Напоминание

Тренинг "Я и мое настроение"


Автор: Вихарева Ольга Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБУДО"АРЦДО"ДАР"
Населённый пункт: г.Александров Владимирской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Тренинг "Я и мое настроение"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Тренинг на тему: "Я и мое настроение "

Много доброго можно сделать, если у тебя хорошее настроение

/ Ю. Никулин/

Аннотация

В методической разработке представлен психологический тренинг как средство и форма

специально организованного обучения, в ходе которого решаются коррекционно-

развивающие и профилактические задачи эмоциональной сферы учащихся. Предложенное

занятие окажет существенную помощь в познавательном развитии учащихся и их

социализации. Данный материал будет полезен педагогам-психологам, учителям

начальных классов, воспитателям, родителям.

Содержание

1.Введение

2.Методы осуществления

3.Участники. Возраст

4.Ожидаемые результаты

5.Перспективы

6.Основная часть

7.Заключение

8.Список литературы

9. Приложения

Введение.

Психологический тренинг как метод активного социально-психологического обучения в

настоящее время представляет собой один из наиболее востребованных и динамично

развивающихся видов психологической работы. Данный метод позволяет эффективно

решать задачи, связанные с развитием управления собственными эмоциональными

состояниями, корректного выражения эмоций и понимания их выражения у окружающих,

самопознания и самопринятия. Эти аспекты очень актуальны в младшем школьном

возрасте. Младший школьный возраст - это особый период в развитии ребенка, когда у

детей развиваются самые важные навыки и умения эмоционально-личностного развития.

Научить детей управлять своим состоянием, своими чувствами, своим настроением,

понять роль эмоций, выделить действия, которые вызывали бы у нас положительные

эмоции - общая задача взрослых . Настроение - это настрой на положительные и

отрицательные эмоции. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем , не

пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настраиваться на совместную

деятельность и общение. Эмоции не развиваются сами по себе. Изменяются условия

жизни, деятельности и вместе с ними преобразуются составляющие эмоциональной

сферы. И как важно знать, что положительные эмоции повышают наше настроение,

улучшают нашу жизнь и здоровье.

2.Методы осуществления:

1.Основной метод –тренинг, который включает:

-беседа;

-упражнения;

-игра;

-арттерапия,

-психогимнастика.

3.Участники. Возраст. Учащиеся объединения «Развивай-ка» ( 7-9лет)

4.Ожидаемые результаты: психологический тренинг понятен детям как игра, вызывает у

них интерес, активность, любознательность, чувство удовлетворенности. Расширение

своего познания об эмоциях; о влияние настроения на здоровье и успех, формирование

обстановки доверия и эмоционального комфорта учащихся. Умение различать

эмоциональные состояния, развивать коммуникативные навыки.

5.Перспективы: тренинг (как метод и форма организации) всегда будет актуален и

перспективен в коррекционной работе, в научение новому, более эффективному

поведению при переходе от игровых ситуаций к условным и реальным жизненным

ситуациям в ходе тренинга. Дети свободны, их не оценивают и не сравнивают, принимают

такими, какие они есть. Они учатся управлять своими чувствами и эмоциями, овладевают

приемами поднятия настроения, осознают важность положительных эмоций, от которых

зависит наша жизнь и здоровье.

6. Основная часть

Тема: «Я и мое настроение»

Цель: создание положительного эмоционального настроя

Задачи:

познакомить детей с понятием «настроение» и его влияние на психическое

здоровье человека;

воспитывать положительное эмоциональное отношение к себе и окружающим;

развивать коммуникативные навыки учащихся;

закреплять знания детей об эмоциях человека .

Структура занятия:

1.Организационный момент

-психологический настрой

2. Основная часть занятия

-сообщение темы занятия

-игра «Интервью»

-советы «мудрой совы»

-игра «Мастер-класс»

-психогимнастика «Ослик»

-игровое упражнение «Угадай эмоции»

-Упражнение «Ощути и нарисуй свое настроение».

3. Заключительный этап-рефлексия

-короткий обмен впечатлениями

Время

:

90 минут

Оборудование: плакат; заготовки с эмоциями; бумага, фломастеры, краски, шарики на

каждого участника, микрофон, развивающая игра «Театр настроений»; музыкальное

сопровождение.

Ход занятия.

1.Организационный момент

Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Посмотрите на доску и

поставьте крестик под схематическим изображением свое настроение.

а) мне весело, хорошо б) мне так себе, ничего в) мне грустно, плохо

Педагог-психолог показывает плакат. Какие эмоции появляются, глядя на эту картину?

Приложение №1.

2. Основная часть.

Педагог-психолог: Читает пословицу «В здоровом теле - здоровый дух».

Как вы понимаете эту пословицу? (предполагаемые ответы детей: эта пословица о том,

что у человека есть и тело, и душа; когда болит тело, то болит и душа).

- Что происходит, если болит тело? (болит голова, горло, трудно ходить).

- Как можно вылечить тело? (посетить врача, принимать лекарство).

- Что происходит, если болит душа? (мы грустим, нам тоскливо, у нас плохое настроение).

- А можно ли вылечить нездоровую душу и как это сделать? (да, можно вылечить душу,

надо поднять настроение).

- А как вы думаете, что же такое настроение? Настроение - это эмоциональное состояние

человека, это то, как человек себя чувствует. Настроение тесно связано с нашими

чувствами. Если человеку грустно, то и настроение у него плохое, если же человеку

весело, радостно, то и настроение у него хорошее (каждый ребенок рассказывает, почему

он поставил крестик именно к 1-ой, 2-ой, 3-ей схеме).

Игра «Интервью»

Цель: расширить круг понимаемых эмоций

Ход игры: педагог-психолог в роли журналиста, беру интервью. Вам нужно ответить на

вопрос или закончить предложение:

- Я испытываю радостное настроение, когда …(я получил хорошую оценку, одержал

победу в соревнование, встречаюсь с друзьями, ем мороженное и т. д.).

- У меня плохое настроение, когда…(я болен, получил плохую отметку, меня отругали за

что-либо и т.д) -люди обижаются, когда…? -люди удивляются, когда…?

-Что вы делаете, когда рядом кто-нибудь плачет? Почему? Что бы вы хотели услышать от

окружающих, когда у вас плохое настроение? (слова поддержки).

- Какими могут быть слова поддержки? (добрыми, успокаивающими).

- Каким образом можно поднять настроение себе и другим людям? (подарить что-нибудь,

похвалить друг друга, послушать хорошую музыку и т.д.)

Советы мудрой совы: Как поднять настроения? 1.Потопать ногами. Вы дадите

физический выход своей отрицательной энергии, вместе с ней уйдет и злость (ребята

топают) 2.Спеть бодрую песенку, сплясать быстрый танец. Музыкальное движение-

повышает настроение (танцуют под песню «Всегда улыбайся») цель: эмоциональная

разрядка, сближение детей. 3. Смыть дурные чувства. Набрать в ванну теплой воды, лечь и

всем телом ощутить, как вода смывает все плохое (имитируют) 4.Надуть злостью шарик,

завязать и бросить его в воздух – с ним ваше плохое настроение улетит далеко (надувают

шарики)

Игра «Мастер-класс». Игроки по очереди выбирают себе карточку, не раскрывая ее

содержание, изображают эту эмоцию и персонаж. Остальные участники угадывают по

мимике и пантомимике настроение.

Психогимнастика

Предлагаю всем встать в круг, вспомните сюжет мультфильма про Винни - Пуха и ослика

Иа. (напоминает сюжет). Дети изображают грустного ослика, руки повисли, расслаблены,

выражение лица грустное, подавленное, движемся по кругу, ноги не слушаются, вялые.

Вот пришли к нему его друзья и принесли подарки? Взбодрились, выпрямились, мимикой

и жестами покажите радостного ослика (под музыку Шаинского «Улыбка») продолжаем

идти по кругу.

Упражнение «Угадай эмоцию».

Ребята рассматривают картинки с эмоциями. Посмотрите внимательно на картинки,

найдите те эмоции, которые вы угадали и раскрасьте их в желтый цвет, около изображения

положительной эмоции поставь плюс, около отрицательной знак минус. Приложение №2

Практическое упражнение на индивидуальных карточках.

Упражнение «Ощути и нарисуй свое настроение».

Звучит песня «Маленькая страна». Дети пытаются изобразить в рисунке то настроение,

которое вызывает у них звучащая музыка. Приложение №3

6.Заключение. Короткий обмен впечатлениями. Рефлексия.

Посмотрите снова на доску и поставьте крестик под схематическим изображением свое

настроение. Что изменилось?

а) мне весело, хорошо б) мне так себе, ничего в) мне грустно, плохо

Начинайте день с хорошего бодрого настроения, дарите его всем вокруг вас, тогда жизнь

вам улыбнется и все у вас будет получаться на «отлично». Хорошего настроения на весь

день. Спасибо. До новых встреч.

7.Список литературы:

1.Блинова Г.М. Познавательное развитие детей. М.; 2010

2.Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники.

Ростов-на-Дону 2009

3.Грецов А. Тренинг общения. Санк-Петербург. 2008

4.Интернет ресурс

5.Авторские разработки

Приложение №1

Приложение№2

Приложение №3



В раздел образования