Авторы: Маслова Светлана Евгеньевна, Маслов Юрий Николаевич
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Одинцовская СОШ № 17 с углубленным изучением отдельных предметов
Населённый пункт: г.Одинцово
Наименование материала: статья
Тема: "Духовно-культурное развитие учащихся во внеурочной деятельности"
Раздел: среднее образование
Духовно
-
культурное
развитие
учащихся
во
внеурочной
деятельности
2018г.
Духовно- культурное развитие учащихся во внеурочной деятельности.
Маслова С.Е.-учитель математики
«Нам сегодня нужен не тот, у кого сильный кулак, а тот, у кого сильный ум, сильный интеллект»
(академик Д.С. Лихачев)
Большинство родителей хотят, чтобы их ребенок был добрым, умным, порядочным и культурно-
воспитанным. Но, к сожалению, дети растут непослушными. Что делать? Больше пользы будет от
чтения духовной литературы и практического её применения.
Проработав в начальной и средней школе, можно с уверенностью сказать, что школа даёт общее
образование,
но
развитию
духовно-нравственной
культуры,
способствует
именно внеурочная
деятельность.
Общество
нуждается
в
подготовке
широко
образованных,
высоконравственных
людей,
обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
В современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников
сильного
воздействия
на
него как позитивного, так и негативного характера на еще только
формирующуюся сферу нравственности. Образование не гарантирует высокого уровня духовной
культуры личности.
Различные источники познаний духовной культуры
формируют у ребенка нормы поведения в
современном обществе, дают представления о последствиях в случаи их нарушения .
Учителю необходимо продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребёнка и
можно развивать его общечеловеческие ценности:
Любовь к матери
Патриотизм.
Любовь к Родине
Свобода воли
Добро и зло
Самовоспитание
Добродетель
Совесть
Надежда
Сегодня
в
школе
есть
все
условия
для
духовно-нравственного
развития
детей
через
дополнительное образование. Оно имеет целый ряд направлений. Основными среди них можно
считать спортивно-оздоровительное, туристско-краеведческое, художественно-эстетическое.
В этой работе используют игровые технологии, коммуникативные и исследовательские.
Оздоровительная программа ориентирована на формирование у ребёнка признания ценности
здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья. Часы здоровья
используют разных видов:
– беседы, включающие вопросы гигиены, питания и закаливания дают знания в области
оздоровления;
– динамические паузы, включающие не только физические упражнения, но и музыкальные
этюды для души создают спортивный образ (спортивный стиль) жизни;
– деловые игры, игры-соревнования по шашкам, мини-футболу, по лыжам, праздники здоровья
способствуют
развитию
позитивного
отношения
детей
к
базовым
ценностям
современного
общества.
Краеведение приглашает детей в путешествие по далёкому прошлому нашего края. Они
знакомятся с историей города, открывают для себя новые имена, узнают о своих предках. Свои
знания по краеведению и закрепляют знания на занятиях в музее города Одинцово.
Дети узнают о православных праздниках во внеурочной деятельности, таких как «Святки»,
«Масленица», «Пасхальная неделя» и др.
Огромные возможности для реализации духовно – нравственного воспитания дают экскурсии по
Храмам
города
Одинцово.
Эта
работа
позволяет
ученикам
совершать
тематические
беседы,
знакомиться с историей церквей, изучать духовную культуру и традиции наших предков.
Таким образом, изучение культуры своего народа не только способствует развитию личности
ребёнка,
его
познавательного,
коммуникативного,
нравственного,
физического,
эстетического
потенциалов,
но
и
формирует
навыки
межличностного
общения,
помогает,
как
классному
руководителю, вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный
процесс родителей.
Духовно-нравственное развитие является одним из основных компонентов образовательного
процесса в классе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти
им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.
Ведь именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном
стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьника уделено особое внимание,
определено пространство и время в образовательном процессе.
“Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной
жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком – то заботится, о ком-то печётся
и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце»
В.А.Сухомлинский