Напоминание

Адаптированная образовательная программа по физической культуре для 2 класса.


Автор: Николенко Виктория Дмитриевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ" Новоаганская ОСШ №1"
Населённый пункт: г.п Новоаганск, Нижневартовского района ХМАО,Тюменской области.
Наименование материала: учебная программа
Тема: Адаптированная образовательная программа по физической культуре для 2 класса.
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новоаганская общеобразовательная средняя школа №1»

Рассмотрено Согласовано Утверждено

На заседании методического Заместитель директора Директор МБОУ

объединения учителей по УВР Л.В. Кабанец «Новоаганская ОСШ №1»

начальных классов ________________ Л.Н. Константинова

Протокол №1 от «__»________2017г от «__»________2017г ____________________

Руководитель МО ___________ Приказ № __________

от «__»________2017г

Адаптированная образовательная программа

по _физической культуре_для 2_класса

для обучающихся с ОВЗ (ЗПР)

основного общего образования (базовый уровень)

Рабочая программа составлена:

учителем _физической культуры

I категории.

Николенко Виктория Дмитриевна.

2017 год.

Пояснительная записка.



Федеральный закон Российской Федерации Законом РФ «Об образовании в

Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ).

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта

начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования

(Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении

федерального компонента государственных образовательных стандартов

начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

с последующими изменениями в ред. приказов от 03 июня 2008г. № 164, от 31

августа 2009г. № 320, от 19 октября 2009г. № 427, от 24 января 2012г. № 39, от 31

января 2012г. № 69);

• Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка

организации деятельности по основным общеобразовательным программам –

образовательным программам начального общего, основного и среднего общего

образования»

• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (Постановлением

Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от

10.07.2015 № 26 утверждены санитарно-эпидемиологические требования к

условиям и организации обучения и воспитания в организациях,

осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным

общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья (СанПиН 2.4.2.3286-15).

•Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Новоаганская

Общеобразовательная средняя школа №1».

Задержка психического развития (ЗПР) – одна из наиболее распространенных

форм психических нарушений. ЗПР – это особый тип психического развития

ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и

психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием

наследственных, социально-средовых и психологических факторов. Задержка

психического развития может рассматриваться как полисимптоматичный тип

изменения темпа и характера развития ребенка, включающий различные

комбинации нарушений и их проявлений.

Для таких детей характерны нарушения познавательной сферы: недостаточно

сформированное произвольное внимание, произвольная память, способность к

регуляции умственных действий, а также нарушение моторики, в виде

недостаточной координации движений, общее недоразвитие речи, ограниченный

запас знаний и представлений об окружающем мире. Эти учащиеся часто

демонстрируют ситуационно-личностные реакции, причина которых лежит в

нарушениях познавательной сферы: сниженная активность умственных

действии, низкая работоспособность, нарушение регуляции действий по простой

и сложной словесной инструкции; повышенная подражательность и

отвлекаемость внимания, полевое поведение, избегание умственных усилий.

Учебная деятельность детей с ЗПР отличается ослабленностью регуляции

деятельности во всех звеньях процесса учения: отсутствием достаточно стойкого

интереса к предложенному заданию; необдуманностью, импульсивностью и

слабой ориентировкой в заданиях, приводящими к многочисленным ошибочным

действиям; недостаточной целенаправленностью деятельности; малой

активностью, безынициативностью, отсутствием стремления улучшить свои

результаты, осмыслить работу в целом, понять причины ошибок.

Восприятие таких детей неустойчиво и в значительной мере зависит от

посторонних раздражителей. Дети не могут сосредоточиться на существенных

признаках, у них отмечаются выраженная зависимость внимания от внешних

посторонних воздействий и неустойчивость внимания при необходимости

выполнения длинного ряда операций.

Двигательные нарушения у детей с ЗПР – составная часть ведущего дефекта.

Полученные в различных исследованиях сведения о развитии движений у детей с

ЗПР дают возможность охарактеризовать основное своеобразие их

психофизического развития. У таких детей, по мнению многих ученых,

отмечаются следующие нарушения:

- своеобразная моторная недостаточность;

- несформированность сложных координаторных схем;

- недостаточная ориентировка в частях собственного тела;

- неловкость ручной моторики;

- нарушение произвольной регуляции движений;

- недостаточная координированность и нечеткость непроизвольных движений;

- трудности переключения и автоматизации;

- двигательная неловкость;

- наряду с общей психической недостаточностью, у них наблюдается общая

физическая ослабленность и не редко нарушение здоровья (по своему

физическому развитию многие напоминают детей более раннего возраста);

- перекрестная или невыраженная латеральность;

- недостаточность таких двигательных качеств как точность, выносливость,

гибкость, координация;

- задержка мышечной координации, что проявляется при езде на велосипеде,

при беге, прыжках;

- такие дети с трудом сохраняют равновесие, стоя на одной ноге (в позе

Ромберга), при ходьбе по прямой линии, прочерченной на полу;

- повышенная двигательная активность из-за недостаточности тормозных

механизмов, а медлительность и двигательная пассивность встречаются реже;

- неумение подчиняться заданному (музыкальному или словесному) ритму;

- усложнение характера двигательной реакции сопровождается увеличением

времени реакции. Время реакции выбора на простые сигналы у младших

школьников с ЗПР существенно больше, чем при нормальном развитии;

- у многих детей наблюдаются гиперкинезы;

- некоторых детей наблюдаются хореиформные движения (мышечные

подергивания);

- не умеют двигаться в группе, в строю, с трудом выполняют даже самые

простые движения согласованно с коллективом;

- характерна неправильная ходьба с одновременным движением одноименными

рукой и ногой.

При задержке созревания ЦНС у детей, задерживается и нарушается

формирование интегративной деятельности мозга, что проявляется как в

недостаточной сформированности более сложных форм произвольных

движений, так и в наличии отдельных проявлений примитивных врожденных

двигательных реакций.

Эффективное овладение двигательными навыками на уроках физической

культуры возможно лишь при умелой организации учебных форм

сотрудничества детей и учета особенностей проведения урока через создание на

уроке ситуации успеха для детей с ЗПР. Учебно-воспитательный процесс

предполагает создание каждому ученику ситуации успеха на уроке. Стремление

к успеху есть способ преодоления неуспеха.

Деятельность, приносящая успех, является основным фактором личностного

роста, потому что успех ребенка – это единственный источник внутренних сил и

энергии.

Цели и задачи обучения

Главная цель развития отечественной системы школьного образования

определяется как формирование личности, готовой к активной творческой

самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физическая

культура, как любой другой предмет, включённый в Базисный учебный план, так

же ориентирована на достижение этой цели. В свою очередь специфической

целью школьного физического воспитания является формирование

разносторонне физически развитой личности, способной активно

использовать ценности физической культуры для укрепления и

длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой

деятельности и организации активного отдыха.

В соответствии с требованиями учебной программы по физическому

воспитанию главными задачами для учителя являются:

- укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоническому

физическому развитию;

- развитие координационных способностей;

- формирование простейших знаний о личной гигиене, режиме дня;

- приобщение к самостоятельным занятиям (дома), занятиям во внеурочной

деятельности;

- воспитание морально-волевых качеств;

- воспитание устойчивого интереса к двигательной активности;

- обучение детей правилам поведения во время занятий физическими

упражнениями;

- развитие умения контролировать уровень своей двигательной

подготовленности.

Учебная программа по физической культуре для детей с задержкой психического

развития предусматривает решение оздоровительной, образовательной,

воспитательной и коррекционной задач.

Оздоровительная задача — это профилактика заболеваний сердечно-со-судистой,

дыхательной систем и опорно-двигательного аппарата.

К образовательным задачам относятся: освоение двигательных навыков и

умений, необходимых для нормальной жизнедеятельности; формулирование

системы элементарных знаний о здоровом образе жизни.

Воспитательная задача состоит в формировании физических и морально-волевых

качеств личности.

Коррекционная задача заключается в исправлении недостатков физического и

психического развития посредством коррекционных и специальных упражнений.

Место предмета в базисном учебном плане.

В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как

обязательный предмет в основной школе.

Программа во 2 классе рассчитана на 3 часа в неделю и 102 часа в год.

Планируемые результаты освоения предмета.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной

образовательной программы основного общего образования Федерального

государственного образовательного стандарта данная рабочая программа 2

класса направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и

предметных результатов по физической культуре.

Личностные результаты.

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и

уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее

многонационального народа России;

• знание истории физической культуры своего народа, своего края как части

наследия народов России и человечества;

• воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной

жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение

правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в

чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил

поведения на транспорте и на дорогах;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности

семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к саморазвитию

индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в процессе освоения

учебного предмета «Физическая культура».

Метапредметные результаты.

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные

возможности её решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки;

• умение работать индивидуально и в группе;

• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей

коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей,

планирования и регуляции своей деятельности.

Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.

В области познавательной культуры:

• овладение сведениями о роли и значении физической культуры в

формировании целостной личности человека, в развитии его сознания и

мышления, физических, психических и нравственных качеств;

• понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и

самореализации человека;

• понимание физической культуры как средства организации и активного

ведения здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и

девиантного (отклоняющегося от норм) поведения.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по

физической культуре являются следующие умения:

— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня,

организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья,

физического развития и физической подготовки человека;

— измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития

(длину и массу тела), развития основных физических качеств;

— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при

выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять

ошибки и способы их устранения;

— бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования

техники безопасности к местам проведения;

— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр

и соревнований;

— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных

действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в

игровой и соревновательной деятельности;

— выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными

способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Требование к уровню подготовки учащихся.

Результаты на конец 2 класса для ребенка с ОВЗ:

планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня,

организация отдыха и досуга с использованием средств физической

культуры;

знание фактов истории развития физической культуры;

изучение собственного физического развития, развитие физических

качеств;

оказание посильной помощи сверстникам;

бережное обращение с инвентарем и оборудованием, соблюдение

правил техники безопасности;

характеристика физической нагрузки по показателю частоты пульса,

ее регулирование;

объяснение в доступной форме техники выполнения двигательных

действий, анализ и поиск ошибок;

подача строевых команд, подсчет при выполнении

общеразвивающих команд;

выполнение акробатических и гимнастических комбинаций,

характеристика технического исполнения;

выполнение технических действий из базовых видов спорта

применение их в игровой и соревновательной деятельности;

выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений

различными способами в различных условиях.

Содержание учебного курса.

Распределение учебного времени на различные виды программного

материала уроков физической

культуры (сетка часов). 2 класс.

р\р

Вид

программного

материала

Всего

часов по

программе

Всего часов по четвертям.

1

2

3

4

1

Основы

знаний по

физической

культуре.

10

2

2

3

3

2

Легкая

атлетика.

22

12

10

3

Гимнастика

16

16

4

Подвижные

игры.

18

10

8

5

Подвижные

игры с

элементами

б\бола.

17

3

14

6

Лыжная

подготовка.

13

13

7

Мониторинг

6

3

3

Итого:

102

27

21

30

24

Формы организации образовательного процесса.

Основная

форма

организации

учебного

процесса

урок. Урок

физической культуры для учащихся с ЗПР – основная форма обучения

жизненно-важным видам движений, которые имеют огромное значение в

укреплении здоровья школьника. Уроки решают задачу по улучшению и

исправлению

осанки;

оказывают

профилактическое

воздействие

на

физическое состояние ребенка; содействуют гармоничному физическому

развитию;

воспитывают

координацию

движений;

формируют

элементарные

знания

о

личной

гигиене,

режиме

дня;

способствуют

укреплению бодрости духа; воспитывают дисциплинированность. Уроки

физической культуры должны строиться на принципах демократизации,

гуманизации, педагогике сотрудничества, личностного и деятельностного

подходов, оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Важнейшим

требованием

проведения

современного

урока

по

физической

культуре

является

обеспечение

дифференцированного

и

индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола,

физического

развития,

двигательной

подготовленности,

особенности

развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.

Планирование включает в себя содержание только урочных форм

занятий по физической культуре.

В начальной школе рекомендуются три типа уроков физической

культуры:

с

образовательно-познавательной

направленностью;

с

образовательно-обучающей

направленностью

и

с

образовательно-

тренировочной

направленностью.

Эти

уроки

по

своим

задачам

и

направленности учебного материала могут планироваться как комплексные

уроки (когда на уроке решается несколько педагогических задач) и как

целевые (с преимущественным решением одной педагогической задачи).

На уроках с образовательно-познавательной направленностью

учащиеся приобретают необходимые знания, знакомятся со способами и

правилами организации самостоятельных занятий, обучаются умениям их

планирования, проведения и контроля. На этих уроках учащиеся активно

используют учебники по физической культуре, различные дидактические

материалы и методические разработки учителя.

У р о к и с

образовательно-обучающей

направленностью

используются

преимущественно

для

обучения

умениям

и

навыкам

материала базовых видов спорта. На этих же уроках осваиваются также

знания, которые относятся к предмету обучения (например, терминология

избранной

спортивной

игры,

техника

выполнения

соответствующих

приёмов, тактика игры и т. п.).

У р о к и с

образовательно-тренировочной

направленностью

проводятся

по

типу

целенаправленной

физической

подготовки.

Иначе

говоря,

здесь

решаются

задачи

направленного

развития

(тренировки)

кондиционных

и

координационных

способностей.

На

них

следует

соблюдать соотношение объёмов тренировочной нагрузки при развитии

разных физических способностей и одной физической способности, когда

применяются упражнения более общей и специальной направленности.

Показатели

объёма,

интенсивности

и

координационной

сложности

используемых

упражнений

должны

постепенно

повышаться

в

соответствующем

цикле

тренировочных

уроков.

На

уроках

с

образовательно-тренировочной направленностью школьникам необходимо

сообщать

также

сведения

о

физической

подготовке,

физических

способностях, показателях их развития, физической нагрузке и её влиянии

на

развитие

разных

систем

организма.

Кроме

этого,

на

этих

уроках

учащиеся должны получать сведения о способах контроля величины и

функциональной

направленности

физической

нагрузки,

о

способах

её

регулирования в процессе выполнения разных физических упражнений.

Профилактические

и

коррекционные

упражнения

обязательный

компонент

каждого

урока

физической

культуры.

В

программу включены упражнения дыхательной гимнастики, пальчиковая

гимнастика,

упражнения

на

координацию

движений,

на

формирование

правильной осанки и укрепление свода стопы. Эти упражнения позволяют

решать следующие задачи: профилактика заболеваний дыхательных путей,

формирование

навыков

рационального

дыхания;

формирование

тонких

движений

пальцев

рук;

развитие

умения

согласовывать

движения

различных частей тела; профилактика нарушений осанки и плоскостопия.

От

принципов

построения

коррекционно-воспитательного

процесса

зависит эффективность коррекция и компенсации аномальных состояний и

детей, их социальная и трудовая адаптация, что составляет главную задачу

специального обучения и воспитания.

В

соответствии

с

задачами

уроков

физической

культуры,

особенностями

контингента

учащихся,

условиями

проведения

занятий

определяются

содержание

учебного

материала,

методы

и

средства

обучения и воспитания, способы организации занятий.

Методы обучения

В

процессе

обучения

применяются

методы

физического

воспитания:

словесный

метод

(объяснение,

указания,

команда,

убеждение);

наглядный метод (демонстрация, наглядные пособия, и т.д.);

метод разучивания нового материала (в целом и по частям);

методы

развития

двигательных

качеств

(повторный,

равномерный,

соревновательный, игровой и т.д.).

Используются современные образовательные технологии:

здоровьесберегающие технологии - привитие гигиенических

навыков, навыков

правильного дыхания, приемов массажа, игр на свежем воздухе в

целях

закаливания,

использование

физических

упражнений

имеющих

лечебно-

воспитательный

эффект,

корригирующих

и

коррекционных

упражнений;

личностно-ориентированное

и

дифференцированное

обучение - применение

тестов и заданий с учетом уровня физической подготовленности и

группы

здоровья.

информационно-коммуникационные

технологии

-

показ

презентаций для

улучшения мотивации к занятиям физическими упражнениями и в

приобретении знаний основ физической культуры.

Виды и формы контроля

Контроль в управлении процессом обучения в школе осуществляется

в

виде

предварительного,

текущего,

оперативного

и

итогового

учета

успеваемости.

Предварительный

контроль имеет

целью

определение

исходного

состояния объекта управления. На основе полученных данных выявляется

готовность к усвоению программного материала. Такой контроль в форме

учета реализуется задолго до начала изучения нового раздела программы, в

начале учебного года, семестра.

Текущий

контроль проводится

на

каждом

уроке

и

представляет

собой основную форму контроля. Он реализуется в виде поурочного учета

успеваемости как компонент управления процессом обучения. Текущий

учет нацелен на повышение эффективности учебного процесса. На основе

материалов

текущего

контроля

используются

такие

методы,

как

наблюдение,

вызов-опрос,

контрольные

испытания.

Учащихся

могут

предупреждать о том, что их действия (называют, какие именно) будут

оценивать. Оценка успеваемости по физической культуре, как и по другим

предметам, выставляется по пятибалльной системе. Иногда и процессе

текущего

контроля

применяется

десятибалльная

шкала

оценок

и

последующий их перевод в пятибалльную систему. Важно объяснять, за

что ставится соответствующий балл, за что снижается оценка, т.е. должны

быть сформированы единые оценочные суждения, их критерии, эталоны,

как об этом уже говорилось. Учитель и учащиеся должны знать эталон

техники изучаемых двигательных действий.

Эталон

техники

должен

быть

адаптирован

к

возрастным

возможностям учащихся, их подготовленности к восприятию и осознанию

критериев

эталона.

Поэтому

необходима

предварительная

разработка

учителем критериев оценки техники в баллах; только тогда он сможет

аргументирование обосновать свои контрольно - оценочные суждения, их

объективность,

и

они

приобретут

статус

объективных

критериев

для

контроля учебной деятельности для учащихся.

Оперативный,

или

периодический,

контроль — это

т а ка я

разновидность контрольной деятельности учителя, которая нацелена на

обеспечение промежуточных целей и задач функционирования процесса

обучения на отдельных этапах управленческих микроциклов, т. е. учебного

года.

Задачи оперативного контроля:

-

выявить

характер

усвоения

учащимися

отдельных

разделов

программы:

гимнастики,

легкой

атлетики,

спортивных

игр

(баскетбол,

волейбол, ручной мяч, футбол и др.), плавания, лыжной подготовки и др.;

- определить характер воздействия учебного процесса на сдвиги в

уровнях физического развития и физической подготовленности;

-

определить

подготовленность

учащихся

к

выполнению

норм

и

требований программы.

Оперативный контроль проводится, таким образом, после изучения

логически

законченной

части

раздела

программы

или

в

конце

определенного этапа годичного цикла обучения. Этот вид контроля имеет

целью проверку учебной деятельности учащихся и учителя по освоению

большего объема программного материала.

Итоговый

контроль проводится

в

конце

определенного

этапа,

периода (четверть, семестр) учебного процесса.

Цель

итогового

контроля

выявление

результатов

обучения,

определение

качества

приобретенных

знаний,

сформированных

двигательных умений, навыков, умения использовать системы знаний и

навыков

в

процессе

самостоятельных

занятий

физиче скими

упражнениями.

Контрольная

деятельность

может

быть

реализована

в

фронтальной,

групповой,

индивидуальной,

комбинированной

формах

и

самоконтроле.

Фронтальная форма рекомендуется в тех случаях, когда контролю

подлежит сравнительно небольшой по объему материал. К примеру, в

вводной

или

заключительной

части

урока

учитель

решил

определить

сформированность знаний по тем или иным темам. Для этого он обратился

к классу с вопросом, требующим кратких ответов. Такие ответы могут

быть даны учащимися прямо в строю. Всему классу или группе учащихся

может быть предложено выполнить какой-либо элемент техники ранее

изученного двигательного действия. Наблюдение за его выполнением дает

учителю

нужную

информацию

в

кратчайшее

время.

Так,

во

время

разминочного

медленного

бега

учитель

предлагает

по

его

сигналу

выполнить остановку прыжком и фиксировать баскетбольную стойку.

При умелом применении фронтальный метод позволяет проверить

усвоение техники двигательных действий значительной частью учащихся

за сравнительно небольшое время.

Групповая

форма

контроля используется

в

тех

случаях,

когда

на

уроке решаются 2 — 3 педагогические задачи и учащиеся организованы по

группам.

Возникает возможность проверить итоги учебной работы или ход

реализации двигательной задачи частью учащихся класса, получивших

групповое задание.

Задачи ставятся перед этой группой, и в их решении принимают

участие все учащиеся группы.

Групповая форма может быть использована для контроля знаний,

у м е н и й ,

н а в ы ко в ,

у р о в н я

ф и з и ч е с ко й

п о д г о т о в л е н н о с т и ,

сформированности

умений,

самостоятельных

занятий

физическими

упражнениями и т.д.

Индивидуальная форма контроля применяется для более глубокого

выявления

уровня

подготовленности

учащихся,

их

знаний,

умений,

навыков, количественных показателей. В этих целях используют вызов -

опрос или организуют деятельность учащихся в индивидуально-групповой

форме.

Самоконтроль учащихся обеспечивает внутреннюю обратную связь в

учебном

процессе,

получение

учащимися

информации

о

правильности

решения

двигательной

задачи,

о

форсированности

знаний,

умений

и

навыков,

о

трудностях

и

недостатках.

Формирование

навыков

самоконтроля

важнейшая

часть

умения

самостоятельно

заниматься

физическими упражнениями.

Предмет контроля не должно ограничиваться только медицинскими

осмотрами, инструментальными исследованиями, оно значительно шире и

включает в себя широкий комплекс мероприятий, а именно:

контроль

за

состоянием

здоровья

и

общим

развитием

занимающихся

физической культурой и спортом;

врачебно-педагогические наблюдения на уроках физкультуры, в процессе

тренировочных занятий, соревнований;

диспансерное обследование занимающихся в школьных секциях;

медико-санитарное обеспечение школьных соревнований;

профилактика

спортивного

травматизма

на

уроках

физкультуры

и

на

соревнованиях;

профилактика и текущий санитарный контроль мест и условий проведения

занятий и соревнований;

врачебные консультации по вопросам физической культуры и спорта.

Важным

участком

работы

учителя

физкультуры

и

школьных

медицинских работников является врачебно-педагогический контроль за

занимающимися,

который

должен

охватывать

все

формы

физического

воспитания в школе – уроки физкультуры, занятия в спортивных секциях,

самостоятельные

игры

на

большой

перемене

и

т.

д.

И

главное

определение влияния занятий физкультурой на организм школьника.

Обычно работу занимающихся комментирует и оценивает педагог,

объясняя при этом допускаемые ими ошибки, давая указания о способах их

устранения. В определенной мере такая информация нужна и полезна, но

вместе с тем необходимо вызывать у занимающихся потребность самим

добывать ее, осуществлять анализ и делать выводы. Вовлекая в разбор и

коллективное

(или

индивидуальное)

обсуждение

учебной

работы,

надо

побуждать учеников к контролю и оценке учебных действий и движений

товарищей,

а

затем

и

собственных.

Необходимо

учить

фиксировать

внимание

как

на

удачах,

так

и

на

недостатках,

искать

причины

их

возникновения,

определять

путем

соответствующих

суждений

задачи

дальнейших действий. При этом важно терпеливо и тактично направлять и

корректировать самонаблюдения, самооценки и познавательное мышление

занимающихся.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

При

оценивании

успеваемости

учитываются

индивидуальные

возможности, уровень физического развития и двигательные возможности,

последствия заболеваний учащихся.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество

и

результат

выполнения.

К

мелким

ошибкам

в

основном

относятся

неточность

отталкивания,

нарушение

ритма,

неправильное

исходное

положение, «заступ» при приземлении.

Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого

искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя

количественный

показатель

ниже

предполагаемого

ненамного. К

значительным ошибкам относятся:

отталкивание

далеко

от

планки

при

выполнении

прыжков

в

длину, высоту;

бросок

мяча

в

кольцо,

метание

в

цель

с

наличием

дополнительных движений;

несинхронность выполнения упражнения.

Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения,

влияют на качество и результат выполнения упражнения.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений,

допускается наличие мелких ошибок.

Оценка

«4» выставляется,

если

допущено

не

более

одной

значительной ошибки и несколько мелких.

Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки

и

несколько

грубых.

Но

ученик

при

повторных

выполнениях

может

улучшить результат.

Оценка «2» выставляется, если упражнение просто не выполнено.

Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок.

При оценивании успеваемости учащихся, имеющих специальную и

подготовительную

физкультурную

группу

здоровья,

строго

учитывается

характер

заболевания

и

медицинские

показания.

Данные

учащиеся

выполняют общеразвивающие упражнения, упражнения ЛФК, отвечают на

теоретические вопросы, выполняют теоретические тестовые задания, готовят

доклады,

презентации,

творческие

работы

и

проекты.

Учащиеся

подготовительной физкультурной группы здоровья выполняют нормативные

испытания

с

учетом

медицинских

показаний,

но

освобождаются

от

соревновательной деятельности.

Наименование темы

Кол-во

часов

Коррекционная работа

1

Легкая атлетика

12

Вводный инструктаж по технике безопасности и на

занятиях легкой атлетикой, правила ЗОЖ

1

ПП при ушибах и

растяжениях

ОРУ, техника высокого старта, бег на 30м, специальные беговые

и прыжковые упр.

3

Развитие скоростных качеств

ОРУ, прыжок в длину с места, полоса препятствий

4

Развитие скоростно-силовых

способностей, координации

ОРУ, прыжок в длину с разбега, метание малого мяча на

дальность, челночный бег 3Х10

2

Развитие выносливости

ОРУ, эстафеты с предметами, метание в горизонтальную и

вертикальную цель, п/и

3

Развитие скоростных способностей,

глазомера и координации

К.У. - бег на 30м, метание мяча на дальность, прыжок в длину с места, прыжок в длину с разбега, челночный

бег 3Х10, бег 300м

2

Подвижные игры с элементами спортивных (волейбол)

16

Техника безопасности на занятиях подвижными играми с

элементами спортивных (волейбол), правила ЗОЖ

1

ПП при вывихах и переломах

ОРУ, броски и ловля мяча, «Гонка мячей», «Охотники и

утки», «Вышибалы», «Попади в цель», «Перебрось через

веревочку», «Мячи разные несем», эстафеты с предметами

6

Развитие глазомера и

координации, ориентированию в

пространстве

ОРУ, игры на координацию и сложность поставленных задач:

«Мяч по кругу», «Салки», «Невод», «Караси и щука» и т.д.

3

Развитие выносливости, скоростно-

силовых способностей

ОРУ, игры на внимание и ориентацию в пространстве:

«Класс, смирно!», «Карлики и великаны», «Все к флажку»,

эстафеты с предметами

3

Развитие внимания,

координации

ОРУ, перебрасывание мяча через сетку в парах, ловля

мяча двумя руками, эстафеты с мячом

3

Развитие глазомера и

координации, ориентированию

в пространстве

3

Гимнастика

21

Техника безопасности на занятиях гимнастикой, ЗОЖ (гигиена и

режим дня)

1

ОРУ, строевые упражнения, акробатические упражнения

(кувырок вперед, перекаты, стойка на лопатках, переворот в

сторону), игры: «Запрещенное движение», «Все к флажку»

5

Развитие ДКС, ловкости,

гибкости,

равновесия, внимания,

произвольного поведения

ОРУ, лазанье по гимнастической стенке и скамейке

5

Развитие координации

разными способами, ходьба по гимнастической скамейке

скоростно-силовых способностей

ОРУ, мост из положения лежа , полосы препятствий с элементами

гимнастики

5

Развитие гибкости,

выносливости

ОРУ, акробатические соединения из простых элементов (кувырок

вперед, перекаты, стойка на лопатках, мост)

5

Развитие гибкости, координации

К.У. - выполнение акробатической связки

4

Подвижные игры на воздухе

15

Техника безопасности на занятиях подвижными играми

на свежем воздухе, повторный инструктаж по охране

труда, ЗОЖ респираторные заболевания, закаливание,

1

ОРУ, игры народов мира и подвижные игры на снегу

3

Развитие ДКС, выносливости

ОРУ, игры на развитие скоростно-силовых качеств: «Снежные

баталии», «Вышибалы на снегу», «Чехарда»

3

Развитие силы, выносливости,

закалка

ОРУ, игры на развитие внимания, выносливости, координации

3

Развитие выносливости,

координации, закалка

ОРУ, эстафеты с санями, лыжами, клюшками

5

Развитие выносливости,

закалка организма

5

Подвижные игры с элементами спортивных

29

(21+8)

баскетбол

Инструктаж по ТБ на занятиях подвижными играми, правила

ЗОЖ

2

ПП при вывихах и переломах

ОРУ, стойка баскетболиста, упр. с мячом на координацию

3

Развитие координации,

произвольного внимания

ОРУ, передача мяча двумя руками от груди, об пол на месте,

эстафеты с мячом

4

Развитие глазомера и

координации,

выносливости

ОРУ, ведение мяча на месте правой и левой рукой, эстафеты с

предметами

4

Развитие координации, скоростно-

силовых качеств, выносливости

ОРУ, броски в обруч, в кольцо двумя руками от груди

4

Развитие глазомера и

координации

ОРУ, эстафеты и игры с элементами баскетбола «Мяч ловцу»,

«Гонка мячей», «Попади в цель», п/и «Вышибалы»,

«Перестрелка»

4

Развитие координации, скоростно-

силовых способностей

ОРУ, правила игры в бадминтон, эстафеты ракетка + волан

1

Развитие ДКС

ОРУ, техника подачи

2

Развитие глазомера и координации

ОРУ, подача и прием волана в бадминтоне (в парах),

2

Развитие глазомера и

координации

ОРУ, игра в парах, эстафеты с предметами

2

Развитие глазомера и

координации

ОРУ, викторины, п/и на внимание

1

Развитие произвольности

психических процессов

2

Развитие скоростной

6

Легкая атлетика

12

Инструктаж по технике безопасности на занятиях легкой

атлетикой, ОБЖ (в летний период в городе, на водоемах, в

лесу)

1

ПП при ушибах и

растяжениях, укусах

насекомых и др

ОРУ, прыжок в высоту (согнув ноги), бег 30м

4

Развитие скоростно-силовых

качеств

ОРУ, прыжок в длину с разбега, метание малого мяча, линейная

эстафета

4

Развитие глазомера и

координации

ОРУ, прыжок в длину с места, челночный бег 3х10 , полоса

препятствий

3

Развитие выносливости

ОРУ, эстафеты с предметами, длительный бег, п/и

В течение

уроков

Развитие скоростно-силовых

качеств, ловкости,

выносливости

К.У. - бег на 30м, метание мяча на дальность, прыжок в длину с места, прыжок в длину с разбега, челночный

бег 3х10, бег 300м

Материально-техническое оснащение учебного процесса

по предмету «физическая культура»

п/п

Наименование

объектов

и

средств

материально-

технического обеспечения

Примечания

1.

Основная литература для учителя

1.1.

Стандарт начального общего образования по физической

культуре

Д

1.2.

Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа

физического воспитания учащихся 1–11-х классов. –М.:

Просвещение, 2011.

Д

1.3.

«Комплексная

программа

физического

воспитания

учащихся 1 – 9 классов» (В. И. Лях, - М.: Просвещение,

Д

2011)

1.4.

«Комплексная

программа

физического

воспитания

учащихся

1

4

классов»

(А.

П.

Матвеев,

-

М.:

Просвещение, 2011).

Д

1.5.

«Физическая культура. 5—7 классы», под общ.ред. М. Я.

Виленского (М.: Просвещение, 2011)

Д

1.6.

«Физическая культура. 8—9 классы», под общ.ред. В. И.

Ляха (М.: Просвещение, 2011)

Д

1.7.

Рабочая программа по физической культуре

Д

2.

Дополнительная литература для учителя

2.1.

Дидактические материалы по основным разделам и темам

учебного предмета «физическая культура»

Ф

2.2.

Кофман

Л.Б.

Настольная

книга

учителя

физической

культуры. – М., Физкультура и спорт, 1998.

Д

2.3.

Настольная книга учителя физической культуры: справ.-

метод. Пособие/ сост. Б.И. Мишин. – М.: ООО «Изд- во

Астрель», 2007г.

Д

2.4.

Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Практикум по теории

и

методики физического воспитания 2001г.

Д

2.5.

Школьникова Н.В., Тарасова М.В. Я иду на урок. Книга

для

учителя

физической

культуры

1-

6

классы.

Издательство «Первое сентября» 2002 г.

Д

2.6.

Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников.

Пособие для учителя, Москва, 1998.

Д

3.

Дополнительная литература для обучающихся

3.1.

Научно-популярная

и

художественная

литература

по

физической культуре, спорту, олимпийскому движению.

Д

3.2

Лях

В.И.

Физическая

культура

1-4.

Учебник,

М,

-Просвящение, 2012

К

3.3

Лях

В.И.

Физическая

культура

5-7.

Учебник,

М,

-Просвящение, 2008

К

4.

Технические средства обучения

4.1.

Музыкальный центр

Д

4.2.

Аудиозаписи

Д

4.3.

ПК

Д

5.

Учебно-практическое оборудование

5.1.

Бревно гимнастическое напольное

П

5.2.

Козел гимнастический

П

5.3.

Перекладина гимнастическая (навесная)

П

5.4.

Стенка гимнастическая

П

5.5.

Скамейка гимнастическая жесткая (длиной до 4 м)

П

5.6.

Комплект навесного оборудования (мишени для метания,

тренировочные баскетбольные щиты)

П

5.7.

Мячи: набивные весом 1 кг, 2кг, малый мяч (мягкий),

баскетбольные, волейбольные, футбольные

К

5.8.

Палка гимнастическая

К

5.9.

Скакалка детская

К

5.10.

Мат гимнастический

П

5.11.

Кегли

К

5.12.

Обруч пластиковый детский

Д

5.13.

Пластиковые стойки

Д

5.14.

Рулетка измерительная

Д

5.15.

Набор инструментов для подготовки прыжковых ям

5.16.

Лыжи детские (с креплениями и палками)

П

5.17.

Щит баскетбольный тренировочный

Д

5.18.

Контейнер для мячей передвижной

П

5.19.

Сетка волейбольная

Д

5.20.

Аптечка

Д

Д – демонстрационный экземпляр (1экземпляр);

К – полный комплект (для каждого ученика);

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее 1 экземпляра на 2 учеников);

П – комплект

Проведение зачётно-тестовых уроков.

Контрольные нормативы: проверка нормативов проводится в

течении учебного года с целью контроля уровня физической подготовленности

учащихся на разных этапах обучения.

Тестовые нормативы: проводятся в начале/сентябрь/ и в конце/май/

учебного года в рамках урока с целью выявления динамики физического

развития учащихся и с целью более правильного распределения нагрузки на

уроках.

2

класс. Учебные нормативы и испытания по усвоению навыков, умений,

развитию двигательных

качеств .(для детей с ОВЗ.)

КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ:

проверка нормативов проводится в течении

учебного года с целью контроля уровня физической подготовленности учащихся

на разных этапах обучения.

Нормативы

2 класс

«5»

«4»

«3»

1

Бег 30 м (сек.)

м

6,0

6,6

7,1

д

6,3

6,9

7,4

2

Бег 1000 м (мин,сек.)

("+" - без учета времени)

м

+

+

+

д

+

+

+

3

Челночный бег 3х10 м (сек.)

м

д

4

Прыжок в длину с места (см)

м

150

130

115

д

140

125

110

5

Прыжок в высоту, способом

"Перешагивания" (см)

м

80

75

70

д

70

65

60

6

Прыжки через скакалку (кол-во раз/мин.)

м

70

60

50

д

80

70

60

7

Отжимания (кол-во раз)

м

10

8

6

д

8

6

4

8

Подтягивания (кол-во раз)

м

3

2

1

9

Метание т/м (м)

м

3.06

2.75

2.54

д

2.80

2.48

2.14

1

0

Подъем туловища из положения лежа на

спине (кол-во раз/мин)

д

23

21

19

м

28

26

24

11

Приседания (кол-во раз/мин)

м

40

38

36

д

38

36

34

ТЕСТОВЫЕ НОРМАТИВЫ

: проводятся в начале и в конце учебного года в рамках

урока с целью выявления динамики физического развития учащихся и с целью

более правильного распределения нагрузки на уроках .



В раздел образования