Напоминание

"Изучение гамм и этюдов учащимися 1-3 года обучения по классу скрипки в ДМШ"


Автор: Матис Оксана Андреевна
Должность: преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: МУДО "Детская музыкальная школа"
Населённый пункт: Качканар, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Изучение гамм и этюдов учащимися 1-3 года обучения по классу скрипки в ДМШ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа»

Методическая разработка

Тема: «Изучение гамм и этюдов учащимися 1-3 года

обучения по классу скрипки в ДМШ»

Автор: Матис Оксана Андреевна,

преподаватель ДМШ по классу скрипки

г.Качканар

2017 год

Аннотация.

Методическая разработка «Изучение гамм и этюдов учащимися 1-3 года

обучения по классу скрипки в ДМШ» рассчитана на работу

преподавателей с учащимися, обучающиеся по дополнительной

предпрофессиональной общеобразовательной программе в области

музыкального искусства «Струнные инструменты», предметная область

ПО.01. Музыкальное исполнительство.

Данная методическая разработка направлена на совершенствование

содержания музыкального образования, для повышения уровня

технической оснащенности учащихся младших классов.

2

Введение.

Преподаватели музыкальных школ часто сталкиваются с

проблемой недостаточного обеспечения методической и музыкальной

литературой, тем более – литературой качественной и полезной.

Я, как педагог, у которого есть немалый опыт, свои наработки, желание

поделиться

результатами

с коллегами решила оформить

данную

методическую разработку.

За годы педагогической практики пришлось сталкиваться с проблемой:

нежелание детей учить гаммы, арпеджио и этюды.

Что касается изучения гамм?

Как только с ребенком приступаем к освоению грифа, то я сразу же

ввожу методику постановки сразу всех пальцев, а в практике у меня есть

свой

сборник

пьес

для

малышей

«Скрипочка,

играй!»,

написанных

в

пределах мажорного и минорного тетрахордов с открытой струны. Это

позволяет малышам на первых уроках ориентироваться в разных ладах

(минор или мажор), тоновом или полутонов положении пальцев на грифе.

И вскоре приступаем к изучению гамм.

Как

правило

есть самые первые удобные гаммы для малышей,

с

одинаковой аппликатурой – Соль мажор, ре мажор, ля мажор

–однооктавные с открытой струны. И ребенок, выучив однажды гамму Ре

мажор, с удивлением и радостью узнает от педагога, что гамма Соль

мажор и ля мажор оказывается очень похожи! Конечно при этом есть и

разница – положение локтя и в правой и в левой руках. А добавление в

гамме

нового штриха мы с учеником расцениваем

как «открытие»!!!

Надо же - одну и ту же гамму можно играть разными видами штриха,

разными

длительностями и в разных темпах!!! А если педагог еще и

добавит

аккомпанемент (с целью прочистить интонацию) – то как же

хороша бывает гамма!!! Поэтому первой проблемы –нежелание детей

учить гаммы в моем классе не существует.

Лучший вариант: изучение определенной гаммы и в этой тональности

этюды и пьесы, причем не задерживаться на этом долго.

Вторая

проблема,

что

касается

именно

детей младших классов – это

маленький выбор простых, доступных, но полезных этюдов.

Как правило, основная масса классических этюдов – это этюды с одной

целью и задачей (отработка какого либо штриха), при этом объем нотного

текста достаточно большой.

И тогда,

чтобы показать этюд

на

техническом зачете

у ребенка

появляются две проблемы:

Первая: разобрать и выучить текст;

Вторая: отработать данный штрих или прием в этюде.

В результате:

низкая

оценка на техническом

зачете,

пониженная

самооценка

у

ребенка

и

пессимистический

настрой

на

дальнейшее

обучение в классе скрипки.

3

Тогда

я

начала

вводить в

педагогическую практику этюды –

переложения, сделанные мною с целью сокращения нотного текста, но

увеличения технических задач по штрихам, интонации, беглости пальцев

и т.д.

Такая форма работы очень хорошо прижилась в моем классе.

Дети

стали

с

удовольствием

играть коротенькие этюды, при этом

быстро выучив текст наизусть, они больше внимания уделяли работе над

штрихами. А в результате дети учили 2,

3,

а то и 4

таких этюда,

осваивали больше технического материала, при этом нотный текст

нескольких

этюдов

равнялся нотному

тексту

одного этюда

в

традиционных сборниках.

Такая форма работы принесет обоюдную пользу, как преподавателям, так

и

учащимся,

ведь

техническая

оснащенность

является

основой

успешного развития музыкальных способностей учащегося.

Раскрытие

художественного

содержания

исполняемой

музыки

невозможно без наличия крепкой технической базы.

На

протяжении

всего

курса

обучения

должна

п р о вод и т ь с я

систематическая плановая работа над этим важным разделом.

4

Содержание методической разработки

1 год обучения

Конечно на первом этапе гаммы с детьми не играют, пока не будет

пройдет постановочный этап. Но как только ребенок более-менее

приспособился к инструменту работу в левой руке надо начинать не с

одного пальца, а сразу со всеми, выкладывая на струне тетрахорды от

1-ого пальца к 4-ому и наоборот. Подключая игру смычком, можно

ставить простую задачу - игра деташе тремя видами - целым смычком, в

верхней половине и в нижней. Игра тетрахордов с открытой струны и с

первого пальца

– дает понятия мажора и минора, большой секунды и

малой, тона и полутона. Сразу идет совмещение специальности и теории

– сольфеджио. Как показывает практика, все эти маленькие упражнения

на тетрахорды

для малышей лучше

давать со стихами, потешками.

Обязательно

петь их нотами и со словами, чтоб через себя провести

голосом интонационные моменты и далее чисто проинтонировать их на

скрипке.

При начальном обучении навыков звукоизвлечения необходимо указать,

как следует держать смычок, как приноровить нажим пальцев, какой из

пальцев в каждый момент должен увеличить давление на трость и как

научиться

пользоваться

кистью

(это

центральный

пункт,

к

которому

сводиться весь вопрос о звукоизвлечении)- все это представляет собой

достаточно трудную задачу

Ко второму полугодию надо стремиться, чтоб ребенок уже мог проявить

себя на техническом зачете. Программа

тех.зачета подбирается

на

каждого

ребенка

индивидуально

в

зависимости

от

его

способностей,

одаренностей и работы на уроке и дома.

Штрих detache (исполнение каждой ноты отдельным движением смычка

по струне, поочередно вниз и вверх). Добиваться при этом яркой атаки

звука (импульса правой руки), эстетической красоты тембра звучания (при

свободном

инерционном

движении

руки)

и

художе ственной

завершенности звука (филировка, торможение).

Штрих legato подразумевает слитное исполнение нескольких звуков при

ведении

смычка

по

струне

в

одном

направлении,

который

выявляет

сущность природы скрипки – ее возможность плавно, выразительно петь.

Добиваться свободного ведения смычка в legato, смены его в нижней и

верхней части кистевым движением руки.

Примерная программа 1 класса (2полугодие):

ГАММА.

Ре мажор(однооктавная)

Штрихи: Деташе целым смычком,

деташе в

верхней половине, деташе в нижней половине. Легато по 2

5

ноты.

Смешанный

штрих:

2

ноты

легато+2

ноты

деташе.

Трезвучие

тоническое на деташе целым смычком.

(Вместе с этой гаммой можно сразу пройти подобные

однооктавные

гаммы –Ля мажор и Соль мажор, что даст ребенку понятие работы локтя

в обеих руках.)

ЭТЮДЫ. Подбирается обязательно в той же тональности что и гамма, с

теми же штрихами, которые показывали в гамме.

ПРИМЕР:

этюд №1 на деташе в

пределах одной октавы:

ПРИМЕР:

этюд №2 на деташе

в пределах одной октавы

с интервальными скачками:

ПРИМЕР:

этюд №3 на деташе и

легато по 2 ноты в

пределах одной октавы:

6

ПРИМЕР:

этюд №4 в пределах одной октавы как вариации со штрихами:

2 год обучения

Примерная программа 2 класса (1 полугодие) :

Как показывает педагогическая практика –тех.зачет со 2 класса полезно

организовывать два раза в учебном году:

в

первой четверти (конец

сентября - начало октября) и в 3 четверти(конец января - начало февраля).

Во втором классе

к

показательным выступлениям на зачете

в 1

полугодие добавляются новые штрихи и задачи.

Штрих

martele (острый звук с паузой, равной ему по длительности),

исполняется по принципу detache с остановками, но начинается с резкого

«укола» струны, совершаемого нажимом указательного пальца с помощью

небольшого

вращательного

движения

предплечья,

одновременно

с

импульсом

горизонтального

проведения

смычка.

Добиваться

чрезвычайной

ритмичности,

додерживания

пауз

между

звуками,

освобождения

руки,

отпуская

нажим

указательного

пальца

во

время

горизонтально проведения смычка.

Штрих staccato (4,8 нот на смычок). По характеру штрих родственен

последовательности штрихов martele, исполняемых в одну сторону

движения

смычка

(вверх

или

вниз).

При

работе

над

штрихом

добиваться «укола» указательным пальцем в «струну» импульсами

кисти.

При

исполнении

staccato

важен

начальный

акцент

и

сознательное подчеркивание сильных ритмических долей.

7

ГАММЫ:

Ре мажор(1,5 октавы) в 1 позиции до ноты си на струне Ми.

Соль мажор(2-х октавная) в 1 позиции до ноты си на струне Ми.

Ля мажор(2-х октавная ) в 1 позиции до ноты ля на струне Ми.

Штрихи: Деташе – 3 вида.Легато по 2,3,4, 6*,8* нот. Смешанный штрих: 2

ноты легато+2 ноты деташе, Мартле, Стаккато по 4 ноты, Дубль-штрих,

Соттийе*. Трезвучие тоническое на деташе целым смычком и по 3 ноты

легато. Три вида арпеджио*деташе и по 3 ноты легато.

(*- варианты штрихов для более продвинутых учеников)

При работе над гаммой имеет большое значение особенно в Legato .

Рекомендуется

условно

разделить

длину

смычка

на

столько

равных

частей, сколько требуется на каждое отдельное движение смычка единиц

длительностей в Legato. Этот штрих является наиболее употребляемым и

отличается

большой

выразительностью.

Традиционная

группировка

длительностей в Legato – четная по 2,4,8,12 и т.д., но очень полезная

г р у п п и р о в к а

п о с т у п а т е л ь н а я :

1 , 2 , 3 , 4 , 5 , 6

и

т . д .

Для удобства детям подбираем певучие «речевки»:

Деташе целым смычком(внутри 4 пульса) –проговаривать пульс можно

«по-че-ты-ре», «звук-кра-си-вый» «Я иг-ра-ю»

Легато по 2 ноты- «по-две», « ма-ма», «па-па»

Легато по 3 ноты- «Ма-моч-ка», «па-поч-ка», или имя самого ребенка

«Све-точ-ка», «Ле-ноч-ка» «Ди-моч-ка»

Легато по 4 ноты- «По-че-ты-ре», «Я иг-ра-ю», «Снег кружится»

Легато по 6 нот: «раз-два-три- я- иду», «ленточка красная»,

«ветка колючая», «Де-воч-ка-А-неч-ка» и др.

Легато по 8 нот: «Быс-тро, быс-тро по-бе-жа-ли»,

«Я вось-ме-роч-ку иг-ра-ю»

ЭТЮДЫ

Пример:

Этюд №5 –легато по три ноты,

распределение смычка,

соединение струн

8

Пример: Этюд №6 – деташе, легато по две ноты,

распределение смычка в смешанных штрихах.

Пример: Этюд №7 – деташе; легато по две, четыре ноты;

распределение смычка в смешанных штрихах.

9

Пример: Этюд №8 – в пределах 2-х октав; деташе певучее и

акцентированное; стаккато по две ноты; распределение смычка;

Этюд №9 – в пределах 2-х октав на беглость пальцев; певучее легато по 4

ноты (как вариант – можно по 8 нот легато)

Пример: Этюд №10 –легато по четыре ноты;

10

Пример: Этюд №11 –легато по три ноты; легато и стаккато по три ноты

Примерная программа 2 класса (2 полугодие) :

Во втором полугодие обязательно пройти для ознакомления минорные

гаммы (мелод.вид) в 1 позиции и можно приступить к освоению

позиций сначала без переходов, методом подбора: один и тот же

небольшой мотив предложить ребенку сыграть в 1-ой, потом во 2-ой, в 3-

ей позициях перенося ему руку. А на техническом зачете сыграть гамму

во второй или в третей позиции без перехода.

ГАММЫ в первой позиции:

Ре минор(1,5 октавы) в 1 позиции до ноты си на струне Ми.

Соль минор(2-х октавная) в 1 позиции до ноты си на струне Ми.

Ля минор(2-х октавная ) в 1 позиции до ноты ля на струне Ми.

Ми бемоль мажор (1,5 октавы), Си бемоль мажор (2 октавная)

ГАММЫ во второй позиции:

Си бемоль мажор (2 октавная), си минор (2-х октавная),

фа мажор (1,5 октавы), До мажор (2 октавная)

ГАММЫ в третей позиции:

До мажор(2х октавная), Ре мажор (2х октавная), ре минор (2х октавная)

Соль мажор(1,5 октавы), соль минор (1,5 октавы)

Штрихи: Деташе – 3 вида. Легато по 2,3,4, 6,8 нот. Смешанный штрих: 2

ноты легато+2 ноты деташе, Мартле, Стаккато по 4 ноты, Дубль-штрих,

Соттийе*. Трезвучие тоническое на деташе целым смычком и по 3 ноты

легато.Три вида арпеджио* деташе и по 3 ноты легато.

(*- варианты для более продвинутых учеников)

11

ЭТЮДЫ в 1 позиции:

Пример: Этюд № 12- варианты в

Бемольных тональностях и с

разными задачами по штрихам

и распределению смычка.

Пример: Этюд № 13 – на легато и деташе (распределение смычка)

Пример:

Этюд № 14 – переходы смычка

со струны на струну деташе

Варианты – в ля мажоре на деташе и

в ре мажоре и на штрих мартле

Пример:

Этюд № 15 – хроматизмы

12

Примеры:

Этюд № 16, 17 –на деташе разных

видов; распределение смычка.

Пример: Этюд № 18- варианты на соттийе и смешанные штрихи.

Пример:

Этюд № 19 – этюд в до мажоре

во второй позиции варианты на

деташе; легато, распределение

смычка и соттийе.

13

Пример:

Этюд № 20 – этюд в

си бемоль мажоре

во второй позиции на легато и

смешанные штрихи

Пример:

Этюд № 21 – этюд во второй

позиции (легато по три ноты)

Пример:

Этюд № 22 – этюд в си миноре

(мелод.вид) во второй позиции

на смешанные штрихи;

распределение смычка.

Пример:

Этюд № 23 – этюд во второй

позиции на легато

и стаккато

Пример:

Этюд № 24- в 3 позиции

на легато, стаккато, деташе.

14

Пример:

Этюд № 25 в 1 и 3 позициях

на легато, соединение струн.

Пример: Этюд № 26 в 3 позиции на деташе, легато, стаккато.

Пример:

Этюд № 27 в 3 позиции

на маркированное деташе

Пример:

Этюд № 28 в 1 и 3 позициях

с разными видами переходов

15

3 год обучения

Примерная программа 3 класса :

В 3 классе ставиться задача – освоение грифа с помощью переходовой

техники в пределах 1,2,3, позициях. К изучению переходов в позиции

можно приступать лишь тогда, когда хорошо усвоены основные навыки

игры в первой позиции. К этим навыкам относятся: постановка обеих рук,

свобода их движений, чистота интонации и достаточная подвижность

пальцев левой руки. Большое значение имеет свобода большого пальца.

Нельзя разрешать ученику прислонять ладонь к корпусу скрипки. Только

при

наличии

всех

этих

условий

можно

начать

изучение

позиций

и

переходов. Но чем раньше, тем лучше. С какой именно позиции начинать,

принципиального значения не имеет, но преимущественно в более раннем

изучении третьей позиции может быть объяснено техникой соединения её

с первой. Здесь расстояния между позициями более широкие и они легче

контролируются

тактильными

ощущениями.

Польза

раннего

освоения

переходов состоит в том, что они способствуют уменьшению зажатости

мышц, ослаблению хватательного рефлекса. Кроме того, долгая задержка

на игре в первой позиции тормозит изучение грифа в длину. Практика

показала, что начинать работу над переходами нужно заранее, ещё до того,

как они встретятся в произведениях школьного репертуара.

Виды переходов

- смена позиций во время звучания открытой струны;

- скольжением одного и того же пальца;

- переходы с нижележащего пальца на вышележащий вверх и с

вышележащегона нижележащий вниз;

- переходы вверх с вышележащего на нижележащий и вниз с

нижележащего на вышележащий. В момент скольжения по грифу нужно

ослабить нажим пальца на струну.

Пунктирный штрих- добиваясь острого, яркого маркирования

короткого звука, отсутствия паузы между коротким и длинным звуком

и ее наличия перед коротким звуком. Необходимо, чтобы в паузе

смычок легко прикасался к струне, как бы замирая на месте.

Штрих sautille, который исполняется в быстром темпе в середине

смычка. Этот штрих обладает стремительностью, легкостью и

представляет собой мелкое spiccato в быстром темпе, но способ

исполнения принципиально различен. Смычок не бросается на струну,

а как бы сам отскакивает от нее, благодаря эластичности трости и

колебаниям струны при быстрой смене направления смычка.

Целесообразно добиваться соединения в штрихе движения предплечья

с добавлением небольшого, но сознательного движения кисти.

Избегать характерных ошибок при исполнении штриха,

заключающихся в изолированном движении кисти при зажатости

16

остальной части руки или «запертости» кистевого сустава при

исполнении штриха исключительно предплечьем. Добиваться четкого

исполнения штриха, в котором смычок отскакивает не слишком высоко

над струной, чтобы не страдало качество звука.

На техническом зачете 2 раза в год готовятся гаммы с переходами и

желательно мажорные и минорные.

ГАММЫ:

Ре мажор (2-х октавная) в 1-3 позиции с переходом на струне ЛЯ

Соль мажор (2-х октавная) в 1-3 позиции с переходом на струне РЕ

Соль мажор (2,5 октавы) в 1-3 поз. с переходом на струне ЛЯ до ноты РЕ.

Ля мажор(2,5 октавы) в 1-3 поз. с переходом на струне ЛЯ до ноты До

Во втором полугодии можно взять эти же гаммы, но минорные(мелод.вид)

Штрихи: Деташе – 3 вида. Легато по 2,3,4, 6,8 нот. Смешанный штрих: 2

ноты легато+2 ноты деташе, Мартле, Стаккато по 4 ноты, Пунктирный

штрих, Дубль-штрих, Соттийе.

Три вида арпеджио деташе и по 3 ноты легато.

Двойные ноты* (сексты)

ЭТЮДЫ. В работу с учеником надо включать этюды и в первой

позиции и с переходами во 2,3 позицию. Совсем не обязательно играть

огромные по размерам этюды на один вид техники, ведь ребенок при этом

тратит много времени на разучивание нотного текста и остается мало

времени на освоение штриха, переходов и т.д. Считаю, что лучше пусть

ребенок пройдет несколько небольших этюдов на разные виды задач, чем

он осилит большой этюд на один вид техники. Далее идут примеры –

переложения известных этюдов, которые дети проходят быстро и

осваивают больший материал.

Примеры: Этюды № 29, 30, 31, 32 - в 1 позиции на легато, смену

струн, смешанные штрихи, распределение смычка

17

Пример:

этюд № 33-на штрих соттийе

отличный этюд с

аккомпанементом

П. Шольц «Непрерывное

движение»

Также хороший пример на соттийе: А.Комаровский Этюд № 61

(сб. «Избранные этюды 1-3 классы» Издательство «Музыка»Москва 1993.)

Примеры: этюд № 34-

с переходами 1-3 позиции,

на распределение смычка

и вариант на легато

18

Примеры:

Этюд № 35, 36 на деташе и легато, распределение смычка, ритмические

соотношения разных длительностей, переходы 1-3 позиции.

Примеры: этюд № 37 –в разных тональностях на переходовую технику

Примеры: этюды № 38, 39, 40 – на переходовую технику и различное

сочетание штрихов легато, деташе и стаккато

19

Примеры: этюды № 41,42 – на переходовую технику, хроматизмы,

различное сочетание штрихов легато, деташе, мартле и стаккато.

20

Примеры этюдов на двойные ноты для учащихся 2-3 класса:

21

Анализ методики, представленной в методической разработке

Нам педагогам ДМШ хочется в полной мере дать юному музыканту все

знания, умения и навыки игры на скрипки. Но, учитывая большую

загруженность детей в общеобразовательных школах, сталкиваемся с

проблемой нехватки времени для дом.занятий. .

Моя разработка дает возможность ребенку в небольшой объем времени

овладеть различными штрихами и приемами, чтоб в полной мере потом

применить свои умения в пьесах и произведениях крупной формы по

специальности, чтению с листа и работе в ансамбле скрипачей.

Изучаемый материал имеет тесную связь с предметом сольфеджио:

-больше возможности в изучении тональностей, интервалов;

-пение нотами гаммы, арпеджио и этюдов.

- освоение нотной грамоты в пределах2-3 октав.

Эта методическая разработка дала свои результаты повышения уровня

качества учащихся в техническом плане (приложение – таблица

результатов тех.зачета учащихся за сравнительный период времени).

В период работы над этой темой я создала свой порядок требований к

сдачи тех.зачета с 1-8 класс, а также таблицу для удобного оценивания

детей, их уровня подготовки к зачету, качество штрихов в гамме;

цельность , характер исполнения в этюде и другие параметры. Эту

таблицу с итогами зачета обязательно вклеиваю в дневник для родителей

и самого ученика – проанализировать - что удалось? и над чем еще надо

трудиться? Сборник этюдов к методической разработке

проиллюстрирован картинками –разукрашками для детей.

Считаю, что методическая разработка - это еще один шаг к уверенному

исполнительству учащихся, а значит - активное их участие в концертной

и конкурсной деятельности музыкальной школы.

Список использованной литературы

1. Методическая разработка «Работа над штрихами в классе скрипки»

Грищѐва Татьяна Николаевна, преподаватель «Детской музыкальной

школы № 7 имени С.В. Рахманинова» г. Екатеринбург, 2014

2. Методическое сообщение «Проблемы звукоизвлечения при обучении

учащихся игре на скрипке». Курбангалеева О.В., 2015, г. Муравленко

3. Башаркина С.В. Методическая разработка на тему:

«Формы и методы раннего освоения переходов в позиции на скрипке»

22

По вопросам и предложениям обращаться

по телефону 8 950 202 3058; 8 982 657 8096

matiskis@mail.

ru

г.Качканар. МУДО «ДМШ».

Матис Оксана.

2017 год.

23

24



В раздел образования