Напоминание

"Решение логарифмических уравнений"


Автор: Хлопяник Любовь Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОБУ "Кангаласская СОШ" им. П.С. Хромова
Населённый пункт: г. Якутск Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Урок – усвоения новых знаний по алгебре и началам анализа в 11 классе
Тема: "Решение логарифмических уравнений"
Раздел: полное образование





Назад




МОБУ «Кангаласская СОШ им. П.С. Хромова»

Урок – усвоения новых знаний по алгебре и началам анализа в 11

классе

По теме: «Решение логарифмических уравнений»

Учитель: Хлопяник Л.Н.

Якутск, 2018

Тема: Решение логарифмических уравнений.

Цель:

1). Образовательная – обеспечить усвоение учащимися способов решения

логарифмических уравнений.

2).

Воспитательная

воспитание

мотивов

добросовестного

отношения

к

труду, положительного отношения к знаниям.

3). Развивающая – развитие умений применять теоретические знания в ходе

работы.

Ход урока.

I.

Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. Знакомство с

планом работы.

План:

1.

Проверка домашнего задания.

2.

Работа в группах (по изучению способа решения уравнения).

3.

Защита каждой группой решения данного уравнения.

4.

Работа

в

группах

(карточка

со

всеми

4

видами

логарифмических

уравнений).

5.

Проверка решения.

6.

Итог урока. Домашнее задание.

II.

Выяснить вопросы по д/з. Проверить обходом. Проверить по готовым

образцам, обсудить наиболее сложные моменты.

III.

Изучение нового материала:

1.

Класс разбивается на 4 группы, в каждой группе консультант.

2.

Каждой группе предлагается разобрать решение одного уравнения, можно

обратиться к учебнику, оформить решение.

3.

Консультанты оформляют решение на доске.

1 группа

x

( ¿¿

2

+

4 x

+

3

)=

3

log

2

¿

По определению логарифма

2

3

=x

2

+4x+3

{

x

2

+

4 x

5

=

0

x

2

+

4 x

+

3

>

0

D=36, x

1

=1, x

2

=-5

1+4+3>0, 25-20+3>0

Ответ: 1 и -5.

2 группа

log

5

(

2 x

+

3

)=

log

5

(

x

+

1

)

Используя равенство логарифмов:

2х+3=х+1

{

2 х

+

3

>

0

x

+

1

>

0

х=-2

{

4

+

3

=−

1

<

0

2

+

1

=−

1

<

0

Ответ: корней нет.

3 группа

log

x

(

x

2

2 x

+

2

)

=

1

4 группа

По определению логарифма

{

x

=

x

2

2 x

+

2

x

2

2 x

+

2

>

0

x

>

0, x ≠1

X

2

-3x+2=0

D=1, x

1

=1 (не явл. решен.), x

2

=2

4-4+2>0

Ответ:2.

x

log

3

¿

¿

¿

¿

приведение

логарифмического уравнения к

квадратному уравнению:

ОДЗ: x>0,

log

3

x

=

t ,

t

2

-t-2=0

D=9, t

1

=2, t

2

=-1

log

3

x

=

2

и

log

3

x

=−

1 ,

X=3

2

x=3

-1

X=9 x=

1

3

Ответ:

1

3

и 9.

IV.

Работа в группах. Отработка навыка решения уравнений всех четырех

видов

(вести

оформление

решения

в

тетради,

задания

группам

одинаковые).

1)

log

25

(

x

2

+

x

1

)=

1

2

Решение:

{

x

2

+

x

1

=

25

1

2

x

2

+

x

1

>

0

{

x

2

+

x

1

>

0

x

2

+

x

6

=

0

x

2

+x-6=0

D=25, x

1

=2, x

2

=-3

Проверка: x

1

=2, 4+2-1=5 >0

x

2

=-3, 9-3-1>0

Ответ: 2 и -3.

2)

log

3

(

5 x

2

+

8 x

+

8

)

=

log

3

(

1

4 x

)

Решение:

{

5 x

2

+

8 x

+

8

=

1

4 x

5 x

2

+

8 x

+

8

>

0

1

4 x

>

0

{

5 x

2

+

8 x

+

8

>

0

1

4 x

>

0

5 x

2

+

12 x

+

7

=

0

5 x

2

+

12 x

+

7

=

0

D=4, x

1

=-1, x

2

=-1,4

Проверка:

x

1

=-1 x

2

=-1,4

1+4>0 1+5,6>0

5-8+8>0 9,8-11,2+8>0

Ответ: -1 и -1,4.

3)

log

( ¿¿

5 x

)

2

2 log

5

x

3

=

0

¿

Решение: x>0

log

5

x

=

t ,

t

2

-2t-3=0

D=16, t

1

=3, t

2

=-1

log

5

x

=

3 ,

log

5

x

=−

1 ,

5

3

=x 5

-1

=x

x=125 x=

1

5

Ответ: 125 и

1

5

.

4)

log

x

+

3

(

8 x

+

24

)

=

2

x+3>0, x+3

1

8x+24>0

(x+3)

2

=8x+24

x

2

+6x+9-8x-24=0

x

2

-2x-15=0

D=64, x

1

=5, x

2

=-3 (не явл. корнем)

Ответ: х=5.

V.

Проверка

решения

уравнений

(по

окончании

работ

проверяют

правильность решения, обсуждают решения, сверка ответов и обход групп,

комментарии учителя, записывают д/з в дневник).

VI.

Домашнее задание (подготовить теоретический материал, п. 39, решить

примеры 1, 2, 3)

VII.

Подведение итогов урока (вывод по уроку, оценить свою деятельность на

уроке, деятельность групп, учитель сообщает и комментирует отметки

учащихся за работу на уроке).

Поделитесь впечатлением от урока:

1.

Я понял…, но мне надо поработать над…;

2.

Мне понравилось…;

3.

Я узнал….



В раздел образования