Автор: Бекшаева Галина Михайловна
Должность: логопед
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 3
Населённый пункт: г. Ленск, Р (СЯ)
Наименование материала: проект программы
Тема: "Внеурочная деятельность в логопедической работе"
Раздел: среднее профессиональное
Внеурочная деятельность учителя – логопеда
в общеобразовательной школе.
Бекшаева Галина Михайловна,
учитель-логопед высшей категории МБОУ СОШ № 3
с углубленным изучением английского языка
г. Ленска, Р (СЯ).
Аннотация:
в
статье
представлен
опыт
работы
учителя-логопеда
с
учащимися
начальных
классов,
имеющих
недостатки
в
речевом
развитии.
В
рамках
статьи
рассматривается значение внеурочной деятельности для развития и коррекции речи
ребенка-логопата. Разработана программы по научно – познавательному направлению
для обучающихся 1 – 4 классов.
Ключевые
слова:
развитие
речи,
речевые
нарушения,
внеурочная
деятельность,
обучающиеся
начальных
классов,
содержание
программы,
ценностные
ориентиры,
результаты работы.
Успешное овладение знаниями в начальной школе невозможно без интереса
детей к учебе. А отклонения в речевом развитии вообще препятствуют формированию
полноценной
учебной
деятельности.
Невнятная
речь
ребенка
затрудняет
его
взаимодействие с окружающими людьми и нередко откладывает отпечаток на его
характер. Дети с речевыми недостатками становятся молчаливыми, застенчивыми,
раздражительными. Если такие школьники не получают комплексной коррекционной
помощи, они пополняют ряды отстающих школьников, окончательно теряя интерес к
учебной деятельности. В дальнейшем они не смогут успешно реализовать себя как
личность в современном обществе.
Основная цель коррекционно-образовательного процесса – развитие личности
путем создания равновесия в самосознании, деятельности и общении ребенка. Для ее
достижения следует, прежде всего, изменить условия, в которых у него проявились
проблемы; обеспечит индивидуально приемлемую среду развития и социализации,
адаптировать ее применительно к индивидуальным особенностям ребенка, создать в
ней
«поле
возможностей»
развития
личности,
то
есть
среду
индивидуального
образовательного пространства.
Внеурочная познавательная деятельность обучающихся начальных классов с
недостатками
в
речевом
развитии
может
быть
организована
в
различной
форме:
кружков
познавательной
направленности,
интеллектуальных
клубов,
олимпиад,
викторин, занимательных проектов, творческих недель, дидактических игр, настольных
игр и т.п.
Учитель-логопед в общеобразовательной школе проводит большую внеклассную
работу. Организует и проводит школьные олимпиады по русскому языку и чтению,
предметные декады по окружающему миру, русскому языку, литературному чтению.
Организует и проводит школьные конкурсы стихов, посвященные различным темам,
проекты
на
различные
темы,
например:
«Такие
нужные
звуки»,
«Веселые
скороговорки»,
интеллектуальные
марафоны
«Эрудиты,
вперед!»,
«Книжная
прогулка», «Суперчитатель года», «Логоматематика» и др. Дети готовят рефераты,
презентации, участвуют в НПК «Я – исследователь». Логопед готовит и проводит
логопедическую
олимпиаду,
в
которой
принимают
участие
все
желающие
дети-
логопаты.
Занятия и мероприятия, проектные логопедические недели проводятся во
внеурочное время в виде комплексно-тематических и развлекательно-игровых методик
под
девизом:
«Учимся,
играя!».
Логоритмическая
и
логопедическая
деятельность
позволяет
детям
с
речевыми
нарушениями
совершенствовать
навыки
моторного
развития,
звукопроизношения,
обогащает
словарь,
развивает
выразительную
речь.
Дети разучивают стихи, скороговорки, чистоговорки, отгадывают загадки. На таких
занятиях развивается память, формируется внимание и мышление.
В логопедической внеурочной деятельности можно выделить такие формы
работы, как присутствие педагогов и родителей на проводимом учителем-логопедом
мероприятии в качестве зрителей. Это дает им возможность оценить и обобщить
речевые возможности своего ребенка, продумать дальнейшие методы и активные
формы коррекционной работы. Учителя и родители могут также принимать участие в
подготовке таких мероприятий.
Подбирая
речевой
материал
для
мероприятий,
логопед
учитывает
произносительные возможности детей-логопатов. Речевой материал отрабатывается на
логопедических занятиях, а родители закрепляют эти навыки дома. Таким образом,
такие
мероприятия
значительно
улучшают
качество
произношения,
положительно
влияют на эмоциональную окраску речи детей, раскрепощают школьников в общении,
помогают
в
усвоении
программного
материала.
Родители
осознают
свою
роль
в
процессе
развития
ребенка,
вооружаются
определенными
методами
и
приемами
преодоления речевых нарушений усвоению и закреплению полученных знаний.
Кроме массовых логопедических мероприятий проводятся занимательные игры,
такие
как
«Звуковой
паровозик»,
«Звуковая
азбука»,
«Звуковое
лото»,
«Раскрась
радугу» для учащихся 1 классов. Для 2 – 4 классов проводятся игры посложнее:
«Остров
сокровищ»,
«Волшебный
лабиринт»,
«Решаем
кроссворды,
головоломки»,
«Орфография с секретом», компьютерные игры: «Рифмованные миниатюры», «Ребусы,
кроссворды», «Звуковые загадки» и др.
Большое значение во внеурочной логопедической работе имеет проведение
занимательной логопедии «Родное слово». Цель программы «Родное слово» - это
расширить, углубить и закрепить у младших школьников с недостатками в речевом
развитии знания по русскому языку на разных ступенях обучения. Развить интерес к
родному
языку,
пробудить
потребность
к
самостоятельной
работе
над
познанием
родного языка, развитие мотивации к изучению, развитие творчества, расширение
знаний
и
представлений
о
литературном
языке.
Воспитывать
культуру
общения
с
книгой,
развивать
смекалку
и
сообразительность.
Приобщать
к
самостоятельной
исследовательской работе. Учить организации личной и коллективной деятельности.
Организация
деятельности
детей
на
таких
занятиях
основывается
на
принципах
занимательности, научности, доступности, связи теории с практикой, индивидуального
подхода к логопатам с учетом их способностей.
В отличии от коррекционных логопедических занятий, занимательная логопедия
позволяет меньше писать и много говорить.
Программа «Родное слово» предусматривает различные формы проведения
занятий:
практические
с
элементами
игр
и
игровых
моментов,
дидактических
и
раздаточных речевых материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов,
кроссвордов,
головоломок,
стихов,
сказок.
Чтение,
анализ
и
просмотр
текстов.
Самостоятельная
работа
со
словарями,
энциклопедиями.
Интерес
детей
поддерживается
внесением
творческого
элемента
в
занятие:
самостоятельные
разработки
проектов,
рефератов,
составление
кроссвордов,
шарад,
метаграмм,
ребусов. В каждом занятии прослеживаются три части познавательной деятельности:
игровая, теоретическая, практическая.
Программа предусматривает современные методы, приемы и технологии, такие как
технология
разноуровневого
обучения,
развивающего
коррекционного
обучения,
сотрудничество, коммуникативная, работа в парах и группах, здоровьесберегающая,
системно – деятельностный подход. Выбор технологий обусловлен необходимостью
дифференциации и индивидуализации обучения в целях
развития универсальных
учебных
действий
и
личностных
качеств
школьников
с
недостатками
в
речевом
развитии.
Программа занятий «Родное слово».
Раздел: внеурочная деятельность по научно – познавательному направлению для
обучающихся 1 – 4 классов (логопедический аспект).
Пояснительная записка.
Приоритетной целью российской системы образования является развитие
учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится
центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный
государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане
раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.
Развитие речи – одна из важнейших задач воспитания и обучения детей в
современных
условиях.
Решение
этой
задачи
предполагает
совершенствование
звуковой стороны речи ребенка, то есть правильного произношения звуков, увеличения
словарного
запаса
и
формирования
грамматического
строя
и
связной
речи.
Интеллектуальное воспитание детей с недостатками в речевом развитии неразрывно
связано с их правильно поставленной речью.
Современная система логопедической поддержки обучающихся начальной
школы
позволяет
значительному
числу
детей
с
речевыми
нарушениями
успешно
осваивать
школьную
программу.
Наиболее
массовой
формой
помощи
детям
с
различными
нарушениями
речевого
развития
являются
логопедические
занятия.
Организация коррекционно-развивающей деятельности на логопедических занятиях,
как особой формы активности ребенка-логопата тесно связана с проблемой развития
его
речи.
Формирование
полноценной
учебной
деятельности
возможно
лишь
при
достаточно
хорошем
уровне
развития
речи,
который
предполагает
определенную
степень
сформированности
средств
языка
(произношение,
словарный
запас,
грамматический строй), а так же умений и навыков свободно и адекватно пользоваться
этими средствами в целях общения.
Программа коррекционно – развивающей логопедической работы составлена
в соответствии с ФГОС и направлена на реализацию системы логопедической помощи
детям с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы
НОО,
коррекцию
недостатков
в
речевом
развитии
обучающихся,
их
социальную
адаптацию. В данную программу включена и работа по внеурочной деятельности,
связанная
с
основными
логопедическими
занятиями
и
направлена
на
развитие
недостатков как устной, так и письменной речи.
Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному
направлению
для
обучающихся
1
–
4
классов
«Родное
слово»
(занимательная
логопедия) разработана с целью:
Создания условий для формирования у детей мотивации к изучению русского
языка и литературного чтения, развития интеллектуальных и творческих
способностей, оказания помощи в освоении общеобразовательных программ,
коррекции дефектов устной и письменной речи.
Настоящая программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с
Законом «Об образовании в РФ», законодательными нормативными документами:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 декабря 2009 года № 373,
зарегистрированный
Минюстом
России
22
декабря
2009
года
№
15785,
«Об
утверждении и введение в действие ФГОС НОО».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О
внесении изменений в ФГОС НОО (№ 373)»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 года № 2357 «О
внесении изменений в ФГОС НОО (№ 373)»;
Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ
от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при
введении ФГОС общего образования».
Инструктивное письмо МО РФ от 14 декабря 2000 года «Об организации работы
логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка и
литературного
чтения
в
начальной
школе,
направлена
на
достижение
следующих
задач:
осознание
языка
как
явления
национальной
культуры
и
основного
средства
человеческого общения;
формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей
культуры человека;
знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых
средств для решения коммуникативных задач;
овладение
учебными
действиями
с
единицами
языка,
умение
практического
использования знаний.
В данной программе особое внимание уделяется формированию языковым
нормам и развитию правильной выразительной речи у учащихся с недостатками в
речевом развитии.
Программа включает:
пояснительную записку;
результаты освоения программы внеурочной деятельности;
основное содержание занятий (формы занятий и видыдеятельности);
календарно - тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на изучение каждого раздела.
Реализация
программы
внеурочной
деятельности
по
занимательной
логопедии
«Родное слово» рассчитана на весь курс начального образования – 4 года:
Класс
Количество часов
1
33
2
34
3
34
4
34
Итого:
135
Занятия проводятся 1 раз в неделю в соответствии с расписанием логопедических
занятий по 30 минут для 1 кл. и по 40 минут для 2 – 4 классов.
Общая характеристика программы.
«Родное слово» - внеурочный курс занимательной логопедии для учащихся 1 - 4
классов
с
недостатками
в
речевом
развитии,
в
содержании
которого
рассматриваются орфоэпические, лексические, грамматические разнообразия мира
слов,
основные
методы,
приемы
и
пути
его
познания,
развивается
языковая
интуиция и художественно – образное мышление младших школьников. Изучение
данного курса создает условия для формирования ценностного отношения детей к
языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного
компонента языковой культуры.
Место курса занимательной логопедии в учебном плане.
Изучение целесообразно начинать с 1 по 4 класс в объеме 34 ч в год (1 ч в неделю).
По учебному плану в 1 кл. 33 ч в год по 1 ч в неделю, во 2 – 4 кл. по 34 ч. в год.
Данная программа дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной
области «Филология» за счет углубления знаний лингвистического, речеведческого
характера, введения элементов этимологии и культурологии.
Ценностные ориентиры содержания программы:
развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
формирование представлений о языке как универсальной ценности;
изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие
умений, связанных с изучением языкового пространства;
развитие устойчивого познавательного интереса к родному языку;
включение
учащихся
в
практическую
деятельность
по
изучению
и
сохранению
чистоты русского языка.
Результаты
освоения
программы:
личностные,
метапредметные
и
предметные.
В процессе занятий:
*
учащиеся
получают
знания
об
истории
русского
языка,
познакомятся
с
памятниками древней письменности, познакомятся с происхождением слов, что
является предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка;
* познакомятся с нормами употребления в речи единиц языка, что способствует
развитию
личной
ответственности
за
чистоту
и
правильность
собственных
высказываний;
*
при
использовании
системно
-
деятельностного
подхода
развивается
познавательный
интерес
и
формируется
мотивация
для
углубленного
изучения
курса русского языка;
* система вопросов и заданий дает возможность учащимся находить пути решения
исследовательских и творческих задач;
* поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и
корректирование речевых ошибок позволяет решать проблемы самопроверки и
самооценки;
*
разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучать
фонетику, словообразование и грамматику;
*
для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и
обобщения,
установления
причинно-следственных
связей
и
аналогий,
классификаций
по
родовидовым
признакам,
используются
задания,
активизирующие
интеллектуальную
и
речевую
деятельность
(сопоставление,
анализ,
установление
необходимых
связей,
обобщение,
а к т и в н а я
исследовательская работа в парах, группах, поиск заданной информации) - все это
способствует расширению начальных представлений о языке и орфоэпических,
лексических, грамматических нормах.
Содержание занятий «Родное слово» строится
на
основе деятельностного
подхода.
Каждый
раздел
программы
предусматривает
игровую
и
практическую
деятельности. Деятельностный подход к разработке содержания занятий
позволит решать в ходе обучения ряд взаимосвязанных задач:
обеспечивать восприятие и усвоение знаний;
создавать
условия
для
высказывания
учащимися
суждений
художественного,
эстетического, духовно-нравственного характера;
уделять внимание ситуациям, где дети должны учиться различать универсальные
(всеобщие) ценности;
использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-
нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.
Создаются
условия
для
формирования
научных
знаний
о
языке,
осознания
значения и необходимости бережного его использования.
Содержание занятий не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и
развитием
младших
школьников,
но
и
несет
в
себе
большой
воспитательный
потенциал.
Воспитывающая функция заключается в формировании у учащихся потребности в
познании
и
изучении
русского
языка,
его
исторических
корней,
многообразия,
основных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка
и понимания значения языка как явления национальной культуры.
Содержание программы
1 класс
1.
В мире звуков.
Звуки речи как «материал языка», их отличие от других звуков.
Что такое речь? Для чего служит человеческая речь.
Психогимнастика.
Как устроен речевой аппарат.
Логопедическая гимнастика.
Речевая зарядка.
2.
Путешествие в волшебную Страну звуков.
Звуки и слова.
Связаны ли между собой звуки и смысл?
«Ртосмыкатели» и «ртораскрыватели». Почему мы так говорим?
Такие разные гласные и согласные (как различаем).
Особенности артикуляции. «Веселые звуковички».
3.
В гостях у гласных звуков.
Правильная артикуляция.
Развитие слухового распознавания звуков.
Формирование навыков выделения отдельных звуков в контексте слова.
Смыслоразличительная роль гласных
Из чего строятся слова?
Звукопись как прием художественной речи.
4.
Согласные звуки.
Почему согласный?
Из чего строятся слова?
Различение звуков по артикуляторным и акустическим признакам.
Развитие зрительного восприятия, памяти.
5.
Фабрика речи.
Встречи с Мастером Ударения.
Слогообразующая роль гласных.
Собираем слова.
Правильное ударение и произношение слов.
Смыслоразличительная роль ударения.
Развитие наблюдательности, образной памяти, мышления.
6.
В гостях у Звукознайкина.
Звуковые модели.
Учимся говорить правильно!
Подскажи словечко!
Обучение классификации, по какому- либо признаку.
Развитие произвольного внимания, оперативной памяти.
7.
Приключения звука С.
Трудный звук, ты наш друг!
Развитие фонематического восприятия.
Учимся говорить правильно!
Автоматизация.
Предложение.
8.
Встречи со звуком З.
Развитие слухового внимания и памяти.
Звуко-слоговой анализ и синтез.
Построение звуковых моделей.
Учимся говорить правильно!
Предложение.
9.
Увлекательные истории звуков З – ЗЬ, С _ СЬ.
Дифференциация звуков.
У нас в гостях Бабушка – Загадушка.
Анализ словесного состава предложения.
Развитие воображения.
Составление загадок – описаний.
Решение проблемных вопросов.
Чтение слов с пропущенными буквами.
10.В гостях у звука Ц.
Трудный звук, ты наш друг!
Словотворчество детей.
Анализ словесного состава предложения.
Установление ситуативных связей.
Сказка «Цыпленок Цып».
Согласование существительных с глаголами.
Стихи. Чистоговорки.
11. Встречи со звуком Ш.
Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.
Анализ и синтез слов.
Построение звуковых моделей.
Подбор рифм.
Стихи, чистоговорки.
Скороговорки.
Сказка «Как Мыша шалил» Г. Юдин.
12.Встречи со звуком Ж.
Страна Жужжандия.
Звуко-слоговой анализ и синтез.
Построение звуковых моделей.
Развитие зрительного внимания.
Анализ словесного состава предложения.
Стихи. Чистоговорки.
Скороговорки.
13.В гостях у Жужжалочки и Шипелочки.
Развитие фонематических представлений.
Предложение.
Согласование существительных с прилагательными.
Связная речь.
14.День рождения звука Р.
«Волшебные заклинания».
Слово. Предложение.
Подбор антонимов.
Развитие функции языкового анализа и синтеза.
Словообразование.
Сочинение чистоговорок. Подбор рифм.
15.Встречи со звуком Л.
Развитие фонематических представлений.
Работа над ударным слогом.
Проблемные ситуации.
Словотворчество.
Развитие связной речи.
16.Поле чудес. Праздник звуков.
Дидактические игры и задания.
Развитие ассоциаций.
Аналогии.
Конкурс «Веселые скороговорки».
«АБВГДейка».
17.Заключительное занятие «Лесная школа».
Игра «Дорога в школу».
«Секреты правильной речи».
Универсальные учебные действия:
участвовать
в
обсуждении
проблемных
вопросов,
формулировать
собственное
мнение и аргументировать его;
анализировать информацию, представленную на рисунке;
сравнивать произношение гласных и согласных звуков;
наблюдать за функцией и ударением в слове;
контролировать правильность постановки ударения в слове;
осуществлять
взаимный
контроль
и
оказывать
в
сотрудничестве
необходимую
взаимопомощь (работа в паре, в группе);
находить
необходимую
информацию
и
строить
на
ее
основе
связное
монологическое высказывание.
Практическая и игровая деятельность:
разгадывание загадок, кроссвордов, шарад, ребусов;
дидактический материал;
логопедические
игры:
«Поймай
звук!»,
«Разноцветные
мячики»,
«Волшебный
лабиринт», «Слоговой аукцион», «Волшебные превращения» и др.;
проект «Сказка о слове …»;
мини – исследование «Как я говорил, когда был маленьким»;
игра «Дорога в школу».
2 класс.
1.
Вводное занятие.
Путешествие в мир звуков.
Звуки речи. Их отличие от других звуков, которые мы слышим.
Для чего служит человеческая речь?
Как устроен речевой аппарат.
Звуки и слова.
Такие разные гласные и согласные.
2.
Тайны звуков и букв.
Сложные отношения звуков и букв.
Где живет буква.
Звукозапись как прием художественной речи.
Мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?»
3.
Мастер Ударения.
Ударение в русском языке.
Правильное ударение и произношение слов. Интонация.
Смыслоразличительная роль ударения.
Логическое ударение.
4.
Загадки Алфавита.
Письменная речь и ее происхождение.
Откуда Азбука пришла?
Кириллица, названия букв древней азбуки.
Буквы старые и новые.
Страницы древних книг.
Первые печатные книги.
Современный русский алфавит.
Словари. Справочники. Энциклопедия.
5.
Буквы на прогулке.
Загадки русской графики.
Особенности использования букв.
Строчные и прописные буквы.
Загадки русской графики.
6.
Тайны фонетики.
Что интересует фонетику?
Фонетическая транскрипция- что это такое?
Пять тайн и загадок фонетики.
Как появилась буква Ё?
Фонетический анализ слова.
7.
От звука к слову.
История происхождения слов.
Звукоподражательные слова у разных народов.
Лексика. Лексическое богатство языка.
Как выбирают имя человеку?
Как улицы получают свои названия.
Мини-исследование «Какие русские имена встречаются на карте мира?»
О чем может рассказать слово?
Состав слова.
Словообразование.
8.
Секреты правильной речи.
Синонимы.
Омонимы.
Антонимы.
Фразеологизмы.
Использование в речи.
Конкурс пословиц и поговорок.
Искусство красноречия – праздник творчества и игры.
Универсальные учебные действия:
Сравнивать
названия,
графический
облик
и
количество
букв
кириллицы
и
современного
русского
алфавита,
делать
вывод
о
сходстве
и
различии
двух
алфавитов.
Наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить
логические
рассуждения
о
том,
почему
некоторые
буквы
не
имеют
прописных
вариантов.
Анализировать значение и строение слова на основании анализа делать вывод о
том, являются ли слова родственными.
Объяснять значение слов.
Формулировать собственное мнение.
Составлять устно высказывания с помощью заданных языковых средств.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания.
Практическая и игровая деятельность:
Чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей.
Знакомство с древними памятниками письменности (презентация).
Конкурс «Самая красивая буква».
Рисование: «Веселая буква Ё».
Грамматические сказки.
Копилка слов.
Проекты.
Решение лингвистических задачек и головоломок.
Загадки. Ребусы. Кроссворды.
3 класс.
Письменная речь.
Секреты орфографии.
Орфограммы. Опасные гласные.
Состав слова. Безударные гласные.
Опасные согласные.
Лабиринты грамматики.
Для чего нужна грамматика?
Части речи. Существительные.
История названия падежей.
Значения имен.
Почему слова устаревают?
Такие разные признаки.
Секреты прилагательных.
Согласование прилагательных и существительных.
Использование прилагательных в речи.
Сравнения.
Описание свойств и качеств.
Значение относительных прилагательных.
Праздник прилагательного.
Увлекательный калейдоскоп.
Лексико- грамматические упражнения.
Работа над предложением.
Мини-сочинения.
Криптограммы.
Загадочные слова.
Занимательные задачи.
Составление занимательных задач. Конкурс – викторина.
Универсальные учебные действия:
Наблюдать использование существительных и прилагательных в связной речи.
Соблюдать нормы русского литературного языка.
Воспринимать на слух и понимать информационный текст.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с
использованием различных источников.
Самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта.
Оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по
результатам выполнения заданий.
Осуществлять учебное сотрудничество.
Практическая и игровая деятельность:
Игровой и дидактический материал.
Викторина «Самый – самый».
Ребусы. Кроссворды.
Творческие работы.
Тест «Верно – неверно».
4 класс.
Звуки! Слова! Предложения!
Фонетические и графические правила и закономерности.
Слово, его значение и лексические нормы.
Морфемный и словообразовательный анализ слов.
Словообразовательные модели.
Тайны глаголов.
Глагол в языке и речи.
Орфограммы глаголов.
Особенности текста-повествования и текста-описания.
Видовые пары глаголов, их значение.
Временные формы глагола в речи.
О чем может рассказать личная форма глагола.
Использование глаголов в прямом и переносном значении.
Глаголы- синонимы и глаголы-антонимы.
Глаголы в пословицах и загадках.
Решение орфографических задачек и головоломок.
Числа и слова.
Числительные.
Мифы о числах.
Обозначение дат и времени с помощью числительных.
Числительные во фразеологизмах и пословицах.
Исправление речевых ошибок.
Прочные связи.
Связь слов в предложении.
Сочетаемость слов.
Согласование. Управление. Примыкание.
Изложение.
Сочинение.
Любимые игры в стране Веселой грамматики.
Конкурс «Занимательная грамматика»
Составление игровых тестов, заданий, игр, викторин кроссвордов.
Выпуск лингвистической газеты.
Универсальные учебные действия:
Наблюдать связь слов в словосочетаниях, предложениях.
Обобщать наблюдения в виде вывода о том, что в словосочетании слова
взаимосвязаны не только по форме, но и по смыслу.
Проводить сравнение словосочетаний и фразеологизмов.
Создавать устное высказывание на предложенную тему.
Осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться,
распределять роли в игровой деятельности.
Практическая и игровая деятельность:
Игровой и дидактический материал.
Конструирование словосочетаний по моделям.
Мини-проект «Как рождаются фразеологизмы?»
Итоговый конкурс «Любимые игры со словами».