Напоминание

" Путешествие в царство снега и льда".


Автор: Фомина Елена Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " ДСОВ № 111"
Населённый пункт: г. Братск, Иркутская
Наименование материала: НОД по экологии в подготовительной группе
Тема: " Путешествие в царство снега и льда".
Дата публикации: 13.02.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад общеразвивающего вида № 111»

муниципального образования города Братска

Конспект-сценарий совместной образовательной деятельности

с применением социо -игровой технологии на тему:

«Путешествие в царство снега и льда».

Познавательное развитие ( экология)

Подготовительная группа

Составил: Фомина Е.П.

Воспитатель I кв. категории

г. Братск, 2018

Цель: систематизировать знания детей о животных и растениях Севера;

развивать познавательный интерес, мышление.

Задачи:

1.

Расширять представления детей о географическом положении Арктики

и тундры, её природных условиях и обитателях.

2.

Обогащать и активизировать словарь, развивать связную речь, память,

логическое мышление.

3.

Развивать умение правильно отвечать на вопросы воспитателя.

4.

Формировать эстетическое отношение к миру природы.

5.

Формировать

коммуникативные

навыки

общения.

Совершенствовать

умение делиться на пары, договариваться, приходить к единому мнению.

6.

Воспитывать любовь к природе, любознательность.

Оборудование

и

материалы: установка

мультимедиа,

слайды

с

изображением пейзажей, животных, птиц, рыб, растений Севера; карточки -

схемы природных явлений. Глобус, письмо от Умки, рюкзак, картинки с

изображением предметов одежды; ёмкость с водой, салфетки, полоски бумаги

смазанной жиром, кусочки цветного льда.

Предварительная работа:

Занятия

и

беседы

по

теме

«

Природный

мир

Севера»,

рассматривание

иллюстраций,

просмотр

видеофильмов,

чтение

статей

из

детских

энциклопедий, книг. Дидактические игры: « Четвёртый лишний», « Кто чем

питается», подвижные игры, экспериментирование.

Ход.

Вос-ль:

-

Посмотрите,

какой

сегодня

прекрасный

день!

К

нам

пришло

на

электронную почту интересное письмо. Давайте посмотрим, кто же нам его

отправил? (просмотр и чтение письма):

«Здравствуйте, Е.П. и ребята! Я- полярный медвежонок Умка, приглашаю

вас в царство снега и льда, где вы сможете поиграть в новые игры, сделать

опыты и эксперименты, познакомиться с новыми

друзьями. Вы хотите в

гости к Умке?

- Ответы детей.

Вос-ль:

- Вы знаете, что такое Север? Где он расположен?

- Ответы детей.

-Вос-ль:

- Север - это царство трескучих морозов, глубокого снега и толстого льда.

Давайте проверим, действительно ли это так. Что нам в этом поможет?

- ответы детей.

-Вос-ль:

- А поможет нам в этом глобус, модель земного шара, вращающегося вокруг

своей оси. На нём можно увидеть изображение высоких гор, и бескрайних

равнин, и заснеженных просторов, морей и океанов. Давайте на глобусе

найдём Северный полюс. Пространство вокруг него окрашено в белый цвет.

Это

снега

и

льды

Арктики.

Арктикой

называют

земли,

лежащие

под

созвездием Большой медведицы ( показ созвездия Большая медведица).

- Небо над Арктикой звёздами светится

Льётся далёкий их свет

Лапою машет Большая медведица

Шлёт нам на землю привет!

Арктические

земли

находятся

на

самой

окраине

нашей

страны,

возле

Северного

полюса.

Это

острова,

расположенные

в

Северном

Ледовитом

океане. Зимой океан покрывается льдом, а летом по его волнам плавают

огромные горы – айсберги. С севера нашу Родину омывают сразу несколько

морей. Их называют морями Северного

Ледовитого океана. К северной

природной

зоне

России

относится

и

тундра.

Она

расположена

вдоль

побережья

Северного

Ледовитого

океана.

Тундра

это

безлесная,

голая

равнина,

где

бушуют

бураны,

метут

метели.

Климат

в

Арктике

очень

суровый. Зимой несколько месяцев подряд солнце совсем не показывается.

Такой период называется полярная ночь. Только полярное сияние вспыхивает

порой на небе необычайными фантастическими красками. Но вот наконец

приходит полярное лето. Теперь солнце

несколько недель не прячется за

горизонтом. Стоит белый полярный день. Хотя солнце и светит круглые

сутки, его лучи не успевают прогреть землю. Поэтому в Арктике холодно в

течение всего года, зимой и летом. А поэтому нам в путешествие на Север

необходимо взять тёплые вещи. Давайте мы их соберём.

Дидактическая игра «Соберём вещи в путешествие». (Дети собирают

картинки с изображением тёплых вещей, складывают их в рюкзак).

Вос-ль:

- На Севере очень холодно. Чтобы не заболеть, нужно сделать массаж:

Чтобы горло не болело

Мы его погладим смело (дети поглаживают ладонями шею сверху вниз).

Чтоб не кашлять, не чихать

Надо носик растирать (указательным пальцем растирают крылья носа).

Лоб мы тоже разотрём

Ладошку держим козырьком. (Прикладывают ко лбу ладони « козырьком» и

растирают в стороны – вместе).

Вилку пальчиками сделай, массируй ушки ты и шею.

(раздвигают указательный и средний пальцы и растирают точки впереди и

сзади за ушами).

Знаем, знаем мы всегда:

Нам простуда не страшна!(потирают обе ладони).

Вос-ль:

- Вижу, что вы готовы к путешествию. Обратите внимание на глобус: Север

далеко расположен от нашего города Братска. Добираться до него придётся

на

самолёте. Давайте вспомним правила безопасности в полёте. Надо

пристегнуть

ремни

безопасности,

не

вставать

с

мест,

не

открывать

иллюминатор, выключить мобильный телефон.

А сейчас произнесём волшебные слова: «Летим туда, где круглый год снег и

лёд,

снег

и

лёд!».

(Дети

повторяют).

Взлетаем.

Летим

над

облаками.

Посмотрите в иллюминатор, какие они красивые, лёгкие, воздушные.

Динамическая пауза « Облака». ( Дети повторяют слова и движения):

-Беленькое облако (округленные руки держат перед собой, пальцы в замок)

Поднялось над крышей, (не расцепляя пальцев, поднимают руки над головой)

Устремилось облако (выпрямляют руки)

Выше, выше, выше! (тянутся руками вверх)

Ветер это облако (плавно покачивают руками над головой из стороны в

сторону)

Зацепил за кручу, (сцепляют руки кончиками пальцев над головой)

Превратилось облако в дождевую тучу. (Описывают руками через стороны

вниз большой круг и приседают).

Вос-ль:

-

Будьте

внимательны!

Самолёт

идёт

на

посадку.

Мы

приземляемся.

Покидаем борт самолёта. Здесь так холодно. Кругом царство снега и льда.

Посмотрите

на

небо.

Какое

прекрасное

зрелище!

Это

северное

сияние.

( Показ видео). Северное сияние иногда называют полярным сиянием. Это

проявление магнитных сил земли. Магнитные силы задерживают солнечный

ветер. Частицы его движутся к полюсам, сталкиваются с частицами воздуха и

светятся

на

небе.

Появляются

полоски

разного

цвета:

красные,

синие,

жёлтые, зелёные. ( Показ слайда).

- Посмотрите, Умка обозначил наш путь флажками. А на флажках оставил

для вас задания. Ребята, для того чтобы выполнить задания, вы должны

разделиться на команды. Предлагаю вам взять из мешочка медальку. У кого

синие медальки – команда синих, у кого красные – команда красных.

1 флажок. Задание: Определите, почему айсберг не тонет в воде? (опыт с

водой и льдом).

Команде синих предлагается ёмкость с холодной водой. Вывод: В холодной

воде лёд не тает, а плавает.

Команде красных предлагается ёмкость с горячей водой. Вывод: В горячей

воде лёд быстро тает.

Вос-ль:

- А вот и первые следы на снегу:

Кто расхаживал по снегу, догадайтесь- ка по следу

Каждый снежный след затаил в себе секрет.

2 флажок. Дидактическая игра « Чьи следы?»

(Команды по карточкам находят «хозяина» следов: лемминг, белый медведь,

северный олень, песец, белые гуси, полярная сова). Проверяют правильность

выполнения задания друг у друга.

Вос-ль:

- На Севере нашей страны в Арктике и тундре проживают белые медведи,

песцы,

северные

олени,

лемминги,

белые

гуси,

полярная

сова

и

многие

другие. А какие животные живут в воде на Севере? (Ответы детей). Просмотр

презентации:

- Нарвал. Буроватый в крапинку кит. Обитает в Северном Ледовитом океане.

Питается

рыбой,

кальмарами,

крабами.

У

самца

спереди

головы

торчит

длинный прямой тонкий рог. Это зуб.

-

Касатка.

Родственница

дельфина.

Это

самое

быстрое

водное

млекопитающее. Живут семьями. Всегда помогают друг другу. Касатки очень

умные, их можно научить разным трюкам. Питаются рыбой, ластоногими.

-

Тюлень.

Это

ластоногое

животное,

вместо

ног-

ласты.

Они

помогают

животным хорошо плавать, ловко нырять. Толстый слой подкожного жира

защищает

от

холода.

Почти

всегда

живут

в

воде

подо

льдом.

Иногда

подплывают к лункам, чтобы вздохнуть глоток свежего воздуха. Питаются

рыбой,

любят

полакомиться

моллюсками

и

рачками.

Тюлени-

чуткие

животные. Сквозь толщу льда они могут расслышать тяжёлую поступь их

главного врага - белого медведя.

-Морж.

Самое

крупное

ластоногое

животное

Арктики.

Морж

имеет

два

больших костяных бивня. Этими гигантскими зубами он роется в морском

дне, добывая раковины устриц и других моллюсков, продвигается по льду,

защищается от врагов. Толстый подкожный жир защищает от холода. Над

верхней губой у моржей топорщатся пышные усы.

Подвижная

игра

«Охота

моржей».

Дети

ложатся

на

ковёр,

изображая

моржей

и

по

сигналу

воспитателя,

ползут

к

резиновой

надувной

рыбе.

Побеждает тот ребёнок, который первый схватит рыбу.

Флажок 3. Покажите, почему животные Севера не мёрзнут зимой, даже

когда ныряют в холодную воду и выходят оттуда сухими. ( Дети проводят

опыт с полосками бумаги, смазанными жиром. Команда синих опускает в

воду чистые полоски, вынуть и посмотреть, что происходит с капельками

воды. Вывод: бумага намокла. Команда красных опускает вводу полоски,

смазанные жиром. Вывод: капельки воды скатываются и бумага не промокает.

Вос-ль:

- На Севере очень холодно, снежно, дуют порывистые ледяные ветры. Разве

могут здесь жить растения, ведь мороз погубит их? ( Ответы детей).

Самые смелые растения приспособились к жизни на Севере

Просмотр презентации:

-

Лишайники. Это особенные растения! Для жизни им не нужна почва,

только немного света, тепла, влаги и очень чистый воздух. В загрязнённом

воздухе

лишайники

погибают.

Мхи

и

лишайники

по

праву

считаются

хозяевами Севера. Особенно славится ягель – любимое лакомство северных

оленей.

-

Карликовая

берёза

и

ива,

ростом

с

карандаш,

с

очень

маленькими

листочками. Летом расцветают голубые и белые

подснежники, мать- и –

мачеха,

медуница,

лютики,

разноцветные

полярные

маки,

колокольчики,

васильки, иван- чай, зверобой, лесная герань, ромашка.

- Несмотря на суровый северный климат, тундра щедро делится со своими

обитателями душистыми и вкусными ягодами: морошка, клюква, брусника,

голубика. Много в тундре грибов, которые легко собирать: ведь они выше

карликовых

деревьев.

Поэтому

в

этих

местах

подосиновики

называют

надосиновиками,

а

подберёзовики

надберёзовиками.

Их

очень

любят

северные олени. ( Просмотр презентации).

Вос- ль:

- Ну наконец

мы добрались до хозяина снежного царства - до белого

медведя.

Это

самый

крупный

хищник

на

планете.

У

полярного

медведя

великолепный мех. Ему не страшны даже самые лютые морозы. Под такой

шубой прячется ещё и толстый слой подкожного жира, который тоже хорошо

согревает повелителя Севера. Питается белый медведь рыбой, тюленями.

Иногда медведи заходят в тундру, где могут полакомиться отбившемся от

стада оленёнком. Белые медведи не впадают в зимнюю спячку.

Наше

путешествие

подошло

к

концу.

Мы

много

интересного

узнали

об

Арктике и её обитателях. Давайте попрощаемся с ними. Скажите, какое

животное стало символом Арктики? (ответы детей).

- Это медвежонок Умка. ( Под песню «Колыбельная медведицы» ( муз.

Е.Крылатого, сл. Ю. Яковлева) дети машут рукой арктическим животным,

изображённым на экране.

Нам пора подниматься на борт самолёта.

- Динамическая пауза « Облака».

- Вос-ль:

- Наш самолёт совершил посадку в аэропорту города Братск. Мы вернулись в

наш детский сад. Давайте Умке отправим посылку с нашими поделками и

ещё раз вспомним Арктику.

Игра « Выбери партнёра глазами».

Дети стоят по кругу, опускают глаза. По команде «Найди пару», поднимают

глаза, находят пару и встают попарно. Распределяют обязанности между

собой. Проводится аппликация. Одни дети вырезают льдины из синтипона,

другие – рыб, животных, птиц, растений. Создаётся композиция « Арктика».

Рефлексия.

- Где мы были? Что делали? Что понравилось?

Список литературы:

1.

Акимушкин И.И, Мир животных. М., 1988.

2.

Киреева

Л.Г.

«

Формирование

экологической

культуры

дошкольников».

Волгоград, 2008,- 89с.

3.

Рыжова

Н.А.

«

Педагогические

модели

организации

экологического

образования в ДОУ». Дошкольное воспитание №9, 2000.-112с.

4.

Шорыгина Т.А. « Беседы о русском Севере». Методические рекомендации.-

М.: ТЦ Сфера, 2017.-96с.



В раздел образования