Напоминание

"Возможности воспитательного пространства школы – интерната для детей с ОВЗ в процессе формирования социальной компетентности учащихся, через выполнение домашних заданий"


Автор: Конюхова Валерия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГОУ ЯО "Рыбинская школа - интернат №1"
Населённый пункт: город Рыбинск, Ярославская область
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: "Возможности воспитательного пространства школы – интерната для детей с ОВЗ в процессе формирования социальной компетентности учащихся, через выполнение домашних заданий"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ГОУ ЯО «Рыбинская школа-интернат №1»

Сообщение на тему:

«Возможности воспитательного пространства школы –

интерната для детей с ОВЗ в процессе формирования

социальной компетентности учащихся, через выполнение

домашних заданий

»

Подготовила:

воспитатель

Конюхова В. С.

2017-2018 уч. год

Современная школа требует переосмысления подходов к воспитанию

личности,

как

творца

и

проектировщика

своей

жизни,

который

умеет

определять

свою

жизненную

стратегию,

стремится

быть

компетентной,

ответственной, социально активной и мобильной личностью, способной к

социальным действиям.

С

целью

формирования

такой

личности

в

воспитательный

процесс

внедряется

компетентностный

подход,

одним

из

принципов

которого

и

является

принцип

проектирования

и

конструирования

воспитательного

пространства школы.

Воспитательное

пространство

это

результат

творческой

и

интегральной

деятельности

школы,

нацеленный

на

создание

общего

ценностно-нормативного уклада жизни школы; это динамическая система

взаимосвязанных

педагогических

событий,

которые

составляют

основы

жизнедеятельности

школы,

направленных

на

личностное

развитие

учащегося, развитие его жизненных, социальных компетентностей.

Социальная компетентность – это сложная система качеств личности,

которая формируется из комплекса социальных знаний, социальных мотивов,

социальных

способностей,

навыков,

привычек,

способов

деятельности

и

эмоционально-чувственного опыта.

Социальная

компетентность

это,

с

одной

стороны,

совокупность

умений,

знаний

и

навыков,

обеспечивающих

успешное

сосуществование

личности в социальном пространстве, а с другой – способность человека

выстраивать стратегии взаимодействия с другими людьми в окружающей его

изменяющейся социальной реальности.

Социальная компетентность – это наличие уверенного поведения, при

котором различные навыки в сфере отношений с людьми автоматизировались

и дают возможность гибко менять своё поведение в зависимости от ситуации.

Показателями социальной компетентности являются

Сотрудничество и работа в команде:

Например, при выполнении домашнего задания по чтению - выразительное

чтение сказки по ролям, дети после самостоятельного чтения, работают в

парах или тройках, в зависимости от того, сколько ролей. Одна из главных

причин использования групповой работы состоит в том, что она позволяет

учащимся

поддерживать

друг

друга

(найти

нужную

реплику,

прочесть

«изменённым» голосом и т.п.), а не просто выполнять то или другое задание

педагога «за хорошую отметку».

В

действие

вступают

мотивы

удовлетворения

любознательности,

способности нечто произвести и предложить другим. В результате учащиеся

приобретают

личностно

значимое,

осмысленное

знание,

что

является

показателем социальной компетенции.

2

Коммуникативные навыки:

При выполнении любого задания, если ребёнок испытывает затруднения, то

он

может

в

любой

момент

попросить

помощи

у

педагога.

Не

у

всех

выработаны определённые навыки. В некоторых случаях индивидуальная

помощь оправдана и необходима. Однако ученик должен знать, что прежде

чем обратиться за помощью, нужно самому внимательно прочитать задание,

подумать, как его выполнить, вспомнить как это делалось на уроке, т.е. он

обязан научиться преодолевать трудности сам.

Каждый

человек

занимает

в

обществе

вполне

определённое

место

и,

следовательно,

всегда

находится

в

соответствующих

отношениях

с

окружающими

людьми.

Через

процесс

общения

у

ребёнка

появляется

возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, а

это, в свою очередь, помогает реализовать себя и свои возможности в жизни.

Способность

принимать

собственные

решения

и

способность

делать осознанный выбор:

На

самоподготовке

ребёнок

сталкивается

со

многими

трудностями:

применить на практике то или иное правило, при выполнении домашнего

задания по письму; выбрать верное решение задачи или применить то или

иное действие при решении примеров по математике и так далее. Ежедневно

взрослому

человеку

в

жизни

приходится

принимать

несколько

десятков

решений. Умение делать выбор – важнейшее человеческое качество. И если

мы хотим вырастить из ребёнка полноценную и самостоятельную личность,

очень важно учить его выбирать. Тогда он научится быстро и правильно

принимать решения и адекватно относиться к собственным ошибкам.

Наличие опыта выполнения разнообразных социальных ролей:

Главная

социальная

роль

школьника

это

приобретение

профессии

в

будущем, а для этого мы должны воспитать у него потребность в новых

знаниях, умениях и навыках. На самоподготовке мы решаем совершенно

конкретную и чрезвычайно важную для реальной трудовой жизни задачу: мы

приучаем

своего

воспитанника

действовать

по

определённому

алгоритму

организации

любой

своей

деятельности:

читать

задание

(инструкцию),

сверяться с образцом до выполнения работы, просить помощь, просматривать

выполненную работу. Мы формируем привычки правильной организации

работы

в

условиях

относительной

самостоятельности.

Тем

самым

мы

расширяем тот круг задач, которые выпускник специальной (коррекционной)

школы VIII вида будет решать успешно после её окончания.

Владение приёмами разрешения конфликтов:

Во

время

самоподготовки

могут

возникнуть

конфликты

между

воспитанниками

при

работе

в

группах

(например,

при

выполнении

домашнего задания по чтению). В детском возрасте конфликтных ситуаций

великое множество. Небольшие стычки и ссоры можно расценить как первые

3

жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга, этап обучения

методом проб и ошибок, без которого ребёнок не может обойтись. Взрослым

без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо, чтобы они

научились

самостоятельно

выходить

из

спорных

ситуаций

и

прекращать

конфликты. Задача педагога состоит в том, чтобы научить детей некоторым

правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить своё

желание,

выслушать

желание

другого,

договориться.

При

этом

ребёнок

должен

находить

выход

из

сложившейся

ситуации;

подбирать

варианты

решения конфликта; быть равноправным участником этого процесса, а не

просто

слепо

подчиняться

требованиям

взрослого

или

более

сильного

партнера.

Развитие личностных качеств, саморегулирование:

При выполнении домашнего задания по любому предмету, педагог работает

над развитием таких волевых качеств, как:

а) целеустремлённость - умение подчинять свои действия

поставленным целям, для воспитанников главная цель – это

качественно выполнить домашнее задание;

б) настойчивость - умение мобилизовать свои возможности для борьбы

с трудностями;

в) выдержка - умение затормозить мысли, чувства, действия, которые

мешают осуществлению принятого решения;

г) решительность - умение принимать и претворять в жизнь быстрые и

обоснованные решения при выполнении задания;

д) самостоятельность - умение не поддаваться влияниям различных

факторов, мешающих и отвлекающих от выполнения домашнего

задания;

е) организованность - разумное планирование и упорядоченная

организация своего рабочего места и поведения при выполнении

домашнего задания.

Развитие способностей и возможностей человека к осуществлению

саморегуляции тесно связано с развитием мышления, воображения,

эмоциональной и мотивационно-смысловой сферы, с развитием сознания и

самосознания личности в целом.

Подводя

итог,

можно

сказать,

что

выполнение

домашних

заданий

является

одной

из

основных

форм

самостоятельной

учебной

работы

воспитанников. В процессе выполнения домашних заданий осуществляется

дальнейшее

закрепление

и

совершенствование

умений

и

навыков,

приобретённых на уроке. Домашнее задание выполняется воспитанниками

самостоятельно

под

контролем

педагога.

По

своей

значимости

самоподготовка является вторым режимным моментом после учебной работы

на

уроке.

Успешное

проведение

самоподготовки

способствует

решению

4

одной

из

главных

задач

коррекционной

школы

формированию

у

воспитанников умения самостоятельно трудиться.

Немаловажное значение имеет и организация самоподготовки. Время

выполнения

домашних

заданий

должно

быть

твердо

установлено.

При

ежедневных регулярных занятиях, начинающихся в одни и те же часы, у

детей вырабатывается привычка к систематической, самостоятельной работе,

что

способствует

формированию

у

них

ответственности. В

развитии

самостоятельности могут быть намечены три ступени.

Первая

ступень

когда

ребёнок

действует

в

обычных

для

него

условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания и

помощи со стороны взрослого.

Вторая

ступень—ребёнок

самостоятельно

использует

привычные

способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях.

На третьей ступени возможен уже более далёкий перенос. Освоенное

правило

приобретает

обобщённый

характер

и

становится

критерием

для

определения ребёнком своего поведения в любых условиях.

Таким образом, самостоятельность есть всегда продукт подчинения

требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребёнка. И

чем лучше, глубже, осмысленнее освоил ребёнок правила поведения, тем

шире у него возможности инициативно и самостоятельно применять их в

новых, разнообразных условиях жизни.

Цель

любого

педагога

коррекционного

учреждения

-

помочь

каждому

ребёнку раскрыться, пройти с ним вместе его нелёгкий путь, на котором он

не только будет «открывать» для себя новые знания и умения, но и «откроет»

самого себя, поймет и осознает свою уникальность, свою роль и место в

окружающем мире.

5



В раздел образования