Напоминание

Хореография-как инструммент воздействия духовно-нравственного воспитания детей.


Автор: Самкова Екатерина Владимировна
Должность: педагог дополнителного образования детей
Учебное заведение: МБОУ СОШ№45
Населённый пункт: Г.Челябинск
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Хореография-как инструммент воздействия духовно-нравственного воспитания детей.
Раздел: начальное образование





Назад




Пояснительная записка.

Танцы не менее важны, чем точные науки.

Танцевать – это красиво!

Танцевать – это полезно!

Искусство танца – великолепное средство воспитания и развития маленького

человека. Оно обогащает духовный мир, помогает ребёнку раскрыться как

личность. Соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу

положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребёнка, делают

его поведение естественным и красивым. Появятся гордая осанка, правильная

координация движений, утончённая пластика. Кроме того, он начнет чувствовать

ритм, понимать характер мелодии, у него разовьётся художественный вкус,

творческая фантазия. Всё это непременно сделает его более глубокой личностью и

научит лучше понимать себя и других.

… Танец, в первую очередь, бунтующая сила духа, воли, нервной энергии, которую

можно выразить, отдать, высказать в разного рода телодвижениях, и тело в

моменты этих духовных вспышек подчиняется жажде душевного откровения.

Л.А.Авдеева.

Ещё в Древней Греции полагали, что для формирования творческой, гармонически

развитой личности необходимо всестороннее образование, включающее, помимо

обучения арифметике и астрономии, музыку и танцы. Через общения с музыкой и

танцами человек учится познавать окружающий мир и себя в этом мире, а занятия

танцами не только развивают музыкальность, но и помогают воспитывать силу

воли, коммуникабельность и развить творческий потенциал.

Актуальность программы.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии

нравственных, эстетических качеств личности человека. В «век гиподинамии»,

когда дети проводят большое количество времени сидя за партой, за компьютером

или просто у телеэкрана, занятия хореографией становятся особенно актуальными.

Во-первых, классический танец - это движение, которое развивает физическую

силу, выносливость, ловкость, формирует фигуру. Во-вторых - искусство,

развивающее художественное воображение, ассоциативную память, творческие

способности. Хореография является дополнительным резервом двигательной

активности детей, источником их здоровья, радости, повышения

работоспособности, разрядки умственного и психического напряжения, а

следовательно, одним из условий их успешной подготовки к учебной и трудовой

деятельности.

Занимаясь классическим танцем, ребенок знакомится с шедеврами

танцевального, музыкального, художественного искусства. Накопление опыта

восприятия высокохудожественных произведений различных видов искусства и

развитие эмоциональной отзывчивости на них является необходимым условием

формирования основ танцевальной культуры детей.

Творческие особенности

детей формируются в опоре на развитие эстетического

самосознания - эстетических эмоций, чувств, интереса, вкуса, потребностей,

представлений о красоте движения, звука, линии, цвета, формы. Именно в детстве

у детей формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от

которого во многом зависит их последующее общее развитие.

И наконец, музыка совершенствует человека – дает особое видение окружающего

мира, учит не только слушать и смотреть, но и слышать и видеть, а следовательно,

чувствовать. Ваш ребенок станет более Эмоциональным, жизнерадостным, его мир

будет гораздо насыщеннее и красочнее. Он никогда не станет брюзгой или занудой,

но вырастет веселым, всесторонне развитым, уверенным в себе и, значит,

счастливым человеком.

Направленность программы .

Направленность творческого объединения «Эпизод» по содержанию является

художественно-эстетической .

В формировании эстетической и художественной культуры личности

хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического

воспитания. Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок,

костюмов, то есть мир волшебного искусства. Дети стремятся увидеть это на

балетных спектаклях, в художественных альбомах, видеофильмах. воспитывают и

развивают не только художественные навыки исполнения танцев разных жанров,

но и выработку у ребенка привычки и нормы поведения в соответствии с

постигаемыми законами красоты.

Занятия хореографическим искусством способствуют физическому развитию детей

и обогащают их духовно. Это гармоничное занятие привлекает и детей, и

родителей. Ребенок, владеющий балетной осанкой, восхищает окружающих. Но ее

формирование -процесс длительный, требующий многих качеств от детей.

Дисциплинированность, трудолюбие и терпение - те свойства характера, которые

необходимы не только в хореографическом классе, но и в быту. Эти качества

годами воспитываются педагогами-хореографами и определяют успех во многих

делах.

Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей, занимающихся

хореографией, вперед. Нельзя подвести рядом стоящего в танце, нельзя опоздать,

потому что от тебя находятся в зависимости другие, нельзя не выучить, не

выполнить, не доработать.

Воспитание этикета является одной из сторон на занятиях по хореографии.

Приятно видеть, что дети из хореографического класса никогда не пройдут впереди

старшего, мальчики подадут руку при выходе из автобуса, сумки и портфели

девочек - в руках у мальчиков. Внимание и забота о других - необходимое качество

в характере детей, и занятия хореографией решают эти задачи.

Творческая личность - важнейшая цель как всего процесса обучения, так и

эстетического воспитания. Без него, без формирования способности к

эстетическому творчеству, невозможно решить важнейшую задачу всестороннего и

гармоничного развития личности. Совершенно очевидно, что каждый педагог

посредством эстетического воспитания готовит детей к преобразовательной

деятельности. Педагог-хореограф должен сформировать, развить и укрепить у

детей потребность в общении с искусством, понимание его языка, любовь и

хороший вкус к нему.

Функциональное предназначение.

По функциональному предназначению программа является досуговой, учебно-

познавательной и общекультурной; по форме организации – групповой, для

самодеятельных коллективов, общедоступной.

Срок реализации.

Созданная программа направлена на поэтапное обучение детей на срок 3 года на

возрастных этапах начиная с 7 до 14лет .

Что даёт возможность обучающимся не только развить свои творческие

способности, но и приобрести конкретные умения и навыки в области

хореографического искусства. Так же образовательная программа направлена на

развитие высокого общефизического, социального, интеллектуального,

нравственного уровня детей, и делает всё чтоб ребёнок развивался как гармонично

развитая личность.

Особенностью деятельности в разновозрастных группах является то, что младшие

получают разнообразные сведения от старших, осваивают практические навыки;

старшие заботятся о младших, отвечают за воспитание у них определенных качеств

и развития конкретных навыков и умений. Учитывая способности детей, педагог

дает им такие задания, чтобы каждый мог выступить в роли организатора

интересного дела, праздника. Такой подход способствует более быстрому

формированию и развитию у детей творческих способностей, разнообразных

умений и навыков, социальной адаптации, обеспечивает стабильность детского

коллектива. Творческая деятельность разновозрастных групп направлена на поиск,

изобретения и имеет социальную значимость.

Новизна программы:

Учитывая требования современного дополнительного образования, данная

комплексная программа реализует основные идеи и цели системы дополнительного

образования детей:

-развитие мотивации детей к познанию и творчеству;

-содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся,

их адаптации в современном динамическом обществе;

- приобщение подрастающего поколения к ценностям мировой культуры и

искусству; сохранение и охрана здоровья детей.

-ориентацию индивидуальных особенностей воспитанника, бережное сохранение и

приумножение таких важных качеств ребенка, как инициативность,

самодеятельность, фантазия, самобытность;

Так же новизна программы состоит в личностно-ориентированном обучении.

Задача педагога дополнительного образования состоит не в максимальном

ускорении развития творческих способностей ребёнка, не в формировании сроков и

темпов, а прежде всего в том, чтобы создать каждому ребёнку все условия для

наиболее полного раскрытия и реализации способностей. Задачу формирования

танцевального творчества невозможно решить, если у детей не будет осознанного

отношения к выразительным движениям; понимания их образного значения; если

они не овладеют образным языком танцевальных движений.

Педагогическая целесообразность программы объясняется основными

принципами, на которых основывается вся программа, это – принцип взаимосвязи

обучения и развития; принцип взаимосвязи эстетического воспитания с

хореографической и физической подготовкой, принцип индивидуальности,

доступности, преемственности, что способствует развитию творческой

активности детей, дает детям возможность участвовать в постановочной и

концертной деятельности. Эстетическое воспитание помогает становлению

основных качеств личности: терпению, активности, самостоятельности,

трудолюбию. Программный материал нацелен на развитие ребенка, на приобщение

его к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие

разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты

движений с правильным выполнением физических упражнений и др.).

Образовательная программа разработана с учётом современных образовательных

технологий которые отображаются и в формах обучения, а так же и методах,

дисциплинарного обучения, дифференцированного подхода к детям, возможности

детям выступать на конкурсах ,фестивалях, экскурсиях, походах и т.д. Методах

контроля и управления образовательным процессом(тестирования, анализ

результатов конкурса) .

Средствах обучения, таких как перечень необходимого оборудования,

инструментов и материалов в расчете на объединение детей.

Цели и задачи.

Цель программы:

-Развитие и каррекция физических качеств детей средствами

хореографии как важное условие духовного становления ребенка.

- Развитие творческой личности ребенка способного к творческому

самовыражению посредством танца.

Задачи:

-Обучить детей основам хореографии;

-Сформировать танцевальные знания, умения и навыки на основе овладения и

освоения программного материала;

-Сформировать музыкально-ритмические навыки.

-Развить артистические способности .

В воспитании:

- формирование общей культуры личности ребенка, способной адоптироваться в

современном обществе;

- формирование потребности здорового образа жизни;

- воспитание патриотизма;

-Воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности.

-Воспитывать и развивать художественный вкус и уважение к культуре искусству.

В развитии:

-Развить физические качества, необходимые танцору;

- Развить художественный вкус, потребности и интересы, имеющие общественно

значимый характер;

- Развить правильную осанку,гибкость,пластику,общую физическую

выностливость.

- Развить творческое воображение и эмоциональное артистичное исполнение;

-Развить слух, чувство ритма, координацию движения и ориентацию ребенка в

пространстве;

-Воспитать интерес к искусству хореографии, чувство коллективизма, способность

к продуктивному творческому общению, художественный вкус и любовь к

прекрасному музыкальный вкус и любовь к танцу.

-Развить внимательность и наблюдательность и фантазию.

Отличительные особенности.

Отличительные особенности

данной образовательной программы от уже

существующих в этой области заключается в том, что группа третьего года

обучения самостоятельно работает с детьми подготовительного и первого годов

обучения, в роли педагога.

При создании творческих или проблемных ситуаций широко используется метод

моделирования детьми «взрослых отношений». Как известно, дети очень любят

играть во «взрослых». И познание материального и духовного мира у них в

основном происходит через подражательные игры. Ребенок должен не только

грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы

творческих задач, но и осознавать саму логику их следования. Поэтому важным

методом обучения танцам является разъяснение ребенку последовательности

действий в постановочной работе. Прохождение каждой новой темы предполагает

постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика.

Такие методы как «возращение к пройденному», «играем во взрослых» придают

объемность линейному и последовательному освоению материала в данной

программе и что конечно же даёт детям желание любимое хобби в будущем сделать

своей профессией.

А так же Отличительные особенности программы от других:

- Выявление индивидуальных возможностей воспитанника;

- «Успех – это МЫ» -создание ситуации успеха на занятии;

- Портфолио моего успеха;

-

«Фэнтази

–Данс»

-

увеличить

границы

самостоятельного

творчества;-

содействовать личностному самоопределению.

Данная образовательная программа основывается на следующих

нормативных документах:

1.

Конституция Российской Федерации.

2.

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об

образовании».

3.

Конвенция ООН О правах ребёнка.

4.

Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской

Федерации до 2010 года от 06 октября 2004г.

5.

Национальная инициатива «Наша новая школа».

6.

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11

декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам

дополнительного образования детей».

7.

Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного

образования детей.

8.

Устав МБУДОД ЦВР.

9.

Программа развития МУДОД ЦВР на 2011 – 2015 г.г.

10.Образовательная программа МУДОД ЦВР.

Формы и методы проведения

занятии.

Формы

организаци

и УВП

Формы

организации

деятельности

воспитаннико

в

Методы

Дидактический

комплекс

(оборудование)

Форма

подведения

итогов по

разделу(теме)

-учебное

занятие

-сюжетно-

ролевые,

музыкальны

е игры.

-сборы

-конкурсы

-концерты

-фестивали

-семинары

-мастер-

классы

-праздники

-просмотр и

обсуждение

видеоклипов

,

прослушива

ние

аудиозаписе

й

-КТД

-фронтальная

-групповая

-работа в парах

-

индивидуальна

я

дефферинциров

анноя

-Работа в

малых группах.

Репродукти

вные:

Словесные(

рассказ

беседа)

Наглядные(

иллюстраци

я,

демонстрац

ия)

Практическ

ие(работа с

понятиями,

упражнения

и

практическа

я сюжетно-

ролевые

игры..)

-методические

рекомендации

Журналы

Энциклопедии

Аудиозаписи

Видео и фото

архив

Литература для

педагогов и

детей

Журналы по

хореографии

Сценарии

мероприятий

Схемы костюмы

дидактические

материалы.

-открытое

занятие,

тестирование

-папка с

результатами

творческой

деятельности

воспитанника(

портфолио)

-участие в

конкурсах

районного

городского,

областного,

регионального

и российского

уровня

-участие в

праздниках

викторинах

конкурсах

-анкетирование

Методическое обеспечение образовательной программы.

Приёмы обучения:

1)Показ

2)Успешное изложение.

3)Коментирование

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

1.

Словесные

методы

обучения:

устное

изложение;

беседа;,

структуры

музыкального произведения и др.

2. Наглядные методы обучения: показ видеоматериалов, иллюстраций; показ,

исполнение педагогом; наблюдение; работа по образцу и др.

3 Практические методы обучения: тренинг; тренировочные упражнения; мастер

классы; и др.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

1.

Объяснительно-иллюстративные

методы

обучения.

При

таком

методе

обучения дети воспринимают и усваивают готовую информацию

2 . Репродуктивные методы обучения. В этом случае учащиеся воспроизводят

полученные знания и освоенные способы деятельности.

3. Частично-поисковые методы обучения. Участие детей в коллективном поиске.

4. Исследовательские методы обучения Овладение детьми методами научного

познания, самостоятельной творческой работы.

Формы

проведения

занятий::

занятие-игра,

репетиция,

экскурсия,

конкурс,

творческая встреча, сбор, поход, концерт, праздник, фестиваль, семинар и др.

Танцевально-практическая деятельность.

Урок классического танца - совокупность упражнений, развивающих

способности танцовщиков. Он представляет собой чётко выработанную систему

движений, в которых нет ни чего случайного. Эта система движений ,призванная

сделать тело дисциплинированным , подвижным и прекрасным, превращает его в

чуткий инструмент, послушный воле исполнителя. Урок народного танца

формирует у детей нравственно-гуманистический идеал всестороннего

развития личности. Современный танец помогает научиться эмоционально

выражать свои чувства и эмоции, раскрепощаться и самовыражаться.

Условия реализации программы:

При

приеме

детей

в

группу

подготовительного

года

обучения

проводятся

собеседования с ними и их родителями, а так же тестирование физических

данных ребенка (слух, чувство ритма, шаг, выворотность). На подготовительный

год

обучения

желательно

набирать

детей

в

возрасте

7-8лет,

так

как

это

благоприятный возраст для развития координации, слуховых и двигательных

навыков.

Наполняемость групп зависит от года обучения, так:

1год обучения –10-12чел.

2год обучения - 10чел.

3 год обучения – 8-10чел.

В объединении, продолжительность одного занятия, может составлять 1

час (30 минут + 30 минут) для младших школьников, 1,5 часа (45 минут + 45

минут) для обучающихся среднего и старшего школьного возраста, что

обусловлено спецификой образовательной деятельности, способом подачи

учебного материала.

Количество занятий в неделю в каждой группе может составлять от 2 до 4;

длительностью от 1 до 2 часов.

Группы форм организации обучения:

по количеству детей – групповая;

по

особенностям

коммуникативного

взаимодействия

педагога

и

детей

практикум, конкурсы, смотры, фестивали, отчетные концерты;

по дидактической цели – вводное занятие, по углублению знаний, практическое

занятие;

по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.

Программа рассчитана на 3 этапа обучения (3года):

I этап - подготовительный – 1 год

II этап - основной –2-ой года обучения

III этап - творческий –3-ий и последующие года обучения.

Основное содержание цикла занятий рассчитано на три этапа, содержание и

задачи

каждого

из

них

взаимосвязаны.

Каждый

этап

соответствует

группам

начального звена обучения, и от этапа к этапу идет усложнение. Программа

содержит минимум тренировочных упражнений и танцевальных движений –

азбука

классического,

современная

хореография

и

импровизация,

что

способствует гармоничному развитию танцевальных способностей учащихся.

Программа дана по годам обучения, в течение которых ученикам следует усвоить

определенный минимум знаний, умений, навыков, сведений по хореографии.

Программа разделена на отдельные тематические часы, но в связи со

спецификой занятий в объединении границы их несколько сглаживаются: на

одном

занятии

могут

изучаться

элементы

классического,

современного

и

импровизации

танца.

Работа

строится

таким

образом,

чтобы

не

нарушать

целостный

педагогический

процесс,

учитывая

тренировочные

цели,

задачи

эстетического воспитания и конкретные перспективы коллектива.

Первый этап :

Первый этап включает коллективно-порядковые и ритмические упражнения,

имеющие целью музыкально-ритмическое развитие учащихся. На первом году

обучения они строятся на шаге и беге в различных рисунках, ориентируя детей в

пространстве и времени, развивая музыкальность. В дальнейшем ритмическое

воспитание происходит непосредственно на элементах танцевальных движений.

Второй этап :

Второй этап включает элементы и упражнения, подготавливающие учеников к

более

сложным

движениям

и

физической

нагрузке.

Они

укрепляют

мышцы

спины,

рук,

ног,

формируют

осанку,

способствуют

развитию

координации

движений.

Третий этап:

Третий этап включает элементы импровизации ,что дает боле глубокое развитее

творческих навыков и воображения, они представлены в программе в сжатом

виде. Однако и этот танцевальный материал развивает у учащихся координацию

движения рук, ног, корпуса и головы, пластику.

Этот раздел включает в себя партерную гимнастику: комплекс упражнений на

развитие и укрепление

мышц тела, на развитие выворотности ног, гибкости

суставов.

Одной

из

важнейших

задач

учебно-воспитательного

процесса

является

организация двигательного режима учащихся, который обеспечивает активный

отдых

и

удовлетворяет

естественную

потребность

в

движениях.

Увеличение

объема двигательной активности оказывает значительное влияние на повышение

умственной

активности,

развитие

физических

качеств,

функциональное

состояние сердечнососудистой и нервной системы.

На

занятиях

хореографии

ребенок

учится

сознательно

распоряжаться

своим

телом, понимать каждое движение танца в его простейших элементах и сложной

координации,

различать

ритмы

музыки

и

согласовывать

свои

движения

с

музыкой.

Требования

к

уровню

освоения

содержания

программы

по

классам

(компетенции).

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

1 этап:

В конце первого года обучения учащиеся должны (7-8лет):

-Знать хореографическую терминологию и пользоваться её при опросе.

-Воспринимать

словесную

информацию

и

воспроизводить

её

практически

самостоятельно

-Владеть культурой движения(начало, конец движения его темп, характер)

-владеть навыком музыкального исполнения танцевальных элементов

-Владеть навыком построения и перестроения в пространстве.

-развивать умения сочинять танцевальные комбинации, импровизировать, уметь

передать характер и образность музыки.

2 этап:

В конце второго года обучения учащиеся должны(9-11лет)

-Знать методику исполнения и уметь её использовать в практике.

- Владеть культурой движения(начало, конец движения его темп, характер)

-владеть навыком музыкального исполнения танцевальных элементов.

-Обладать координацией.

-Уметь ориентироваться в пространстве.

-Иметь стремление к изучению танцевальной культуры родного края.

-

Освоить

основные

элементы

классического,

пластического,

эстрадного

и

импровизируемого танца.

Уметь передавать не только технику исполнения но и манеру и характер.

-Знать принципы построения танцевальных комбинаций.

3 этап:

В конце третьего года обучения учащиеся должны(11-14):

-Применять знания импровизации в своих собственных творческих начинаниях.

-Координировать движения в соответствии с музыкальным сопровождением

-знать хореографическую терминологию.

-знать композиции танцев и уметь передавать характер и манеру исполнения.

-должны знать особенности всех изучаемых видов хореографии.

-Ориентироваться в вопросах профессионального исполнительства

-Быть компетентным в вопросах взаимоотношений в танце.

-Спокойно выходить на импровизацию по заданной теме.

-Активно выражать творческое начало.

-Владеть навыком выразительного исполнения.

-Развивать умения не только сочинять, но и

умением научить младшего по

разуму.

-Владеть культурой общения в соответствии с этикетом парного и массового

танцевания.

-Иметь навыки коллективной работы в творческом процессе.

-Уметь создавать развёрнутые танцевальные комбинации этюды(индивидуально

и по группам)

-Быть компетентным в вопросах взаимоотношений в танце.

Предполагаемый результат:

-учащиеся

во

время

обучения

должны

получить

представления

о

том,

как

танцевальное движение выражает внутренний мир человека, что красота танца -

это

совершенство

движений

и

линий

человеческого

тела,

выразительность,

легкость, сила, грация. Знать методику исполнения и уметь её использовать в

практике. Иметь навыки коллективной работы в творческом процессе. Активно

выражать творческое начало. Уметь передавать не только технику исполнения но

и манеру и характер.

-учащиеся,

прошедшие

определенный

курс

по

данной

программе,

должны

получить

общие

сведения

об

искусстве

хореографии,

ее

специфике

и

особенностях,

что

дает

возможность

правильно

судить

об

идейно-

художественных качествах хореографического искусства.

Учебно-тематический план 1 год обучения

№ Тема

Количество часов

п/п

ВсегоТеория Практика

1

Учебно-тренировочная работа

1.1 Вводное занятие. Техника

безопасности(организационное занятие,

знакомство.

1.2 Ознакомление

с

понятием«Классический

танец»,

«Народный

танец»,

«Современный

танец»

1.3 Разминочный комплекс

1.4 Экзерсис у станка

1.5 Экзерсис на середине

1.6 Аллегро

1.7 Гимнастика

1.8 Терминология

2.

Импровизация

2.1

Творческая деятельность.

2.2

Танцевальные этюды и танцы

2.2 Музыкально-танцевальные игры.

3.

Мероприятия воспитательного характера

3.1 Беседы об искусстве, Прослушивание музыки,

посещение концертов

Итого

Учебно-тематический план 2 года обучения

п/п

Тема

Количество часов

ВсегоТеория

Практика

1

Учебно-тренировочная работа

1.1 Вводное занятие. Техника

безопасности(организационное занятие,

знакомство.

1.2 Продолжение

изучения

танцевальных

направлений таких как «Классический танец»,

«Народный танец», «Современный танец»

1.3 Разминочный комплекс

1.4 Экзерсис у станка

1.5 Экзерсис на середине

1.6 Аллегро

1.7 Гимнастика

1.8 Терминология

1.9Вращения

2.

Импровизация

2.1

Творческая деятельность.

2.2

Танцевальные этюды и танцы

2.2 Музыкально-танцевальные игры.

3.

Мероприятия воспитательного характера

3.1 Беседы об искусстве, Прослушивание музыки,

посещение концертов

Итого

Учебно- тематический план 3 года обучения

п/п

Тема

Количество часов

ВсегоТеория Практика

1

Учебно-тренировочная работа

1.1 Вводное занятие. Техника

безопасности(организационное занятие,

знакомство.

2

2

1.2 Продолжение

работы

над

танцевальными

направлениями такими как «Народный танец»

«Импровизация»

«Классический

т анец»,

«Современный танец»

0

0

0

1.3 Разминочный комплекс классического танца

0

0

1.4 Экзерсис у станка

1.5 Экзерсис на середине

1.6 Аллегро

1.7 Гимнастика

1.8 Терминология

0

1.9 Вращения

1.10Экзерсис на пуантах

2.

Импровизация

2.1

Творческая деятельность.

2.2

Танцевальные этюды и танцы

2.2 Музыкально-танцевальные игры.

0

0

2.3 Актёрское мастерство

3.

Мероприятия воспитательного характера

3.1 Беседы об искусстве, Прослушивание музыки,

посещение концертов

Итого

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1 год обучения.

Раздел 1. Учебно-тренировочная работа

Тема 1.1: Вводное занятие.

Цель: Познакомится с детьми. Создать непринужденную обстановку на

занятии. Дать понятие танец, темп, ритм. Провести инструктаж по

технике

безопасности.

Содержание

материала:

данный

цикл

занятий

начинается

со

вступительной беседы, в которой раскрываются цели и задачи программы.

Определяются основные правила этики, безопасности и гигиены.

Тема 1.2: Ознакомление с понятием классический танец, народный

танец, современный танец.

Цель: Ознакомить детей с искусством танца. Дать понять почему именно

танец может способствовать как комплекс, для развитие гармонично-развитой

личности.

Содержание

материала: Теоретические

уроки

включающие:

(понятия,

видеоматериалы, лекции, посещение театров и Т.Д.)

Тема 1.3Разминочный комплекс.

Цель: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и свя-

зок, нарастить силу мышц. Подготовиться к традиционному классическому эк-

зерсису у станка. Развивать пластичность тела.

Содержание

материала:

комплекс

упражнений

направленный

на

улучшение эластичности мышц и связок, повышение гибкости суставов.

Методическое

обеспечение:

специальная

форма

(Купальник

колготки

резинка), обувь (мягкие тапочки, чешки), коврики,, магнитофон, диски (детские

мелодии).

Тема 1.4:Экзерсис у станка.

Цель:

Станок

дает

возможность

усвоить

основные

правильные

положения тела, научиться владеть отдельными частями тела и координировать

движения. Каждое новое положение тела и направление движения обозначается,

т. е. фиксируется

.

Содержание

материала:

О с н о в ы

к л а с с и ч е с ко го

э к з е р с и с а

у

станка .Танцевальное движение разбираются

системно, с точки зрения

(физиологии и биомеханики). Суть здесь в координации, выворотности,

силы мышц и выносливости.

Практическая

работа:

позиции

и

положение

ног

и

рук.

Постановка

корпуса (в выворотной позиции, лицом к станку со второго полугодия - держась

за

станок

одной

рукой).

Позиции

ног

-

по

1,2,

4,5-й.

Позиции

рук

-

подготовительная, 1,2,3 .

Деми плие - складывание, сгибание, приседание, развивает выворотность,

беда, эластичность и силу ног; изучается лицом к станку по 1,2, 3-й позициям.

Батман тандю - движения, вырабатывающие натянутость всей ноги в

колене, подъеме, пальцах, развивающие силу и эластичность ног (изучается

лицом к станку по 1, 3-й позициям, вначале в сторону, вперед, в конце года -

назад).

Деми рон де жамб пор тер - круговое движение, развивает подвижность

тазобедренного сустава; изучается лицом к станку с 1-й позиции по точкам -

вперед в сторону, в сторону вперед, позднее назад в сторону, в сторону назад.

Положение ноги, сюр ле ку де пье - «обхватное» (обхватывает щиколотку

опорной ноги) - развивает выворотность и подвижность ноги; «условное» -

сильно вытянутые пальцы работающей ноги касаются опорной.

Батман фондю -вырабатывают мягкость приседания и эластичность,

необходимые в прыжках. Эти движения можно сравнить с растяжением и

сдержанным сокращением тугой резиновой ленты.

Батман фондю (тающий, текучий) --сложное движение, состоящее из

сгибания работающей ноги в условное положение sur le cou-de-pied при

одновременном demi plie на опорной и открывания работающей ноги в любом

направлении при одновременном выпрямлении опорной из demi plies.

Батман девлёппе -это самое трудное движение экзерсиса; оно исполняется

на 90° и выше и требует всесторонней подготовки.

Девлёппе развивают шаг и силу бедра, что помогает удерживать ногу на

предельной высоте.

Девлёппе подготавливают тело к сложным adagio на середине зала, а

также к прыжкам, где сила бедер необходима при толчке от пола и мягкого

полуприседания после прыжка.

Гранд Батман жете -это большие battements, исполняемые из I и V позиций

в направлении вперед, в сторону и назад с броском ноги на 90° и выше.

Они развивают шаг значительно активнее, чем developpes: большой, энергичный

бросок ноги способствует развитию внутренних бедренных мышц и сухожилий,

усиливает работу тазобедренного сустава, что является главным в развитии шага.

Методическое

обеспечение:

специальная

форма

(купальник

колготки

резинка), обувь (мягкие тапочки,)

Тема 1.5: Элементы классического, народного танца.

Цель:

Развивать выворотность ног и силу ног, правильную постановку

тела. Правильно поставить отдельные кости рук: кисти, пальцы, локти, плечи.

Содержание материала: Специфика танцевального шага и бега. Начало

тренировки суставно-мышечного аппарата ребенка. Выработка осанки, опоры,

выворотности,

эластичности

и

крепости

голеностопного,

коленного

и

тазобедренного суставов.

Практическая работа: позиции и положение ног и рук. Растяжки в игровой

форме. Постановка корпуса (в выворотной позиции, лицом к станку со второго

полугодия - держась за станок одной рукой). Позиции ног - по 1,2, 3-й. Позиции

рук

-

подготовительная,

1,2,3

(разучивается

на

середине,

при

неполной

выворотности ног), затем держась одной рукой, тоя боком к станку.

Деми плие - складывание, сгибание, приседание, развивает выворотность,

беда, эластичность и силу ног; изучается лицом к станку по 1,2, 3-й позициям.

Батман тандю - движения, вырабатывающие натянутость всей ноги в

колене, подъеме, пальцах, развивающие силу и эластичность ног (изучается

лицом к станку по 1, 3-й позициям, вначале в сторону, вперед, в конце года -

назад).

Методическое

обеспечение:

специальная

форма

(купальник

белые

колготки и резинка), обувь (мягкие тапочки, чешки),

Тема 1.6:Аллегро.

Цель: научить правильному подходу и толчку, легкости и силе прыжка,

элевации бедер, выразительности и красоте движения.

Содержание материала: Теория.

Практика:

В I семестре

прыжки

изучают

после

того,

как

уже

выработана

сила,

эластичность

и

выворотность

ног

в demi-plié, а также правильно поставлен

корпус.

В I

семестре

с

первых

занятий

следует

вводить

трамплинные

прыжки,

вырабатывать правильный толчок пятками от пола, учить в момент прыжка

вытягивать колени, подъем, пальцы. Прыжки начинают изучать стоя лицом к

палке.

Как

только

усвоена

элементарная

точность

исполнения,

изучение

переносится на середину зала. Во время прыжков первоначально руки держат на

талии, затем переводят в подготовительное положение.

Прыжки

исполняются

в I позиции на 1/8 такта (на «затакт» – demi-plié).

Музыка острая, staccato.

Temps levé sauté

Прыжок с обеих ног на обе.

Музыкальный размер: 4/4, 2/4.

Изучается на один такт 4/4, позднее – на один такт 2/4 (движение начинается

на «затакт»).

И. п. – I (II, V) позиция, en face, руки в подготовительном положении.

Раз – эластичное demi-plié на обеих ногах, пятки не отрываются от пола (не

делать двойное plié).

И –

сильно

оттолкнувшись

от

пола,

сделать

прыжок,

ноги

остаются

выворотными, вытянутыми в колене, подъеме, пальцах, корпус прямой, подтянут

(как на plié, так и в прыжке), поясница не прогибается.

Два-и – с пальцев перейти на всю стопу в мягкое demi-plié.

Три-и – ноги медленно вытянуть.

Четыре-и – положение сохранить.

Во

время

прыжка

в V

позиции

ноги

сохраняют

хорошую

«плотную» V

позицию.

В конце семестра выполняют два прыжка подряд:

Раз – demi-plié.

И – прыжок.

Два – demi-plié.

И – прыжок.

Три – приземление.

И-четыре-и – вытянуть ноги.

Changement de pieds

Прыжок с обеих ног на обе из V позиции в V. Перемена ног происходит во

время их возвращения в V позицию на demi-plié.

Музыкальный размер: 4/4, 2/4.

И.

п. –

V

позиция,

корпус

и

голова en

face,

руки

в

подготовительном

положении.

Раз – demi-plié на выворотных ногах, пятки плотно прижаты к полу.

И – сильно оттолкнувшись пятками от пола, сделать прыжок, ноги вытянуты

в колене, подъеме, пальцах, пятки удерживаются вперед, ноги раскрываются

настолько, чтобы при перемене задевали пятками друг друга, корпус прямой,

спина, поясница крепкие.

Два-и – опуститься в упругое, эластичное demi-plié.

Три-и – ноги медленно вытягиваются.

Четыре-и – положение сохранить.

Движение повторить с другой ноги.

В конце года выполняются два прыжка подряд, на 1/4 такта каждый.

Pas échappé на II позицию

Pas échappé (прыжок с просветом) состоит из двух прыжков: с обеих ног на

обе из V позиции во II и из II позиции в V позицию. Pas échappé можно делать с

переменой ног и без перемены (на один такт 4/4). В I семестре изучается только

движение ног (стоя лицом к палке, затем на середине зала) – сначала на два такта

4/4 с остановкой во II позиции, позднее без остановки – на один такт 4/4. Во II

семестре добавляются движения головы и рук.

Музыкальный размер: 4/4.

И. п. – V позиция, правая нога впереди, en face, руки в подготовительном

положении.

На два такта 4/4.

1-й такт.

Раз – demi-plié на обеих ногах.

И – прыжок.

Два-и – опуститься во II позицию, руки – в завышенной II позиции.

Три-и – ноги вытянуть.

Четыре-и – положение сохранить.

2-й такт.

Раз – demi-plié во II позиции.

И – прыжок.

Два-и – приземление в V позицию на обе ноги, руки – в подготовительном

положении.

Три-и – ноги вытянуть в коленях.

Четыре-и – положение сохранить.

Échappé без остановки на один такт 4/4

И. п. – вышеизложенное.

Раз – demi-plié в V позиции.

И – сильно оттолкнувшись пятками от пола, сделать прыжок в V позиции.

Два – опуститься во II позицию (ноги раскрывать во II позицию в последний

момент) на выворотные ноги на demi-plié.

И – еще прыжок (ноги фиксируют II позицию в воздухе).

Три-и –

удерживая

выворотность,

ноги

в

последний

момент –

соединить,

заканчивая прыжок на demi-plié в V позиции.

Четыре-и – ноги вытянуть.

Движение повторить.

Demi-plié

в V

и

особенно

во II

позиции

должно

быть

эластичным

и

непрерывным. Пятки плотно прижаты к полу при полной выворотности ног. Это

исключает возможность двойного plié перед прыжком и сохраняет силу ног для

прыжка.

Pas assemblé

Прыжок с обеих ног на обе из V позиций в V. Его особенностью является

соединение ног в воздухе в V позиции.

Pas assemblé – одно из сложных прыжковых движений в классическом танце,

поскольку требует координации и достаточной силы ног. Толчок опорной ногой,

вытянутые в прыжке подъем и пальцы представляют сложность для учащихся в I

семестре,

так

как

их

мускулатура

еще

недостаточно

хорошо

развита.

Первоначально прыжок изучается у палки, в медленном темпе, раздельно и

только в сторону (на первом этапе обучения). Ему предшествует подготовка.

И п – V позиция, правая нога сзади, лицом к палке.

Раз-и – demi-plié в V позиции.

Два – работающая правая нога скользящим движением открывается в сторону

II позиции носком в пол, опорная нога остается на demi-plié.

И – прыжок, во время которого ноги соединяются в воздухе в V позицию.

Три – завершить прыжок на demi-plié в V позиции, правая нога впереди.

И-четыре-и – ноги вытянуть.

На один такт 4/4 (на середине зала).

И. п. – en face,

V позиция, правая нога сзади, руки в подготовительном

положении, поворот головы налево.

Раз – demi-plié в V позиции, голова поворачивается en face.

И – правая нога скользящим движением выбрасывается в сторону II позиции

на 45

°

; одновременно опорная левая нога, оттолкнувшись пяткой от пола, с

силой

вытягивается

в

прыжке,

работающая

нога

сразу

же

подтягивается

к

опорной в V позицию: при этом опорная нога не должна сдвигаться в сторону

работающей; правая нога, стоящая в V позиции сзади, переходит в V позицию

вперед.

Два-и – прыжок завершается в упругое demi-plié в V позиции, поворот головы

направо.

Три-и, четыре-и – колени медленно вытягиваются.

Движение повторить с другой ноги. Происходит естественное продвижение

вперед.

Pas assembé исполняется в обратном направлении: нога, стоящая впереди,

выбрасывается в сторону, заканчивая движение в V позицию назад.

Прыжок выполняется на сильных выворотных ногах. Выбрасываемая нога не

поднимается

выше

45°,

идет

точно

в

сторону.

Пятка

опорной

ноги

не

поднимается перед прыжком, делает сильный толчок. Demi-plié перед прыжком и

после прыжка эластичное.

Методическое обеспечение: специальная форма(купальник белые колготки

и резинка), обувь (мягкие тапочки, чешки),

Тема 1.7.: Гимнастика.

Цель: Развитие физических данных детей.

Содержание материала: Гимнастический комплекс:

-разминка (релеве)

-Упражнения для развития гибкости стопы, увеличения подъёма.

-Упражнения на развитие нижней выворотности ноги, голеностопного сустава, и

самой стопы(выработка птички).

-Упражнения на развитие мягкости и растянутости в коленном суставе(складки,

работа с лавочкой).

-Упражнения

на

развитие

верхней

выворотности

ноги(паховой

мышцы)

лягушки, бабочка, работа со стенкой.

- Упражнения на развитие гибкости спины (кошечка, змейка, работа со стеной

,стойка на руках с прогибом).

- Упражнение на силу бедра ( Маятник, кошка, марш) .

- Растяжка (выпады, упражнения с партнёром «Книжка»,растяжка у палки, у

стены, шпагаты, упражнения в проходе.)

Методическое обеспечение: специальная форма(шорты, майки, футболки), обувь

(мягкие тапочки, чешки)

Тема 1.8:Терминология.

Цель:

Знание

хореографической

терминологии

(её

правильное

произношение), и умение использовать её на практике.

Содержание

материала:

Хореографические

термины

(их

проучивание

на

практики и в теории, закрепляя их записываем в тетради и в конце недели

письменный опрос).

Раздел 2.Импровизация.

Теме 2.1: Творческая деятельность.

Цель:

Развитие

мизансценического

мышления

и

пластического

воображения детей.

Содержание материала:

Этюды.

Практическая работа: художник, перелет птиц, шторм на море, лиса и

зайцы, дождь в лесу, прогулка в парке.

Музыкально-танцевальные игры:

Практическая работа: рыбачек, чей кружок быстрее соберется, сова, кот и

мыши, кто скорее?, карусель.

Методическое обеспечение: специальная форма(шорты, майки, футболки),

обувь (мягкие тапочки, чешки), магнитофон, диски, зонтик, удочка.

Тема 2.2.: Музыкально-танцевальные игры.

Цель:

Вырабатывать

выразительность,

точность

и

индивидуальность

в

манере

исполнения

упражнений.

Положительно

воздействовать

на

эмоциональное состояние детей при помощи музыки.

Содержание материала:

Танцевально-ритмические упражнения – «Нарисуй себя», «Стирка».

Музыкальные

игры

переноска

мяча,

воротца,

змейка,

запомни

мелодию.

Методическое

обеспечение:

специальная

форма(шорты,

майки,

футболки), обувь (мягкие тапочки, чешки)

Тема 2.3 Танцевальные этюды танцы.

Цель: Работа над репертуаром.

постановка танца, отработка движений, техника исполнения.

Содержание материала: Танец «Не поделили»

Методическое обеспечение: аудио материал мелодия для танца.

Раздел 3. Мероприятия воспитательного характера.

Тема 3.1. Беседы об искусстве, прослушивание музыки. Посещение

концертов.

Цель: приобрести общую эстетическую и танцевальную культуру. Развить

тонкое восприятие хореографического искусства.

Содержание материала: ознакомление детей с искусством хореографии. Идеи

добра и зла, персонажи.

Практическая

работа:

прослушивание

музыкальных

фрагментов

Посещение

концертов.

2 год обучения

Раздел 1. Учебно-тренировочная работа.

Тема 1.1: Вводное занятие.

Цель: Познакомить детей с целями и задачами программы второго года

обучения, закрепить правила техники безопасности на занятиях, рассказать о

костюме для занятий и личной гигиене.

Содержание

материала:

Занятие

проводится

в

форме

бе седы.

Инструктаж по технике безопасности.

Методическое обеспечение: текст вводного инструктажа и инструктажа на

рабочем месте.

Тема 1.2: Ознакомление с понятием классический танец.

Цель: Ознакомить детей с искусством классического танца. Дать понять

почему именно классический танец может способствовать как комплекс, для

развитие гармонично-развитой личности.

Содержание

материала: Теоретические

уроки

включающие:

(понятия,

видеоматериалы, лекции, посещение театров и Т.Д.)

Тема 1.3Разминочный комплекс.

Цель: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и свя-

зок, нарастить силу мышц. Подготовиться к традиционному классическому эк-

зерсису у станка. Развивать пластичность тела.

Содержание

материала:

комплекс

упражнений

направленный

на

улучшение эластичности мышц и связок, повышение гибкости суставов.

Методическое

обеспечение:

специальная

форма

(Купальник

колготки

резинка), обувь (мягкие тапочки, чешки), коврики,, магнитофон, диски (детские

мелодии).

Тема 1.3: Элементы классического танца у станка.

Цель: Развивать выворотность ног и силу ног, правильную постановку

тела. Правильно поставить отдельные кости рук: кисти, пальцы, локти, плечи.

Содержание материала: Дополнительно изучается уровень подъема ног, на-

пример положения работающей ноги на уровне щиколотки опорной ноги (ку де

пье), икры и колена. Практическая работа: подготовительное движение руки

(препарасьон).

Закрывание

руки

в

подготовительное

положение

на

два

заключительных аккорда. Координация ног, рук и головы в движении - тан

релеве пар тэр. Батман фраппэ сильное ударяющее движение, развивает силу ног,

ловкость, быстроту и подвижность клена; изучается лицом к станку вначале в

сторону, затем вперед и позднее назад.

Релеве лен на 45-90° - медленное поднимание ноги, развивает силу и легкость

ног в танцевальном шаге; изучается стоя боком к станку, держась одной рукой, в

сторону, позднее вперед.

Перегибы

корпуса:

назад,

стоя

лицом

к

станку,

в

1-ой

позиции.

Размер

3

/4,

характер медленный, спокойный. По два такта на движение.

Позы

классического

танца

изучаются

на

середине

зала.

Поза

круазе,

поза

эффасэ ,экарте,(с ногой на полу). Размер 3/4 характер плавный, исполняется на

четыре такта.

Па курю - мелкий бег на полупальцах, исполняется по прямой в не выворотной

позиции,

вперед

и

назад.

Размер

4/4,

2/4,

3/4,

движения

исполняются

шестнадцатыми. Характер легкий, живой. Опускание на одно колено. Вращение,

повороты по 6-й позиции, на 1/4 и 1/2 круга.

Методическое

обеспечение: специальная

форма

(купальник

белые

колготки резинка), обувь (мягкие тапочки, чешки), магнитофон, диски станок.

Тема 1.5: Элементы классического танца на середине.

Цель:

Развивать выворотность ног и силу ног, правильную постановку

тела

,

координация

рук

и

ног,

устойчивость

и

выносливость.

Правильно

поставить отдельные кости рук: кисти, пальцы, локти, плечи.

Содержание материала: Специфика танцевального шага и бега. Начало

тренировки суставно-мышечного аппарата ребенка. Выработка осанки, опоры,

выворотности,

эластичности

и

крепости

голеностопного,

коленного

и

тазобедренного суставов.

Практическая работа: позиции и положение ног и рук. Растяжки в игровой

форме. Постановка корпуса (в выворотной позиции, лицом к станку со второго

полугодия - держась за станок одной рукой). Позиции ног - по 1,2, 3-й. Позиции

рук

-

подготовительная,

1,2,3

(разучивается

на

середине,

при

неполной

выворотности ног), затем держась одной рукой, тоя боком к станку.

Деми плие - складывание, сгибание, приседание, развивает выворотность,

беда, эластичность и силу ног; изучается лицом к станку по 1,2, 3-й позициям.

Батман тандю - движения, вырабатывающие натянутость всей ноги в

колене, подъеме, пальцах, развивающие силу и эластичность ног (изучается

лицом к станку по 1, 3-й позициям, вначале в сторону, вперед, в конце года -

назад).

Деми рон де жамб пор тер - круговое движение, развивает подвижность

тазобедренного сустава; изучается лицом к станку с 1-й позиции по точкам -

вперед в сторону, в сторону вперед, позднее назад в сторону, в сторону назад.

Положение ноги, сюр ле ку де пье - «обхватное» (обхватывает щиколотку

опорной ноги) - развивает выворотность и подвижность ноги; «условное» -

сильно вытянутые пальцы работающей ноги касаются опорной.

Батман фондю -вырабатывают мягкость приседания и эластичность,

необходимые в прыжках. Эти движения можно сравнить с растяжением и

сдержанным сокращением тугой резиновой ленты.

Батман фондю (тающий, текучий) --сложное движение, состоящее из

сгибания работающей ноги в условное положение sur le cou-de-pied при

одновременном demi plie на опорной и открывания работающей ноги в любом

направлении при одновременном выпрямлении опорной из demi plies.

Батман девлёппе -это самое трудное движение экзерсиса; оно исполняется

на 90° и выше и требует всесторонней подготовки.

Девлёппе развивают шаг и силу бедра, что помогает удерживать ногу на

предельной высоте.

Девлёппе подготавливают тело к сложным adagio на середине зала, а

также к прыжкам, где сила бедер необходима при толчке от пола и мягкого

полуприседания после прыжка.

Гранд Батман жете -это большие battements, исполняемые из I и V позиций

в направлении вперед, в сторону и назад с броском ноги на 90° и выше.

Они развивают шаг значительно активнее, чем developpes: большой, энергичный

бросок ноги способствует развитию внутренних бедренных мышц и сухожилий,

усиливает работу тазобедренного сустава, что является главным в развитии шага.

Тан Лие - маленький танец (выполняется на этом году обучения в 1 виде без

усложнений ,музыкальный размер может использоваться как ¾, 4/4, 2/4

Методическое

обеспечение:

специальная

форма

(купальник

белые

колготки и резинка), обувь (мягкие тапочки, чешки).

Тема 1.6:Аллегро.

Цель: научить правильному подходу и толчку, легкости и силе прыжка,

элевации бедер, выразительности и красоте движения.

Содержание материала: Теория.

Практика:

В I семестре

прыжки

изучают

после

того,

как

уже

выработана

сила,

эластичность

и

выворотность

ног

в demi-plié, а также правильно поставлен

корпус.

В I

семестре

с

первых

занятий

следует

вводить

трамплинные

прыжки,

вырабатывать правильный толчок пятками от пола, учить в момент прыжка

вытягивать колени, подъем, пальцы. Прыжки начинают изучать стоя лицом к

палке.

Как

только

усвоена

элементарная

точность

исполнения,

изучение

переносится на середину зала. Во время прыжков первоначально руки держат на

талии, затем переводят в подготовительное положение.

Прыжки

исполняются

в I позиции на 1/8 такта (на «затакт» – demi-plié).

Музыка острая, staccato.

Temps levé sauté

Прыжок с обеих ног на обе.

Музыкальный размер: 4/4, 2/4.

Изучается на один такт 4/4, позднее – на один такт 2/4 (движение начинается

на «затакт»).

И. п. – I (II, V) позиция, en face, руки в подготовительном положении.

Раз – эластичное demi-plié на обеих ногах, пятки не отрываются от пола (не

делать двойное plié).

И –

сильно

оттолкнувшись

от

пола,

сделать

прыжок,

ноги

остаются

выворотными, вытянутыми в колене, подъеме, пальцах, корпус прямой, подтянут

(как на plié, так и в прыжке), поясница не прогибается.

Два-и – с пальцев перейти на всю стопу в мягкое demi-plié.

Три-и – ноги медленно вытянуть.

Четыре-и – положение сохранить.

Во

время

прыжка

в V

позиции

ноги

сохраняют

хорошую

«плотную» V

позицию.

В конце семестра выполняют два прыжка подряд:

Раз – demi-plié.

И – прыжок.

Два – demi-plié.

И – прыжок.

Три – приземление.

И-четыре-и – вытянуть ноги.

Changement de pieds

Прыжок с обеих ног на обе из V позиции в V. Перемена ног происходит во

время их возвращения в V позицию на demi-plié.

Музыкальный размер: 4/4, 2/4.

И.

п. –

V

позиция,

корпус

и

голова en

face,

руки

в

подготовительном

положении.

Раз – demi-plié на выворотных ногах, пятки плотно прижаты к полу.

И – сильно оттолкнувшись пятками от пола, сделать прыжок, ноги вытянуты

в колене, подъеме, пальцах, пятки удерживаются вперед, ноги раскрываются

настолько, чтобы при перемене задевали пятками друг друга, корпус прямой,

спина, поясница крепкие.

Два-и – опуститься в упругое, эластичное demi-plié.

Три-и – ноги медленно вытягиваются.

Четыре-и – положение сохранить.

Движение повторить с другой ноги.

В конце года выполняются два прыжка подряд, на 1/4 такта каждый.

Pas échappé на II позицию

Pas échappé (прыжок с просветом) состоит из двух прыжков: с обеих ног на

обе из V позиции во II и из II позиции в V позицию. Pas échappé можно делать с

переменой ног и без перемены (на один такт 4/4). В I семестре изучается только

движение ног (стоя лицом к палке, затем на середине зала) – сначала на два такта

4/4 с остановкой во II позиции, позднее без остановки – на один такт 4/4. Во II

семестре добавляются движения головы и рук.

Музыкальный размер: 4/4.

И. п. – V позиция, правая нога впереди, en face, руки в подготовительном

положении.

На два такта 4/4.

1-й такт.

Раз – demi-plié на обеих ногах.

И – прыжок.

Два-и – опуститься во II позицию, руки – в завышенной II позиции.

Три-и – ноги вытянуть.

Четыре-и – положение сохранить.

2-й такт.

Раз – demi-plié во II позиции.

И – прыжок.

Два-и – приземление в V позицию на обе ноги, руки – в подготовительном

положении.

Три-и – ноги вытянуть в коленях.

Четыре-и – положение сохранить.

Échappé без остановки на один такт 4/4

И. п. – вышеизложенное.

Раз – demi-plié в V позиции.

И – сильно оттолкнувшись пятками от пола, сделать прыжок в V позиции.

Два – опуститься во II позицию (ноги раскрывать во II позицию в последний

момент) на выворотные ноги на demi-plié.

И – еще прыжок (ноги фиксируют II позицию в воздухе).

Три-и –

удерживая

выворотность,

ноги

в

последний

момент –

соединить,

заканчивая прыжок на demi-plié в V позиции.

Четыре-и – ноги вытянуть.

Движение повторить.

Demi-plié

в V

и

особенно

во II

позиции

должно

быть

эластичным

и

непрерывным. Пятки плотно прижаты к полу при полной выворотности ног. Это

исключает возможность двойного plié перед прыжком и сохраняет силу ног для

прыжка.

Pas assemblé

Прыжок с обеих ног на обе из V позиций в V. Его особенностью является

соединение ног в воздухе в V позиции.

Pas assemblé – одно из сложных прыжковых движений в классическом танце,

поскольку требует координации и достаточной силы ног. Толчок опорной ногой,

вытянутые в прыжке подъем и пальцы представляют сложность для учащихся в I

семестре,

так

как

их

мускулатура

еще

недостаточно

хорошо

развита.

Первоначально прыжок изучается у палки, в медленном темпе, раздельно и

только в сторону (на первом этапе обучения). Ему предшествует подготовка.

И п – V позиция, правая нога сзади, лицом к палке.

Раз-и – demi-plié в V позиции.

Два – работающая правая нога скользящим движением открывается в сторону

II позиции носком в пол, опорная нога остается на demi-plié.

И – прыжок, во время которого ноги соединяются в воздухе в V позицию.

Три – завершить прыжок на demi-plié в V позиции, правая нога впереди.

И-четыре-и – ноги вытянуть.

На один такт 4/4 (на середине зала).

И. п. – en face,

V позиция, правая нога сзади, руки в подготовительном

положении, поворот головы налево.

Раз – demi-plié в V позиции, голова поворачивается en face.

И – правая нога скользящим движением выбрасывается в сторону II позиции

на 45

°

; одновременно опорная левая нога, оттолкнувшись пяткой от пола, с

силой

вытягивается

в

прыжке,

работающая

нога

сразу

же

подтягивается

к

опорной в V позицию: при этом опорная нога не должна сдвигаться в сторону

работающей; правая нога, стоящая в V позиции сзади, переходит в V позицию

вперед.

Два-и – прыжок завершается в упругое demi-plié в V позиции, поворот головы

направо.

Три-и, четыре-и – колени медленно вытягиваются.

Движение повторить с другой ноги. Происходит естественное продвижение

вперед.

Pas assembé исполняется в обратном направлении: нога, стоящая впереди,

выбрасывается в сторону, заканчивая движение в V позицию назад.

Прыжок выполняется на сильных выворотных ногах. Выбрасываемая нога не

поднимается

выше

45°,

идет

точно

в

сторону.

Пятка

опорной

ноги

не

поднимается перед прыжком, делает сильный толчок. Demi-plié перед прыжком и

после прыжка эластичное.

В курсе подробно представлена методика проучивания прыжков малых (saute,

assemble,

jete)

и

средних

(sissonne,

ferme,

ouvert).

Показаны

различия

в

исполнении одного и того же движения в развитии (petit и grand echappe, petit и

grand

changement),

правила

и

нюансы

исполнения

различных

прыжковых

движений (pas de basque,

balance,

pas de chat), примеры часто встречающиеся

прыжковых связок, например, sissonne - pas de chat, sissonne - pas chasse. Прыжки

- с двух ног на две. Разные этапы прыжка (тан леве соте): подготовка к взлету

(деми плие), толчок, взлет, фиксация положения ног, приземление, положение

ног после прыжка. Прыжки: танлеве соте - по 1,2, 5-й позициям. Размер 2/4,

характер

быстрой

польки.

В

музыке

сочетаются

два

темпа:

плавный

и

отрывистый.

Па эшаппэ - на 2-ю позицию, прыжок с просветом; изучается вначале лицом к

станку. Размер 4/4, сочетание плавного и четкого темпов.

Методическое обеспечение: специальная форма(купальник белые колготки

и резинка), обувь (мягкие тапочки, чешки).

Тема 1.7.: Гимнастика.

Цель: Развитие физических данных детей.

Содержание материала: Гимнастический комплекс:

-разминка (релеве)

-Упражнения для развития гибкости стопы, увеличения подъёма.

-Упражнения на развитие нижней выворотности ноги, голеностопного сустава, и

самой стопы(выработка птички).

-Упражнения на развитие мягкости и растянутости в коленном суставе(складки,

работа с лавочкой).

-Упражнения

на

развитие

верхней

выворотности

ноги(паховой

мышцы)

лягушки, бабочка, работа со стенкой.

- Упражнения на развитие гибкости спины (кошечка, змейка, работа со стеной

,стойка на руках с прогибом).

- Упражнение на силу бедра ( Маятник, кошка, марш) .

- Растяжка (выпады, упражнения с партнёром «Книжка»,растяжка у палки, у

стены, шпагаты, упражнения в проходе.)

Методическое обеспечение: специальная форма(шорты, майки, футболки), обувь

(мягкие тапочки, чешки)

Тема 1.8:Терминология.

Цель:

Знание

хореографической

терминологии

(её

правильное

произношение), и умение использовать её на практике.

Содержание

материала:

Хореографические

термины

(их

проучивание

на

практики и в теории, закрепляя их записываем в тетради и в конце недели

письменный опрос).

Тема 1.8:Вращения.

Цель: Овладение техникой вращения.

Содержание материала: Теоретический материал -методика проучивания.

Упражнения на освоения пространства, понятие чувство точки.

АН

ТУРНАН

(франц.

En

tournant

в

повороте)

указание

на

то,

что

движение

исполняется

одновременно с поворотом всего тела. Поворот может быть полным или неполным.

Методическое обеспечение: специальная форма(купальник белые колготки

и резинка), обувь (мягкие тапочки, чешки).

Раздел 2.Импровизация.

Теме 2.1: Творческая деятельность.

Цель:

Развитие

мизансценического

мышления

и

пластического

воображения детей.

Содержание материала:

Этюды.

Практическая работа: художник, перелет птиц, шторм на море, лиса и

зайцы, дождь в лесу, прогулка в парке.

Музыкально-танцевальные игры:

Практическая работа: рыбачек, чей кружок быстрее соберется, сова, кот и

мыши, кто скорее?, карусель.

Методическое обеспечение: специальная форма(шорты, майки, футболки),

обувь (мягкие тапочки, чешки), магнитофон, диски, зонтик, удочка.

Тема 2.2.: Музыкально-танцевальные игры.

Цель:

Вырабатывать

выразительность,

точность

и

индивидуальность

в

манере

исполнения

упражнений.

Положительно

воздействовать

на

эмоциональное состояние детей при помощи музыки.

Содержание материала:

Танцевально-ритмические упражнения – «Нарисуй себя», «Стирка».

Музыкальные

игры

переноска

мяча,

воротца,

змейка,

запомни

мелодию.

Методическое

обеспечение:

специальная

форма(шорты,

майки,

футболки), обувь (мягкие тапочки, чешки)

Тема 2.3 Танцевальные этюды танцы.

Цель: Работа над репертуаром.

постановка танца, отработка движений, техника исполнения.

Содержание материала: Танец «котёнок»

Методическое обеспечение: аудио материал мелодия для танца.

Раздел 3. Мероприятия воспитательного характера.

Тема 3.1. Беседы об искусстве, прослушивание музыки. Посещение

концертов.

Цель: приобрести общую эстетическую и танцевальную культуру. Развить

тонкое восприятие хореографического искусства.

Содержание материала: ознакомление детей с искусством хореографии. Идеи

добра и зла, персонажи.

Практическая

работа:

прослушивание

музыкальных

фрагментов

Посещение

концертов.

Тема 3.2: Итоговое занятие.

Цель: Диагностика усвоения детьми программного материала второго года

обучения.

Содержание материала: Отчетный концерт для родителей и населения.

3 год обучения

Раздел 1. Учебно-тренировочная работа.

Тема 1.1: Вводное занятие

Цель: Познакомить с основными целями и задачами курса. Провести

инструктаж по Т.Б.

Содержание материала:

занятие проводится в форме беседы. Педагог

напоминает детям упражнения, изучаемые на прошлых курсах.

Методическое обеспечение: специальная форма(шорты, майки, футболки),

обувь (мягкие тапочки, чешки), магнитофон, диски.

Тема 1.2: Азбука музыкального движения.

Цель: Научить различать динамические оттенки в музыке. Развить музы-

кальность.

Содержание

материала: Динамические оттенки в музыке. Ритмические

рисунки в движении (сочетание четвертей и восьмых).

Практические упражнения на развитие музыкальности (осуществляются)

непосредственно на уроке классики, народного и эстрадного танца).

Методическое обеспечение: специальная форма(шорты, майки, футболки),

обувь (мягкие тапочки, чешки), магнитофон, (танцевальные мелодии).

Тема 1.3: Элементы классического танца.

Цель: Обобщить полученные практические навыки и знания. Освоить ос-

новные правила движений у станка.

Содержание материала: Основные правила движений у станка. Понятие о

поворотах ан деор и ан дедан. Эпольман. Эстетика, логика и техника смены

эпольман (круазе, анфас) в позах классического танца.

Практическая работа: движения - связки (па де буре). Закономерности

координации движений рук головы в пор де бра.

Батман тандю с 5-й позиции, во всех направлениях. С затактовым по-

строением. Размер 2/4, темп — модерато (средний). Батман тандю жете по 1-й

позиции

(вперед

и

назад).

Рон

де

жамб

пар

тер

-

ан

деор

и

ан

дедан

остановками спереди и сзади). Размер

3

/4, темп - модерато.

Дубль батман тандю (battements tendus pour le pied) является

разновидностью battement tendu. Исполняется с опусканием пятки на пол во II

позиции (реже в IV позиции). Double battement tendu может быть исполнен с

однократным, двукратным, трехкратным и более опусканием пятки на пол.

Исполнение doubles battements tendus, особенно с многократным опусканием

пятки, способствует развитию ступни, укрепляет связки, вырабатывает упругость

ахиллова сухожилия, подъема и пальцев.

Батман фраппэ - по всем направлениям. Размер 2/4, 4/4, (затакт 1/8, темп —

модерато). Релеве лян с 5-й позиции - во всех направлениях (держась за станок

од--ной рукой). Размер 3/4, 4/4 темп - анданте. Па де бурре - с переменой ног

(стоя лицом к станку). Размер 2/4, темп -модерато. Шанжман де пье (большое) -

прыжок с 5-й позиции с переменой ног (лицом к станку). Размер 2/4, темп -

аллегро (подвижно).

Батман фраппэ и дубль фраппе , которые исполняются резко и энергично.

Это приучает мышцы и сухожилия быстро (контрастно) переключаться с мягких,

плавных движений на резкие (стаккато).

Вырабатывает быстрое, свободное сгибание нижней части ноги (от колена до

носка) на sur le cou-de-pied и разгибание ее. Выполняется при выворотном и

неподвижном бедре.

Пти

батман

сюрли

кудепье

-

движение

развивает

подвижность

колена

и

голеностопа. Состоит из быстрого и четкого чередования положения sur le cou de

pied впереди и сзади.

Методическое

обеспечение:

специальная

форма,

обувь(шорты,

майки,

футболки), обувь (мягкие тапочки, чешки), магнитофон, диски, станок.

Тема 1.5: Работа над репертуаром.

Цель: постановка танца, отработка движений, техника исполнения.

Содержание материала: изучение движений танцев - «Огонь»,

Практическая работа: танец «Огонь», «Русский с платочком» , «Одинокая

птитца»

Методическое

обеспечение:

используются

мелодия

Ваннесы

Мэй

«Огонь»,музыкальный материал для постановочных работ.

Тема 1.7: Итоговое занятие.

Цель: Диагностика усвоения детьми программного материала третьего года

обучения.

Содержание

материала: Отчетный концерт для

родителей и населения,

в

котором прослеживаются практически весь репертуар за все 3 года обучения.

Методическое обеспечение: специальная форма, обувь, пианино (баян),

магнитофон, кассеты.

Раздел 2. Актерское мастерство.

Тема 2: Актерское мастерство.

Цель: Освоение ряда частных двигательных навыков – технических приемов

выполнения пластических заданий.

Содержание материала:

Занятия - фантазий

Ролевые игры (на внимание, на память).

Развитие творческого воображения.

Творческие постановки.

Методическое обеспечение: специальная форма, обувь, пианино (баян),

магнитофон, кассеты.

Раздел 3. Мероприятия воспитательного характера.

Тема 3.1. Беседы об искусстве, прослушивание музыки. Посещение

концертов.

Цель:

Цель: приобрести общую эстетическую и танцевальную

культуру. Развить тонкое восприятие хореографического искусства.

Содержание

материала: беседа

о

хореографическом

искусстве,

посещение

конкурсных мероприятий.

Методическое обеспечение: Прослушивание мелодий.

Модель ученика хореографического коллектива

1)имеет

глубокие

знания,

умения

и

навыки,

высокий

уровень

физической

подготовки, познавательной деятельности.

2)характеризуется развитыми общими и специальными способностями.

3)Ориентирован

на

нравственные

,общечеловеческие

ценности

и

гуманное

взаимодействие с окружающей средой.

4)стремиться к творческой самореализации.

5)имеет потребность в постоянном самосовершенствовании.

6)Развит танцевальный, художественный вкус.

7)Имеет эмоциональную отзывчивость к миру искусства музыки, танцам, поэзии

театру .

8)имеет мотивацию к здоровью и ведет здоровый образ жизни.

Список литературы для педагогов

1.

Григорович, Ю.Н. Балет [Текст]: Энциклопедия / сост. Ю.Н. Григорович -

М.: Советская энциклопедия, 1981. – 265 с.

2.

Юцевич, Ю. Е. Словарь музыкальных терминов [Текст] / Ю. Е. Юцевич. -

Киев: Музычна Украина, 1988. – 43 с.

3.

Попова, Е. Я. Основы обучения дыханию в хореографии [Текст] / Е. Я.

Попова. – М.: Искусство, 1968. – 65 с.

4.

Базарова, Н., Мей, В. Азбука классического танца [Текст] / Н. Базарова, В.

Мей. - Л. -М.: Искусство, 1964, Искусство, 1983. – 189 с.

5.

Ваганова, А.Я. Основы классического танца

[Текст] / А. Я. Ваганова. - Л.:

Искусство, 1980. – 201 с.

6.

Ткаченко, Т. Народные танцы [Текст] / Т. Ткаченко. – М.: Искусство, 1975.

– 205 с.

7.

Курьянов, А. И. Ритмика и основы хореографии [Текст] / А. И. Курьянов.

– М.: МЭГУ, 1933. – 90 с.

8.

Бочкарева, Н. И. Ритмика и хореография [Текст] / Н.И.

Бочкарева.

Кемерово, 2000. – 101 с.

9.

Геращенко, В. П. Основы танцевального искусства [Текст]: Комплексная

программа, методические рекомендации / авт. – сост. В.П. Геращенко. –

Кемерово, 1995. – 38 с.

10.Смирнова. Н. Г., Бочкарёва. Н. И. Уроки хореографии в образовательных

учреждениях [Текст]: учебно - методическое пособие / Н. Г. Смирнова, Н.

И. Бочкарёва. – Кемерово, 1996. – 115 с.

11.Боголюбская,

М.С.

Учебно

воспитательная

работа

в

детских

самодеятельных

хореографических

коллективах [Текст]:

учебно

методичекое пособие / М. С. Боголюбская. – М.: Искусство,

1982. – 120 с.

12.Базарова, Н. Классический танец [Текст] / Н. Базарова. - М.: Искусство,

1975. – 189 с.

13.Васильева, Т. Балетная осанка [Текст] / Т. Васильева. – М.: АКДОС, 1993.

– 177 с.

14.Костровицкая. В., Писарев. А. Школа классического танца [Текст] / В.

Костровицкая, А. Писарев. – М.: Искусство, 1986. – 258 с.

15.Ладыгин, Л. А. Музыкальное оформление уроков танца [Текст] / Л. А.

Ладыгин. – М.: ЗНУИ, 1980. – 100 с.

16.Молодёжная эстрада (Молодёжные праздники) [Текст]: литературно-

музыкальный альманах / сост. Г. Левкодимов, Г. Тихоновская,

Л. Фирсова // М. - 2001. – Вып.6 - 7.

17Васильева, Т. Балетная осанка [Текст]: методическое пособие для

преподавателей хореографических училищ, детских хореографических

школ и школ искусств / Т. Васильева. - М.: Текст, 1993. – 75 с.

18. Полятков, С. С. Основы современного танца [Текст] / С. С. Полятков. –

Ростов – на Дону: Феникс, 2005. – 80 с.

Список рекомендуемой литературы для родителей

1.

Григорович, Ю.Н. Балет [Текст]: Энциклопедия / сост. Ю.Н. Григорович. –

М.: Советская энциклопедия, 1981. – 265 с.

2.

Максимова, Е. Мадам Нет [Текст] / Е. Максимова. – М.: АСТ-Пресс, 2003.

– 299 с.

3.

Короткова, М. В. Путешествие в историю русского быта [Текст] / М. В.

Короткова. – М.: Русское слово, 1998. – 283 с.

4.

Плисецкая, М. Майя Плисецкая [Текст] / М. Плисецкая. – М.: Новости,

1998. – 244 с.

5.

Шишкина, В.А. Движение + движение [Текст] / В. А. Шишкина. - М.:

Просвещение, 1992. – 60 с.

6.

Браиловская, Л.В. Самоучитель по танцам [Текст] / Л. В. Браиловская. -

Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 108 с.

7.

Фокин, М. Против течения [Текст] / М. Фокин. – М.: Искусство,

1962. – 109 с.

8.

Фредерика Блейер Айседора [Текст] / Фредерика Блейер – Смоленск:

Русич, 1998. – 128 с.

Список рекомендуемой литературы для обучающихся

1.

Кейт Касл Балет [Текст]: детская энциклопедия / Кейт Касл. – М.: Астрель

АСТ, 2001. – 278 с.

2.

Мочалов, Ю. Не мечтай о балете вслепую [Текст] / Ю. Мочалов. – М.:

Искусство, 1987. – 103 с.

3.

Школьников, Л. Рассказы о танцах [Текст] / Л. Школьников. – М.:

Советская Россия, 1966. – 204 с.

4.

Браиловская, Л. В. Самоучитель по танцам [Текст] / Л. В. Браиловская. -

Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 166 с.

5.

Васильева, Т. К. Секрет танца [Текст] / Т. К. Васильева. - Санкт-Петербург:

Диамант, 1997. – 199 с.

6.

Полятков, С. С. Основы современного танца [Текст] / С. С. Полятков. –

Ростов – на Дону: Феникс, 2005. – 80 с.

7.

Володина, О. В., Анисимова, Т. Б. Самоучитель клубных танцев [Текст] / О.

В. Володина, Т. Б. Анисимова. - Ростов – на Дону: Феникс, 2005. – 155 с.

8.

Рыбчинский, А. А. Учимся танцевать [Текст]: Серия «Учимся танцевать» /

А. А. Рыбчинский. – Минск: Попурри, 2002. – 32 с.



В раздел образования