Напоминание

"ИСПОЛЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ"


Автор: Филиппова Наталья Викторовна
Должность: преподаватель химии
Учебное заведение: ГБПОУ "Соликамский технологический колледж"
Населённый пункт: г.Соликамск Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: "ИСПОЛЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ"
Раздел: полное образование





Назад




ИСПОЛЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ

Развивающемуся

обществу

нужны

образованные,

нравственные,

предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в

ситуации выбора, способные к сотрудничеству, умеющие оперативно работать с

постоянно обновляющейся информацией.

Образованный человек в современном обществе – это не только и не

столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать

знания

и

применять

их

в

любой

ситуации.

Выпускник

колледжа

должен

адаптироваться

в

меняющихся

жизненных

ситуациях,

самостоятельно

критически

мыслить,

быть

коммуникабельным,

контактным

в

различных

социальных группах.

Речь

идет

о

формировании

у

студентов

современных

ключевых

компетенций:

общенаучной,

информационной,

п о з н а в ат е л ь н о й ,

коммуникативной, ценностно-смысловой, социальной.

Для

построения

образовательного

процесса,

опирающегося

на

потребности,

способности

и

возможности

всех

его

субъектов,

нам

нужны

деятельностные,

групповые,

игровые,

ролевые,

практико-ориентированные,

проблемные,

рефлексивные

и

прочие

формы

и

методы

обучения.

Среди

разнообразных

направлений

современных

методик

и

технологий

наиболее

адекватным

поставленным

целям,

с

моей

точки

зрения,

является метод

проектов.

Метод

проектов

дает

возможность

организовать

внеурочную

деятельность, обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное

развитие студентов, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать

обучающимся

опыт

социального

взаимодействия,

сплачивает,

развивает

коммуникативность.

В

основе

метода

проектов

лежит

развитие

познавательных

навыков

студентов,

умений

самостоятельно

конструировать

свои

знания

и

ориентироваться

в

информационном

пространстве,

развитие

творческого

мышления.

Метод проектов предоставляет преподавателю широчайшие возможности

для

изменения

традиционных

подходов

к

содержанию,

формам

и

методам

внеурочной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему

организации процесса обучения.

Химия – одна из самых гуманистически ориентированных естественных

наук:

ее

успехи

всегда

были

направлены

на

удовлетворение

потребностей

человечества.

Изучение

химии

способствует

формированию

мировоззрения

студентов

и

целостной

научной

картины

мира,

пониманию

необходимости

химического

образования

для

решения

повседневных

жизненных

проблем,

воспитанию нравственного поведения в окружающей среде.

Новое

содержание

образования

не

может

ограничиваться

перечнем

требований к предметным знаниям, умениям и навыкам, оно должно охватить

все основные компоненты социализации:

1. Систему духовно-нравственных ценностей.

2. Систему научных представлений о природе, обществе и человеке.

3. Систему универсальных учебных действий.

В то же время, в условиях резкого сокращения времени, отводимого на

изучение химии при сохранении объема ее содержания, снижается интерес

студентов к предмету.

Как организовать процесс обучения так, чтобы студенты воспринимали

химию

как

нужную

и

востребованную

жизнью

науку,

как

часть

мировой

культуры, необходимую каждому образованному человеку для формирования

целостной картины мира?

Учить

химии

только

традиционными

методами

невозможно,

т.е.

формировать

химическую

грамотность,

обучать

расчетам,

максимально

включать теоретические знания. Необходимо создавать условия для развития

естественной познавательной активности студента и его самореализации через

накопление индивидуального опыта, через внеурочную деятельность студентов.

Для реализации в полной мере развивающего потенциала курса химии

помогает метод проектов, учитывающий потребность сегодняшнего дня – смену

приоритетов

с

усвоения

готовых

знаний

на

активную

самостоятельную,

познавательную деятельность каждого студента.

Работа по внедрению метода проектов начинается с простого ознакомления

с

методом

и

алгоритмами

проектирования.

Вначале

сам

преподаватель

знакомится

с

технологией

организации

проектной

деятельности.

Затем

преподаватель должен научить студентов работать над проектами.

Студенты знакомятся с правилами и основами проектной деятельности, с

требованиями, предъявляемыми к проектам. Основные требования таковы:

- в проекте обязательно должна быть решена какая-либо проблема;

- в процессе работы над проектом проводится исследование, используются

исследовательские методы;

- исследование, как и весь проект, выполняется самостоятельно студентом;

- преподаватель не вмешивается в работу над проектом, он выступает в роли

консультанта;

- содержательная часть проекта структурирована;

- результаты выполненного проекта должны иметь практическую значимость;

-

результаты

выполненных

проектов

должны

быть

материальны,

т.е.

оформлены;

-

если проект выполняется группой студентов, то необходимо указать роль

каждого на различных этапах;

-

по

окончании

работы

над

проектом

на

этапе

рефлексии

необходимо

проанализировать причины неудач и отметить положительные результаты.

В помощь студенту, начинающим работу над проектами, собраны в папку

все необходимые материалы:

- требования к проектам;

- методические рекомендации по подготовке проекта;

-

памятки

“Как

оформить

результаты

проекта”,

“Как

подготовить

защиту,

презентацию проекта”, “Как оформить паспорт проекта”;

- лист “Оценивание проекта”;

- лист “Номинации проектов” и др.

На подготовительном этапе предлагаются примерные темы для проектов по

химии ( Например:

«

Что мы знаем о веществе?»,

«

Металлы в искусстве»,

«Нитраты

в

продуктах

питания»,

«Загрязнение

атмосферного

воздуха»,

«Бытовые

отходы», « Городская свалка», «Экология жилища и здоровья

человека»,

«Химики

о

секретах

красоты»,

«Самый

лучший

стиральный

порошок», «Чудесный мир бумаги» и т.д.)

При составлении списка примерных тем проектов учитываются основные

аспекты

курса

химии:

историко-методологический,

искусствоведческий,

экологический, прикладной и региональный.

Историко-методологический

аспект п о з в о л я е т раскрыть

историко-

методологический аспекта в проектах:

- история развития вещества как части природы;

- история химического производства;

- история развития и становления химии как науки;

- жизнь и деятельность ученых-химиков.

Такие

проекты

расширяют

кругозор

студентов,

устанавливают

межпредметные

связи,

позволяют

воссоздать

сложную

эволюцию

научных

знаний,

показать

роль

научного

предвидения.

Студенты

при

выполнении

проектов

могут

“повторить”

открытие

ученого,

проверить

некоторые

экспериментальные

данные,

полученные

химиками

в

прошлом.

Такой

исторический подход к химическому эксперименту позволяет моделировать или

реконструировать прошлое, становиться как бы участником процесса открытия.

Искусствоведческий аспект позволяет раскрыть роль химии в становлении

и

развитии

художественной

культуры,

в

частности,

живописи,

скульптуры,

архитектуры

и

декоративно-прикладного

искусства.

Работая

над

проектами

такого содержания, студенты знакомятся с приемами обработки природных

материалов, с созданием керамики, стекла, сплавов, лаков, красок и других

искусственных материалов, из которых делают не только бытовые предметы и

орудия труда, но и великолепные вещи, украшающие жизнь людей.

Экологический

аспект

в курс

химии

дает

возможность

в

проектах

экологического содержания:

-

раскрыть

особую

роль

химической

науки

в

борьбе

с

экологическим

невежеством, проявляющимся в укоренившемся представлении о “виновности”

химии в сложившейся экологической ситуации;

-

привлечь

студентов

к

исследовательской

работе

по

изучению

состояния

природной среды;

- воспитать у студентов чувство личной ответственности за ее сохранение.

Работая

над

такими

проектами,

студенты

приобретают

практические

умения и навыки, позволяющие им не только жить в окружающем мире, не

разрушая его, но и посильно участвовать в мероприятиях по защите природы.

Прикладной

аспект

позволяет

расширить

научно-технический

кругозор

студента,

способствовать

становлению

их

мировоззрения,

формировать

г р а м о т н о е

п о в е д е н и е

в

б ы т у,

п р и р о д е ,

н а

п р о и з в о д с т в е .

Проекты прикладного характера можно отнести к одному из направлений:

- энергетика и химические производства;

- использование продуктов химической промышленности;

- химия в быту;

- химия и пища;

- химия и организм человека.

Региональный

аспект

в

процессе

обучения

химии

следует

использовать

местные

данные,

как

наиболее

знакомые

и

наиболее

интересные

для

исследования. При выполнении проектов мы ориентируем студентов на то, что

нужно

опираться

на

местные

условия

природной

среды,

экологическую

обстановку, преобладающие технологии, историко-культурные традиции своего

региона, своей области, своего района.

Нужно отметить, что один и тот же проект может одновременно учитывать

различные аспекты.

Результаты применения метода проектов.

Анализируя

опыт

организации

проектной

деятельности

по

химии,

я

постаралась

привести

в

систему

накопившиеся

факты,

которые

отчетливо

указывают на следующие результаты применения проектного метода:

-работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и

способствует повышению интереса к химии. Это подтверждается следующими

фактами:

- прикладной характер проектной деятельности, практическая направленность

выбираемых исследований привлекают и делают проекты лично значимыми для

студентов (как отмечают ребята, “пригодятся в жизни”);

- у студентов появился стимул не только получить хорошую оценку, но и

получить хорошие результаты проделанной работы;

- наука химия – трудная для понимания наука для большинства студентов

колледжа.

Смысл

проектного

обучения

состоит

в

развитии

творческого

потенциала

студентов

различных

уровней

развития,

возможностей

и

индивидуальных особенностей. Это подтверждает анкетирование, проводимое

как перед началом проектной деятельности, так и по результатам ее;

- у студентов, выполняющих проекты, формируются проектные умения:

проблематизация,

целеполагание,

планирование,

поисковые (исследовательские) умения,

коммуникативные умения,

презентационные умения,

рефлексивные умения;

Таким образом, как показывает практика, проектная деятельность реально

способствует

формированию

нового

типа

студентов,

обладающего

набором

умений

и

навыков

самостоятельной

конструктивной

работы,

владеющего

способами

целенаправленной

деятельности,

готового

к

сотрудничеству

и

взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Применение метода

проектов

позволяет

подготовить

не

только

грамотного,

но

практико-

ориентированного специалиста, который легко сможет адаптироваться в новых

условиях,

изыскивать

различные

пути

решения

подобных

проблем,

что

актуально в нашем, полном конкуренции и безработицы, обществе.

Список литературы:

1.Дорджиева Л.А. Формирование познавательной самостоятельности студентов

посредством проектов. СПО № 11,2006

2.Сергеев

И.С.

Как

организовать

проектную

деятельность

учащихся:

П р а кт и ч е с ко е

п о с о б и е

д л я

р а б от н и ко в

о б щ е о б р а з о в а т е л ь н ы х

учреждений.М.АРКТИКА.2005



В раздел образования