Напоминание

"Актуальная значимость проблемы адаптации молодых педагогов."


Автор: Журова Евгения Викторовна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МАОУ гимназия №2
Населённый пункт: город Асино, Томская область
Наименование материала: статья
Тема: "Актуальная значимость проблемы адаптации молодых педагогов."
Раздел: полное образование





Назад




Программа адаптации и развития молодого учителя

на 2016 - 2018 годы

(учитель наставник –)

2016г.

Актуальная и социальная значимость проблемы адаптации молодых учителей

Сегодня, в эпоху внедрения реализации ФГОС 2 поколения, вопрос о работе в школах

молодых специалистов поднимается на разных уровнях. Об этом говорят чиновники

различного ранга, директора школ, методисты. А между тем по-прежнему существует

проблема и того, как привлечь в школу грамотных молодых специалистов, и (что ещё

существеннее) того, как удержать их там.

Согласно статистике, из выпускников педагогических вузов только половина

идёт работать в школы, к тому же очень часто среди них те, кто не нашел себе более

высокооплачиваемой работы. Но еще печальнее тот факт, что из этих молодых

специалистов почти половина уходит из системы образования через несколько лет.

Вопросов, которые надо решать, очень много: это и финансовая поддержка, и система

моральных наград и поощрений, и адаптация в коллективе, и, наконец, методическая

подготовка. Некоторые вопросы (например, финансовые или проблема престижа

профессии

учителя

в

обществе)

не

находятся

в

компетенции

администрации

образовательного учреждения, это дело времени и вопрос многих образовательных

реформ. А вот проблемы адаптации в коллективе, создание эмоционально благоприятной

атмосферы, вопросы методической подготовки грамотного специалиста вполне можно

решить в стенах учебного заведения.

Адаптационная работа включает в себя:

- знакомство со школой, представление молодого учителя коллективу школы на

педагогическом совете;

- анкетирование (выявление затруднений в работе на начало года);

- закрепление учителя- наставника за молодым специалистом;

- заполнение диагностических карт роста педагогического мастерства;

-презентацию программы «Адаптация молодых учителей»

Цель программы:

формирование профессионально-адаптированного, компетентного молодого учителя-

практика

Задачи:

1.

помочь в личностной и социально-педагогической адаптации;

2.

включить учителей в самообразовательную и исследовательскую деятельность;

3.

развить профессиональное мышление и готовность к инновационным

преобразованиям;

4.

предупредить наиболее типичные ошибки, противоречия и затруднения в

организации учебных занятий в школе и поиск возможных путей их преодоления;

5.

оказать помощь в познании и творческом внедрении в учебно-воспитательный

процесс достижений педагогической науки и передового опыта;

6.

стимулировать развитие индивидуального стиля творческой деятельности.

Приоритетные направления реализации программы:

Общение людей со схожими взглядами и проблемами.

Обеспечение реализации образовательных запросов начинающих педагогов.

Обнаружение пробелов в профессиональной деятельности, проблем в психолого-

педагогической адаптации и нахождение путей их устранения.

Формирование уверенности в своем профессиональном росте.

Оказание методической помощи в становлении профессиональной компетентности.

Позиция руководителя. В основе программы лежит принцип поэтапности адаптации и

развития профессионализма молодого учителя. Центральное звено в организации помощи

молодому преподавателю – это предварительная работа с ним. Такая помощь носит:

предварительно-профилактический характер;

индивидуально-предупредительный характер, связанный с конкретной подготовкой

к урокам и различным мероприятиям;

курирующий характер процесса деятельности молодого учителя.

Методы

проведения

занятий.

Для

реализации

данной

программы

привлекаются

опытные

педагоги,

руководители

ОО.

Программа

рассчитана

на

30

часов.

Занятия

проходят в разнообразной форме: семинары, лекции, мастер-классы, индивидуальные

консультации и др. Каждое занятие логически вытекает из предыдущего и является в

содержательном плане основой для последующего. Продолжительность и интенсивность

встреч варьируется в зависимости от потребностей молодых специалистов. Для более

успешного прохождения этапов адаптации, каждое направление оснащено методическим

сопровождением.

В

работе

с

молодыми

специалистами

с

первых

дней

их

работы

задействованы все компоненты методической службы школы. Руководители предметных

методических

объединений

и

методического

объединения

классных

руководителей

участвуют в вовлечении молодых специалистов в систему работы школы.

Содержание программы

1.1. Психологические основы адаптации в системе образования

Реализация этой части программы предусматривает оперативное и целеустремленное

преодоление неизбежных трудностей в процессе адаптации начинающего педагога.

Психологическим аспектом адаптации является принятие высокого социально-

психологического статуса личности начинающего специалиста в педагогическом и

ученическом коллективах.

Планируемые результаты:

Психолого-социальная адаптация предполагает успешность вхождения учителя в новый

коллектив, умение решать межличностные проблемы, поставить себя в позицию

равноправного члена коллектива. Результативность психологического контакта с

учениками и их родителями.

1.2. Организация учебно-воспитательного процесса

Работа над этим разделом программы предполагает детальное изучение молодым

специалистом действующих государственных программ по предметам, знакомство с

авторскими программами; посещение уроков, проводимых учителями первой и высшей

категории, с их последующим анализом.

Планируемые результаты:

Активное включение молодых учителей в учебно-воспитательную работу с учащимися,

вовлечение их в экспериментальную работу школы, совместную разработку программ,

грамотное применение государственных программ, соблюдение образовательного

минимума, адаптация молодого специалиста в образовательном пространстве.

1.3. Школьная документация в работе учителя

Нельзя рассчитывать на то, что учреждения профессионального образования полностью

подготовили студентов в этом направлении. Поэтому необходимо обратить на эту

проблему пристальное внимание, привлекая к работе заместителя директора по УВР , с

целью создания условий для нормативной деятельности молодых учителей.

Планируемые результаты:

Формирование действующей прямой и обратной связи управленческой информации,

обеспечивающей своевременный обмен сведениями с целью упорядочения деятельности

начинающего педагога и оказания ему своевременной коррегирующей помощи.

1.4. Методическое сопровождение молодого учителя

Важно научить начинающих учителей правильно ориентироваться в потоке методической

информации при создании своего учебно-методического комплекса.

Планируемые результаты:

Умение молодого специалиста систематически изучать имеющееся методическое

сопровождение, грамотно его использовать, с учетом индивидуальных особенностей своих

воспитанников. Формирование опыта создания собственных методических разработок.

1.5. Организация воспитательной работы в классе

Обращает на себя внимание значительный разрыв в интенсивности трудностей при

планировании воспитательной работы и эффективном выполнении плана. Это

диспропорция говорит, прежде всего, о неумении молодых учителей организовать

воспитательную работу. Именно этому направлению деятельности необходимо уделять

большое внимание.

Планируемые результаты:

Освоение на практике концептуальных основ воспитания, формирование

профессионального мастерства воспитателя.

1.6. Социология образования. Ученик в социуме

Осуществление этого направления программы предусматривает знакомство с социологией

образования; со связями школы с семьей и общественностью, с социумом своего

образовательного учреждения.

Планируемые результаты:

Умение ориентироваться в общих и частных вопросах социально-педагогической работы с

учащимися и их родителями. Грамотное реагирование на запросы школьного социума.

Формы и методы работы с молодыми специалистами

Консультирование:

Активные методы:

Индивидуальное

Семинары

Практические занятия

педагогических идей

В современных условиях выпускник вуза, колледжа должен в максимально короткие

сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности.

Сегодня наставничество заслуживает самого пристального внимания, в нем отражена

жизненная необходимость выпускника учебного заведения получить поддержку опытного

профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на

рабочем месте. Процесс наставничества затрагивает интересы трех субъектов

взаимодействия: обучаемого, самого наставника и организации-работодателя.

Наставничество

Наставник

Молодой специалист

Руководитель ОО

Развивает свои деловые

качества, повышает свой

профессиональный уровень в

процессе взаимообучения

Получает знания, развивает

компетенции, повышает свой

профессиональный уровень,

учится выстраивать

конструктивные отношения с

наставником

Повышает профессиональный

уровень подготовки кадров,

выстраивает конструктивные

взаимоотношения с кадрами,

между сотрудниками

ПЛАН РАБОТЫ по сопровождению молодого специалиста

на 2016-2017 учебный

год

Цель:

· создание условий для самореализации, для приобретения молодым

специалистом практических навыков, необходимых для педагогической

деятельности,

· закрепления молодого специалиста в коллективе.

Задачи:

· создание атмосферы поддержки в педагогическом коллективе молодому

педагогу,

· оказание помощи в приобретении навыков практической деятельности, в

планировании и организации учебной деятельности.

Дата

Содержание

Ответственный

Отметка о выполнении

Сентябрь I

неделя

Изучение должностной инструкции

педагога. Изучение предметных

программ, требований к работе с

журналом, ученическими тетрадями.

Должностные инструкции изучены.

С методическими рекомендациями к

УМК, требованиями по работе с

журналами и ученическими

тетрадями Колегова Г.И.ознакомлена

Сентябрь

II-III

недели

Совместная разработка планов-

конспектов уроков по теме

Планы - конспекты по теме

«Знакомство» в 7 классе и «Мой дом

« в 8 классе разработаны.

Октябрь II

неделя

Виды самоанализа урока. Самоанализ

по ФГОС.

В ходе беседы обсудили типологию

современного урока, виды анализа и

самоанализа

Октябрь ,

IVнеделя

Посещение уроков, консультация по

подготовке учащихся к четвертной

контрольной работе. Выставление

четвертной отметки.

Взаимопосещено по 3 урока, анализ

проведён. Оценки выставлены

Ноябрь I-II

недели

Анкетирование молодого специалиста

Проведено и проанализировано

анкетирование «Самооценка

профессиональной подготовки

учителя» (по Т.И. Шаламовой и Т.М.

Давыдченко)

Ноябрь III-

IV недели

Основы целеполагания. Методика

целеполагания. Триединая

дидактическая

цель. Самоанализ урока.

Практикум «Методика

целеполагания» проведён

Декабрь

Современные технологии проведения

урока ФГОС. Изучение, подбор и

апробация эффективных приемов для

формирования и развития личностных

и метапредметных универсальных

учебных действий.

Применение изученных приемов и

методов с подробным анализом с

целью определения эффективности

использования

Январь

Посещение занятия кружка и уроков –

защиты проектов.

Проведение

занятий внеурочной деятельности,

консультаций в присутствии

наставника

Взаимопосещено по 4 занятия.

Проведена общероссийская

олимпиады Олимпусик.

Февраль

Интерактивные методы обучения на

уроках немецкого языка

Посещен мастер-класс наставника

на финале муниципального этапа

Всероссийского конкурса»Учитель

года-2017»

Март

Реализация системно-деятельностного

подхода на уроках немецкого языка.

Обсуждение фрагментов урока с

точки зрения реализация системно-

деятельностного подхода

Апрель

Подготовка открытого урока к

семинару РМО учителей

иностранного языка

Открытый урок по теме

«Национальные блюда Германии,

Австрии и Швейцарии » в рамках

»Коммуникативные особенности

современного урока иностранного

языка»

РМО учителей иностранного языка

Май

Рефлексивная культура педагога.

Оказание помощи по подготовке

доклада по теме «Успешный ученик в

иностранном языке»

Представление отчёта на заседании

МО. Выступление с докладом на

IVоткрытой научно-практической

конференции работников

образования «Успешная школа:

критерии, условия, возможности»

Весь год

Консультации по частным вопросам

методики преподавания.

Консультации проведены по мере

необходимости

ПЛАН РАБОТЫ по сопровождению молодого специалиста

Колеговой Г.И. на 2017-2018 учебный

год

Дата

Содержание

Ответственный

Результат

сентябрь

Изучение нормативно- правовой базы.

Анализ изменений в учебных

программах, планах, других документах к

началу учебного года.

Ведение документации.

Изменения в учебных

программах, планах

проанализированы. С

требованиями к ведению

документации ознакомлена.

октябрь

Выбор темы по самообразованию.

Выбрана тема ««Использование

инновационных технологий в

образовательном процессе для

повышения мотивации к

предмету и качества

образования».

ноябрь

Помощь в создании портфолио,

систематизация наработок

профессиональной деятельности.

Наработки профессиональной

деятельности систематизированы

и представлены на

всероссийском сетевом

педагогическом проекте

«Электронное портфолио

педагога»

декабрь

Пополнение методической копилки

дидактическими материалами.

Разработаны КИМов по теме «

Каникулы», « Мой школьный

день», «Моя семья» и др.

январь

Изучение нестандартных форм урока.

Использование ИКТ.

Разработан нестандартный урок

по теме «Внешность» и

представлен на

межмуниципальном конкурсе

Медиаресурсов и Методических

разработок уроков (занятий)

февраль

Формирование позитивного имиджа

педагога. Подборка материалов по

вопросам педагогической этики,

культуры.

Практикум «Пути выхода из

конфликтной ситуации»

март

Организация дифференцированного

Проведение уроков с учетом

подхода к учащимся.

Организация

работы на уроках немецкого языка с

детьми с ОВЗ. Особенности развития

данной категории детей. Контрольно-

измерительные материалы.

особенностей развития детей с

ОВЗ. Составление контрольных

работ.

апрель

Изучение нормативных документов по

аттестации педагогических работников.

Оформление портфолио для

аттестации. Разработка открытых

уроков.

май

Оказание помощи по подготовке доклада

по теме по самообразованию. Анализ

деятельности педагога наставника.

Представление наработок по

теме по самообразованию

молодого специалиста.

Методическая выставка

достижений учителя. Анализ

работы.

Планируемые результаты:

1) Подготовка молодого специалиста, в будущем состоявшегося Учителя.

2) Совершенствование системы методической работы учреждения образования.

3) Повышение качества образования.

4) Повышение уровня аналитической культуры всех участников воспитательного

процесса.

Индикативные показатели:

1) Умение планировать учебную деятельность, как собственную, так и ученическую,

на основе творческого поиска через самообразование.

2) Овладение методикой проведения нетрадиционных уроков.

3) Умение работать с классом на основе изучения личности ребенка, проводить

индивидуальную работу.

4)Умение организовывать работу детей с ОВЗ, высокомотивированных и одаренных детей

с учетом особенностей их развития.

5) Овладение системой контроля и оценки знаний учащихся.

6) Становление молодого учителя как учителя-профессионала.

7) Повышение методической, интеллектуальной культуры учителя.

8) Умение использовать приемы современных образовательных технологий на урочных и

внеурочных занятиях.

Карточка оценки молодого педагога

1.

1. Выполнение порученной работы

(справляется ли за установленное время?)

На работу затрачивается гораздо

больше времени, чем это диктуется

опытом или планом

1 2 3 4 5 6 7

На работу затрачивается гораздо

меньше времени, чем это диктуется

опытом или планом

1.

2. Качество работы

(насколько тщательно, точно, добросовестно выполняется, отсутствуют ли ошибки,

учитываются ли указания и точка зрения руководителя)

Работу постоянно необходимо

существенно переделывать

1 2 3 4 5 6 7

Результаты работы всегда на

высоком уровне

1.

3. Уровень профессиональной подготовки

(хорошо ли педагог ориентируется в предмете своей деятельности, обладает ли

достаточными квалификационными навыками для выполнения обязанностей)

Знания предмета своей деятельности

слабые, профессиональные навыки

развиты недостаточно

1 2 3 4 5 6 7

Отлично ориентируется в предмете

своей деятельности, обладает

высоким уровнем развития

профессиональных навыков

1.

4. Совместная работа

(сотрудничает ли с коллегами при решении задач, готов ли делиться знаниями и

умениями, консультируется ли у других)

Не любит и не умеет работать в

группе, редко принимает и

предлагает помощь

1 2 3 4 5 6 7

Проявляет выраженную склонность

к работе в группе, всегда эффективно

сотрудничает с другими

1.

5. Способность к деловому общению

(умеет ли четко выражать свои мысли, слушать и понимать собеседника)

Высказывания воспринимаются с

трудом; не умеет слушать

собеседника, не стремится к

взаимопониманию

1 2 3 4 5 6 7

Речь хорошо воспринимается,

убедительна; умеет слушать

собеседника, стремится достичь

полного взаимопонимания

1.

6. Особенности поведения во время урока

(умеет ли удерживать внимание учащихся и поддерживать дисциплину в классе)

Не владеет вниманием класса при

объяснении материала, не умеет

поддерживать рабочую обстановку

на уроке

1 2 3 4 5 6 7

Объяснения учителя хорошо

воспринимаются классом, в течение

урока поддерживается деловая

рабочая атмосфера

1.

7. Самостоятельность

(может ли выполнять порученную работу без посторонней помощи)

Без посторонней помощи не знает,

что предпринять, при малейших

трудностях теряется

1 2 3 4 5 6 7

Даже нестандартные и сложные

задания успешно выполняет без

посторонней помощи

1.

8. Умение доводить начатое дело до конца

(способен ли осуществлять порученное без напоминаний и постоянного контроля со

стороны руководства дело)

Требует постоянного напоминания и

жесткого контроля выполнения

работы

1 2 3 4 5 6 7

Получив задание, всегда доводит

дело до конца без напоминаний и

контроля

1.

9. Умение общаться с родителями учащихся

(воспринимается ли он родителями школьников как привлекательная,

заслуживающая доверия персона)

Общение с родителями происходит

эпизодически, отсутствует

согласованная педагогическая

позиция в отношении ребенка

1 2 3 4 5 6 7

Налажено доверительное общение с

родителями школьников, существует

единство педагогических требований

с семьей ребенка

Отчёт о работе наставника с молодым специалистом,

за 2016-2017 учебный год

В соответствии с приказом № 145/1 от « 26_» августа 200___года за вновь прибывшим

учителем

По результатам работы с молодым учителем в 2016-2017 учебном году было выявлено, что

у нее есть трудности в планировании работы с детьми ОВЗ, организации внеклассных

мероприятий,

в

анализе

уроков,

в

составлении

отчетности

по

предмету.

Учитель

совместно с наставником разработали план мероприятий на 2016-2017учебный год, в

котором отражены все направления работы педагога. Для молодого специалиста были

организованы посещения занятий наставника, практические занятия, индивидуальные

консультации и другие формы работы, способствующие адаптации молодого специалиста

в своей профессиональной деятельности.

С

ведением

документации

(ведение

журнала,

записи

в

ученических

дневниках,

составление учебных программ, составление календарно-тематического планирования)

молодого специалиста знакомили педагог-наставник и заместитель директора по УР.

С основами самоанализа

с предоставление памяток и образцов проведения анализа

молодого учителя знакомили педагог-наставник и замдиректора по УВР.

Результатом работы стала методическая выставка достижений и систематизация

наработок профессиональной деятельности молодого учителя, которая была представлена

на всероссийском сетевом педагогическом проекте «Электронное портфолио педагога»

В течение 2016-2017 учебного года наставник и замдиректора по УВР посещали уроки в

классе, где были даны рекомендации по структуре и форме проведения уроков.

Молодой

специалист

человек

добросовестный,

доброжелательный.

За

2

года

удалось

выработать

собственный

стиль

общения

с

обучающимися

и

родителями.

Заслужить их доверие и уважение.

В 2017 году приняла участие в выездном обучаюшем мероприятии для молодых учителей

«Лаборатория педагогического мастерства» в рамках реализации регионального проекта

«Молодой учитель»

Вывод:

занятия

с

молодым

специалистом

необходимо

продолжить.

Особое

внимание

уделить изучению нормативных документов по аттестации педагогических работников.

Наставник 30.05.2017



В раздел образования