготовке к ЕГЭ,

учитывая

степень

обученности

и

мотивацию

к

учению

каждой

группы.

Классный

руководитель жестко отслеживает посещение суворовцами всех дополнительных занятий

согласно расписанию, составленному учебным отделом.

Так,

подготовка

суворовцев

«группы

риска»

находится

на

персональном

административном

контроле.

Чтобы

правильно

выбрать

стратегию

работы

со

слабоуспевающими,

необходимо

обеспечить

взаимосвязанную

деятельность

классного

руководителя,

преподавателя

и

суворовцев,

которая

призвана

улучшить

усвоение

последними содержания учебных программ. Для таких суворовцев учитель составляет

индивидуальные планы на каждую четверть. Используя дифференцированный подход при

организации

самостоятельной

работы

на

уроке

и

самоподготовке,

учитель

дает

слабоуспевающему ученику посильные индивидуальные задания, выполнение которых

классный руководитель фиксирует в специальной тетради

Очень важно создать все условия для оптимального развития способных суворовцев, в

отношении

которых

есть

серьезная

надежда

на

высокие

показатели

качества.

Такие

учащиеся

имеют

более

высокие

интеллектуальные

способности,

восприимчивость

к

учению,

творческие

возможности

и

доминирующую

активную

познавательную

потребность. Поэтому сотрудничество классного руководителя и учителя в этом вопросе

направлено на подготовку суворовцев к предметным олимпиадам и конкурсам различного

уровня,

для

чего

организованы

элективные

курсы

по

предмету

и

индивидуальные

консультации. Так, суворовцы взвода,

приняли активное участие

во Всероссийском

конкурсе

«Русский

медвежонок»,

Всероссийской

олимпиаде

школьников

по

русскому

языку, являлись активными участниками читательской конференции по книге Б. Васильева

«А зори здесь тихие..», которая состоялась в музее Великой Отечественной войны на

Поклонной горе, получили отличные результаты во Всероссийской олимпиаде «Знатоки

Русского

языка».Такая

результативность

работы

с

одарёнными

суворовцами

реально

отражает рост и достижения учащихся.

Таким образом, четкая организация дополнительных

занятий, позволяет уделить

внимание каждому суворовцу, ответить на его вопросы, повторить грамматику языка,

собрав разрозненные правила в чёткую структуру, а также отследить, понимает ли ученик

тему занятия и справляется ли с заданиями.

Педагогический консилиум.

Одной из форм взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников,

обеспечивающих единство действий и способствующих выработке единых подходов к

обучению и воспитанию, являются еженедельные совещания классного руководителя с

учителями-предметниками, работающими в классе, в присутствии заместителя начальника

училища по учебной работе. Сейчас они приобретают форму педагогического консилиума.

Каждую среду педагоги училища анализируют результаты успеваемости суворовцев за

учебный

период

(классный

руководитель

готовит

отчет

об

успеваемости

взвода

5

(приложение

8)),

обмениваются

информацией,

договариваются

о

способах

решения

возникающих проблем. Здесь формируется всесторонний и единый взгляд на подростка,

так

как

все,

кто

работает

с

суворовцем,

получает

информацию

о

его

психическом,

физическом, умственном развитии, его индивидуальных способностях, возможностях и

трудностях. В завершении учебной четверти, проводится педагогический консилиум с

участием

всех

учителей

по

оказанию

педагогической

поддержки

суворовцам,

испытывающим

трудности

в

учебе,

осуществляется

анализ

этих

трудностей,

и

определяются согласованные способы коррекции деятельности педагогов и воспитателей

по

отношению

к

каждому

суворовцу,

составляется

план

индивидуальной

работы

с

неуспевающими на каникулы.

Привлечение преподавателей и воспитателей к работе с родителями.

Вся

система

взаимодействия

классного

руководителя,

учителей-предметников,

психолога, суворовцев и их родителей, направленная на подготовку выпускников к ЕГЭ,

должна

строиться

на

основе

профессионального

диалога,

сотрудниче ства,

взаимопонимания, уважения.

ЕГЭ, как все еще новая форма проведения аттестации, пугает родителей, у них возникает

много

вопросов,

их

беспокоит

то,

как

помочь

подростку

в

период

подготовки

к

ответственному испытанию.

Классный

руководитель

обеспечивает

тесное

взаимодействие

родителей

и

педагогов. На родительские собрания приглашаются все учителя, работающие в классе,

для

получения

подробной

информации

об

учебных

успехах

и

проблемах

каждого

суворовца.

Преподаватель

знакомит

родителей

с

результатами

тренировочных,

диагностических работ, индивидуальной траекторией подготовки к экзамену, указывает

замечания

по

качеству

выполнения

самоподготовки,

дает

конкретные

рекомендации

родителям по оказанию помощи суворовцам в период подготовки к итоговой аттестации.

В

отдельных

случаях,

родители

слабоуспевающих

суворовцев

приглашаются

на

педагогический совет училища или для индивидуальной беседы с преподавателем для

совместного выявления проблем, трудностей обучения на текущий период и совместный

поиск путей решения этих проблем, преодоления трудностей.

Каждая из названных форм взаимодействия должна быть реализована так, чтобы

учебный процесс был более эффективным и обеспечивал требуемое качество обучения.

Вся

работа

по

подготовке

суворовцев

к

ЕГЭ

отслеживается

методическим

отделом

училища. В рамках внутриучилищного мониторинга качества образования в течение года

систематически ставятся на контроль вопросы подготовки к государственной (итоговой)

аттестации суворовцев выпускного курса.

Заключение. Результаты тесного взаимодействия с преподавателями-предметниками

во взводе

В результате проводимой работы по достижению взаимодействия с преподавателем

удалось организовать образовательный процесс так, что:

все суворовцы достигли уровня обязательных результатов обучения;

у

большинства

сформирован

устойчивый

познавательный

интерес

(суворовцы,

ранее не проявляющие интереса к предмету, с удовольствием посещают уроки

русского языка и дополнительные занятия по предмету);

формируются сознательность, ответственность, развиваются навыки самооценки,

планирования

и

регулирования

своей

деятельности.

Суворовцы

осознанно

прогнозируют результаты своего обучения;

снижается эмоционально-психологическое напряжение, связанное с предстоящей

итоговой аттестацией.

6

Тщательно

спланированная,

целенаправленная,

серьёзная

систематическая

работа,

безусловно, способствует повышению качества образовательного процесса. Именно при

таком

комплексном

подходе

к

подготовке

суворовцев

к

итоговой

государственной

аттестации возможна успешная сдача ЕГЭ, гарантирующая получение аттестата о среднем

(полном) общем образовании каждым выпускником и успешное поступление в выбранные

учебные

заведения.

Но

объективную

оценку

проведенной

подготовительной

работы

покажут

результаты экзамена, которые позволят

качественно оценить эффективность

образовательного процесса в МСВУ.

Надеюсь,

что

опыт

сотрудничества

классного

руководителя

с

преподавательским

составом взвода будет полезен коллегам других учебных курсов.

Список литературы:

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

(с изменениями и дополнениями) от 29 декабря 2012г.

2. Программа развития ФГКОУ МСВУ МО РФ до 2020года

3. Амонашвили Ш. К каждому ребёнку индивидуальный подход / Воспитание

школьников ” 5/03

4. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного

образования /Народное образование, 2003

5. Якиманская И.С. Личностно – ориентированное обучение в современной

школе./Москва, 1996

6. Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного

руководителя /Москва, 2007

7. Ресурсы Интернета

7



В раздел образования