Автор: Максимова Галина Михайловна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Гармония", детский сад № 29 "Одуванчик"
Населённый пункт: город Новоуральск, Свердловская область
Наименование материала: учебно-методический материал (проект)
Тема: "Растим патриота"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Солнышко»
Проект
«Растим патриота»
Автор:
музыкальный руководитель
Максимова Галина Михайловна,
I квалификационная категория
Г.о. Верх-Нейвинский
2015 г.
«Ты вспоминаешь не страну большую,
которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
какой ее ты в детстве увидал».
К.М. Симонов
Пояснительная записка
В постановлении Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000г. № 751 «О
национальной доктрине образования в Российской Федерации» подчеркивается, что
система образования призвана обеспечить:
- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие
национальной
культуры,
воспитание
бережного
отношения
к
историческому
и
культурному наследию народов России;
-
воспитание
патриотов
России,
граждан
правового,
демократического
государства,
способных
к
социализации
в
условиях
гражданского
общества,
уважающих
права
и
свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную
и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре
других народов;
Ребенок не рождается патриотом, он им становится, и многое зависит от того, что
закладывается в сознание ребенка с самого детства. Именно в дошкольном возрасте
формируются нравственные качества человека: любовь к своей семье, поселку, краю.
Богатейшим полем для развития нравственно – патриотических чувств является музыка.
Дети
учатся
сопереживать,
упражняются
в
хороших
поступках,
музыка
способна
воздействовать
на
чувства,
настроение,
а
значит,
она
способна
преобразовать
его
нравственный и духовный мир. Воспитание патриотизма это непрерывный процесс и
многое
зависит
от
окружения
ребенка.
Только
единомышленники
могут
воспитать
патриота своей Родины.
Актуальность проекта
Проект «Растим патриота» позволяет объединиться всем участникам воспитательно -
образовательного процесса в совместной,
интересной для всех деятельности: дети, и
взрослые имеют возможность больше узнать о своем родном крае, семье, проявлять заботу
и
доброту,
участвовать
в
народных
и
государственных
праздниках,
фестивалях
и
выступлениях на площадках поселка.
1.
Название проекта – «Растим патриота»
2.
Руководитель проекта – музыкальный руководитель Максимова Г.М.
3.
Участники проекта - дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители,
специалисты.
4.
Тип проекта – информационно - творческий, исследовательский
5.
Длительность работы над проектом – 1 год.
Цель проекта:
Создание
условий
для
решения
нравственно
–
патриотического
воспитания
детей
дошкольного возраста посредством музыкальной деятельности.
Задачи проекта:
- формировать духовно – нравственные отношения, чувства причастности и любви к
семье, поселку, к стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа;
- знакомить посредством народной музыки с жизнью, бытом русского народа, образцами
народного творчества;
- развивать музыкально – исполнительские навыки, активизируя творческие способности;
- знакомить с лучшими образцами патриотической песни;
- развивать речевую активность.
6. Этапы работы над проектом:
I этап (подготовительный)
В
ходе
подготовительного
этапа
была
продумана
тематика
продуктивной
детской
деятельности.
Подобраны:
сценарии
для
проведения
итоговых
мероприятий;
художественно – дидактические пособия; репродукции; видеоматериалы; художественная
литература;
музыкальный
репертуар.
Проведено
анкетирование
и
консультация
для
родителей (законных представителей). Обговорены совместные мероприятия педагогов,
родителей, детей и специалистов.
Тема
анкетирования
–
«Ваше
отношение
к
нравственно
–
патриотическому
воспитанию».
Тема консультации «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».
Сценарии: «День знаний», «День семьи», «День дошкольного работника», праздничный
концерт для пенсионеров – педагогов, «Праздник пожилого человека», «Осенины», «День
народного
единства»,
тематическое
занятие
«Гимн
России»,
«Новый
год»,
«Рождественские
колядки»,
«День
защитников
Отечества»,
«Масленица»,
«Международный женский день 8 – марта», «Космическое путешествие», тематическое
занятие
«История
возникновения
завода
ПСИМ
ООО
УГМК»,
«Мир!
Труд!
Май!»,
музыкально – литературная композиция «День Победы».
Наглядные
пособия: «Стихи и песни о России», «Защитники Отечества», «Стихи к 9
мая», «Речевые игры на основе потешек», «Русский народный костюм».
Предметно – развивающей среда: праздничное оформление зала и холла МАДОУ по
выбранным темам; выставка народных музыкальных инструментов; оформление мини –
музея «Русская изба».
Продуктивная деятельность детей: рисунки «Наши бабушки и дедушки», «Мама –
солнышко мое», рисунки с использованием соли «Узоры на окне», «Чайник и досочка»
расписанные урало – сибирской росписью, глиняная «Дымковская барышня», рисунки
«Есть у нас танкисты, есть и моряки», «Рисуют мальчики войну, «Мы за мир», лепка
военной техники. Коллективные работы аппликации: «Мы – космонавты», «У самовара»,
«Дружат дети на планете», «Зимующие птицы России».
Совместная деятельность всех субъектов образовательного процесса: фото –
выставка «Лето, Лето, лето, ты какого цвета?»; выставка поделок из фруктов и овощей
«Урожай собирай и на зиму запасай»; страничка для фотогазеты «Нам года – не беда»;
выставка «Моя семья»; участие в празднование конкурс «Елочные украшения для главной
елки Верх – Нейвинска»; приготовление новогодних костюмов; участие пап в празднике
посвященного дню защитника Отечества; встреча с интересным человеком (папа с
рассказом о службе); участие в веселом гулянии «Масленица»; экскурсия к мемориалу
павших в Великой Отечественной войне односельчан; возложение цветов к вечному огню;
участие в акции «Бессмертный полк».
II этап (основной)
Патриотическое воспитание дошкольников, в соответствии с ФГОС ДО, определяет
методы работы с дошкольниками:
- непосредственно образовательная деятельность;
- оформление развивающей среды МАДОУ;
- беседы;
- слушание;
- разучивание песен, танцев, музыкальных композиций;
- чтение и обсуждение художественных произведений;
- инсценирование и театрализация сказок;
- разучивание стихов;
- проведение тематических занятий на патриотическую тему;
- проведение праздников и развлечений;
- просмотр видеозаписей, слушание видеозаписей;
- выступление на концертных площадках;
- экскурсии;
- фотоэкскурсии;
- игры: хороводные, речевые, музыкальные, дидактические.
В ходе работы над проектом осуществлялась интеграция образовательных направлений
«познание» - сведения о различных событиях, семье, профессиях, природе родного края,
поощрение
познавательно
–
исследовательской
деятельности,
самостоятельной
и
совместно с родителями;
«коммуникация» - развитие общения взрослых и детей в семье в процессе совместной
деятельности
(чтения,
творчества,
оформления
альбомов,
подготовки
к
праздничным
мероприятиям);
«социализация»
-
формирование
понимания
ценности
государственных,
семейных
традиций; приобщение к общепринятым нормам, культуры взаимоотношений; развитие
музыкальной, игровой деятельности детей;
«чтение художественной литературы» - изучение литературы по теме проекта, чтение
русских народных сказок, стихов, рассказов о природе, о войне, о подвигах людей, о маме;
«художественное
творчество» - приобщение к
изобразительному искусству, лепке,
аппликации;
«музыка» - слушание русских народных мелодий, песен военных лет; исполнение песен
о
Родине,
природе,
маме;
исполнение
танцевальных
композиций
учитывая
темы
государственных праздников.
Для
развития
нравственно
–
патриотических
чувств
ребенка
были
выбраны
темы,
соответствующие
комплексно
–
тематическому
планированию
содержания
образовательного процесса в МАДОУ детский сад «Солнышко»: «Вот и стали мы на год
взрослей»; «Моя семья»; «Осень золотая»; «Бабушки и дедушки лучшие друзья»; «Моя
Родина»;
«Маму
милую
люблю»;
«Новый
год
у
ворот»;
«Зимние
забавы»;
«Рождественские
колядки»;
«Моя
Родина
самая
сильная»;
«Масленица»;
«Международный женский день – 8 марта»; «Земля – наш общий дом»; «Апрель, апрель
звенит капель»; «Космос, космонавты»; «Безопасность»; «День рождения родного завода»;
«Мир! Труд! Май!»; «9 мая – День Победы»; «В русском музее».
Тематическое планирование с использованием разных форм работ
Темы
Цели и задачи
Содержание
Работа с родителями
Сентябрь
«Вот и стали мы
на год взрослей»,
«Моя семья»
Цель:
развитие коммуникативных навыков;
воспитание эмоциональной отзывчивости
Задачи:
воспитывать уважение к труду
сотрудников детского сада;
знать фамилию и отчество родителей;
формировать представления о сезонных
изменениях в природе родного края;
учить понимать главную идею
произведения;
развивать желание принимать активное
участие в празднике;
исполнять выразительно песни и танцы.
Экскурсия в школу на праздничную линейку
Беседы: «Как я провел лето»; «Кто работает в
детском саду?»; «Урожай собирай»,
Чтение художественной литературы: «Я Аким»
«Моя родня»; В Драгунский «Моя сестра
Ксения»; заучивание стихов о семье;
разгадывание загадок об овощах.
Развлечение «День знаний»
Развлечение «День семьи»
Праздник «День дошкольного работника»
Концерт для пенсионеров – педагогов
Участие в фото - выставке
«Лето, лето, лето, ты
какого цвета?»
Участие в выставке
поделок из фруктов и
овощей
«Урожай собирай и на зиму
запасай».
Совместно с детьми
поздравлять сотрудников
детского сада
Октябрь
Тема «Осень
золотая»,
«Бабушки и
дедушки лучшие
друзья»
Цель: воспитание гуманных чувств;
закрепление представления об осени с
использованием музыкального и
литературно – художественного
материала
Задачи:
воспитывать уважение к людям пожилого
возраста; закреплять навыки
общественного поведения (уступить
место, принести стул);
обобщить знания о перелетных птицах;
слушать голоса журавлей и уток;
исполнять выразительно программные
песни и танцы
учить создавать изображения в
аппликации с натуры;
Беседы:
«Бабушки и дедушки лучшие друзья»;
«Перелетные птицы»
Художественное творчество:
Выставка рисунков «Наши бабушки и
дедушки»
Коллективная работа «Зимующие птицы
России»
Чтение художественной литературы:
Я. Аким «Моя родня»; ненецкая народная
сказка «Кукушка»
Праздник пожилого человека «Бабушка
рядышком с дедушкой»
Развлечение «Осенины»
Приготовление странички
для фотогазеты «Нам года
– не беда»
Приготовление костюмов к
осеннему развлечению
Совместная музыкально –
игровая деятельность детей
и взрослых
Ноябрь
Темы «Моя
Родина», «Маму
милую люблю»
Цель: воспитание чувства патриотизма;
расширение кругозора; развитие
музыкальных и творческих способностей
Задачи:
познакомить детей с Гербом,
государственным гимном России;
воспитывать интерес к творчеству П.П.
Бажова;
развивать дружеские, партнерские
отношения при выполнении совместной
работы.
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов
«Россия – моя страна»; «Символика РФ»;
«Президент России».
Театрализованное представление «Не было бы
счастья, да несчастье помогло».
Тематическое занятие «Гимн России».
Чтение художественной литературы:
П.П Бажов «Малахитовая шкатулка»;
Художественное творчество - рисование
«Мама – солнышко мое»; коллективная
аппликация «Россия великая наша держава»
Праздник « День народного единства»
Тематическое развлечение «День матери»
Мастер – класс для детей «Музыкальные
инструменты своими руками»
Помощь в организации
выставки «Моя семья»
Активное участие в
празднование «День
матери»
Декабрь
Тема «Новый год
у ворот»
Цель: обогащение праздничными
впечатлениями; развитие эмоциональной
сферы; воспитание коммуникативной
культуры
Задачи:
закреплять умение водить хороводы;
самостоятельно действовать в
музыкальных играх и танцах;
читать выразительно стихи;
лепить фигуры человека;
осваивать новую технологию рисование с
нанесением соли.
Беседы:
« Белый снег пушистый»; «Лыжи, санки и
коньки»; «Праздник – это весело».
Рассматривание иллюстраций: «Русский
народный костюм»; «Карнавальные костюмы».
Художественное творчество:
лепка «Хорошо, что каждый год, к нам
приходит Новый год!»
рисование с использование соли «Узоры на
окне»
Чтение художественной литературы:
чтение русских народных сказок; разучивание
стихотворений о новогоднем празднике, зиме,
Праздник «Новый год»
Участие в конкурсе
«Елочные украшения для
главной елки Верх –
Нейвинска»
Подготовка новогодних
костюмов
Активное участие в
проведение праздника
Январь
Цель: воспитание любви и уважения к
Беседы: «Народные промыслы»; «Урало –
Оказывать помощь в
Тема «Зимние
забавы»,
«Рождественские
колядки».
родному краю; интереса к русскому
фольклору
Задачи:
дать детям представление о о народных
промыслах Урала:
камнерезное искусство, художественная
ковка (Каслинское литье),гончарный,
металлургический промыслы, найти
отличие урало – сибирской росписи от
хохломской и дымковской;
учить понимать главную идею
произведения;
знакомить детей с народным праздником
«Колядки», с русским фольклором;
приучать детей к активному участию в
подготовке и проведении праздников
сибирская роспись»; «Хороводная игра на
Руси»
Рассматривание иллюстраций: «Народные
промыслы» (хохлома, гжель, дымковская
игрушка, городецкая роспись); «Промыслы
Урала» (Каслинское литье, камнерезные,
гончарные)
Художественное творчество:
рисование « Чайник», расписанный урало –
сибирской росписью; «Досочка», расписанная
урало – сибирской росписью, лепка
«Дымковская барышня».
Чтение художественной литературы: рус.нар.
сказка «Мороз, солнце и ветер»; «Василиса
Прекрасная»; «Снегурочка»
Развлечение «Рождественские колядки»
организации мини – музея
«Русская изба»
Оформить с детьми
безопасный маршрут от
дома до детского сада.
Участвовать в акции
«Поможем птицам
перезимовать».
Февраль
Тема «Моя
Родина самая»,
«Масленица».
Цель:
Воспитание чувства патриотизма;
развитие нравственно –
коммуникативных навыков
Задачи:
Знать, что российские воины охраняют
границы нашей Родины, в армии есть
танкисты, моряки, летчики,
пограничники;
весело справлять «Масленицу»;
инсценировать песни, водить хороводы;
развивать умение выразительно читать
стихи и пересказывать небольшие
произведения.
Беседы: «Русские богатыри»; «День защитника
Отечества»; «Масляная неделя».
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов:
«Богатыри» В.Васнецова; «Военная техника».
Посещение выставки «Русские народные
инструменты»
Художественное творчество: рисование
«Есть у нас танкисты, есть и моряки»;
Лепка «Мы мороза не боимся, на коньках и
лыжах мчимся».
Чтение художественной литературы:
разучивание песен и стихов об армии и
военных; рассказ А. Барто «На заставе»;
чтение и разучивание поговорок про
масленицу.
Праздник «День защитников Отечества»
Развлечение на улице «Масленица»
Участие пап в празднике
«День защитника
Отечества»
Встреча с интересным
человеком (папа с
рассказом о службе)
Участие в веселом гулянии
«Масленица»
Март
Цель:
Беседы: «Наши мамы»;
Тема
«Международный
женский день – 8
марта», «Земля –
наш общий дом»
Эмоциональное развитие детей,
воспитание активности в различных
видах музыкальной деятельности
Задачи:
совершенствовать диалогическую и
монологическую форму речи;
поддерживать непринужденную беседу о
маме, о женских профессиях; учить
рисовать портреты; расширять знания об
окружающем, обогащать словарь детей.
«Как можно поздравить мам и бабушек»;
«Мама – самое прекрасное слово на земле».
Рассматривание иллюстраций «Женские
профессии»
Художественное творчество:
рисование «Портрет мамы», изготовление
подарков для мамы; выставка детских
рисунков.
Чтение художественной литературы:
Разучивание песен и стихов о маме; чтение
стихотворения Е. Благининой «Посидим в
тишине».
Викторина «Что ты знаешь о своей маме»
Праздник «Международный женский день – 8
Марта»
Оформление праздничных
шляп, участие в показе мод
и параде шляп
Апрель
Тема«Апрель,
апрель, звенит
капель»,
«Космос,
космонавты»,
«Безопасность»,
«День рождения
родного завода».
Цель:
Расширение представлений об
окружающей действительности; развитие
эмоциональной отзывчивости на музыку.
Задачи:
Дать представление о космосе, героях
космоса, о первом космонавте Ю. А.
Гагарине; совершенствовать умение
составлять рассказы по серии сюжетных
картин, связанных с историей завода;
составлять сюжетные композиции,
располагая предметы на всем листе;
совершенствовать навыки в пении и
движении под музыку.
Беседы
«Первооткрыватели космоса»;
просмотр музыкального видеофильма
«Необъятный космос»;
«Кто работает на родном заводе».
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов:
«Детям о космосе»; «Юрий Гагарин – первый
космонавт Земли»; «Карта России»; «История
завода».
Чтение художественной литературы:
стихи про космос; «История возникновения
завода»; «Демидов».
Художественное творчество:
конструирование космического корабля,
коллективная работа «Мы – космонавты»,
подарок для завода Развлечение «Космическое
путешествие
Тематическое занятие «История возникновения
завода ПСЦМ «ООО УГМК»
Совместное с детьми и
педагогами оформление
газеты о космосе,
Приготовление подарков
для родного завода
Май
Цель:
Беседа
Экскурсия к мемориалу
«Мир! Труд!
Май!», «9 мая -
День Победы»,
«В музее»
Воспитание любви к родине, русской
народной музыке, русской природе
Задачи: расширять знания о мужестве
советских воинов в годы Великой
Отечественной войны; чтить память
павших бойцов: воспитывать
дружественное отношение к людям
другой национальности;
продолжать учить детей самостоятельно,
выразительно, последовательно
передавать содержание литературного
текста; учить детей лепить по
представлению, передовая их
характерные особенности;
развивать способность понимать
содержание музыкальных произведений
разного жанра.
«О подвигах солдат во время Великой
Отечественной войны»; «Блокадный
Ленинград»;
«Дружат дети на планете».
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов:
«Ордена и медали», «Города – герои», «Книга
памяти» (подборка статей о жителях поселка,
участвовавших в Великой Отечественной
войне), просмотр видеоролика «22 июня 1941
года», и «9 мая 1945 года»
Чтение художественной литературы:
А.Митяев «Наше оружие; Л. Кассиль «Твои
защитники»; С. Баруздин «Шел по улице
солдат»; заучивание стихов о войне
Художественное творчество:
рисование «Рисуют мальчики войну»;
«Мы за мир»;
лепка «Военная техника»;
коллективная работа «Дружат дети на
планете».
Экскурсия в мини – музей «Русская изба»
Участие во II муниципальном фестивале
музыкально – литературных композиций
«Время выбрало нас»
Развлечение «Мир! Труд! Май!»
Музыкально – литературная композиция «День
Победы»
Слушание музыки военных лет: «Вставай
страна огромная», «Темная ночь», «На
безымянной высоте», «День Победы».
Работа с родителями
Участие в акции «Бессмертный полк»
Возложение цветов к вечному огню
павших в Великой
Отечественной войне
односельчан
Возложение цветов к
вечному огню,
Участие в акции
«Бессмертный полк»
III этап (заключительный)
Данный проект был осуществлен с детьми старшего дошкольного возраста, в совместной деятельности педагога и ребенка, самостоятельной
детской деятельности, деятельности детей и родителей
Проект
был представлен на августовской педагогической конференции работников народного образования в городе Невьянске, на
родительском собрании, фотоотчет.
Дети участвовали во
II муниципальном фестивале музыкально – литературных композиций «Время выбрало нас» посвященном Дню
защитника Отечества, Году российского кино и 75 – летию начала Великой Отечественной войны.
Работа над проектом положительно повлияла на взаимоотношение в семье, обогатила содержание совместной деятельности . Игры и занятия,
объединили детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоционально способствовали формированию коллективных взаимоотношений.
Оформление музыкального зала, создание мини – музея «Русская изба», выставка народных инструментов, дали представление детям о
жизни людей в прошлом, их семейном укладе, предметах быта. Дети познакомились с художественным и речевым творчеством народа
(потешки, поговорки, песни,
танцы). Занятия по изобразительному искусству (рисунки, подарки, поделки к праздникам, сувениры,
украшения), способствовали налаживанию коммуникаций со взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной
помощи. Занятия построенные на народных играх разных видов (соревновательные, речевые, на внимание) дали возможность с успехом
решать
физическое
развитие
детей
с
учетом
индивидуальных
способностей,
развитию
нравственных
качеств
(взаимопомощи,
взаимовыручки).
Результативность
В этапе завершения работы у детей сформировались следующие ценностные ориентиры:
патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа;
семья, хранящая и прививающая детям русскую духовную культуру;
потребность у дошкольников слушать музыку военного и послевоенного времени
бережное отношение к природе;
гордость за свою малую Родину, любовь к родному краю;
участие в праздниках патриотической темы;
потребность в тесном контакте с родителями, как на праздниках, так и в повседневной жизни;
культура общения через музыкальное, поэтическое, театрализованное и изобразительное искусство;
уважение к ветеранам войны, гордость за защитников Отечества.
Оценка результата
Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитали в них патриотическое чувство, а оно неотделимо от
воспитания чувства национальной гордости. Безусловно, работа над этим проектом интересна, многогранна и очень важна, поэтому ее
обязательно нужно продолжать, поскольку считаю, что встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспринимать чувства
любви к родному краю и окружающему его миру. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это
будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой!
Используемая литература и интернет - ресурсы
Ветлугина Н.А., Казакова Т.Г., Пантелеев Г.Н, и др Нравственно – эстетическое воспитание ребенка в детском саду/ Под ред. Н.А.
Ветлугиной. М.: Просвещение, 1989.
Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М. Линка Пресс, 2003.
Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн. Для воспитателей детского сада/Р.С. Буре и др/ под ред. А.М. Виноградовой.
– М.: ТЦ Сфера, 2004.
Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1990
Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М.: Просвещение, 1990. 335..
И. М. Каплунова, И.А. Новоскольцева Праздник каждый день.