Автор: Вихарева Ольга Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБУДО"АРЦДО"ДАР"
Населённый пункт: г.Александров Владимирской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Тренинг "Я и мое настроение"
Раздел: дополнительное образование
Тренинг на тему: "Я и мое настроение "
Много доброго можно сделать, если у тебя хорошее настроение
/ Ю. Никулин/
Аннотация
В методической разработке представлен психологический тренинг как средство и форма
специально организованного обучения, в ходе которого решаются коррекционно-
развивающие и профилактические задачи эмоциональной сферы учащихся. Предложенное
занятие окажет существенную помощь в познавательном развитии учащихся и их
социализации. Данный материал будет полезен педагогам-психологам, учителям
начальных классов, воспитателям, родителям.
Содержание
1.Введение
2.Методы осуществления
3.Участники. Возраст
4.Ожидаемые результаты
5.Перспективы
6.Основная часть
7.Заключение
8.Список литературы
9. Приложения
Введение.
Психологический тренинг как метод активного социально-психологического обучения в
настоящее время представляет собой один из наиболее востребованных и динамично
развивающихся видов психологической работы. Данный метод позволяет эффективно
решать задачи, связанные с развитием управления собственными эмоциональными
состояниями, корректного выражения эмоций и понимания их выражения у окружающих,
самопознания и самопринятия. Эти аспекты очень актуальны в младшем школьном
возрасте. Младший школьный возраст - это особый период в развитии ребенка, когда у
детей развиваются самые важные навыки и умения эмоционально-личностного развития.
Научить детей управлять своим состоянием, своими чувствами, своим настроением,
понять роль эмоций, выделить действия, которые вызывали бы у нас положительные
эмоции - общая задача взрослых . Настроение - это настрой на положительные и
отрицательные эмоции. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем , не
пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настраиваться на совместную
деятельность и общение. Эмоции не развиваются сами по себе. Изменяются условия
жизни, деятельности и вместе с ними преобразуются составляющие эмоциональной
сферы. И как важно знать, что положительные эмоции повышают наше настроение,
улучшают нашу жизнь и здоровье.
2.Методы осуществления:
1.Основной метод –тренинг, который включает:
-беседа;
-упражнения;
-игра;
-арттерапия,
-психогимнастика.
3.Участники. Возраст. Учащиеся объединения «Развивай-ка» ( 7-9лет)
4.Ожидаемые результаты: психологический тренинг понятен детям как игра, вызывает у
них интерес, активность, любознательность, чувство удовлетворенности. Расширение
своего познания об эмоциях; о влияние настроения на здоровье и успех, формирование
обстановки доверия и эмоционального комфорта учащихся. Умение различать
эмоциональные состояния, развивать коммуникативные навыки.
5.Перспективы: тренинг (как метод и форма организации) всегда будет актуален и
перспективен в коррекционной работе, в научение новому, более эффективному
поведению при переходе от игровых ситуаций к условным и реальным жизненным
ситуациям в ходе тренинга. Дети свободны, их не оценивают и не сравнивают, принимают
такими, какие они есть. Они учатся управлять своими чувствами и эмоциями, овладевают
приемами поднятия настроения, осознают важность положительных эмоций, от которых
зависит наша жизнь и здоровье.
6. Основная часть
Тема: «Я и мое настроение»
Цель: создание положительного эмоционального настроя
Задачи:
познакомить детей с понятием «настроение» и его влияние на психическое
здоровье человека;
воспитывать положительное эмоциональное отношение к себе и окружающим;
развивать коммуникативные навыки учащихся;
закреплять знания детей об эмоциях человека .
Структура занятия:
1.Организационный момент
-психологический настрой
2. Основная часть занятия
-сообщение темы занятия
-игра «Интервью»
-советы «мудрой совы»
-игра «Мастер-класс»
-психогимнастика «Ослик»
-игровое упражнение «Угадай эмоции»
-Упражнение «Ощути и нарисуй свое настроение».
3. Заключительный этап-рефлексия
-короткий обмен впечатлениями
Время
:
90 минут
Оборудование: плакат; заготовки с эмоциями; бумага, фломастеры, краски, шарики на
каждого участника, микрофон, развивающая игра «Театр настроений»; музыкальное
сопровождение.
Ход занятия.
1.Организационный момент
Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Посмотрите на доску и
поставьте крестик под схематическим изображением свое настроение.
а) мне весело, хорошо б) мне так себе, ничего в) мне грустно, плохо
Педагог-психолог показывает плакат. Какие эмоции появляются, глядя на эту картину?
Приложение №1.
2. Основная часть.
Педагог-психолог: Читает пословицу «В здоровом теле - здоровый дух».
Как вы понимаете эту пословицу? (предполагаемые ответы детей: эта пословица о том,
что у человека есть и тело, и душа; когда болит тело, то болит и душа).
- Что происходит, если болит тело? (болит голова, горло, трудно ходить).
- Как можно вылечить тело? (посетить врача, принимать лекарство).
- Что происходит, если болит душа? (мы грустим, нам тоскливо, у нас плохое настроение).
- А можно ли вылечить нездоровую душу и как это сделать? (да, можно вылечить душу,
надо поднять настроение).
- А как вы думаете, что же такое настроение? Настроение - это эмоциональное состояние
человека, это то, как человек себя чувствует. Настроение тесно связано с нашими
чувствами. Если человеку грустно, то и настроение у него плохое, если же человеку
весело, радостно, то и настроение у него хорошее (каждый ребенок рассказывает, почему
он поставил крестик именно к 1-ой, 2-ой, 3-ей схеме).
Игра «Интервью»
Цель: расширить круг понимаемых эмоций
Ход игры: педагог-психолог в роли журналиста, беру интервью. Вам нужно ответить на
вопрос или закончить предложение:
- Я испытываю радостное настроение, когда …(я получил хорошую оценку, одержал
победу в соревнование, встречаюсь с друзьями, ем мороженное и т. д.).
- У меня плохое настроение, когда…(я болен, получил плохую отметку, меня отругали за
что-либо и т.д) -люди обижаются, когда…? -люди удивляются, когда…?
-Что вы делаете, когда рядом кто-нибудь плачет? Почему? Что бы вы хотели услышать от
окружающих, когда у вас плохое настроение? (слова поддержки).
- Какими могут быть слова поддержки? (добрыми, успокаивающими).
- Каким образом можно поднять настроение себе и другим людям? (подарить что-нибудь,
похвалить друг друга, послушать хорошую музыку и т.д.)
Советы мудрой совы: Как поднять настроения? 1.Потопать ногами. Вы дадите
физический выход своей отрицательной энергии, вместе с ней уйдет и злость (ребята
топают) 2.Спеть бодрую песенку, сплясать быстрый танец. Музыкальное движение-
повышает настроение (танцуют под песню «Всегда улыбайся») цель: эмоциональная
разрядка, сближение детей. 3. Смыть дурные чувства. Набрать в ванну теплой воды, лечь и
всем телом ощутить, как вода смывает все плохое (имитируют) 4.Надуть злостью шарик,
завязать и бросить его в воздух – с ним ваше плохое настроение улетит далеко (надувают
шарики)
Игра «Мастер-класс». Игроки по очереди выбирают себе карточку, не раскрывая ее
содержание, изображают эту эмоцию и персонаж. Остальные участники угадывают по
мимике и пантомимике настроение.
Психогимнастика
Предлагаю всем встать в круг, вспомните сюжет мультфильма про Винни - Пуха и ослика
Иа. (напоминает сюжет). Дети изображают грустного ослика, руки повисли, расслаблены,
выражение лица грустное, подавленное, движемся по кругу, ноги не слушаются, вялые.
Вот пришли к нему его друзья и принесли подарки? Взбодрились, выпрямились, мимикой
и жестами покажите радостного ослика (под музыку Шаинского «Улыбка») продолжаем
идти по кругу.
Упражнение «Угадай эмоцию».
Ребята рассматривают картинки с эмоциями. Посмотрите внимательно на картинки,
найдите те эмоции, которые вы угадали и раскрасьте их в желтый цвет, около изображения
положительной эмоции поставь плюс, около отрицательной знак минус. Приложение №2
Практическое упражнение на индивидуальных карточках.
Упражнение «Ощути и нарисуй свое настроение».
Звучит песня «Маленькая страна». Дети пытаются изобразить в рисунке то настроение,
которое вызывает у них звучащая музыка. Приложение №3
6.Заключение. Короткий обмен впечатлениями. Рефлексия.
Посмотрите снова на доску и поставьте крестик под схематическим изображением свое
настроение. Что изменилось?
а) мне весело, хорошо б) мне так себе, ничего в) мне грустно, плохо
Начинайте день с хорошего бодрого настроения, дарите его всем вокруг вас, тогда жизнь
вам улыбнется и все у вас будет получаться на «отлично». Хорошего настроения на весь
день. Спасибо. До новых встреч.
7.Список литературы:
1.Блинова Г.М. Познавательное развитие детей. М.; 2010
2.Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники.
Ростов-на-Дону 2009
3.Грецов А. Тренинг общения. Санк-Петербург. 2008
4.Интернет ресурс
5.Авторские разработки
Приложение №1
Приложение№2
Приложение №3