Напоминание

Повышение квалификация педагогических кадров в системе дополнительного образования. Дистанционные формы повышения квалификации как средство развития профессионализма преподавателя.


Автор: Канаева Юлия Анатольевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств" Ардатовского муниципального района Нижегородской области
Населённый пункт: р.п. Ардатов
Наименование материала: статья
Тема: Повышение квалификация педагогических кадров в системе дополнительного образования. Дистанционные формы повышения квалификации как средство развития профессионализма преподавателя.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Повышение квалификация педагогических кадров в системе

дополнительного образования.

Дистанционные формы повышения квалификации как средство

развития профессионализма преподавателя.

В настоящее время с введением новых образовательных стандартов

развитие

российского

образования

серьезно

изменяется.

Потребности

практики образования требуют от преподавателей непрерывного повышения

квалификации,

самообразования,

подтверждения

профессиональной

компетенции.

Все

это

считается

необходимым

условием

модернизации

системы дополнительного образования.

Под

повышением

квалификации

педагогических

работников

понимается

целенаправленное

непрерывное

совершенствование

их

профессиональных

компетенций

и

профессионализма.

Повышение

квалификации

является

необходимым

условием

эффективной

и

результативной деятельности сотрудников образования.

Повышение

квалификации

является

служебной

обязанностью

преподавателей

и

должно

непрерывно

осуществляться

в

течение

всей

трудовой деятельности.

Согласно

федеральному

закону

«Об

образовании

в

Российской

Федерации»

система

дополнительного

профессионального

образования

включает

следующие

основные

виды

обучения:

профессиональную

переподготовку и повышение квалификации.

Целью переподготовки считается получение дополнительных знаний,

умений и навыков по образовательным программам для выполнения нового

вида профессиональной деятельности. Результат переподготовки – диплом

государственного

образца

о

присвоении

дополнительной

квалификации

(О.Д.Якимова –преподаватель духового отделения).

Цель

повышения

квалификации

это

прежде

всего

обновление

теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к

уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов

решения

профессиональных

задач.

Повышение

квалификации

может

проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в

3 года. На

территории

Нижегородской

области

направление

дополнительного

профессионального

образования

специалистов

ДМШ

и

ДШИ

курирует

Го сударственного

бюджетного

учреждения

д о п о л н и т е л ь н о го

профессионального

образования

Нижегородской

области

«Учебно-

методический центр художественного образования»

Центром планируется работа областных семинаров, творческих групп,

мастер-классов и других профессиональных объединений педагогов.

См. план работы (прилагается)

«Учебно-методическим центром

художественного

образования»

проводятся КПК. См. план работы КПК преподавателей фортепиано модуль I

(прилагается)

Ранее получение дополнительного профессионального образования

педагогом включало в себя следующие виды обучения: краткосрочное (не

менее 72 часов)

тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) длительное

(свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении

повышения квалификации

В

2014

году

в

Федеральные

государственные

образовательные

стандарты были внесены изменения, исключившие требования о конкретной

продолжительности обучения по направлениям переподготовки, повышения

квалификации.

Предполагается,

что

на

текущий

момент

при

выборе

продолжительно сти

обучение

по

программе

д о п ол н и т е л ь н о го

профессионального образования следует ориентироваться на минимальные

сроки образовательной деятельности по дополнительным профессиональным

программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г.

499.

Минимально

допустимый

срок

освоения

программ

повышения

квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ

профессиональной переподготовки – менее 250 часов.

Суммирование часов в некоторых случаях возможно, если есть единая

модульная программа образовательного учреждения, по итогам прохождения

которой

преподавателю

выдан

именно

в

этом

учреждении

документ

о

повышении квалификации.

Также правомерным считается установление в регионах требований о

длительном

повышении

квалификации

для

отдельных

категорий

педагогических и руководящих работников образовательных учреждений при

аттестации на первую и высшую категорию, так как согласно пп. 16. п. 1 ст.

29

Закона

РФ

N

32661

к

полномочиям

органов

государственной

власти

субъекта

РФ

в

сфере

образования

относятся

организация

подготовки,

переподготовки,

повышения

квалификации

и

проведение

аттестации

педагогических

работников

образовательных

учреждений

субъекта

РФ

и

муниципальных

образовательных

учреждений.

(на

первую

категорию

не

менее 72 часов)

При реализации программ повышения квалификации (переподготовки)

могут

использоваться

различные

образовательные

т ехнологии

(дистанционные, электронное обучение и др.).

Порядок применения образовательными организациями электронного

обучения,

дистанционных

образовательных

технологий

при

реализации

образовательных программ утвержден приказом Минобрнауки России от 9

января 2014 г. № 2. Формы обучения и сроки освоения дополнительных

профессиональных программ определяются образовательной организацией

самостоятельно

в

соответствии

с

образовательной

программой

и

(или)

договором об образовании и могут осуществляться как единовременно и

непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения

отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения

практики, применения сетевых форм.

Формы

аттестации

по

текущему

контролю

и

итогам

реализации

образовательной программы повышения квалификации устанавливаются

в

соответствии

с рекомендациями по итоговой государственной аттестации

слушателей

образовательных учреждений

в

системе

дополнительного

профессионального образования: экзамен, зачет, тестирование, собеседование,

защита проекта, защита творческой работы, разработки урока, методической

разработки.

Слушателям,

успешно

прошедшим

курс

обучения,

выдаются

следующие документы:

удостоверение

о

повышении

квалификации

-

для

лиц,

прошедших

краткосрочное

обучение

или

участвовавших

в

работе

тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до

100 часов;

свидетельство

о

повышении

квалификации

-

для

лиц,

прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов;

сертификат

о

повышении

квалификации

для

лиц,

прошедших

краткосрочное

обучение

на

семинарах,

творческих

группах, лабораториях,

мастер-классов и других профессиональных

объединений педагогов и руководителей образовательных учреждений

до 72 часов.

Введение ограничения на прохождение аттестации педагогическими

работниками только в региональных институтах повышения квалификации

работников

образования

(или

в

иных

конкретных

образовательных

учреждениях дополнительного профессионального образования (повышения

квалификации)

специалистов)

является

незаконным.

Допускается

ограничение при выборе курсов повышения квалификации (переподготовки)

только

путем

установления

требования

о

выдаче

по

итогам

обучения

документа установленного образца о повышении квалификации, выдаваемых

образовательными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию.

Прохождение же отдельных разовых семинаров даже в случае, если их

общая

продолжительность

превышает

минимальную

продолжительность

дополнительных

образовательных

программ,

не

означает

прохождения

педагогом повышения квалификации, поэтому сертификаты об участии в

семинарах

не

могут

засчитываться

в

качестве

документов

о

повышении

квалификации.

Требования

о

прохождении

очных

курсов

повышения

являются

предпочтительным требованием для рассмотрения заявления о присовении

высшей квалификационной категории, а не требованием законодательства.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 48 Федерального закона "Об

образовании

в

РФ"

педагог

обязан

систематически

повышать

свой

профессиональный уровень. Пункт 2 части 5 статьи 47 указанного закона

педагогу

гарантируется

право

на

дополнительное

профессиональное

образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз

в

три

года.

Законодательство

не

устанавливает

требования

о

получении

профессионального образования педагогом в определенной образовательной

организации.

Дистанционные формы повышения квалификации как средство

развития профессионализма преподавателя.

В

настоящее

время

профессиональные

навыки

и

умения

должны

формироваться не только в условиях традиционного аудиторного обучения,

но и в рамках обучения дистанционного. Учитывая стремительное развитие

технологий, возможность использования дистанционного обучения является

одной

из

приоритетных

задач

образования.

Возможность

непрерывного

повышения профессионального образования обеспечивается современными

информационными технологиями.

Дистанционное

образование

«это

форма

обучения,

при

которой

взаимодействие

учителя

и

учащихся

между

собой

осуществляется

на

расстоянии

и

отражает

все

присущие

учебному

процессу

компоненты,

реализуемые специфичными средствами интернет технологий»

Создание условий для использования педагогом возможностей непрерывного

самообразования

через

организацию

открытого

образовательного

пространства, самостоятельное конструирование образовательного маршрута

с учетом своих компетентностей, своих профессиональных потребностей,

дефицитов

и

выбор

наиболее

приемлемых

для

себя

сроков

и

форм

его

реализации – все это обеспечивается дистанционными формами работы.

Дистанционное обучение, учитывая современные технологические и

информационные

технологии,

имеет

множество

преимуществ.

Таковыми

являются:

возможность

выбора

индивидуальной

программы

и

гибкого

графика

обучения,

непрерывная

систематическая

работа

педагога

с

материалами,

повышающими

уровень

образования

преподавателя,

динамичность

дистанционного

образования

(частое

обновление

учебного

материала).

Наиболее

весомыми

критериями

выбора

дистанционного

обучения для многих педагогов, конечно же, являются:

- возможность совмещать работу и учёбу

- меньшие затраты на обучение, засчет отсутствия затрат на бытовые и

транспортные расходы.

Слушатель курсов должен быть уверенным пользователем ПК

Обучение ведется с помощью видеосвязи и (или) электронной почты.

Использование

дистанционных

образовательных

технологий

в

практике

п р о ф е с с и о н а л ь н о го

о б р а з о в а н и я

с п о с о б с т ву е т

п о в ы ш е н и ю

профессиональной компетентности преподавателей.



В раздел образования