Напоминание

"Азовская Военная флотилия в Керченско-Феодосийской десантной операции."


Автор: Губский Николай Иванович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Дом детского творчества" г. Абинск
Населённый пункт: х. Ольгинский, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Азовская Военная флотилия в Керченско-Феодосийской десантной операции."
Раздел: дополнительное образование





Назад




Азовская Военная флотилия в Керченско –

Феодосийской десантной операции (25 декабря 1941- 2

января 1942гг)

Автор работы:

Губский Николай Иванович, педагог дополнительного

образования МБУ ДО «Дом детского творчества» г. Абинск.

Абинск

2018

1. Керченско-Феодосийская десантная операция

(25 декабря 1941 г. - 2 января 1942 г.).

Десантная операция войск Закавказского (с 30 декабря 1941 г. Кавказского) фронта,

сил Черноморского флота и Азовской военной флотилии, проведенная с 25 декабря 1941 -

2 января 1942 гг. с целью овладения Керченским полуостровом и создания условий для

освобождения

Крыма.

Операцией

руководил

командующий

Закавказским

фронтом

генерал-лейтенант

Д.Т.

Козлов.

«Замысел

советского

командования

предусматривал

одновременно

высадку

войск

в

район

Керчи

и

в

Феодосийский

порт

окружить

и

уничтожить керченскую группировку противника. В дальнейшем предполагалось развить

наступление

вглубь

полуострова,

деблокировать

войска

Севастопольского

оборонительного района и полностью освободить Крым».

В

результате

Керченско-Феодосийской

десантной

операции

советские

войска

нанесли поражение керченской группировке противника, отвлекли часть вражеских сил от

Севастополя, предотвратили возможность вторжения немецко-фашистских войск на Кавказ

через Таманский полуостров, захватили важный оперативный плацдарм в Крыму, на

котором в дальнейшем были развернуты войска Крымского фронта.

В Новороссийске с 9 декабря 1941 года осуществлялась разработка десантной

операции.

Здесь

командующий

Черноморским

флотом

адмирал

Октябрьский

и

командующий Закавказским фронтом генерал Козлов утвердили окончательный план

операции, доложенный в Ставку в ночь с 13 на 14 декабря 1941 года.

«Командующим 51 А, 44 А, ЧФ.

Копия: Начальнику генерального Штаба Красной Армии

Оперативная директива № 01696/оп ...

3.

Закфронт с ЧФ и АЗВФ имеет задачей - уничтожить керченскую

группировку противника и овладеть Керченским полуостровом с целью отвлечь силы

противника от Севастополь и Таганрог и не допустить вывода его частей из Крыма.

4.

51 армии ... во взаимодействии с АЗВФ, Керченской военно-морской базой -

форсировать Керченский пролив, ударом с севера и юга овладеть гор. Керчь и

Керченским портом ...

4.

44 армии (в составе ...) во взаимодействии с ЧФ:

а) овладеть и прочно удерживать город и порт Феодосия; ...

12. Готовность к исходу 19.12.41 г. Начало действий – особым приказом»

Операция должна была начаться с 1 декабря 1941 года в срок, с самого начала

названный Октябрьским. Однако первоначально названные сроки проведения операции

оказались сорваны. Из-за нехватки крупных кораблей, крайне необходимых для снабжения

Севастополя,

а

также

отвлечения

на

рейсы

в

Севастополь

части

транспортов,

предназначенных для отрядов высадки, начать операцию против Феодосии можно было не

раньше 28 декабря. «... Поэтому командованию Закавказского фронта пришлось вернуться

к идее Октябрьского высаживать десант в два этапа, с разносом по времени - сначала в

восточной части Керченского полуострова, а затем, когда высвободятся силы флота, в

Феодосии. Вечером 23 декабря Б.М. Шапошников директивой за № 005998 подтвердил это

решение ... Было определено окончательное время начала операции. 51-я армия должна

была начать высадку в 5 часов утра 26 декабря; 44-я армия проводила высадку у горы

Опук 26 декабря (отряд «Б»), а в Феодосии -29 декабря (отряд «А»)... Десант Азовской

флотилии ... должен был высадиться в районе Чегени ...»

1.1. Силы сторон.

С советской стороны в операции должны были принять участие: « ... из состава

51-й

армии

(высадка

в

Керчи)

224-я,

396-я,

302-я

стрелковые

дивизии,

83-я

и

12-я

стрелковые бригады, батальон морской пехоты Азовской флотилии, четыре корпусных

артиллерийских полка, три инженерных и четыре мотопонтонных батальона, а также

дивизион гвардейских минометов; из состава 44-й армии (высадки в Феодосии и у горы

Опук) - 236-я и 157-я стрелковые дивизии, 63-я горно-стрелковая дивизия, 105-й и 251-й

горнострелковые полки, один гаубичный артполк и два пушечных артдивизиона, а также

один инженерный батальон..»

«Войска 51-й и 44-й армии Закавказского фронта начали перегруппировку 3 декабря,

к 25 декабря все части, предназначенные для участия в операции, заняли исходное

положение»

Всего предполагалось всадить « ... 42 тыс. человек, 454 орудия и миномета. 43

танка,

а

также

500

самолетов

фронтовой

авиации.

Осуществление

высадки

десанта

возлагалось на силы Черноморского флота и Азовской военной флотилии... всего свыше

250 кораблей и судов в т.ч. 2 крейсера, 6 эсминцев, 52 сторожевых и торпедных катера,

161 самолет ...»

Особо следует отметить воздушное обеспечение операции, которого фактически не

было.

Две

авиадивизии

дальнего

действия,

одна

дивизия

СБ,

полк

пикирующих

бомбардировщиков Пе - 2 и девять истребительных авиаполков. Все они имели большой

некомплект в материальной части и в большинстве своем состояли из самолетов старых

моделей

-

СБ,

И-153,

И-16.

АДД

осталась

в

глубоком

тылу

и

участия

в

операции

практически не принимала. Аэродромная сеть Краснодарского края была абсолютно не

подготовлена

для большого количества самолетов, вследствие плохой организации и

тяжелых

метеоусловий перебазирование

авиации

сопровождалось

многочисленными

авариями

и

вынужденными

посадками.

Существовали

еще

военно-воздушные

силы

Черноморского флота. Но они обеспечивали оборону Севастополя, где имелись хорошие

аэродромы, потому участие в действии на Керченском полуострове принимали лишь

эпизодически. В результате на начальной стадии операции участие в ней смогло принять

лишь половина воздушных сил, остальные остались на тыловых аэродромах.

«Керченский полуостров занимала группировка противника, состоявшая из частей

46-й ПД (пехотной дивизии), 42-го армейского корпуса, 11-й армии, 8-й румынской

кавалерийской и 4-ой горнострелковой бригад, 2-х танковых батальонов, 2-х полков

полевой и 5-ти дивизионов зенитной артиллерии... Общая численность составляла около

25 тыс. человек; с воздуха её прикрывало 2-е авиагруппы...»

1.2 Подготовка десантов.

Высадку основных сил 51-й армии осуществляла Азовская военная флотилия (контр-

адмирал С.Г. Горшков) и Керченская военная морская база (контр-адмирал А.Н. Фролов).

Со стороны Азовского моря высаживалась 224-я и 396-я стрелковая дивизия, 12-я и 83-я

стрелковая бригады. Предполагалось первую волну десанта, а это - «...7516 человек с

шестью 76-ти мм пушками, с четырьмя 45-ти мм, с четырьмя 37-ми мм автоматами и

девятью 120-ти мм минометами, а также, 6 танков Т-26, 18 лошадей и радиостанция на

машине

ГАЗ-АА…

Эти

силы

распределялись

на

5

десантных

отрядов

следующим

образом: «1-й отряд - Арабатский залив (Акм - Монай) - 1340 человек; 2-й отряд - мыс

Зюк - 2900 человек; 3-й отряд - мыс Тархан - 400 человек; 4-й отряд -мыс Хрони - 1876

человек; 5-й отряд - мыс Еникале -1000 человек» .

Основную

массу

сил

предполагалось

высадить

в

непосредственной

близости

от

Керчи. «Для переброски судов было выделено 17 боевых кораблей Азовской флотилии, в

портах Азовского моря собрано 4 парохода, 7 буксиров и буксирных катеров, 5 самоходных

и 11 не самоходных барж, а также 55 рыбачьих сейнеров и до полутора сотен байд и

лодок».

И

движение,

и

кораблей,

и

высадка

десантов

должны

были

прикрываться

истребительной авиации 51-й армии.

Районом погрузки назначался порт Темрюк - таким образом, судам десантных

отрядов предстояло пройти до места высадки более сотни километров. Лишь десант,

высаживающийся в Еникале, должен был грузиться в селе Кучугуры в 140 километрах

восточнее Керченского пролива.

Одной из серьезных проблем, возникших перед АЗВФ, это полное отсутствие

топлива

для

десантного

отряда.

Запасы

угля

(3200

тонн

находилось

на

станции

Славянская, откуда его требовалось доставить в Темрюк по суше, так как Кубань уже

замерзла. В середине декабря началась оттепель, дороги размыло и затопило. Фактически

операция оказалась под угрозой срыва. Однако оттепель привела к вскрытию льда на

Кубани после чего удалось доставить 975 тонн угля баржами.

Срок для подготовки операции был предельно сжат и воины 44-й и 51-й армии

усиленно обучались приемам ведения ближнего боя, тактике захвата и удерживания

плацдарма. Учение войск проходило только в ночное время. Проводились занятие по

посадке на суда и высадке с них.

Немаловажное значение предавалось повышению морального, военного духа и

веры в Победу. Проводились беседы, собрания: о положении на фронтах, о героизме и

мужестве защитников Москвы и Ленинграда, и конечно же Севастополя.

Политуправлением Черноморского флота и политотделом 5-й армии специально

отпечатали листовки «Памятка десанту...»

«Товарищи Красноармейцы и Краснофлотцы! В след за разгромом немецких

дивизий

под

Ростовом,

Тихвином...

Красная

армия

одержала

еще

одну

блестящую

победу ... Разгромив фашистские банды, пытавшиеся захватить нашу родную Москву ...

Наша задача ... разгромить и истребить фашистов, пробравшихся в Крым ... На переходе и

при высадке строго соблюдайте требования маскировки не курите на палубе корабля.

Строго следите за тем, чтобы крышки иллюминаторов, люков, пропускающие свет были

закрыты»

Вся подготовка к операции осуществляется в обстановке глубокой секретности.

Частям пункты высадки не объявлялись. О замысле операции знал строго ограниченный

к руг лиц.

Это

дало

свой

результат,

что

далее

после

высадки

советских

войск

на

Керченский

полуостров

противник

сначала

расценил

эту

операцию,

как

просто

отвлекающий маневр.

Плацдармом для подготовки Керченско-феодосийской операции стала Кубань. В

Краснодаре располагалась оперативная группа закавказского фронта. Оперативная группа

штаба Черноморского флота дислоцировалась в Новороссийске. Командный пункт 51-й

армии и Азовской флотилии в Темрюке, Керченской военно-морской базы в Тамани. Войска,

задействованные в операции, сосредотачивались в Темрюке, Кучугурах, Тамани

и Новороссийске.

«Так в течение двух с лишним недель в нашем крае осуществлялась подготовка операции,

которая станет самой крупной из более чем ста морских десантных операций, совершивших

советскими Вооруженными Силами в годы Великой Отечественной войны.»

2.Десантная операция Азовской флотилии (26 - 27 декабря 1941).

Приказ на осуществление высадки десантов командование Азовской флотилией

получило

от

командования

51-й

армии

в

полдень

24

декабря,

высадку

намечалось

осуществить в 5 часов утра 26 декабря. Посадка войск на суда началось в 8 часов вечера и

закончилось

к

рассвету

25

декабря. «...В ночь на 25 декабря в Керченском проливе

разыгрался сильный шторм. Тем не менее десантная операция началась. С 12 часов 30

минут до 16 часов 40 минут из Темрюка, Пересыпи, Кордона Ильич отчалили четыре

отряда Азовской военной флотилии с задачей ударом с Севера овладеть Керчью; пятый

отряд вышел в море в 22 часа из Кучугур с задачей выйти на западную окраину Керчи. В

тот же день в 18 часов из портов Тамани и Комсомольска вышли в море три отряда

Керченской

военно-морской

базы,

чтобы

высадить

десант

в

районе

Камыш-Бурун

и

Эльтиген с задачей овладеть Керчью с юга».

65 миль - почти 120 километров должны были преодолеть суда в бушующем море.

«Рвались буксирные тросы. Мелкие суда заливало водой. Льдинами проламывало борта.

Моряки с десантниками бушлатами и ватниками затыкали пробоины, котелками и касками

вычерпывали воду... Штормом разметало суда... У берегов образовалась кромка льда,

препятствовавшая подходу судов... Под градом пуль, разрывами снарядов, мин и бомб

десантники

прыгали

в

ледяную

воду.

Их

накрывало

волной,

они

захлебывались,

а

выбравшись на сушу, страдали от холода, так как их одежда превращалась в ледяную

корку. Многие моряки, стоя по грудь в ледяной воде, держали руками трапы, по которым

десантники устремлялись на берег... Из каждой сотни десантников в этот день погибло в

среднем 57 человек... К исходу суток удалось высадить 3 тысячи человек с кораблей

Азовской военной флотилии, выгрузить 6 танков и 18 орудий».

2.1 Действия Азовской военной флотилии по отрядам.

Азовская военная флотилия была разделена на 5 отрядов, каждый получил свое

задание.

1-й отряд под командованием капитан-лейтенанта Ф.П. Шиповникова состоял из

следующих кораблей: «минный заградитель «Заря» (бывший пассажирский теплоход);

катерный

тральщик

КАТЩ-587

«Акула»

(бывший

сейнер);

сейнер

«Буревестник»,

сейнер «Декабрист»; 15 байд (высадочные средства)»

3

. Всего отряд имел на борту 530

десантников, которые должен был высадить в Казантинском заливе. Отряд вышел из

Темрюка в 15:10ч. Вследствие разыгравшегося шторма он не сумел добраться до места

высадки к рассвету 26 декабря и 9:30ч находился только в районе мыса Зюк, потеряв на

пути один шедший на буксире сейнер и 12 байд. Из-за опоздания отряду приказали

высадить десант в районе мыса Зюк, где уже высаживался 2-й отряд.

2-м

отрядом

командовал

капитан

2-го

ранга B.C. Грозный-Афонин, отряд

состоял из двух групп - западной и восточной. В состав западной группы 2-го отряда

входили: «канонерская лодка «Дон», два сторожевых катера, пароход «Красный флот»,

пароход «Никополь» с баржей «Хопер» на буксире, самоходная шаланда «Фанагория» с

баржой на буксире, самоходная шаланда «Гардиния».

Всего в состав группы насчитывалось 2216 человек при трех танках, десяти

орудиях, 9 минометов, а также 18 лошадей. Этот отряд был самым большим и самым

мощным. Здесь находился и командир 224-й стрелковой дивизии полковник Дегтярев,

который должен был принять руководство войсками на плацдарме. Командир отряда

капитан 2-го ранга Грозный выполнял роль заместителя командующего флотилии по

проведению десантной операции. Суда отряда вышли из Темрюка в 16:40 25 декабря. В

дороге колонна растянулась ее голова начала подходить к мысу Зюк к 7 часам утра 26

декабря.

«Здесь

оказались

канонерка

«Дон»

оба

сторожевых

катера,

шаланда

«Гардиния», буксир «Никополь» с баржей, пароход «Пенай», 3 сейнера и 5 буксируемых

байд.

Прибывшим

первым

судам

пришлось

ожидать,

пока

подтянуться

отставшие.

Около

10

часов

самоходная

шаланда

«Гардиния»

и

буксир

«Никополь»

с

баржей

«Хопер» начали подход к берегу. Дул сильный ветер (5-6 баллов) осадка используемых

для перегрузки сейнера оказалась слишком большой, а несколько спущенных шлюпок

были выброшены на берег и разбиты. В итоге баржа «Хопер» коснулась грунта, а другие

высадочные средства начали швартоваться к ней - но все равно десантникам пришлось

высаживаться по пояс в воду. Это пишут историки. А вот что пишут участники тех

событий командир канонерской лодки «Дон» Т. П. Пересвет:

«... Коварный шторм и здесь спутал все планы. В прибрежных камнях кипела и

бурлила

вода,

грозя

разбить

в

дребезги

мелкие

суда,

отбрасывая

прочь

наиболее

отважных. Наступила заминка ... В эти напряженные минуты нашлись ловкие смельчаки,

подавшие

пример

остальным.

Буксир

«Никополь»

с

баржей

«Хопер»

решительно

направился

к берегу, не обращая внимание на волну. Несколько раз его чуть было не

ударило

баржей,

но капитан виртуозно уклонился. Именно волна занимала все его

внимание. В какой-то момент он даже обратил ее в союзницу, удачно проскочив на ней

между камнями. Потом задержался, пропустил вперед баржу. Ее накатило на берег как

приклеило.

А

«Никополь», развернувшись, прикрыл баржу от следующей волны ...

Самоотверженность

капитанов сейнеров, по примеру «Никополя» увенчалась успехом.

Одному удалось подойти к берегу, второму, третьему ...» В 10:30 западнее мыса Зюк к

берегу подошли перенаправленные сюда корабли 1-го отряда. Они тоже начали высадку

десанта,

которая

затруднялась большим накатом. Пытаясь подойти к берегу сейнер

«Декабрист» получил пробоину, из-за которой его бросили, а тральщик «Акула» оказался

выброшен волной на берег. В 10:50 над мысом Зюк появились самолеты противника, и с

этого момента налет вражеской авиации не прекращались.

О налетах вражеской авиации вспоминает Т.П. Пересвет: «... Большая часть десанта

оставалась еще на судах. Первая волна атакующих самолетов состояла из 26 штурмовиков

и бомбардировщиков. И наш отряд принял всю силу первого удара с воздуха на себя. Что

тут началось, далее вспоминать не хочется. «Мессршмитты» на бреющем полете поливали

шквалом огня ... Бомбардировщики одни за одним наваливались на невооруженные суда,

прежде всего на крупные транспорты ... Пока мы прикрывали самый большой пароход

«Красный флот», с которого еще не сошел не один человек, немцы потопили самоходную

шаланду «Фанагорию». От прямого попадания бомбы она погрузилась в морскую пучину,

увлекая за собой десантников и минную баржу, шедшую у неё на буксире. Старшина 1-й

статьи Н. Плотников организовал переход десантников на баржу, а потом перерубил

буксирный трос, чем спас людей шаланды и технику на барже.. Воздушные налеты

подхлестнули

высадку

...

Но

теперь

десант

нес

большие

потери.

Как

недоставало

воздушного прикрытия! ... Бой за высадку продолжался до вечера пока самолеты не

оставили нас в покое...» В 14:00 канонерская лодка «Дон» взяла на буксир тральщик

«Белобережье» (из состава 4-го отряда), у которого вышла из строя машина. После этого

командир второго отряда решил высадку у мыса Хрони не производить и вернулся в

Темрюк. Сюда – же

вернулись остатки 1-го отряда с не высаженной частью десанта..

3-й отряд под командование капитан-лейтенанта А.Д. Николаева должен был высаживать

десант у мыса Тархан к северу от Керчи. Он имел в своем составе: «катерный тральщик

«Ураган», земснаряд Ворошилов, самоходная шаланда Танаис, два сейнера...»

Всего судов отряда должно было высаживаться 1070 человек. «Ураган», «Танаис» и

сейнеры вышли из Темрюка в 13:30, однако земснаряд «Ворошилов» вследствие задержки с

погрузкой угля задержался на два часа и двинулся отдельно. Вскоре из-за шторма тральщик

«Ураган» и шаланда «Танаис» тоже потеряли друг друга. В результате все корабли достигли

места высадки в разное время. Первым подошел к мысу Тархан земснаряд «Ворошилов». Но

здесь он попал под огонь пушек противника, и капитан побоялся подойти к берегу. Это

трусость стала для судна роковой. Подошедший тральщик «Ураган» огнем своей единственной

45 мм пушки заставил противника замолчать.

После этого из «Ворошилова» при помощи шлюпок началась выгрузка десанта. В это

время появились три вражеских самолета, атаковавшие громоздкий земснаряд. В «Ворошилов»

попало две авиабомбы. Земснаряд начал тонуть, но когда к нему стали подходить другие

плавсредства,

люди

кинулись

на

один

борт,

после

чего

судно

перевернулось

и

затонуло.

Погибло около 450 человек десантников и моряков.

4-м отрядом высадки командовал капитан 3-го ранга В.М. Дубовов. Этот отряд также

был разделен на две группы «Западная группа: канонерская лодка «Днестер», пароход «Ейск»,

буксир «Дофиновка» с баржей «Таганрог 5 сейнеров…. Всего в группе высаживалось

1209 человек при двух полевых и двух противотанковых орудиях, трех легких танках и одном

автомобиле ... Восточная группа: канонерская КЛ-4, тральщик Т-486 «Советская Россия»,

тральщик Т-492 «Белобережье», 3 сейнера... Всего в группе высаживалось 989 человек при двух

полевых и двух противотанковых орудиях...»

2

Десант 4-го

отряда

насчитывал

почти

2000

человек. Западная группа должна была высадить десант в бухте Булганак, расположенной

между мысом Хрони и мысом Тархан, в 7-8 километрах к северу от Керчи. Восточная группа

высаживалась по другую сторону мыса Хрони. Обе группы начали выход из порта Темрюк в

12:30. Они шли вместе, но уже на переходе из-за шторма буксир «Дофиновка» с баржей

«Таганрог», тральщики «Белобережье» и «Советская Россия» начали отставать от канонерок и

парохода «Ейск». Вдобавок байды и шлюпки, ведомые на буксире за тральщиками, захлестнуло

волной, оторвало и унесло - из 15 байд осталась одна. В результате отряд задержался и прибыл

к мысу Хрони лишь в 6:30 26 декабря. Командир высадки капитан 3-го ранга Дубовов и

команды судов действовали решительно - пароход «Ейск», буксир с баржой и сейнеры сразу же

направились

к

берегу.

Как и

у

мыса

Зюк,

противник

открыл

огонь

минометными

и

артиллерийскими батареями. Тогда в бой с ними вступила канонерка. В 7:30 началась высадка

десанта. К 10:30 весь состав десанта без потерь был выгружен на берег. В это время в бухту

Булганак вошла канонерка № 4 и тральщик «Белобережье» из состава восточной группы,

которым удалось высадить десант восточнее мыса Хрони. Высадка десанта была проведена

успешно.

Действие неприятельской авиации с воздуха в этом месте оказалась неожиданно слабыми.

После окончания высадки десанта отряд, оставив для огневой поддержки войск канонерскую

лодку № 4, ушел за вторым эшелоном.

Всего в бухте Булганак кораблями и судами 4-го отряда было высажено 1452 человека, в

том числе командование и штабы 83-и морской стрелковой бригады (полковник И.П.

Леонтьев)

и 143-го полка (майор П.И. Левкович); выгружен два 76-мм и два 45-мм орудия, а также 3 танка

Т26. Как отмечалось выше, высадка проведена практически без потерь.

5-м отрядом командовал капитан-лейтенант В.А. Иосса «отряд включал в себя

тральщик Т-513 «Норд», тральщик Т-491 «Кизилташ», буксир «Урицкий» с баржей

«Должанка», - 8 сейнеров... Всего в отряде высаживалось 1000 человек - 2-й батальон 12-

ой стрелковой бригады».

Отряд вышел из гавани села Кучугуры в 22:00, имея целью высадить войска у Еникале в

северной части Керченского пролива, напротив косы Чушка, и в прямой видимости с

таманского берега. Из-за сильного шторма отряд растерял 8 байд и все шлюпки. Сейнеры

потеряли из вида друг друга. Буксир «Урицкий» из-за шторма вынужден был поставить

свою баржу на якорь у мыса Ахиллеон. В итоге командир отряда, следовавший на борту

тральщика «Кизилташ», решил вернуться обратно, чтобы собрать отставших. Лишь к 9

часам 26 декабря весь отряд опять собрался у Кучугур. В 11 часов капитан-лейтенант

Иосса получил приказ командующего Азовской флотилии следовать к мысу Хрони и

высаживать десант для развития успеха 4-го отряда. К 16 часам 26 декабря 5-й отряд

подошел в район мыса Хрони. К этом моменту разгрузка 4-го отряда в бухте Булганак уже

закончилась, и артиллерия противника обрушила весь свой огонь на подошедшие корабли.

Иосса В.А. отвел свой отряд мористее и стал на якорь. В 2 часа ночи 27 декабря снова

попытался подойти к берегу, но из-за сильного наката и нерешительности командира

высадка опять не состоялась. В 6 часов отряд вновь пошел от берега, а с рассветом

встретился

с

судами

2-го

отряда.

Вскоре

отряд

подвергнулся

бомбардировки

неприятельской авиации и вместе с остатками 1-го и 2-го отряда ушел в Темрюк.

2.2. Итоги высадки.

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что идея одновременной высадки в

пяти разных местах себя не оправдала.

-В условиях плохой погоды маломерные суда с десантом теряли

высадочные средства, безнадежно опаздывали к назначенному месту;

-Централизованного

руководства операцией не было;

-Канонерские

лодки

«малые

охотники»

разбросанные

по

отрядам,

не

могли

оказать

поддержки всем судам и тем более не могли обеспечить противовоздушную оборону

сразу в нескольких местах высадки;

-Заранее не была проведена разведка намеченных мест высадки, аэрофотосъемка также

не была выполнена «из-за плохой погоды»;

-Особо следует отметить полное отсутствие какой-либо поддержки с воздуха, за время

высадки десанта на северное побережье Керченского полуострова наша авиация в небе

так и не появилась.

Всего за 26 и 27 декабря 1941 года Азовской военной флотилией удалось высадить на

Керченский полуостров 3090 человек. Из пяти мест высадка оказалась осуществлена

только в двух. В районе мыса Зюк было высажено 1378 человек, три танка, четыре орудия

и девять минометов.

Западнее мыса Хрони (бухта «Булганак») было высажено 1694 человека при четырех

орудиях и трех танках; здесь же высадились штабы 143-го стрелкового полка и 83-й

бригады. «Во время высадки были потеряны пароход «Пенай», земснаряд «Ворошилов»,

лихтер «Фанагория», тральщик «Акула», сейнер «Декабрист» и баржа № 59. При этом

погибло около 1100 человек - в основном на судах потопленных ударами авиации»

3. Действия Азовской флотилии 28-30 декабря.

Ни командование Азовской флотилии, ни штаб 51-й армии не имели ни какого

представления

о

судьбе

десантов,

высаженных

возле

мыса

Зюк

и

бухте

Булганак.

Высаженные войска имели только одну рацию на барже «Хопер», в каком она состоянии

осталось не известным. Никаких попыток связаться с десантами другим способом не

предпринималось. Была предпринята попытка «Вслепую» продолжить высадку второго

эшелона десанта. Вечером 27 декабря из Темрюка вышел пароход «Ейск» с десантниками,

которых надо было высадить у мыса Хрони. Однако северный ветер усилился до 7 баллов,

вследствие чего пароход вернулся обратно в Темрюк.

28 декабря ветер утих, сменился на восточный. Поэтому вечером из Темрюка к

мысу Хрони

был

направлен

сводный

отряд

под

командованием

капитана

3-го

ранга

Дубовова. На эти суда были погружены 2213 бойцов со штабом дивизии три танка Т-26, 15

орудий и минометов, а также боеприпасы. Из-за несогласованности действий руководства

АЗВФ

и штаба 51-й армии этот десант полностью не был высажен. Пароход «Ейск» на

сильный огонь противника подошел к берегу и начал высадку десанта. Было выгружено

1354

человека,

15

орудий

и

минометов.

Тральщик

«Советская

Россия»

из-за

грубой

ошибки в счислении проскочил мыс Хрони и подошел к берегу западнее мыса Тархан в

восточной

части

бухты Булганак. Здесь он произвел высадку десанта, не встретив ни

какого противодействия со стороны немцев. Остальные корабли и суда вернулись назад в

Темрюк под предлогом, что усилился ветер до 9 баллов.

В течение 30 декабря высадка десанта не производилась. Попытка подвести к мысу

Хрони

и

мысу

Зюк

продовольствия

и

боеприпасов

успехом

не

увенчались,

корабли

вернулись

назад.

30

декабря

для

новой

высадки

у

Еникале

или

мыса

Хрони

был

подготовлен еще один отряд судов. В пути следования отряд был переориентирован в

оставленную противником Керчь, куда из-за начала ледостава прибыл только утром 1

января.

4. Освобождение Керченского полуострова.

Таким

образом

в

результате

героических

усилий

личного

состава

кораблей

Азовской флотилии удалось успешно высадить 26 - 28 декабря 1941 года десанты 51-й

армии. Несмотря на то, что высаженный на северо-восточное побережье Керченского

полуострова

десант

был

значительно

меньше

предусмотренного

планом,

но

начал

развертывать наступление в глубь полуострова. « 28 декабря 1941 года в Новороссийске

отряд корабельной поддержки принял первый бросок десанта 44-й армии, подготовленный

к высадке, непосредственно в занятый противником феодосийский порт - 5119 человек, 18

орудий и 6 минометов... Ночью 29 декабря, не встретив противодействия противника,

корабли

подошли

к

Феодосии

и

начали

артиллерийскую

подготовку.

Затем

в

порт

устремились

сторожевые

катера.

Когда

штурмовым

отрядом

были

очищены

от

гитлеровцев причалы в порт вошли эскадренные миноносцы и крейсеры. При высадке

моряки действовали исключительно смело, решительно и организованно... В ночь на 30

декабря прибывшие из Новороссийска транспорты высадили первый эшелон войск 44-й

армии на причалы порта. Получив подкрепление, десантники выбили вражеские войска из

города». Наши войска, высаженные в Феодосии с упорными боями придвигались на север

и северо-запад, чтобы закрыть противнику выход с Керченского полуострова и выйти в

тыл группировке осаждавшей Севастополь «К 31 декабря советским войскам удалось

выйти

в район Владиславовки, но здесь они на сутки были задержаны. В это время

немецкие

части, отступавшие

с

Керченского

полуострова,

проходили

Ак-монайский

перешеек. Во второй половине дня 2 января наши десантные войска вышли к Арабатскому

заливу

и

развернулись фронтом

на

запад».

«Изгнание

противника

с

Керченского

полуострова

и

созданием Крымского

фронта

закончилась

Керченско-Феодосийская

десантная операция»

Заключение.

В военной истории Керченско-Феодосийская десантная операция отнесена к разряду

стратегических: она определяла дальнейшее развитие военных действий на южном крыле

советско-германского

фронта.

Она

является

крупнейшей

десантной

Великой

Отечественной войны.

Личный состав Азовской военной флотилии, принявший непосредственное участие в

высадке десантников с поставленными задачами в основном справился. Для переброски

десантников через пролив, а также по Азовскому морю использовались буксиры, шаланды,

катера, множество сейнеров и рыбацких лодок -байд. Преодолевая жестокий шторм, неся

потери, корабли Азовской военной флотилии высадили десантников северней Керчи у

мысов Зюк, Тархан и Хрони.

Каждый рейс Азовцев был подвигом и все таки они переправили «... свыше 6 тысяч

бойцов, 9 танков, 10 орудий, 28 минометов, 204 тонны боеприпасов ...»

Следует

отметить

и

недостатки

при

организации

подготовки

и

осуществления

десантирования.

Идея одновременной высадки в пяти разных местах себя не оправдала, приведя лишь

к

распылению

сил,

что

отрицательно

сказалось

на

централизованное

руководство

операции. Профессиональные, а также личные качества непосредственных руководителей

высадки оставляли желать лучшего - это относится к командиру 5-го отряда высадки

Иосса, командиру 224-й стрелковой дивизии Дегтяреву. Командование Азовской военной

флотилией не провело достаточно хорошую разведку намеченных мест высадки. Следует

отметить полное отсутствие какой-либо поддержки с воздуха. Азовская военная флотилия

потеряла часть своих судов. За время операции десантирования потери составили около

1270 человек.

Тема участия Азовской военной флотилии в Керченско-Феодосийской операции по

ряду

вопросов

требует

дополнительного

исследования.

Азовская

военная

флотилия

принимала участие в других десантных операциях советских войск, это также является

интересным объектов исследования.

Литература

1.

Боевой путь Советского Военно-морского флота / В.И. Ачкасов, А.В. Басов, А.И Сумин

и др. - М.. .Воениздат, 1988. - с. 336

2.

Великая

Отечественная

война

1941-1945

Энциклопедия.

-

М.:

Советская

энциклопедия», 1985 с. 329,43

3.

Гончаров В. Десанты Великой Отечественной войны. Военно-исторический сборник.

-М: Яуза, ЭКСМО, 2008 с. 70, 73, 80, 86-87, 89, 90, 98-99, 100, 104, 107, ПО, 114,

4.

Гречко А.А. Битва за Кавказ - М.: Воениздат, 1973 с. 30-31

5.

Капелев С. П. Страница феодосийского десанта. - М: Изд-во политической литературы,

1979,-с. 37

6.

Кубань в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. Рассекреченные документы.

Хроника событий: в 3-х кн. - Краснодар: Диапазон - В, 2005. кн.1 с. 160, 174, 176,

7.

Пересвет Т.П. Защищая родные берега. -Краснодар.: Кн. изд-во. 1990, - С. 31, 42-43, 46,

8.

Рудь Я.И. Неукротимые. - М.: Воениздат, 1980 с. 23

9.

Славич С Город-герой Керчь. Очерк-путеводитель. - Симферополь. Изд-во «Таврия»,

1976.-С.



В раздел образования