Напоминание

"Растим патриота"


Автор: Максимова Галина Михайловна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Гармония", детский сад № 29 "Одуванчик"
Населённый пункт: город Новоуральск, Свердловская область
Наименование материала: учебно-методический материал (проект)
Тема: "Растим патриота"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Солнышко»

Проект

«Растим патриота»

Автор:

музыкальный руководитель

Максимова Галина Михайловна,

I квалификационная категория

Г.о. Верх-Нейвинский

2015 г.

«Ты вспоминаешь не страну большую,

которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую,

какой ее ты в детстве увидал».

К.М. Симонов

Пояснительная записка

В постановлении Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000г. № 751 «О

национальной доктрине образования в Российской Федерации» подчеркивается, что

система образования призвана обеспечить:

- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие

национальной

культуры,

воспитание

бережного

отношения

к

историческому

и

культурному наследию народов России;

-

воспитание

патриотов

России,

граждан

правового,

демократического

государства,

способных

к

социализации

в

условиях

гражданского

общества,

уважающих

права

и

свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную

и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре

других народов;

Ребенок не рождается патриотом, он им становится, и многое зависит от того, что

закладывается в сознание ребенка с самого детства. Именно в дошкольном возрасте

формируются нравственные качества человека: любовь к своей семье, поселку, краю.

Богатейшим полем для развития нравственно – патриотических чувств является музыка.

Дети

учатся

сопереживать,

упражняются

в

хороших

поступках,

музыка

способна

воздействовать

на

чувства,

настроение,

а

значит,

она

способна

преобразовать

его

нравственный и духовный мир. Воспитание патриотизма это непрерывный процесс и

многое

зависит

от

окружения

ребенка.

Только

единомышленники

могут

воспитать

патриота своей Родины.

Актуальность проекта

Проект «Растим патриота» позволяет объединиться всем участникам воспитательно -

образовательного процесса в совместной,

интересной для всех деятельности: дети, и

взрослые имеют возможность больше узнать о своем родном крае, семье, проявлять заботу

и

доброту,

участвовать

в

народных

и

государственных

праздниках,

фестивалях

и

выступлениях на площадках поселка.

1.

Название проекта – «Растим патриота»

2.

Руководитель проекта – музыкальный руководитель Максимова Г.М.

3.

Участники проекта - дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители,

специалисты.

4.

Тип проекта – информационно - творческий, исследовательский

5.

Длительность работы над проектом – 1 год.

Цель проекта:

Создание

условий

для

решения

нравственно

патриотического

воспитания

детей

дошкольного возраста посредством музыкальной деятельности.

Задачи проекта:

- формировать духовно – нравственные отношения, чувства причастности и любви к

семье, поселку, к стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа;

- знакомить посредством народной музыки с жизнью, бытом русского народа, образцами

народного творчества;

- развивать музыкально – исполнительские навыки, активизируя творческие способности;

- знакомить с лучшими образцами патриотической песни;

- развивать речевую активность.

6. Этапы работы над проектом:

I этап (подготовительный)

В

ходе

подготовительного

этапа

была

продумана

тематика

продуктивной

детской

деятельности.

Подобраны:

сценарии

для

проведения

итоговых

мероприятий;

художественно – дидактические пособия; репродукции; видеоматериалы; художественная

литература;

музыкальный

репертуар.

Проведено

анкетирование

и

консультация

для

родителей (законных представителей). Обговорены совместные мероприятия педагогов,

родителей, детей и специалистов.

Тема

анкетирования

«Ваше

отношение

к

нравственно

патриотическому

воспитанию».

Тема консультации «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».

Сценарии: «День знаний», «День семьи», «День дошкольного работника», праздничный

концерт для пенсионеров – педагогов, «Праздник пожилого человека», «Осенины», «День

народного

единства»,

тематическое

занятие

«Гимн

России»,

«Новый

год»,

«Рождественские

колядки»,

«День

защитников

Отечества»,

«Масленица»,

«Международный женский день 8 – марта», «Космическое путешествие», тематическое

занятие

«История

возникновения

завода

ПСИМ

ООО

УГМК»,

«Мир!

Труд!

Май!»,

музыкально – литературная композиция «День Победы».

Наглядные

пособия: «Стихи и песни о России», «Защитники Отечества», «Стихи к 9

мая», «Речевые игры на основе потешек», «Русский народный костюм».

Предметно – развивающей среда: праздничное оформление зала и холла МАДОУ по

выбранным темам; выставка народных музыкальных инструментов; оформление мини –

музея «Русская изба».

Продуктивная деятельность детей: рисунки «Наши бабушки и дедушки», «Мама –

солнышко мое», рисунки с использованием соли «Узоры на окне», «Чайник и досочка»

расписанные урало – сибирской росписью, глиняная «Дымковская барышня», рисунки

«Есть у нас танкисты, есть и моряки», «Рисуют мальчики войну, «Мы за мир», лепка

военной техники. Коллективные работы аппликации: «Мы – космонавты», «У самовара»,

«Дружат дети на планете», «Зимующие птицы России».

Совместная деятельность всех субъектов образовательного процесса: фото –

выставка «Лето, Лето, лето, ты какого цвета?»; выставка поделок из фруктов и овощей

«Урожай собирай и на зиму запасай»; страничка для фотогазеты «Нам года – не беда»;

выставка «Моя семья»; участие в празднование конкурс «Елочные украшения для главной

елки Верх – Нейвинска»; приготовление новогодних костюмов; участие пап в празднике

посвященного дню защитника Отечества; встреча с интересным человеком (папа с

рассказом о службе); участие в веселом гулянии «Масленица»; экскурсия к мемориалу

павших в Великой Отечественной войне односельчан; возложение цветов к вечному огню;

участие в акции «Бессмертный полк».

II этап (основной)

Патриотическое воспитание дошкольников, в соответствии с ФГОС ДО, определяет

методы работы с дошкольниками:

- непосредственно образовательная деятельность;

- оформление развивающей среды МАДОУ;

- беседы;

- слушание;

- разучивание песен, танцев, музыкальных композиций;

- чтение и обсуждение художественных произведений;

- инсценирование и театрализация сказок;

- разучивание стихов;

- проведение тематических занятий на патриотическую тему;

- проведение праздников и развлечений;

- просмотр видеозаписей, слушание видеозаписей;

- выступление на концертных площадках;

- экскурсии;

- фотоэкскурсии;

- игры: хороводные, речевые, музыкальные, дидактические.

В ходе работы над проектом осуществлялась интеграция образовательных направлений

«познание» - сведения о различных событиях, семье, профессиях, природе родного края,

поощрение

познавательно

исследовательской

деятельности,

самостоятельной

и

совместно с родителями;

«коммуникация» - развитие общения взрослых и детей в семье в процессе совместной

деятельности

(чтения,

творчества,

оформления

альбомов,

подготовки

к

праздничным

мероприятиям);

«социализация»

-

формирование

понимания

ценности

государственных,

семейных

традиций; приобщение к общепринятым нормам, культуры взаимоотношений; развитие

музыкальной, игровой деятельности детей;

«чтение художественной литературы» - изучение литературы по теме проекта, чтение

русских народных сказок, стихов, рассказов о природе, о войне, о подвигах людей, о маме;

«художественное

творчество» - приобщение к

изобразительному искусству, лепке,

аппликации;

«музыка» - слушание русских народных мелодий, песен военных лет; исполнение песен

о

Родине,

природе,

маме;

исполнение

танцевальных

композиций

учитывая

темы

государственных праздников.

Для

развития

нравственно

патриотических

чувств

ребенка

были

выбраны

темы,

соответствующие

комплексно

тематическому

планированию

содержания

образовательного процесса в МАДОУ детский сад «Солнышко»: «Вот и стали мы на год

взрослей»; «Моя семья»; «Осень золотая»; «Бабушки и дедушки лучшие друзья»; «Моя

Родина»;

«Маму

милую

люблю»;

«Новый

год

у

ворот»;

«Зимние

забавы»;

«Рождественские

колядки»;

«Моя

Родина

самая

сильная»;

«Масленица»;

«Международный женский день – 8 марта»; «Земля – наш общий дом»; «Апрель, апрель

звенит капель»; «Космос, космонавты»; «Безопасность»; «День рождения родного завода»;

«Мир! Труд! Май!»; «9 мая – День Победы»; «В русском музее».

Тематическое планирование с использованием разных форм работ

Темы

Цели и задачи

Содержание

Работа с родителями

Сентябрь

«Вот и стали мы

на год взрослей»,

«Моя семья»

Цель:

развитие коммуникативных навыков;

воспитание эмоциональной отзывчивости

Задачи:

воспитывать уважение к труду

сотрудников детского сада;

знать фамилию и отчество родителей;

формировать представления о сезонных

изменениях в природе родного края;

учить понимать главную идею

произведения;

развивать желание принимать активное

участие в празднике;

исполнять выразительно песни и танцы.

Экскурсия в школу на праздничную линейку

Беседы: «Как я провел лето»; «Кто работает в

детском саду?»; «Урожай собирай»,

Чтение художественной литературы: «Я Аким»

«Моя родня»; В Драгунский «Моя сестра

Ксения»; заучивание стихов о семье;

разгадывание загадок об овощах.

Развлечение «День знаний»

Развлечение «День семьи»

Праздник «День дошкольного работника»

Концерт для пенсионеров – педагогов

Участие в фото - выставке

«Лето, лето, лето, ты

какого цвета?»

Участие в выставке

поделок из фруктов и

овощей

«Урожай собирай и на зиму

запасай».

Совместно с детьми

поздравлять сотрудников

детского сада

Октябрь

Тема «Осень

золотая»,

«Бабушки и

дедушки лучшие

друзья»

Цель: воспитание гуманных чувств;

закрепление представления об осени с

использованием музыкального и

литературно – художественного

материала

Задачи:

воспитывать уважение к людям пожилого

возраста; закреплять навыки

общественного поведения (уступить

место, принести стул);

обобщить знания о перелетных птицах;

слушать голоса журавлей и уток;

исполнять выразительно программные

песни и танцы

учить создавать изображения в

аппликации с натуры;

Беседы:

«Бабушки и дедушки лучшие друзья»;

«Перелетные птицы»

Художественное творчество:

Выставка рисунков «Наши бабушки и

дедушки»

Коллективная работа «Зимующие птицы

России»

Чтение художественной литературы:

Я. Аким «Моя родня»; ненецкая народная

сказка «Кукушка»

Праздник пожилого человека «Бабушка

рядышком с дедушкой»

Развлечение «Осенины»

Приготовление странички

для фотогазеты «Нам года

– не беда»

Приготовление костюмов к

осеннему развлечению

Совместная музыкально –

игровая деятельность детей

и взрослых

Ноябрь

Темы «Моя

Родина», «Маму

милую люблю»

Цель: воспитание чувства патриотизма;

расширение кругозора; развитие

музыкальных и творческих способностей

Задачи:

познакомить детей с Гербом,

государственным гимном России;

воспитывать интерес к творчеству П.П.

Бажова;

развивать дружеские, партнерские

отношения при выполнении совместной

работы.

Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов

«Россия – моя страна»; «Символика РФ»;

«Президент России».

Театрализованное представление «Не было бы

счастья, да несчастье помогло».

Тематическое занятие «Гимн России».

Чтение художественной литературы:

П.П Бажов «Малахитовая шкатулка»;

Художественное творчество - рисование

«Мама – солнышко мое»; коллективная

аппликация «Россия великая наша держава»

Праздник « День народного единства»

Тематическое развлечение «День матери»

Мастер – класс для детей «Музыкальные

инструменты своими руками»

Помощь в организации

выставки «Моя семья»

Активное участие в

празднование «День

матери»

Декабрь

Тема «Новый год

у ворот»

Цель: обогащение праздничными

впечатлениями; развитие эмоциональной

сферы; воспитание коммуникативной

культуры

Задачи:

закреплять умение водить хороводы;

самостоятельно действовать в

музыкальных играх и танцах;

читать выразительно стихи;

лепить фигуры человека;

осваивать новую технологию рисование с

нанесением соли.

Беседы:

« Белый снег пушистый»; «Лыжи, санки и

коньки»; «Праздник – это весело».

Рассматривание иллюстраций: «Русский

народный костюм»; «Карнавальные костюмы».

Художественное творчество:

лепка «Хорошо, что каждый год, к нам

приходит Новый год!»

рисование с использование соли «Узоры на

окне»

Чтение художественной литературы:

чтение русских народных сказок; разучивание

стихотворений о новогоднем празднике, зиме,

Праздник «Новый год»

Участие в конкурсе

«Елочные украшения для

главной елки Верх –

Нейвинска»

Подготовка новогодних

костюмов

Активное участие в

проведение праздника

Январь

Цель: воспитание любви и уважения к

Беседы: «Народные промыслы»; «Урало –

Оказывать помощь в

Тема «Зимние

забавы»,

«Рождественские

колядки».

родному краю; интереса к русскому

фольклору

Задачи:

дать детям представление о о народных

промыслах Урала:

камнерезное искусство, художественная

ковка (Каслинское литье),гончарный,

металлургический промыслы, найти

отличие урало – сибирской росписи от

хохломской и дымковской;

учить понимать главную идею

произведения;

знакомить детей с народным праздником

«Колядки», с русским фольклором;

приучать детей к активному участию в

подготовке и проведении праздников

сибирская роспись»; «Хороводная игра на

Руси»

Рассматривание иллюстраций: «Народные

промыслы» (хохлома, гжель, дымковская

игрушка, городецкая роспись); «Промыслы

Урала» (Каслинское литье, камнерезные,

гончарные)

Художественное творчество:

рисование « Чайник», расписанный урало –

сибирской росписью; «Досочка», расписанная

урало – сибирской росписью, лепка

«Дымковская барышня».

Чтение художественной литературы: рус.нар.

сказка «Мороз, солнце и ветер»; «Василиса

Прекрасная»; «Снегурочка»

Развлечение «Рождественские колядки»

организации мини – музея

«Русская изба»

Оформить с детьми

безопасный маршрут от

дома до детского сада.

Участвовать в акции

«Поможем птицам

перезимовать».

Февраль

Тема «Моя

Родина самая»,

«Масленица».

Цель:

Воспитание чувства патриотизма;

развитие нравственно –

коммуникативных навыков

Задачи:

Знать, что российские воины охраняют

границы нашей Родины, в армии есть

танкисты, моряки, летчики,

пограничники;

весело справлять «Масленицу»;

инсценировать песни, водить хороводы;

развивать умение выразительно читать

стихи и пересказывать небольшие

произведения.

Беседы: «Русские богатыри»; «День защитника

Отечества»; «Масляная неделя».

Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов:

«Богатыри» В.Васнецова; «Военная техника».

Посещение выставки «Русские народные

инструменты»

Художественное творчество: рисование

«Есть у нас танкисты, есть и моряки»;

Лепка «Мы мороза не боимся, на коньках и

лыжах мчимся».

Чтение художественной литературы:

разучивание песен и стихов об армии и

военных; рассказ А. Барто «На заставе»;

чтение и разучивание поговорок про

масленицу.

Праздник «День защитников Отечества»

Развлечение на улице «Масленица»

Участие пап в празднике

«День защитника

Отечества»

Встреча с интересным

человеком (папа с

рассказом о службе)

Участие в веселом гулянии

«Масленица»

Март

Цель:

Беседы: «Наши мамы»;

Тема

«Международный

женский день – 8

марта», «Земля –

наш общий дом»

Эмоциональное развитие детей,

воспитание активности в различных

видах музыкальной деятельности

Задачи:

совершенствовать диалогическую и

монологическую форму речи;

поддерживать непринужденную беседу о

маме, о женских профессиях; учить

рисовать портреты; расширять знания об

окружающем, обогащать словарь детей.

«Как можно поздравить мам и бабушек»;

«Мама – самое прекрасное слово на земле».

Рассматривание иллюстраций «Женские

профессии»

Художественное творчество:

рисование «Портрет мамы», изготовление

подарков для мамы; выставка детских

рисунков.

Чтение художественной литературы:

Разучивание песен и стихов о маме; чтение

стихотворения Е. Благининой «Посидим в

тишине».

Викторина «Что ты знаешь о своей маме»

Праздник «Международный женский день – 8

Марта»

Оформление праздничных

шляп, участие в показе мод

и параде шляп

Апрель

Тема«Апрель,

апрель, звенит

капель»,

«Космос,

космонавты»,

«Безопасность»,

«День рождения

родного завода».

Цель:

Расширение представлений об

окружающей действительности; развитие

эмоциональной отзывчивости на музыку.

Задачи:

Дать представление о космосе, героях

космоса, о первом космонавте Ю. А.

Гагарине; совершенствовать умение

составлять рассказы по серии сюжетных

картин, связанных с историей завода;

составлять сюжетные композиции,

располагая предметы на всем листе;

совершенствовать навыки в пении и

движении под музыку.

Беседы

«Первооткрыватели космоса»;

просмотр музыкального видеофильма

«Необъятный космос»;

«Кто работает на родном заводе».

Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов:

«Детям о космосе»; «Юрий Гагарин – первый

космонавт Земли»; «Карта России»; «История

завода».

Чтение художественной литературы:

стихи про космос; «История возникновения

завода»; «Демидов».

Художественное творчество:

конструирование космического корабля,

коллективная работа «Мы – космонавты»,

подарок для завода Развлечение «Космическое

путешествие

Тематическое занятие «История возникновения

завода ПСЦМ «ООО УГМК»

Совместное с детьми и

педагогами оформление

газеты о космосе,

Приготовление подарков

для родного завода

Май

Цель:

Беседа

Экскурсия к мемориалу

«Мир! Труд!

Май!», «9 мая -

День Победы»,

«В музее»

Воспитание любви к родине, русской

народной музыке, русской природе

Задачи: расширять знания о мужестве

советских воинов в годы Великой

Отечественной войны; чтить память

павших бойцов: воспитывать

дружественное отношение к людям

другой национальности;

продолжать учить детей самостоятельно,

выразительно, последовательно

передавать содержание литературного

текста; учить детей лепить по

представлению, передовая их

характерные особенности;

развивать способность понимать

содержание музыкальных произведений

разного жанра.

«О подвигах солдат во время Великой

Отечественной войны»; «Блокадный

Ленинград»;

«Дружат дети на планете».

Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов:

«Ордена и медали», «Города – герои», «Книга

памяти» (подборка статей о жителях поселка,

участвовавших в Великой Отечественной

войне), просмотр видеоролика «22 июня 1941

года», и «9 мая 1945 года»

Чтение художественной литературы:

А.Митяев «Наше оружие; Л. Кассиль «Твои

защитники»; С. Баруздин «Шел по улице

солдат»; заучивание стихов о войне

Художественное творчество:

рисование «Рисуют мальчики войну»;

«Мы за мир»;

лепка «Военная техника»;

коллективная работа «Дружат дети на

планете».

Экскурсия в мини – музей «Русская изба»

Участие во II муниципальном фестивале

музыкально – литературных композиций

«Время выбрало нас»

Развлечение «Мир! Труд! Май!»

Музыкально – литературная композиция «День

Победы»

Слушание музыки военных лет: «Вставай

страна огромная», «Темная ночь», «На

безымянной высоте», «День Победы».

Работа с родителями

Участие в акции «Бессмертный полк»

Возложение цветов к вечному огню

павших в Великой

Отечественной войне

односельчан

Возложение цветов к

вечному огню,

Участие в акции

«Бессмертный полк»

III этап (заключительный)

Данный проект был осуществлен с детьми старшего дошкольного возраста, в совместной деятельности педагога и ребенка, самостоятельной

детской деятельности, деятельности детей и родителей

Проект

был представлен на августовской педагогической конференции работников народного образования в городе Невьянске, на

родительском собрании, фотоотчет.

Дети участвовали во

II муниципальном фестивале музыкально – литературных композиций «Время выбрало нас» посвященном Дню

защитника Отечества, Году российского кино и 75 – летию начала Великой Отечественной войны.

Работа над проектом положительно повлияла на взаимоотношение в семье, обогатила содержание совместной деятельности . Игры и занятия,

объединили детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоционально способствовали формированию коллективных взаимоотношений.

Оформление музыкального зала, создание мини – музея «Русская изба», выставка народных инструментов, дали представление детям о

жизни людей в прошлом, их семейном укладе, предметах быта. Дети познакомились с художественным и речевым творчеством народа

(потешки, поговорки, песни,

танцы). Занятия по изобразительному искусству (рисунки, подарки, поделки к праздникам, сувениры,

украшения), способствовали налаживанию коммуникаций со взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной

помощи. Занятия построенные на народных играх разных видов (соревновательные, речевые, на внимание) дали возможность с успехом

решать

физическое

развитие

детей

с

учетом

индивидуальных

способностей,

развитию

нравственных

качеств

(взаимопомощи,

взаимовыручки).

Результативность

В этапе завершения работы у детей сформировались следующие ценностные ориентиры:

патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа;

семья, хранящая и прививающая детям русскую духовную культуру;

потребность у дошкольников слушать музыку военного и послевоенного времени

бережное отношение к природе;

гордость за свою малую Родину, любовь к родному краю;

участие в праздниках патриотической темы;

потребность в тесном контакте с родителями, как на праздниках, так и в повседневной жизни;

культура общения через музыкальное, поэтическое, театрализованное и изобразительное искусство;

уважение к ветеранам войны, гордость за защитников Отечества.

Оценка результата

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитали в них патриотическое чувство, а оно неотделимо от

воспитания чувства национальной гордости. Безусловно, работа над этим проектом интересна, многогранна и очень важна, поэтому ее

обязательно нужно продолжать, поскольку считаю, что встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспринимать чувства

любви к родному краю и окружающему его миру. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это

будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой!

Используемая литература и интернет - ресурсы

Ветлугина Н.А., Казакова Т.Г., Пантелеев Г.Н, и др Нравственно – эстетическое воспитание ребенка в детском саду/ Под ред. Н.А.

Ветлугиной. М.: Просвещение, 1989.

Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М. Линка Пресс, 2003.

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн. Для воспитателей детского сада/Р.С. Буре и др/ под ред. А.М. Виноградовой.

– М.: ТЦ Сфера, 2004.

Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1990

Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М.: Просвещение, 1990. 335..

И. М. Каплунова, И.А. Новоскольцева Праздник каждый день.



В раздел образования