Автор: Яковлева Светлана Николаевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 (Школа №5)
Населённый пункт: город Нелидово Тверской области
Наименование материала: методическая разработка игры
Тема: Блиц-турнир по физике "Всё в нашем мире не случайно..."
Раздел: среднее образование
Блиц-турнир по физике
«Всё в нашем мире не случайно…»
(Для учащихся 7-8 классов)
Разработка игры
учителя физики Школы №5 города Нелидово Тверской области
Яковлевой Светланы Николаевны.
Пояснительная записка.
Внеурочная
работа
–
обязательное
звено
учебно-воспитательного
процесса.
Она
позволяет учителю, в увлекательной форме показать учащимся связь между наукой и
жизнью,
разнообразие
физических
явлений
в
природе,
научить
ребят
находить
и
объяснять
их
в
обыденной
жизни.
Комфортная,
творческая
атмосфера
внеклассного
мероприятия даёт учащимся возможность проявить смекалку, творческую активность и
самостоятельность, а учителю – расширить и углубить знания ребят, полученные на
уроках.
Правильное
сочетание
урочных
занятий
с
внеклассной
работой
способствует
формированию
познавательных
интересов
учащихся,
позволяет
активизировать
весь
учебный процесс, придавая ему творческий характер, теснее связывая с жизненной
практикой,
пробуждая
у
учащихся
потребность
пополнять
свои
знания
путем
самообразования.
Любая игра - это развлекательное мероприятие и его главная цель – стимулировать
учащихся к более глубокому и всестороннему изучению предметов, привить им интерес
и вкус к занятиям данной темой.
Цели:
обобщение и углубление знаний по физике.
Задачи:
Образовательные:
обобщить и закрепить знания учащихся по физике;
расширить кругозор учащихся по предмету;
Способствовать развитию познавательного интереса к урокам физики.
Развивающие:
развивать информационную и коммуникативную компетенции;
развивать память, внимание;
развивать логическое мышление;
развить интеллектуальные и творческие способности учащихся.
Воспитательные:
Сформирование чувства коллективизма и здорового соперничества;
Воспитывать чувство уважения друг к другу, доброжелательность, толерантность,
чувство товарищества и сопереживания.
Воспитывать инициативность и активность,
Воспитывать упорство и настойчивость в достижении цели.
Форма: интеллектуальная игра
Цель урока: научить формулировать четкие ответы на качественные задачи, уметь
пользоваться формулами; развивать навыки чтения графиков; способствовать воспитанию
взаимовыручки в группе.
Оборудование:
1). мензурку и тахометр, амперметр и секундомер, вольтметр и термометр, 3 стеклянные
трубочки, 3 линейки, три секундомера.
Ход урока
(Создаются три команды. Каждая команда выбирает капитана. Перед каждым заданием
капитаны команд вытаскивают, не глядя, карточку с заданием. Далее все члены команды
обсуждают решение. Один участник защищает свою версию ответа .Доска разделена на
пять частей, таким образом, все пять команд могут работать одновременно.)
Учитель: Я
приветствую
здесь
собравшихся
самых
смелых,
самых,
решительных,
любознательных, находчивых, будущих учёных и космонавтов, врачей и астронавтов, всех
кто стремится к познанию нашего удивительно прекрасной планеты по имени Земля.
Ведь физика – это наука о … Кто мне подскажет? Что изучает наука физика?
Х: Физика – наука о природе.
Учитель: Что наш язык земной
Пред дивною природой?
С какой небрежною и легкою свободой
Она рассыпала повсюду красоту
И разновидное с единством согласила!
Но где, какая кисть её изобразила?
Да, эта удивительная наука о природе изучает всё, что нас окружает
на земле,
простирает свой взгляд в огромную Вселенную и заглядывает внутрь самых мельчайших
частиц.
Многие великие умы человечества влюблены в эту науку и отдают ей всю свою жизнь.
Знаете ли вы какие-нибудь высказывания о физике?
Х: (слово детям)
Учитель: Ребята, вы только начали изучать этот предмет. Но нам необыкновенно
повезло, что мы живём в век, когда ещё можно делать открытия. Так дерзайте ж и
всему своё время.
Сегодня вы будете бороться за звание самых любознательных.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Притрагивайтесь к родникам
Ничто не повторится.
За мигом миг, за часом час
Впадайте в изумление.
Все будет так и все — не так
Через одно мгновение.
В дорогу мы возьмем багаж:
Учебник, ручку, карандаш,
Тетрадь и знаний саквояж.
Итак, условия игры. За каждым заданием ко мне подходит капитан и вытаскивает, не
глядя,
карточку
с заданием. Внимательно прочитайте
задание. Если вы готовы
отвечать, поднимите руку. За каждый правильный ответ даётся один балл. За быстроту
выполнения тоже даются баллы: кто первым поднимает руку и правильно говорит
ответ, прибавляем 1 балл, кто вторым поднимает руку и правильно говорит ответ,
прибавляем 0,5 балла, а третья команда получает баллы только за правильный ответ.
А сейчас давайте познакомимся поближе.
Приветствие команд.
Каждая команда строится
и рассказывает о себе.(название, девиз, эмблема, школа.
класс, имена членов команды и капитана)
Х: (слово детям)
Учитель: Итак приступим к основной части блиц-турнира. Задание 1.
I Разделим мир на тела ,вещества и явления.
1). Назовите физические тела, которые вы видите на картинке.
2). Назовите физические явления, которые вы видите на картинке.
3). Назовите вещества, которые вы видите на картинке.
Учитель: Мы знаем , что каждое тело может и покоится и двигаться
одновременно. Задание 2.
II Относительность движения.
Посмотрите на картинку. Скажите, относительно каких тел Маленький
Водяной движется, а относительно каких покоится?
1)
2). 3).
Учитель: Чтобы описать какие-либо явления, мы используем физические величины, а для
их измерения нужны физические приборы. На каждом приборе есть шкала. Внимание,
задание 3.
III
. Определение цены деления приборов.
1).
Возьмите на демонстрационном столе мензурку и тахометр. Определите цену
деления этих приборов
2).
Возьмите на демонстрационном столе амперметр и секундомер. Определите цену
деления этих приборов
3).
Возьмите на демонстрационном столе вольтметр и термометр. Определите цену
деления этих приборов
Учитель: У каждой физической величины есть единицы измерения: основные и
производные. Обратите на это внимание при выполнении задания 4.
IV.
Кто быстрее?
1).Скорость зайца 15м/с, а скорость дельфина 18км/ч. Кто из них быстрее?
2). Скорость скворца 72км/ч, а скорость велосипедиста 25м/с. Кто из них быстрее?
3). Скорость тепловоза 28м/с, а автомобиля З6 км/ч. Что из них быстрее?
Учитель: Мы научились рассчитывать основные характеристики равномерного
прямолинейного движения. Покажите свои знания при выполнении задания 5.
V.
Путь, скорость, время.
1). В течение 30с поезд двигался равномерно со скоростью 18км/ч. Какой путь он прошел
за это время?
2). За какое время пройдет автомобиль «Жигули» путь 3км, если его скорость 60м/с?
3). Черепаха проползла 6м за 10 минут. С какой скоростью двигалась черепаха?
V
I. Графики
1).
По графику скорости определить путь, пройденный телом за 4с, и
показать этот путь на графике штриховкой.
2).
По графикам I и II путей двух равномерно движущихся тел определить
скорость каждого тела. У какого тела скорость больше?
3).
По графикам I и II путей двух равномерно движущихся тел определить
скорость каждого тела. У какого тела скорость больше?
Учитель: Наш земной мир прекрасен и удивителен, но ещё удивительнее
наши фантазии. Давайте проведем погружение в мир фантазий.
V
II.Мир фантазий
( Ученики рассказывают заранее приготовленные сказки)
Учитель:
Теперь мы займёмся практической частью наших соревнований. Какая ж
физика без опытов и экспериментов? Поразительно, насколько точно поэты
предвосхищают порой важнейшие проблемы научного исследования. Вспомним
А.С.Пушкина:
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
Каждой команде выдается оборудование: трубка, заполненная подкрашенной водой и
закрытая с обоих концов, линейка, секундомер. Задание: определить скорость движения
пузырька по трубке.
V
III. Пузырёк в трубке.
Учитель:
Теперь слово предоставляется участникам соревнований. Задайте друг другу
вопросы.
IХ. Удивился сам, удиви других.
Учитель:
Давайте подведём итоги. Слово предоставляется независимым экспертам …
Награждение победителей.