Автор: Волкова Ирина Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №24
Населённый пункт: село Путилово Ленинградская область
Наименование материала: конспект открытого занятия в старшей группе по экологии
Тема: "Богатство нашей планеты Земля" (эксперименты с воздухом)
Раздел: дошкольное образование
Конспект открытого занятия в старшей группе по
познавательно-
исследовательской деятельности — «Богатство нашей планеты Земля»
(эксперимент с воздухом)
И.Л. Волкова, воспитатель МКДОУ №24
Ленинградская обл., с. Путилово
Ц
ель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие
интереса к
исследовательской и познавательной деятельности детей.
Образовательные задачи:
способствовать
обогащению
и
закреплению
знаний
детей
о
свойствах
воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни
человека, животных, растений;
познакомить
детей
с
нетрадиционной
техникой
рисования
воздухом
—
кляксографией.
Развивающие задачи :
развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи
на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
развивать
любознательность,
наблюдательность,
память,
речь,
интерес
к
познавательной деятельности, зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес и желание расширять свой
кругозор,
любознательность,
бережное
отношение
к
окружающей
среде,
позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми
доступными способами.
Оборудование:
целлофановые
пакеты,
острые
палочки,
коктейльные
трубочки, стаканчики для воды, крышки то фломастеров, баночки,бутылочки,
акварельные краски, листы бумаги ( на каждого ребенка).
Кусочки фруктов, овощей (апельсин, яблоко, лук), резиновая игрушка , кусок
резины.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята,
сегодня
на
занятие
к
нам
пришли
гости.
Давайте
поздороваемся. (Приветствие детей)
В: А сейчас предлагаю вам начать наше занятие. Для этого нам нужно пройти
на ковер.
В: Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
(Игра на общение)
С т а н е м
р я д ы ш к о м ,
п о
к р у г у ,
С к а ж е м
« З д р а в с т в у й т е ! »
д р у г
д р у г у .
Н а м
з д о р о в а т ь с я
н и
л е н ь :
В с е м
« П р и в е т ! »
и
« Д о б р ы й
д е н ь ! » ;
Е с л и
к а ж д ы й
у л ы б н ё т с я
—
У т р о
д о б р о е
н а ч н ё т с я .
— ДОБРОЕ УТРО!!!
В: теперь присаживайтесь на подушечки.
В:
Ребята,
скажите,
что
нас
с
вами
окружает?
(дома,
деревья,
птицы,
животные)
В: Правильно! А что необходимо, для жизни и человеку, и растениям, и
животным? (пища, вода, воздух)
В: Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох,
выдох.
В:
Вы
знаете
сколько
человек
может
прожить
без
еды?
А
без
воды?
(несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут).
В:
Сегодня
мы
с
вами
поговорим
о
воздухе
как
настоящие
ученые-
исследователи.
Учёные
работают
в
помещении,
где
много
приборов
для
опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.
В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину,
не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно,
внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в
группе.
В: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по
кругу, затем идут до столов)
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
В: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за
столы. (дети садятся)
В: Мы опыты начинаем
Интересно здесь бывает
Постарайтесь все понять
Много нужно здесь узнать
В: Итак, начнем наши опыты:
В: Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте. (ответы детей)
Эксперимент № 1 «Как поймать воздух? »
В: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
В: Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой
он? Вы его видите?
В:
Хорошо!
Давайте
проверим.
Возьмите
острую
палочку
и
осторожно
проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы
чувствуете?
Вывод: воздух можно почувствовать.
В: А вы знаете как можно увидеть воздух? (ответы детей)
Эксперимент № 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с
водой»
В: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.
В: Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь
слабо.
В
обоих
случаях
пузырьков
было
одинаковое
количество?
(Нет)
Почему?
Вывод:
когда
мы
выдыхаем
много
воздуха,
то
пузырьков
много,
когда
поменьше
выдыхаем
воздуха,
пузырьков
мало.
С
помощью
трубочки
и
ёмкости с водой увидели воздух.
В: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)
Эксперимент № 3 «Слышим воздух»
В: Если подуть в баночку или бутылочку, крышку от фломастера и баночек,
или сдуть шарик.
В : Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите?
Звук, воздух.
В: А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно
сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие
шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и
шарик).
Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер,
он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист,
вой)
В: а можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)
Эксперимент № 4 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»
В : Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху,
перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
В : Каждому
из
вас
предлагаю
с
закрытыми
глазами
ощутить
ароматы
(апельсин, лук, яблоко). Вы замечательно справились. Молодцы.
Эксперимент № 5 «Имеет ли воздух вес? »
В: Это мы сейчас проверим.
В: На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины
В: Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь
опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.
Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?
( воздух )
Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.
В: Ребята, а вы знаете что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта
техника называется кляксография.
В: Хотите попробовать?
В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки
рисовать. (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на
бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны.
(дети пробуют рисовать)
В: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите вам понравилось
проводить опыты ?(ответы детей)
В: Какой опыт вам показался интересным больше всего?
В:
Что
вы
сегодня
узнали
нового?
Как
называется
техника
рисования
воздухом?
Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными.
Молодцы, ребята.