Автор: Граханцева Зинаида Никитична
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - д/с № 44 "Росинка"
Населённый пункт: г. Альметьевск
Наименование материала: презентация
Тема: Влияние экспериментальной деятельности на всестороннее развитие дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Выступление на тему: «Влияние
экспериментальной деятельности на
всестороннее развитие ребенка –
дошкольника.»
Подготовила:
Граханцева З.Н.
Актуальность
:
Дети по своей природе пытливые
исследователи окружающего мира,
поэтому организация детского
экспериментирования, которая
понимается нами как особый способ
духовно - практического освоения
действительности, направлена на
создание таких условий, в которых
предметы наиболее ярко обнаруживают
свою сущность, скрытую в обычных
ситуациях.
Удовлетворяя свою любознательность в
процессе активной познавательно –
исследовательской деятельности,
ребенок, с одной стороны, расширяет
представления о мире, с другой –
начинает овладевать
основополагающими культурными
формами упорядочения опыта: причинно–
следственными, пространственными и
временными отношениями,
позволяющими связать отдельные
представления в целостную картину.
.
Образовательный процесс
строится как самостоятельный
поиск
воспитанниками нового
знания, новых
познавательных ориентиров
высокого уровня сложности, а
процесс
исследования становится
определяющим для
построения обучения
.
Требования к воспитательно-образовательному процессу.
1. Побуждать детей формулировать имеющиеся у них идеи и представления,
высказывать их в явном виде.
2. Сталкивать воспитанников с явлениями, которые входят в противоречие с
имеющимися представлениями.
3. Побуждать детей выдвигать альтернативные объяснения, предположения,
догадки.
4. Давать дошкольникам возможность исследовать свои предположения в
свободной и непринужденной обстановке, особенно — путем обсуждений в
малых группах.
Экспериментирование тесно связано со
всеми сферами детской жизни:
1. Наблюдение – составная часть любого
эксперимента.
2. Эксперимента без труда не бывает.
3. Развитие речи тесно связано с
экспериментированием: обогащается
словарь за счет слов, обозначающих
свойства объектов и явлений, а умение
четко выражать свою мысль облегчает
проведение опыта.
4. Связь с изобразительной
деятельностью. Чем точнее ребенок
изучит предмет, тем лучше передаст его
детали.
5. Связь с элементарными
математическими представлениями.
6. С чтением художественной
литературы.
7. С музыкальным воспитанием.
Опытно – экспериментальная деятельность —
это
интегрирующийся
с другими видами
детской деятельности вид
деятельности. Наблюдение
является одной из
форм экспериментальной деятельности, так
как с его помощью осуществляется восприятие
хода работы и ее результатов.
Строительные игры с песком, водой помогают
решить многие проблемные ситуации. В играх
развивается умение анализировать, выявлять
взаимосвязи и взаимозависимости между
предметами и их особенностями.
Применение
театрализованной
деятельности
оказывает
положительное
влияние
на
развитие
экспрессивной
речи
,
воображения
,
развивает
все
психические
функции
ребёнка
.
Наблюдается
значительное
повышение
речевой
активности
и
коммуникативной
направленности
речи
,
развивается
связная
,
диалогическая
речь
.
Экспериментирование связано и с другими видами
деятельности — чтением художественной
литературы, так как в процессе
экспериментирования большое значение имеет
художественное слово, которое помогает
организовать, заинтересовать детей, пополнить
словарный запас
.
Подвижные
игры
вызывают
активную
работу
мысли
,
способствуют
расширению
кругозора
,
уточнению
представлений
об
окружающем
мире
,
совершенствованию
всех
психических
процессов
,
формирует
физические
навыки
,
стимулирует
переход
детского
организма
к
более
высокой
ступени
развития
.
Именно
поэтому
игра
признана
ведущей
деятельностью
ребёнка
–
дошкольника
.
Таким образом, чем больше органов чувств
задействовано в познании, тем больше
свойств выделяет ребёнок в исследуемом
объекте. Следовательно, расширяются его
представления, позволяющие
ему сравнивать, различать, активно
размышлять и сомневаться.
«
РЕБЁНОК
–
НЕ
ПУСТОЙ
СОСУД
,
КОТОРЫЙ
НАДО
ЗАПОЛНИТЬ
,
А
ФАКЕЛ
,
КОТОРЫЙ
НАДО
ЗАЖЕЧЬ
».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!