Автор: Челнокова Татьяна Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ с. Беловка
Населённый пункт: Самарская область, муниципального района Богатовский
Наименование материала: внеурочная деятельность
Тема: "Занимательная пунктуация"
Раздел: полное образование
Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Самарской области
Средняя общеобразовательная школа с. Беловка
муниципального района Богатовский
Самарской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ПУНКТУАЦИЯ»
9 класс
2017-2018 учебный год
Разработчик:
учитель русского языка и литературы
Челнокова Татьяна Николаевна
первая квалификационная категория
с. Беловка
Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности
«Занимательная пунктуация» 9 класс
Выпускник получит возможность научиться:
-основному комплексу, определяющему уровень пунктуационной, языковой и
лингвистической компетенции 9-классников;
-формулировке пунктуационных правил, используемых как в простом, так и в
сложном предложениях;
Выпускник научится:
-свободно применять постановку знаков препинания конца предложения,
внутри простого и сложного предложения;
-работать с тестовыми заданиями: самостоятельно понимать формулировку
задания и вникать в её смысл;
-четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
-самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
-расставлять знаки препинания между однородными членами, в предложениях с
обособленными членами;
-опознавать сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной
связи;
-составлять схемы сложных предложений и конструировать предложения по
заданным схемам;
-проводить синтаксический анализ сложных предложений с различными видами
союзной и бессоюзной связи;
-находить сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной
связи в художественных текстах, использовать такие предложения в речи;
-работать с бланками экзаменационной работы;
-сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
- находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи
содержания.
Содержание учебного курса внеурочной деятельности
«Занимательная пунктуация» 9 класс
Пунктуация как система правил постановки знаков препинания(1час)
Из них:
-практическая работа-1час
Структура экзаменационной работы по русскому языку в формате ОГЭ; задания,
требующие знания пунктуационных навыков.
Знаки препинания внутри простого предложения(13часов)
Из них:
-практическая работа- 8 часов.
-смотр знаний-1час.
Знаки препинания между членами предложения. Подготовка к ОГЭ. Работа с текстом.
Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания между однородными
членами. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Обособленные
определения и приложения. Обособленные дополнения. Обособление обстоятельств.
Выделение на письме знаками препинания уточняющих членов предложения. Знаки
препинания при сравнительных оборотах. Знаки препинания в предложениях с
вводными словами. Предложение с обращениями. Речевые формулы обращений,
используемые в речи. Пунктуационное выделение междометий, утвердительных,
отрицательных, вопросительно – восклицательных слов (что, что ж, как же, что же…).
Сложное предложение (10 часов)
Из них:
-практическая работа-5час.
-итоговая работа-1 час.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении, сложноподчиненном
предложении, бессоюзном. Сложные предложения с различными видами связи.
Знаки препинания при передаче чужой речи (3 часа)
Из них:
-практическая работа-2час.
Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные
способы оформления на письме цитат.
Знаки препинания в связном тексте (2 часа)
Из них:
-практическая работа-1час.
Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.
Подготовка к ОГЭ (5 часов)
Из них:
-практическая работа-2час.
-итоговая работа-1час.
Подготовка к ОГЭ. Работа с текстом.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил,
изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и
практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать
пунктуационную, языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности;
закрепить знания пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки). Также
затрагивается проблема культуры устной и письменной речи: правильность и
уместность выбора языковых средств, правильность речи (произносительные нормы,
языковые нормы и языковые ошибки).
Программа рассчитана на 34 часа(1 час в неделю) и соответствует Федеральному
государственному образовательному стандарту второго поколения (Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования
/Стандарты второго поколения / М.: «Просвещение», 2011);
Федеральному закону РФ «Об образовании» № 273-ФЗ, приказу МОиН РФ от
31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в ФГОС основного общего образования,
утвержденный приказом МОиН РФ от 17.12.2015 №1897»;
письму Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011г. № 03-296 « Об
организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного
образовательного стандарта»; основной образовательной программы основного общего
и среднего (полного) общего образования. Интенсивный курс русского языка: Пособие
для подготовки к тестированию и сочинению в правилах, алгоритмах и шпаргалках.
Иссерс О.С., Кузьмина Н.А.-М., 2017.
Тематическое планирование учебного курса внеурочной деятельности «Занимательная пунктуация» 9 класс
№
уроков
п/п
№
уроков
раздела
Темы разделов, уроков
Тип урока
Примерная
дата
Примечание
Пунктуация как система правил постановки знаков препинания(1час)
Из них: -практическая работа-1час.
Обучающийся получит возможность научиться: правилам постановки знаков препинания в экзаменационной работе,
структуры экзаменационной работы по русскому языку в формате ОГЭ, критериям оценивания экзаменационной работы по русскому языку,
правилам заполнения бланков экзаменационной работы по русскому языку.
Обучающийся научится: работать по структуре экзаменационной работы по русскому языку в формате ОГЭ, оценивать свою работу по
критериям экзаменационной работы по русскому языку.
1
1
Работа с текстом. Знаки препинания в конце
предложения
Урок рефлексии
Знаки препинания внутри простого предложения(13часов)
Из них: -практическая работа-8 часов.
-смотр знаний-1час.
Обучающийся получит возможность научиться: приемам постановки знаков препинания внутри простого предложения.
Обучающийся научится: владеть комплексом умений, определяющих уровень пунктуационной, языковой и лингвистической компетенции
9-классников, грамотно выполнять тестовые задания экзаменационной работы. вычленять главное в информации.
2
1
Знаки препинания между членами предложения.
Подготовка к ОГЭ. Работа с текстом. Тире между
подлежащим и сказуемым
Урок «открытия» нового
знания
3
2
Знаки препинания между однородными членами
Урок «открытия» нового
знания
4
3
Однородные и неоднородные определения
Урок общеметодологической
направленности
5
4
Обобщающие слова при однородных членах
Урок рефлексии
6
5
Знаки препинания в предложениях с обособленными
членами. Обособленные определения и приложения
Урок рефлексии
7
6
Обособленные дополнения
Урок рефлексии
8
7
Обособление обстоятельств
Урок рефлексии
9
8
Выделение уточняющих членов предложения
Урок
общеметодологической
направленности
10
9
Сравнительные обороты
Урок
общеметодологической
направленности
11
10
Знаки препинания при сравнительных оборотах
Урок
общеметодологической
направленности
12
11
Знаки препинания в предложениях с вводными
словами
Урок
общеметодологической
направленности
13
12
Предложение с обращениями. Речевые формулы
обращений, используемые в речи
Урок
общеметодологической
направленности
14
13
Пунктуационное выделение междометий,
утвердительных, отрицательных, вопросительно –
восклицательных слов (что, что ж, как же, что
же…)
Урок развивающего контроля
Сложное предложение (10 часов)
Из них:
-практическая работа-5час.
-итоговая работа-1 час.
Обучающийся получит возможность научиться: формулировке пунктуационных правил, используемых в сложном предложении.
Обучающийся научится: правильно расставлять знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного,
опознавать сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи, составлять схемы сложных предложений и
конструировать предложения по заданным схемам, проводить синтаксический анализ сложных предложений с различными видами союзной
и бессоюзной связи, находить сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи в художественных текстах,
использовать такие предложения в речи, выполнять тестовые задания экзаменационной работы.
15
1
Знаки препинания между частями
сложносочиненного предложения
Урок «открытия» нового
знания
16
2
Постановка знаков препинания между частями
сложносочиненного предложения
Урок рефлексии
17
3
Употребление знаков препинания между частями
сложноподчиненного предложения
Урок общеметодологической
направленности
18
4
Знаки препинания в бессоюзном сложном
предложении
Урок общеметодологической
направленности
19
5
Семантико-интонационный анализ как основа
выбора знака препинания в бессоюзном сложном
предложении
Урок общеметодологической
направленности
20
6
Знаки препинания при сочетании союзов
Урок общеметодологической
направленности
21
7
Постановка знаков препинания при сочетании
союзов
Урок общеметодологической
направленности
22
8
Сочетание знаков препинания
Урок рефлексии
23
9
Знаки препинания в сложных предложениях с
разными видами связи
Урок рефлексии
24
10
Постановка знаков препинания в сложных
предложениях с разными видами связи.
Урок развивающего контроля
Знаки препинания при передаче чужой речи (3 часа)
Из них:
-практическая работа-2час.
Обучающийся получит возможность научиться: правильность и уместность постановки знаков препинания при чужой речи, основные
способы оформления на письме цитат.
Обучающийся научится: оформлять на письме прямую, косвенную речь , диалог, цитат, применять основные способы оформления чужой
речи при выполнении заданий 15.1,15.2,15.3.
25
1
Прямая и косвенная речь.
Урок общеметодологической
направленности
26
2
Оформление на письме прямой речи и диалога.
Урок общеметодологической
направленности
27
3
Разные способы оформления на письме цитат.
Урок рефлексии
Знаки препинания в связном тексте (2 часа)
Из них:
-практическая работа-1час.
Обучающийся получит возможность научиться: основным правила постановки знаков препинания в связном тексте.
Обучающийся научится: применять основные правила постановки знаков препинания при создании связного текста.
28
1
Абзац
Урок общеметодологической
направленности
29
2
Абзац как пунктуационный знак, передающий
смысловое членение текста.
Урок рефлексии
Подготовка к ОГЭ (5 часов)
Из них:
-практическая работа-2час.
-итоговая работа-1
Обучающийся получит возможность научиться: видам подчинительной связи (согласование,управление,примыкание),
грамматическую основу простого и сложного предложения, правилам постановки знаков препинания в простом осложненном предложении, в
сложносочиненном, сложноподчиненном, предложения с различными видами связи, сложные бессоюзные предложения.
Обучающийся научится: работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и
вникать в её смысл; четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение
заданий;
30
1
Словосочетание. Виды подчинительной связи
(согласование, управление, примыкание).Задание 7.
Грамматическая основа предложения .Задание 8,11
Урок «открытия» нового
знания
31
2
Обособленные члены предложения. Задание 9. Знаки
препинания в простом осложненном предложении.
Задание 10
Урок «открытия» нового
знания
32
3
Знаки препинания в сложносочиненном предложении,
сложноподчиненном предложении. Задание 12
Урок
общеметодологической
направленности
33
4
Сложные предложения с различными видами связи.
Задание 13.
Сложные бессоюзные предложения. Задание 14
Урок
общеметодологической
направленности
34
5
Диагностическая работа в форме ОГЭ
Урок развивающего
контроля