Автор: Рыжова Анна Владимировна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МДОУ - детский сад №14 Населённый пункт: г.о. Жуковский, Московская область Наименование материала: проект Тема: "Встреча жаворонков" Раздел: дошкольное образование
Тип проекта: творческо-исследовательский
По форме: коллективный
По продолжительности: краткосрочный
Цель проекта:
Познакомить детей с народным праздником «Встреча жаворонков». Продолжить
знакомить детей с традициями и обычаями народной культуры.
Задачи проекта:
Познакомить детей с народными традициями праздника "Встреча жаворонков»,
используя различные виды деятельности дошкольников;
Создать условия проживания праздника, использовать для этого фольклорный
материал как основу, включая детский и классический литературный,
художественный, музыкальный материал, соответствующий тематике праздника;
Погрузить детей в атмосферу традиционного народного праздника, актуализируя
его в современности и сохраняя основные его компоненты (обрядовую народную
кухню, игры, пляски и.т.д.)
Этапы реализации проекта:
А) подготовительный этап:
выбор темы работы и её конкретизация;
определение цели и формулирование задач;
изучение опыта ведения проектной деятельности;
Б) Основной этап:
изучение литературы по теме работы;
сбор информации с помощью интернет-ресурсов;
подборка закличек, игр,
проведение занятий в старшей и подготовительной группах на тему: «Народные
обычаи. Встреча весны»
практическая работа: вырезание птиц из бумаги, лепка из соленого теста
«жаворонков», подготовка обрядового дерева.
мастер-класс для педагогов «Весеннее настроение» (изготовление весенних птиц
и цветов из бумаги).
В) Заключительный этап:
- презентация проекта;
- проведение праздника
Актуальность проекта
Знакомство с родной культурой необходимо, прежде всего, для формирования у детей
национально-культурной идентичности, а также традиционная культура является средой
для всестороннего гармоничного развития личности, так как содержит в себе все
аспекты воспитания ее культуры: духовно-нравственный, патриотический,
художественно-эстетический, трудовой, речевой, экологический, интеллектуальный.
Данный проект призван внести свой вклад не только в знакомство с традиционной
народной культурой, но и ее возрождение и актуализацию в современных городских
условиях на уровне дошкольного образовательного учреждения, а также в кругу семьи.
Сценарий уличного праздника «Встреча жаворонков»
(проводится на улице, на территории детского сада)
Ведущий:
Весна, весна, красная.
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным,
С дождем и ливнем!
Ведущий: Ребятки, какое время года мы встречаем. (Ответ детей). А, какое время года
мы провожаем? (Ответ детей). Правильно! Сегодня мы с вами весну-красну встречаем,
птиц закликаем, солнышко зазываем. Так давайте же встретим весну с музыкой, с
песней, с весёлыми хороводами, да играми.
«Уж, я улком шла» хоровод
Закличка «Весна-красна, на чём пришла»
Ведущий: Отгадайте загадку. Прилетел братишка в сером пальтишке. Прыг, прыг, прыг,
не мёрзнут лапки. Ищет зёрнышки на травке. Кто это?
Дети: Воробей.
Ведущий : Правильно! А сейчас мы все превратимся в птичек и поиграем.
Игра «Две птички»
Ведущий: Ребятки, а каких перелётных птиц вы знаете? Тех, которые весной торопятся
вернуться домой из тёплых стран? Дети перечисляют.
Ведущий: Отгадайте загадку:
Стоит дерево, на нём
Прикреплён чудесный дом.
Голосистый в нём певец,
Под названием … (скворец).
Появляется скворец (плоскостной, нарисованный).
Ведущий: Прилетел к нам скворушка, сел он чистить пёрышки. Давайте построим для
него дом. Как называется домик для скворца? Ответ детей.
Ведущий выносит деревянный скворечник, вешает на дерево и «сажает» в него
скворца.
Ведущий: А где же подевались наши певцы жаворонки, давайте же позовём их на наш
праздник.
Заклички «Жаворонок-дуда», «Жаворонки ноги тонки», «Жавороночки-
перепёлочки»
Ведущий: Что-то не слышат нас птички, не летят. Наверное, в пути заблудились. А мы с
вами сыграет на свистульках, они услышат и прилетят.
Дети играют на свистульках.
Под пение жаворонков в аудиозаписи появляются жаворонки с ленточками.
Ведущий: А вот и наши жаворонки. Птичка маленькая, не приметная, а как запоёт,
заслушаешься.
Дети слушают в аудиозаписи пение жаворонков.
Ведущий: А теперь и мы споём жаворонкам песенку.
Закличка «Жавората»
Ведущий : Сейчас мы с вами поиграем в игру на внимательность. Если я буду называть
летающие предметы, вы будете махать руками, как крыльями и говорить «летят», а
если нет, то молчать и руки не поднимать.
Игра «Грачи летят на всю Русь кричат»
Ведущий: Что-то холодно стало. Это солнышко за тучку спряталось, давайте-ка его
позовём.
Закличка «Солнышко»
Ведущий: Выглянуло солнышко, снежок растопило, и побежали ручейки весенние,
зажурчали весело. Давайте в "Ручеек" играть!
Игра «Ручеёк»
Ведущий: Хорошо мы с вами весну встречали, птиц закликали, а теперь пора и наших
птичек выпустить. Пусть летят к небу, к солнышку, совьют гнёздышко, птенчиков
выведут.
Дети украшают одно дерево на территории детского сада самодельными
бумажными птицами и разноцветными ленточками.
Ведущий: Наш праздник подошёл к концу, а вот летит к нам ещё стая птичек.
На подносах выносится печенье в виде птичек. Все угощаются и под музыку уходят в
помещение детского сада.
Заключение
В ходе работы были получены следующие результаты:
- изучены обычаи и обряды, связанные с закликанием весны на Руси;
- составлен сборник весенних закличек, игр и рецептов выпечки жаворонков;
- научились мастерить птиц из бумаги и теста.
Литература
1. Аникина В.П., Русское устное народное творчество, Хрестоматия, 2006.
2. Громыко М.М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991.
3. Пушкина, С. И. Мы играем и поем: Инсценировки русских народных игр, песен,
хороводов и сценарии праздников для детей младшего и среднего школьного возраста,
2001.
4. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. М.: Российский раритет, 1992.
5
.
Снегирёв И.М. - Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Т 3,Вып. 1 /
[И. Снегирев]. - М. : Унив. тип, 1837.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Конспект занятия в старшей и подготовительной группах
«Народные обычаи. Встреча весны»
Тема: Народные обычаи. Встреча весны.
Задачи:
1. Приобщить детей к культуре наших предков.
2. Способствовать пониманию ценности фольклора, его самобытности.
3. Давать конкретные сведения о сезонных приметах, быте и обычаях русского народа.
4. Воспитывать детей на народных традициях, воспитывать уважение к своему народу,
любовь к Родине.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением народных
гуляний весной, людей в народных костюмах, прослушивание народной музыки, беседы
о наступающей весне, заучивание потешек, закличек, поговорок, народных игр.
Ход занятия:
Воспитатель: Вот и кончилась зима. Наступила весна. Ребята, назовите ее приметы.
Дети отвечают.
Воспитатель: На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени,
предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали,
гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.
Весну встречают несколько раз.
Первый раз в конце февраля или в начале марта, начинали тогда, когда это показывала
сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-
весеннему. Устраивали гулянья, игры, ходили в гости. Это праздник Масленица. На
масленичной неделе катаются на санях со снежных гор, разъезжают на тройках коней,
угощаются блинами, прыгают через горящие костры, чтобы жар огня уничтожал в душе
человека зло, холод, недоброе, так как огонь - символ очищения.
Сжигают и соломенное чучело - символ торжества над стужей и холодом, оставшимися
позади зимними морозами. В последний день масленицы, в воскресенье, просят друг у
друга прощенье за обиды.
Второй раз встречают весну в конце марта. Считалось, что с этого момента свет и тепло
начинают прибывать, а тьма и холод уходить. Поют заклички - веснянки, ждали прилета
первых весенних птиц - грачей, скворцов, ласточек и других птиц. В русском народе
говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. Чтобы
приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста
птичек - "жаворонков", которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их
рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах. Печеных птах посылали
родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним.
Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с
ними и весну. Для этого печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали
с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на плетень, подбрасывали кверху
и выкрикивали песенки-заклички.
Воспитатель с детьми учит заклички
Ласточка – ключница,
Вылети с Заморья,
Вынеси ключи,
Отомкни летечко.
Отомкни летечко,
Замкни зимушку.
Лето теплое,
Зима холодная.
Кулик из заморья,
Лети, лети до моря,
Неси, неси по воле
Весну в подоле.
1. Весна, весна красная,
Весна, весна ясная,
Приди весна, с радостью,
Приди весна с милостью.
2. С солнцем горячим,
С дождем обильным.
Принеси урожай
В наш родной край!
3. Приди, весна,
Приди, красна!
Приди, весна,
Приди, красна!
Воспитатель: Ребята, давайте с вами сделаем птичек – «жаворонков» из бумаги.
Воспитатель: Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое
украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по
селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где
весну кликают.
Завтра мы все вместе нарядим обрядовое деревце лентами и повесим на него наших
птичек.