Напоминание

Актуальность методов групповой деятельности на уроках математики


Автор: Маслова Светлана Евгеньевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Одинцовская СОШ № 17 с углубленным изучением отдельных предметов
Населённый пункт: г.Одинцово
Наименование материала: статья и методическая к ней разработка
Тема: Актуальность методов групповой деятельности на уроках математики
Раздел: полное образование





Назад




Актуальные современные методы групповой

деятельности

на

уроках

математики носят все

более распространенный характер.

Взаимодействия групповой деятельности учащихся является неотъемлемой

частью учебного процесса на уроках математики.

Применение различных видов такой деятельности повышает уровень

усвоения материала.

Виды:

1) Групповая работа учащихся разного уровня (обучающий характер деятельности

учащихся).

2) Групповая работа учащихся одного уровня знаний (контролирующий характер

деятельности, дифференцированный).

3) Групповая работа учащихся разного уровня на этапе изучения нового.

4) Групповая работа учащихся одного уровня на этапе изучения нового.

5) Групповая работа отдельной группы и класса в целом (группа создает ситуацию

значимости нового знания для остальной части класса).

6) Группы учащихся разного уровня и парная работа у доски.

Какие воспитательные и дидактические задачи можно решать при

помощи групповой работы?

Ι. Воспитательные задачи: формирование навыков

саморегуляции:

1.Правильно воспринимать требования учителя, коллектива учащихся, ситуации.

2.Правильная оценка своих возможностей для выполнения предъявленных

требований – имеющиеся знания, умения,навыки, возможности получения помощи

от товарищей, учителя, оценка других людей, взаимоотношений с ними.

3. Умение предъявить требование к самому себе, связать их со своими

потребностями и их удовлетворением.

4. Выбор между своими желаниями и требованиями коллектива.

5. В случае возникновения трудностей умения анализировать их и находить пути

их преодоления.

6. Умения сравнивать свои и чужие результаты, свою и чужую деятельность.

7. Правильная самооценка.

8. Навык совместного труда.

9. Формирование правильных межличностных отношений.

10. Формирование общего положительного отношения к учению и умственному

труду.

11. Подготовка учащихся к общению.

12. Умения принимать помощь, оказывать ее или тактично от нее отказываться.

ΙΙ. Дидактические задачи:

1.

Быстрая обратная связь.

2.

Большая познавательная активность (по сравнению с другими формами

работы).

3.

Дифференцированный подход.

4.

Формирование правильных понятий через общение (взаимное обогащение

учащихся на уроке).

Элементы исследования эффективности групповой работы:

На усвоение знаний и навыков сказывается то, какое отношение вызывает к себе

тот или иной метод или форма работы у учеников и учителей. Положительное

отношение может способствовать возникновению других положительных

эффектов, а отрицательное становится препятствием к достижению хороших

результатов.

Данные опроса учеников по некоторым, связанным с групповой

работой на уроках:

Ι.Достоинства групповой работы о мечены учащимися

следующие:

1. При помощи обсуждения можно лучше разобраться в ходе решения – 94%.

2. допущенные ошибки лучше уясняются в результате совместного обсуждения –

75%.

3. Присутствует возможность сразу проверить правильность выполнения задания

и исправления ошибок – 64%.

4. Возможность в затруднительной ситуации получить помощь друзей - 75%.

5. Соревнование в скорости решения между группами и членами группы - 81%.

ΙΙ.Мотивирующее значение групповой работы:

1.

Возросло желание самому понять задание- 94%

2.

Желание не отставать от других – 94%

ΙΙΙ. При каких видах работ чаще возникает возможность отвлечься

и заняться посторонними делами:

1.

Ученик выполняет задание у доски – 45%.

2.

Объяснение учителя – 32%.

3.

Фронтальная работа учащихся – 28%.

4.

Групповая работа – 18%

ΙV. Предпочтение (сравнительно для нескольких видов) формам

работ:

1.

Групповая – 75%.

2.

Фронтальная – 18%.

3.

Индивидуальная – 12%.

V. Что может не удовлетворять некоторых в ходе групповой

работы:

1. объяснения товарищей оказались недостаточными – 24%.

2. Раздражающий шумок – 44%.

3. выполнение заданий слишком утомляет – 25%.

Формирование навыков самоконтроля, взаимоконтроля,

самооценки учащихся:

Объективность оценки за работы:

5 класс – 50%.

6 класс – 76%.

7 класс – 81%.

8 класс – 94%.

Объем выполнения заданий (на примере работы сильных

учащихся в группах одного уровня):

1.

Фронтальная работа – 70%.

2.

Групповая работа – 100%.



В раздел образования