Напоминание

"В гости к ткацкому станку"


Автор: Томарова Ирина Рудольфовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС№5 "Росток"
Населённый пункт: г.Радужный
Наименование материала: НОД
Тема: "В гости к ткацкому станку"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №5«Росток»

В гости к ткацкому станку

(конспект непосредственно образовательной деятельности

для детей группы общеразвивающей направленности от 6 – ти до 8 – ми лет

по образовательным областям «Социально – коммуникативное развитие»,

«Художественно – эстетическое развитие»)

Подготовила:

Томарова Ирина Рудольфовна,

воспитатель

г. Радужный, 2018

Программное содержание:

1.

Закреплять

знанияо

традиционной

технологии

выращивания

и

обработки

льна;

использовании инструментов для ткачества (веретено, чесалка для льна, рама для ткачества-

аналог первоначального ткацкого станка, уток для пряжи, ткацкий станок).

2. Продолжать знакомить с созданием льняной одежды, природными красителями.

3. Расширять опыт рисования нетрадиционными инструментами (ватные палочки, штампы).

4. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности (глазомер, чувство ритма, цвета),

умение работать по схемам.

5. Воспитывать интерес к истории и традициям национальной культуры, любовь к труду;

желание сохранять и использовать традиционные фольклорные жанры (пословицы, поговорки о

труде);

бережное

отношение

к

одежде,

уважение

к

профессиям

прядильщицы,

ткачихи,

портного, швеи.

Предварительная работа:

Чтение рассказа Д.И. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», сказки Г. Х. Андерсена

«Лен»; чтение и отгадывание загадок про лен, заучивание поговорок и пословиц про лен.

Посещение мини-музея ДОУ: рассматривание русских народных костюмов: рубах и сарафанов.

Расширение сенсорного опыта: дети рассматривали коллекцию

лоскутков разных тканей,

разных видов пряжи, сравнивали по плотности, мягкости, определяли способы изготовления

(шерсть,

лен,

хлопок);

знакомились

с

различными

видами

орнамента

(растительный,

геометрический).

Разучивание хороводных игр «Ярмарка», "На мельнице", "Черный баран", «Уж мы сеяли

лен».

Заучивание пословиц, поговорок о труде.

Роспись фартуков, матрешек, закладок, полотенец с использованием орнаментальных

элементов.

Словарная работа:

пассивный словарь детей – веретено, чесалка, уток для пряжи;

активный словарь детей – штампы, ткацкий станок, орнамент,

Материалы, инструменты, оборудование:

Демонстрационный: прялка веретено, лен, деревянный гребень для чесания льна, льняная

одежда, предметы народного быта(полотенца, скатерти, салфетки), образцы орнаментов.

Раздаточный: заготовки сарафанов, рубах (листы формат А4), для украшения орнаментом;

краски из природных материалов (куркума, хна, уголь, свёкла, паприка), кисти №7,штампы,

ватные палочки, стаканы с водой, схема на каждого ребенка, подставки для кистей, салфетки

фланелевые, фартуки.

Ход занятия:

Вводная часть:

Зал оформлен элементами русского народного быта, в стиле русской горницы. Воспитатель

встречает детей.

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с гостями. Мы снова с вами в знакомой горнице.

Посмотрите, сколько красивых вещей вокруг. Как вы думаете, чьими руками они выполнены?

(ответы детей).

Воспитатель:Как можно одним словом назвать людей, умеющих создавать такие красивые

вещи? (народные умельцы). Много терпения и трудолюбия нужно, чтобы создать эти вещи.

Людей, занимающихся ремеслом, всегда ценили на Руси. Некоторые старинные предметы до

сих пор хранятся в музейных сокровищницах. Они радуют нас своей красотой и рассказывают

нам о быте наших предков.

1.

Введение в игровую ситуацию

Воспитатель:Ребята, а что за свиток на столе? Это послание для ребят нашей группы.

Вы хотите узнать от кого оно? Как это узнать?

Сейчас узнаем… Ребята, в нём загадки, а кто прислал его, мы угадаем, когда разгадаем все

загадки из этого послания.

2. Актуализация в игровой ситуации

Воспитатель:Ответ к первой загадке в нашей горнице.

«Топили, сушили, колотили, рвали, крутили, ткали, на стол клали» (Лён)

Воспитатель:Ребята, обратите внимание на коллекцию одежды и предметов на этом столе.

(дети рассматривают, трогают)

Воспитатель: Скажите, что объединяет все эти предметы? (вещи изготовлены изо льна)

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру «Говорящий сундучок».Я загадываю загадку, а

вы из сундучка будете доставать отгадку, показывать и только потом называть.

Дидактическая игра «Говорящий сундучок».

Воспитатель:

Цвет-цветочек всыру землю зашёл,

Синю шапку нашёл.

Из земли вырастал —

Весь мир одевал (лён)

Воспитатель: Как называется предмет, которым чесали лен? (гребень или чесалка)

Воспитатель: Как называется предмет для скручивания пряжи? (веретено)

Воспитатель: Как называется льняная ткань?(холст)

Воспитатель:

Дуйся, не дуйся, через голову суйся,

Попляши день деньской, и иди на покой.

Что это за одежда с четырьмя отверстиями,

В одно отверстие входишь, а в три выходишь?(рубаха)

Каждый день поутру надеваю я трубу.

Но не догадаться вам, это русский…сарафан

Воспитатель: Отгадали все загадки, молодцы, и я приглашаю вас на разминку, русский народ

«Уж мы сеяли, рвали лён,

а мы, сея, приговаривали,

чеботами приколачивали:

Ты удайся, удайся, ленок,

ты удайся, мой белый кужалёк,

Мы мочили, сушили лён,

а мы рвали, приговаривали,

чеботами приколачивали:

Ты удайся, удайся, ленок,

ты удайся, мой белый кужалёк,

А мы трепали, чесали лён,

мы, чесали, приговаривали,

чеботами приколачивали:

Ты удайся, удайся, ленок,

ты удайся, мой белый кужалёк,

А мы пряли, ткали лён,

а мы ткали, приговаривали,

чеботами приколачивали:

Ты носись, носись, ленок,

ты носися, мой белый кужалёк»

Воспитатель: В народе в старину говорили "Лен любит поклон", почему так говорили, как вы

думаете? (ответы детей)

Крайне

трудоемка

была

работа

с

льном,

она

требовала

длительной обработки:

теребление, вымачивания, сушки, трепания, для того, чтобы освободить серебристые волокна из

стебля растения. Затем эти волокна пряли. Из получившейся нити можно было делать ткань

Одежду берегли, передавали от отца сыну, от матери дочерям, одежда изо льна носилась очень

долго. О ней говорили: "Кто в лен одет, проживет до ста лет".

Воспитатель: следующая загадка

Пришел паук на деревянных ногах, всю избу загородил. Что же это такое?

Это ткацкий станок.

Домашнее ткачество – непростое ремесло. Это тяжелый, кропотливый труд, требующий

особой

аккуратности.

Ткачество

с

древних

времен

было

женским

занятием.

В

каждой

крестьянской избе имелся ткацкий станок, на котором женщины изготавливали домотканое

полотно.

Ткацкий станок – это сложное приспособление. Давайте узнаем, что же такое ткацкий

станок?

Просмотр презентации «Ткацкий станок»

Первые ткацкие станки были вертикальные (слайд 1)

Затем, со временем ткацкие станки стали горизонтальные (слайд 2)

Ткацкий станок сделан из дерева. Некоторые части у него неподвижные, а другие приводятся

в движение с помощью человека. Современные ткацкие машины заменили собой деревянные

ткацкие станки (слайд 3).

В старину пряжу для ткацкого станка пряли на прялках (4),

на современных фабриках

прядильщицы прядут на специальных машинах (слайд5), готовая льняная нить наматывается на

бабины (слайд6).

Из готового льняного полотна получаются красивые, нужные вещи.

Дети рассматривают готовые льняные изделия.

Воспитатель:А вы знаете, что в дикой природе тоже есть свой ткач? Кто это?

В природе всем известен ткач –

Он – затейник и ловкач.

Заплетает паутинку

На деревьях старичок.

Словно осени снежинки,

Он развесил на сучок.

Кружевных узоров мастер,

Он работает весь день,

Все в лесу уже украсил,

Даже старый дряхлый пень!(паучок)

Воспитатель: вот кто прислал нам сегодня свиток.

Я предлагаю вам сегодня стать мастерами и украсить сарафаны и рубахи необычным

способом. Этот способ и в старину и в настоящее время используют для создания орнаментов и

рисунков на ткани.Называется он печатание, когда элементы орнамента или узора создаются с

помощью штампов, печаток. Кроме кисточек и ватных палочек вы можете использовать в

работе штампы

Воспитатель: Ребята, любая работа требует аккуратности и терпения, давайте вспомним

пословицы и поговорки о терпении и трудолюбии.

Дети:

«Любишь есть калачи, не лежи на печи»,

«Где терпенье, там и уменье»,

«Терпенье и труд все перетрут»,

«Любишь кататься, люби и саночки возить»,

«Без труда не вынешь и рыбку из пруда»,

«Семь раз отмерь, один раз отрежь»,

«Семеро одного не ждут»,

«Труд человека кормит, а лень портит»,

«Дело мастера боится»,

«Что посеешь, то и пожнешь»,

«Глаза боятся, а руки делают»,

«Сделал дело, гуляй смело»,

«Авось да как ни будь до добра не доведут»,

«Не учи безделью, а учи рукоделью»

Воспитатель: Прежде чем начать работу, давайте вспомним главное правило в создании

орнамента? Каким способом создается орнамент?

Дети: использование повтора.

Воспитатель: вспомним виды орнаментов

Дети: растительный и геометрический

Воспитатель: Орнамент любит яркость, красочность, подумайте и вспомните, какие цвета

использовались в орнаментах и что они обозначали:

- красный – благополучие;

-желтый – тепло и ласку;

- синий – радость;

- черный – богатство.

Воспитатель: Прежде чем приступить к работе, предлагаюпальчиковую гимнастику«Лен».

Рос сперва на воле в поле, Дети слегка покачивают руками, ладони прижаты

друг к другу,

цвел, сушился, колотился, Показывают распустившийся цветок, Постукивают

кулаками друг о друга.

а затем его соткали. Имитируют пальцами скручивание нити

Он холстом оборотился. Выполняют упражнение –глажение

Пососедству рос с ромашкой Выполняют упражнение "замочек".

В гости к нам пришел рубашкой Выполняют хлопки.

Самостоятельная деятельность детей

Детям предлагаются карточки-схемы

Дети используя кисти, ватные палочки, печатки орнаментально расписывают рубашки

и сарафаны, воспитатель при необходимости оказывает помощь.

Воспитатель: Готовые работы мы развесим так же как в мастерской, чтобы все могли ими

полюбоваться.

Воспитатель: сегодня вы узнали какой долгий путь проходит льняное зернышко, до того, как

создадут из него нужные людям вещи.

Как много красивых вещей можно приготовить из льняного полотна.

Вопросы к детям:

- Какие приспособления использовали мастера, для того чтобы сделать одежду?

- Для чего была нужна прялка? Как использовали ткацкий станок?

- Какие изделия можно было с его помощью сделать?

- Как назывался человек, который прял пряжу? Какой она была?

- Как назывался человек, который ткал ткань?

- Как называется человек, который кроит одежду и шьет ее?

Воспитатель:

Вот

и

закончилось

наше

путешествие

в

гости

к

ткацкому

станку.Вам

понравилось? Что запомнилось больше всего? Что было для вас сложным?

Мне очень понравилось как вы сегодня отвечали на вопросы, отгадывали загадки, называли

пословицы и поговорки. Ваши сарафаны и рубахи удались на славу. Вы хорошо поработали и

получили отличный результат. Спасибо вам, ребята!



В раздел образования