Автор: Поисеева Александра Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Солнышко"
Населённый пункт: Булунский улус п.Тикси
Наименование материала: НОД
Тема: "Путешествие в страну лекарственных растений Арктики"
Раздел: дошкольное образование
«Путешествие в страну лекарственных растений Арктики».
Интеграция
образовательных
областей: «Познавательное
развитие»,
«Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое
развитие»,
Виды
детской
деятельности:
коммуникативная,
познавательно
–
исследовательская, продуктивная.
Цель: расширять представления детей о лекарственных растениях Арктики,
польза лекарственных растений.
Задачи:
Образовательная; обобщать и систематизировать представления детей о
лекарственных
растениях;
вызывать
желание
узнавать
новые
факты
о
растениях (познакомить с народными названиями целебных трав – багульник
стелющийся,
кипрей
(Иван
Чай),
одуванчик
ленский,
родиола
розовая,
рододендрон, дриада.
Развивающая; развивать познавательный интерес; речь, расширять словарь
за счет новой информации (рододендрон, дриада,). Умение устанавливать
причинно-следственные связи, внимания, память, повышать остроту зрения,
развивать
зрительное
восприятия
через
художественную
деятельность,
мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
Воспитательная:
воспитывать
экологическую
культуру,
формировать
осознанно-правильное
отношение
к
окружающим
объектам,
навыки
совместной деятельности, умение делиться впечатлениями друг с другом.
Планируемые
результаты: Дети
имеют
представления
о
лекарственных
растениях Арктики, соблюдают правила поведения в тундре, развивается
познавательный
интерес
к
жизни
тундры:
самостоятельно
наблюдают
за
растениями, задают вопросы, слушают рассказы, участвуют обсуждении.
Предварительная работа: Чтение рассказов, стихотворений,
рассматривание иллюстраций о лекарственных растениях. Беседы о природе.
Оборудование и материалы: с изображением лекарственных растений:
одуванчик ленский, родиола розовая, багульник стелющийся, иван-чай,
родондедрон, дриада. Д\И «Собери целое из частей»,
Воспитатель: Здравствуйте, ребята поздороваемся с нашими гостями.
Воспитатель: Ребята вы любите путешествовать? Скажите, на чем можно
путешествовать?
Дети: На автомобиле, самолете, автобусе, теплоходе и т.д.
Воспитатель: Сегодня мы отправимся в страну в лекарственных растений.
Чтобы, путешествие было увлекательным и полезным мы будем выполнять
различные задания. Готовы! Садимся в машину, поехали!
Слайд: (тундра) .
Физминутка: «Едем, едем на машине….»
Едем, едем на машине, нажимаем на педаль,
Газ включаем, выключаем, смотрим пристально мы вдаль.
Дворники считают капли: влево, вправо – красота!
Волосы ерошит ветер, мы шоферы – хоть куда!
Воспитатель: Ребята, вот мы и приехали в тундру. Прошу всех выйти из
машины.
Слайд: ( Багульник стелющийся).
Воспитатель: Дети, вы узнали, что это за растение?
Дети: ответ.
Воспитатель:
Багульник
произошел
от
устаревшего
слова
«Багулить».
Багульник самое пахучие растение. Можете понюхать, как пахнет багульник.
Где
растет
багульник?
(багульник
растет
в
каменистых
склонах
и
в
высокогорьях).
Воспитатель: Как вы думаете, чем полезен багульник?
Дети: Лечит от простуды.
Воспитатель: А
еще
настой
листьев
багульника
применяют
как
отхаркивающее средство при кашле. Отваром полощут рот, когда болят зубы
и десны
Воспитатель: А вот посмотрите, уж это растение знают все, кто узнал?
Дети: Одуванчик ленский.
Воспитатель: На
что
похожи
цветы
одуванчика?
Одуванчики
словно
маленькие
солнышки.
А
вы
знаете
что
в
хорошую
погоду
одуванчики
раскрываются, а когда пасмурно они закрываются, что с ним происходит
когда одуванчик отцвел? Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, появляются семена, прикрепленные к пушистым
белым хохолкам, которые легко сдуваются ветром. Поэтому его так и назвали
- одуванчик. Представим, что у нас в руках белые шапочки, подуем на них,
сначала
еле-еле,
потом
посильней,
а
потом
сильно
–
сильно,
пока
все
парашютики не улетят.
Дыхательная гимнастика.
Я шариком пушистым,
Белею в поле чистом.
А дунет ветерок —
Остался стебелек.
Воспитатель: Одуванчик тоже является лекарственный растением. Как вы
думаете, для чего используют одуванчик? чтобы понизить температуру, и для
лечения многих других болезней. Одуванчик можно употреблять в пищу. Из
молодых листьев делают супы и салаты, из цветов – варенье, мед,
а из
корней – одуванчиковое кофе.
Посмотрите на это растение. Кто-нибудь знает, что это за растение? Как оно
называется?
Дети: Родиола розовая.(Золотой корень)
Воспитатель: Родиола розовая ценное лекарственное растение. Отваром из
цветков родиолы лечат желудок, зубную боль, заживляет раны. Если выпить
на ночь отвар родиолы – сон будет крепким и спокойным.
Дидактическая игра «Собери целое из частей»
(Дети
садятся
за
столы
и
выполняют
задание:
из
разрезных
картинок
составляют изображение багульник, одуванчик, родиола розовая ).
Воспитатель: Ребята вы знаете как называется это растении?
Дети: Иван –чай. А почему он носит такое название?
Воспитатель: Иван–имя, которое очень часто встречается на Руси, он растет
на территории России и у нас в Арктике.
Воспитатель: Второе его название- кипрей. Из него заваривают чай, снимает
головные боли, улучшает сон, ребята, что еще можно приготовить из корней
кипрея?
Дети: Из его корней делают муку и пекут хлеб, варят супы и каши, а листья
используют на салат.
Воспитатель: Молодцы ребята! А вот это растение называется рододендрон.
У него съедобны лепестки, которые имеют приятный запах и сладковатый
вкус. Ребята, как правильно собирают рододендрон?
Дети: перчатками потому что у стебля образуется смола.
Воспитатель: Молодцы! А вы знаете, что рододендрон используют как чай?
Он тонизирует, успокаивает. И очень вкусный и ароматный. А знаете, ли вы
как заваривают чай? Ребята мы с вами на учимся заваривать чай. Мы
наливаем количество ложек столько, сколько количеств гостей. И заливаем
горячим кипятком. А наш чай пока заваривается мы с вами познакомимся
еще одним лекарственным растением Дриада. Из лепестков дриады делают
косметические средства. Дриада очень нежный красивый цветок, его еще
используют в дизайне при оформлении тропинок и дорожек в саду. И мы с
вами сделаем сейчас цветочные заколочки Дриады.
Воспитатель: Ребята, у вас лежат на тарелочках ватные диски и желтого
цвета кусочки от фетра. Из фетра квадратной формы вырезаем круг, это будет
основа лепестков. Берем ватный диск, разделяем на две части и делаем из
них лепестки. Лепесток намазываем клей пва и приклеиваем на основу. И так
приклеиваем все лепестки. из маленького куска фетра вырезаем маленький
кружочек и приклеиваем посередине.
Воспитатель: Молодцы ребята, у вас получились очень красивые цветы. Все
эти лекарственные растения растут у нас в Арктической тундре, где мы с
вами живем!
Рефлексия:
-Какие вы знаете лекарственные растения Арктики?
- Почему их называют лекарственными растениями?
- Для чего люди используют лекарственные растения?
- С какими лекарственными растениями Арктики вы сегодня познакомились?
Ребята, вы притомились? Мы с вами взбодримся ароматным вкусным чаем.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СОЛНЫШКО П.
ТИКСИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БУЛУНСКИЙ УЛУС (РАЙОН)»
Конспект
Непосредственной образовательной деятельности
В старшей группе
Тема: «Путешествие в страну лекарственных растений Арктики».
Воспитатель: А.П. Поисеева
п. Тикси 2017г.