Автор: Николенко Виктория Дмитриевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ" Новоаганская ОСШ №1"
Населённый пункт: г.п Новоаганск, Нижневартовского района ХМАО,Тюменской области.
Наименование материала: учебная программа
Тема: Адаптированная образовательная программа по физической культуре для 2 класса.
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоаганская общеобразовательная средняя школа №1»
Рассмотрено Согласовано Утверждено
На заседании методического Заместитель директора Директор МБОУ
объединения учителей по УВР Л.В. Кабанец «Новоаганская ОСШ №1»
начальных классов ________________ Л.Н. Константинова
Протокол №1 от «__»________2017г от «__»________2017г ____________________
Руководитель МО ___________ Приказ № __________
от «__»________2017г
Адаптированная образовательная программа
по _физической культуре_для 2_класса
для обучающихся с ОВЗ (ЗПР)
основного общего образования (базовый уровень)
Рабочая программа составлена:
учителем _физической культуры
I категории.
Николенко Виктория Дмитриевна.
2017 год.
Пояснительная записка.
Федеральный закон Российской Федерации Законом РФ «Об образовании в
Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ).
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования
(Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении
федерального компонента государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
с последующими изменениями в ред. приказов от 03 июня 2008г. № 164, от 31
августа 2009г. № 320, от 19 октября 2009г. № 427, от 24 января 2012г. № 39, от 31
января 2012г. № 69);
• Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка
организации деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного и среднего общего
образования»
• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (Постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
10.07.2015 № 26 утверждены санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (СанПиН 2.4.2.3286-15).
•Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Новоаганская
Общеобразовательная средняя школа №1».
Задержка психического развития (ЗПР) – одна из наиболее распространенных
форм психических нарушений. ЗПР – это особый тип психического развития
ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и
психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием
наследственных, социально-средовых и психологических факторов. Задержка
психического развития может рассматриваться как полисимптоматичный тип
изменения темпа и характера развития ребенка, включающий различные
комбинации нарушений и их проявлений.
Для таких детей характерны нарушения познавательной сферы: недостаточно
сформированное произвольное внимание, произвольная память, способность к
регуляции умственных действий, а также нарушение моторики, в виде
недостаточной координации движений, общее недоразвитие речи, ограниченный
запас знаний и представлений об окружающем мире. Эти учащиеся часто
демонстрируют ситуационно-личностные реакции, причина которых лежит в
нарушениях познавательной сферы: сниженная активность умственных
действии, низкая работоспособность, нарушение регуляции действий по простой
и сложной словесной инструкции; повышенная подражательность и
отвлекаемость внимания, полевое поведение, избегание умственных усилий.
Учебная деятельность детей с ЗПР отличается ослабленностью регуляции
деятельности во всех звеньях процесса учения: отсутствием достаточно стойкого
интереса к предложенному заданию; необдуманностью, импульсивностью и
слабой ориентировкой в заданиях, приводящими к многочисленным ошибочным
действиям; недостаточной целенаправленностью деятельности; малой
активностью, безынициативностью, отсутствием стремления улучшить свои
результаты, осмыслить работу в целом, понять причины ошибок.
Восприятие таких детей неустойчиво и в значительной мере зависит от
посторонних раздражителей. Дети не могут сосредоточиться на существенных
признаках, у них отмечаются выраженная зависимость внимания от внешних
посторонних воздействий и неустойчивость внимания при необходимости
выполнения длинного ряда операций.
Двигательные нарушения у детей с ЗПР – составная часть ведущего дефекта.
Полученные в различных исследованиях сведения о развитии движений у детей с
ЗПР дают возможность охарактеризовать основное своеобразие их
психофизического развития. У таких детей, по мнению многих ученых,
отмечаются следующие нарушения:
- своеобразная моторная недостаточность;
- несформированность сложных координаторных схем;
- недостаточная ориентировка в частях собственного тела;
- неловкость ручной моторики;
- нарушение произвольной регуляции движений;
- недостаточная координированность и нечеткость непроизвольных движений;
- трудности переключения и автоматизации;
- двигательная неловкость;
- наряду с общей психической недостаточностью, у них наблюдается общая
физическая ослабленность и не редко нарушение здоровья (по своему
физическому развитию многие напоминают детей более раннего возраста);
- перекрестная или невыраженная латеральность;
- недостаточность таких двигательных качеств как точность, выносливость,
гибкость, координация;
- задержка мышечной координации, что проявляется при езде на велосипеде,
при беге, прыжках;
- такие дети с трудом сохраняют равновесие, стоя на одной ноге (в позе
Ромберга), при ходьбе по прямой линии, прочерченной на полу;
- повышенная двигательная активность из-за недостаточности тормозных
механизмов, а медлительность и двигательная пассивность встречаются реже;
- неумение подчиняться заданному (музыкальному или словесному) ритму;
- усложнение характера двигательной реакции сопровождается увеличением
времени реакции. Время реакции выбора на простые сигналы у младших
школьников с ЗПР существенно больше, чем при нормальном развитии;
- у многих детей наблюдаются гиперкинезы;
- некоторых детей наблюдаются хореиформные движения (мышечные
подергивания);
- не умеют двигаться в группе, в строю, с трудом выполняют даже самые
простые движения согласованно с коллективом;
- характерна неправильная ходьба с одновременным движением одноименными
рукой и ногой.
При задержке созревания ЦНС у детей, задерживается и нарушается
формирование интегративной деятельности мозга, что проявляется как в
недостаточной сформированности более сложных форм произвольных
движений, так и в наличии отдельных проявлений примитивных врожденных
двигательных реакций.
Эффективное овладение двигательными навыками на уроках физической
культуры возможно лишь при умелой организации учебных форм
сотрудничества детей и учета особенностей проведения урока через создание на
уроке ситуации успеха для детей с ЗПР. Учебно-воспитательный процесс
предполагает создание каждому ученику ситуации успеха на уроке. Стремление
к успеху есть способ преодоления неуспеха.
Деятельность, приносящая успех, является основным фактором личностного
роста, потому что успех ребенка – это единственный источник внутренних сил и
энергии.
Цели и задачи обучения
Главная цель развития отечественной системы школьного образования
определяется как формирование личности, готовой к активной творческой
самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физическая
культура, как любой другой предмет, включённый в Базисный учебный план, так
же ориентирована на достижение этой цели. В свою очередь специфической
целью школьного физического воспитания является формирование
разносторонне физически развитой личности, способной активно
использовать ценности физической культуры для укрепления и
длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой
деятельности и организации активного отдыха.
В соответствии с требованиями учебной программы по физическому
воспитанию главными задачами для учителя являются:
- укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоническому
физическому развитию;
- развитие координационных способностей;
- формирование простейших знаний о личной гигиене, режиме дня;
- приобщение к самостоятельным занятиям (дома), занятиям во внеурочной
деятельности;
- воспитание морально-волевых качеств;
- воспитание устойчивого интереса к двигательной активности;
- обучение детей правилам поведения во время занятий физическими
упражнениями;
- развитие умения контролировать уровень своей двигательной
подготовленности.
Учебная программа по физической культуре для детей с задержкой психического
развития предусматривает решение оздоровительной, образовательной,
воспитательной и коррекционной задач.
Оздоровительная задача — это профилактика заболеваний сердечно-со-судистой,
дыхательной систем и опорно-двигательного аппарата.
К образовательным задачам относятся: освоение двигательных навыков и
умений, необходимых для нормальной жизнедеятельности; формулирование
системы элементарных знаний о здоровом образе жизни.
Воспитательная задача состоит в формировании физических и морально-волевых
качеств личности.
Коррекционная задача заключается в исправлении недостатков физического и
психического развития посредством коррекционных и специальных упражнений.
Место предмета в базисном учебном плане.
В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как
обязательный предмет в основной школе.
Программа во 2 классе рассчитана на 3 часа в неделю и 102 часа в год.
Планируемые результаты освоения предмета.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования Федерального
государственного образовательного стандарта данная рабочая программа 2
класса направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и
предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты.
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
• знание истории физической культуры своего народа, своего края как части
наследия народов России и человечества;
• воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к саморазвитию
индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в процессе освоения
учебного предмета «Физическая культура».
Метапредметные результаты.
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки;
• умение работать индивидуально и в группе;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей,
планирования и регуляции своей деятельности.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
• овладение сведениями о роли и значении физической культуры в
формировании целостной личности человека, в развитии его сознания и
мышления, физических, психических и нравственных качеств;
• понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и
самореализации человека;
• понимание физической культуры как средства организации и активного
ведения здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и
девиантного (отклоняющегося от норм) поведения.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по
физической культуре являются следующие умения:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня,
организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья,
физического развития и физической подготовки человека;
— измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития
(длину и массу тела), развития основных физических качеств;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при
выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять
ошибки и способы их устранения;
— бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования
техники безопасности к местам проведения;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр
и соревнований;
— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных
действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в
игровой и соревновательной деятельности;
— выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными
способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Требование к уровню подготовки учащихся.
Результаты на конец 2 класса для ребенка с ОВЗ:
планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня,
организация отдыха и досуга с использованием средств физической
культуры;
знание фактов истории развития физической культуры;
изучение собственного физического развития, развитие физических
качеств;
оказание посильной помощи сверстникам;
бережное обращение с инвентарем и оборудованием, соблюдение
правил техники безопасности;
характеристика физической нагрузки по показателю частоты пульса,
ее регулирование;
объяснение в доступной форме техники выполнения двигательных
действий, анализ и поиск ошибок;
подача строевых команд, подсчет при выполнении
общеразвивающих команд;
выполнение акробатических и гимнастических комбинаций,
характеристика технического исполнения;
выполнение технических действий из базовых видов спорта
применение их в игровой и соревновательной деятельности;
выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений
различными способами в различных условиях.
Содержание учебного курса.
Распределение учебного времени на различные виды программного
материала уроков физической
культуры (сетка часов). 2 класс.
№
р\р
Вид
программного
материала
Всего
часов по
программе
Всего часов по четвертям.
1
2
3
4
1
Основы
знаний по
физической
культуре.
10
2
2
3
3
2
Легкая
атлетика.
22
12
10
3
Гимнастика
16
16
4
Подвижные
игры.
18
10
8
5
Подвижные
игры с
элементами
б\бола.
17
3
14
6
Лыжная
подготовка.
13
13
7
Мониторинг
6
3
3
Итого:
102
27
21
30
24
Формы организации образовательного процесса.
Основная
форма
организации
учебного
процесса
–
урок. Урок
физической культуры для учащихся с ЗПР – основная форма обучения
жизненно-важным видам движений, которые имеют огромное значение в
укреплении здоровья школьника. Уроки решают задачу по улучшению и
исправлению
осанки;
оказывают
профилактическое
воздействие
на
физическое состояние ребенка; содействуют гармоничному физическому
развитию;
воспитывают
координацию
движений;
формируют
элементарные
знания
о
личной
гигиене,
режиме
дня;
способствуют
укреплению бодрости духа; воспитывают дисциплинированность. Уроки
физической культуры должны строиться на принципах демократизации,
гуманизации, педагогике сотрудничества, личностного и деятельностного
подходов, оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Важнейшим
требованием
проведения
современного
урока
по
физической
культуре
является
обеспечение
дифференцированного
и
индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола,
физического
развития,
двигательной
подготовленности,
особенности
развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Планирование включает в себя содержание только урочных форм
занятий по физической культуре.
В начальной школе рекомендуются три типа уроков физической
культуры:
с
образовательно-познавательной
направленностью;
с
образовательно-обучающей
направленностью
и
с
образовательно-
тренировочной
направленностью.
Эти
уроки
по
своим
задачам
и
направленности учебного материала могут планироваться как комплексные
уроки (когда на уроке решается несколько педагогических задач) и как
целевые (с преимущественным решением одной педагогической задачи).
На уроках с образовательно-познавательной направленностью
учащиеся приобретают необходимые знания, знакомятся со способами и
правилами организации самостоятельных занятий, обучаются умениям их
планирования, проведения и контроля. На этих уроках учащиеся активно
используют учебники по физической культуре, различные дидактические
материалы и методические разработки учителя.
У р о к и с
образовательно-обучающей
направленностью
используются
преимущественно
для
обучения
умениям
и
навыкам
материала базовых видов спорта. На этих же уроках осваиваются также
знания, которые относятся к предмету обучения (например, терминология
избранной
спортивной
игры,
техника
выполнения
соответствующих
приёмов, тактика игры и т. п.).
У р о к и с
образовательно-тренировочной
направленностью
проводятся
по
типу
целенаправленной
физической
подготовки.
Иначе
говоря,
здесь
решаются
задачи
направленного
развития
(тренировки)
кондиционных
и
координационных
способностей.
На
них
следует
соблюдать соотношение объёмов тренировочной нагрузки при развитии
разных физических способностей и одной физической способности, когда
применяются упражнения более общей и специальной направленности.
Показатели
объёма,
интенсивности
и
координационной
сложности
используемых
упражнений
должны
постепенно
повышаться
в
соответствующем
цикле
тренировочных
уроков.
На
уроках
с
образовательно-тренировочной направленностью школьникам необходимо
сообщать
также
сведения
о
физической
подготовке,
физических
способностях, показателях их развития, физической нагрузке и её влиянии
на
развитие
разных
систем
организма.
Кроме
этого,
на
этих
уроках
учащиеся должны получать сведения о способах контроля величины и
функциональной
направленности
физической
нагрузки,
о
способах
её
регулирования в процессе выполнения разных физических упражнений.
Профилактические
и
коррекционные
упражнения
—
обязательный
компонент
каждого
урока
физической
культуры.
В
программу включены упражнения дыхательной гимнастики, пальчиковая
гимнастика,
упражнения
на
координацию
движений,
на
формирование
правильной осанки и укрепление свода стопы. Эти упражнения позволяют
решать следующие задачи: профилактика заболеваний дыхательных путей,
формирование
навыков
рационального
дыхания;
формирование
тонких
движений
пальцев
рук;
развитие
умения
согласовывать
движения
различных частей тела; профилактика нарушений осанки и плоскостопия.
От
принципов
построения
коррекционно-воспитательного
процесса
зависит эффективность коррекция и компенсации аномальных состояний и
детей, их социальная и трудовая адаптация, что составляет главную задачу
специального обучения и воспитания.
В
соответствии
с
задачами
уроков
физической
культуры,
особенностями
контингента
учащихся,
условиями
проведения
занятий
определяются
содержание
учебного
материала,
методы
и
средства
обучения и воспитания, способы организации занятий.
Методы обучения
В
процессе
обучения
применяются
методы
физического
воспитания:
словесный
метод
(объяснение,
указания,
команда,
убеждение);
наглядный метод (демонстрация, наглядные пособия, и т.д.);
метод разучивания нового материала (в целом и по частям);
методы
развития
двигательных
качеств
(повторный,
равномерный,
соревновательный, игровой и т.д.).
Используются современные образовательные технологии:
здоровьесберегающие технологии - привитие гигиенических
навыков, навыков
правильного дыхания, приемов массажа, игр на свежем воздухе в
целях
закаливания,
использование
физических
упражнений
имеющих
лечебно-
воспитательный
эффект,
корригирующих
и
коррекционных
упражнений;
личностно-ориентированное
и
дифференцированное
обучение - применение
тестов и заданий с учетом уровня физической подготовленности и
группы
здоровья.
информационно-коммуникационные
технологии
-
показ
презентаций для
улучшения мотивации к занятиям физическими упражнениями и в
приобретении знаний основ физической культуры.
Виды и формы контроля
Контроль в управлении процессом обучения в школе осуществляется
в
виде
предварительного,
текущего,
оперативного
и
итогового
учета
успеваемости.
Предварительный
контроль имеет
целью
определение
исходного
состояния объекта управления. На основе полученных данных выявляется
готовность к усвоению программного материала. Такой контроль в форме
учета реализуется задолго до начала изучения нового раздела программы, в
начале учебного года, семестра.
Текущий
контроль проводится
на
каждом
уроке
и
представляет
собой основную форму контроля. Он реализуется в виде поурочного учета
успеваемости как компонент управления процессом обучения. Текущий
учет нацелен на повышение эффективности учебного процесса. На основе
материалов
текущего
контроля
используются
такие
методы,
как
наблюдение,
вызов-опрос,
контрольные
испытания.
Учащихся
могут
предупреждать о том, что их действия (называют, какие именно) будут
оценивать. Оценка успеваемости по физической культуре, как и по другим
предметам, выставляется по пятибалльной системе. Иногда и процессе
текущего
контроля
применяется
десятибалльная
шкала
оценок
и
последующий их перевод в пятибалльную систему. Важно объяснять, за
что ставится соответствующий балл, за что снижается оценка, т.е. должны
быть сформированы единые оценочные суждения, их критерии, эталоны,
как об этом уже говорилось. Учитель и учащиеся должны знать эталон
техники изучаемых двигательных действий.
Эталон
техники
должен
быть
адаптирован
к
возрастным
возможностям учащихся, их подготовленности к восприятию и осознанию
критериев
эталона.
Поэтому
необходима
предварительная
разработка
учителем критериев оценки техники в баллах; только тогда он сможет
аргументирование обосновать свои контрольно - оценочные суждения, их
объективность,
и
они
приобретут
статус
объективных
критериев
для
контроля учебной деятельности для учащихся.
Оперативный,
или
периодический,
контроль — это
т а ка я
разновидность контрольной деятельности учителя, которая нацелена на
обеспечение промежуточных целей и задач функционирования процесса
обучения на отдельных этапах управленческих микроциклов, т. е. учебного
года.
Задачи оперативного контроля:
-
выявить
характер
усвоения
учащимися
отдельных
разделов
программы:
гимнастики,
легкой
атлетики,
спортивных
игр
(баскетбол,
волейбол, ручной мяч, футбол и др.), плавания, лыжной подготовки и др.;
- определить характер воздействия учебного процесса на сдвиги в
уровнях физического развития и физической подготовленности;
-
определить
подготовленность
учащихся
к
выполнению
норм
и
требований программы.
Оперативный контроль проводится, таким образом, после изучения
логически
законченной
части
раздела
программы
или
в
конце
определенного этапа годичного цикла обучения. Этот вид контроля имеет
целью проверку учебной деятельности учащихся и учителя по освоению
большего объема программного материала.
Итоговый
контроль проводится
в
конце
определенного
этапа,
периода (четверть, семестр) учебного процесса.
Цель
итогового
контроля
—
выявление
результатов
обучения,
определение
качества
приобретенных
знаний,
сформированных
двигательных умений, навыков, умения использовать системы знаний и
навыков
в
процессе
самостоятельных
занятий
физиче скими
упражнениями.
Контрольная
деятельность
может
быть
реализована
в
фронтальной,
групповой,
индивидуальной,
комбинированной
формах
и
самоконтроле.
Фронтальная форма рекомендуется в тех случаях, когда контролю
подлежит сравнительно небольшой по объему материал. К примеру, в
вводной
или
заключительной
части
урока
учитель
решил
определить
сформированность знаний по тем или иным темам. Для этого он обратился
к классу с вопросом, требующим кратких ответов. Такие ответы могут
быть даны учащимися прямо в строю. Всему классу или группе учащихся
может быть предложено выполнить какой-либо элемент техники ранее
изученного двигательного действия. Наблюдение за его выполнением дает
учителю
нужную
информацию
в
кратчайшее
время.
Так,
во
время
разминочного
медленного
бега
учитель
предлагает
по
его
сигналу
выполнить остановку прыжком и фиксировать баскетбольную стойку.
При умелом применении фронтальный метод позволяет проверить
усвоение техники двигательных действий значительной частью учащихся
за сравнительно небольшое время.
Групповая
форма
контроля используется
в
тех
случаях,
когда
на
уроке решаются 2 — 3 педагогические задачи и учащиеся организованы по
группам.
Возникает возможность проверить итоги учебной работы или ход
реализации двигательной задачи частью учащихся класса, получивших
групповое задание.
Задачи ставятся перед этой группой, и в их решении принимают
участие все учащиеся группы.
Групповая форма может быть использована для контроля знаний,
у м е н и й ,
н а в ы ко в ,
у р о в н я
ф и з и ч е с ко й
п о д г о т о в л е н н о с т и ,
сформированности
умений,
самостоятельных
занятий
физическими
упражнениями и т.д.
Индивидуальная форма контроля применяется для более глубокого
выявления
уровня
подготовленности
учащихся,
их
знаний,
умений,
навыков, количественных показателей. В этих целях используют вызов -
опрос или организуют деятельность учащихся в индивидуально-групповой
форме.
Самоконтроль учащихся обеспечивает внутреннюю обратную связь в
учебном
процессе,
получение
учащимися
информации
о
правильности
решения
двигательной
задачи,
о
форсированности
знаний,
умений
и
навыков,
о
трудностях
и
недостатках.
Формирование
навыков
самоконтроля
—
важнейшая
часть
умения
самостоятельно
заниматься
физическими упражнениями.
Предмет контроля не должно ограничиваться только медицинскими
осмотрами, инструментальными исследованиями, оно значительно шире и
включает в себя широкий комплекс мероприятий, а именно:
контроль
за
состоянием
здоровья
и
общим
развитием
занимающихся
физической культурой и спортом;
врачебно-педагогические наблюдения на уроках физкультуры, в процессе
тренировочных занятий, соревнований;
диспансерное обследование занимающихся в школьных секциях;
медико-санитарное обеспечение школьных соревнований;
профилактика
спортивного
травматизма
на
уроках
физкультуры
и
на
соревнованиях;
профилактика и текущий санитарный контроль мест и условий проведения
занятий и соревнований;
врачебные консультации по вопросам физической культуры и спорта.
Важным
участком
работы
учителя
физкультуры
и
школьных
медицинских работников является врачебно-педагогический контроль за
занимающимися,
который
должен
охватывать
все
формы
физического
воспитания в школе – уроки физкультуры, занятия в спортивных секциях,
самостоятельные
игры
на
большой
перемене
и
т.
д.
И
главное
–
определение влияния занятий физкультурой на организм школьника.
Обычно работу занимающихся комментирует и оценивает педагог,
объясняя при этом допускаемые ими ошибки, давая указания о способах их
устранения. В определенной мере такая информация нужна и полезна, но
вместе с тем необходимо вызывать у занимающихся потребность самим
добывать ее, осуществлять анализ и делать выводы. Вовлекая в разбор и
коллективное
(или
индивидуальное)
обсуждение
учебной
работы,
надо
побуждать учеников к контролю и оценке учебных действий и движений
товарищей,
а
затем
и
собственных.
Необходимо
учить
фиксировать
внимание
как
на
удачах,
так
и
на
недостатках,
искать
причины
их
возникновения,
определять
путем
соответствующих
суждений
задачи
дальнейших действий. При этом важно терпеливо и тактично направлять и
корректировать самонаблюдения, самооценки и познавательное мышление
занимающихся.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
При
оценивании
успеваемости
учитываются
индивидуальные
возможности, уровень физического развития и двигательные возможности,
последствия заболеваний учащихся.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество
и
результат
выполнения.
К
мелким
ошибкам
в
основном
относятся
неточность
отталкивания,
нарушение
ритма,
неправильное
исходное
положение, «заступ» при приземлении.
Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого
искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя
количественный
показатель
ниже
предполагаемого
ненамного. К
значительным ошибкам относятся:
отталкивание
далеко
от
планки
при
выполнении
прыжков
в
длину, высоту;
бросок
мяча
в
кольцо,
метание
в
цель
с
наличием
дополнительных движений;
несинхронность выполнения упражнения.
Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения,
влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений,
допускается наличие мелких ошибок.
Оценка
«4» выставляется,
если
допущено
не
более
одной
значительной ошибки и несколько мелких.
Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки
и
несколько
грубых.
Но
ученик
при
повторных
выполнениях
может
улучшить результат.
Оценка «2» выставляется, если упражнение просто не выполнено.
Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок.
При оценивании успеваемости учащихся, имеющих специальную и
подготовительную
физкультурную
группу
здоровья,
строго
учитывается
характер
заболевания
и
медицинские
показания.
Данные
учащиеся
выполняют общеразвивающие упражнения, упражнения ЛФК, отвечают на
теоретические вопросы, выполняют теоретические тестовые задания, готовят
доклады,
презентации,
творческие
работы
и
проекты.
Учащиеся
подготовительной физкультурной группы здоровья выполняют нормативные
испытания
с
учетом
медицинских
показаний,
но
освобождаются
от
соревновательной деятельности.
№
Наименование темы
Кол-во
часов
Коррекционная работа
1
Легкая атлетика
12
Вводный инструктаж по технике безопасности и на
занятиях легкой атлетикой, правила ЗОЖ
1
ПП при ушибах и
растяжениях
ОРУ, техника высокого старта, бег на 30м, специальные беговые
и прыжковые упр.
3
Развитие скоростных качеств
ОРУ, прыжок в длину с места, полоса препятствий
4
Развитие скоростно-силовых
способностей, координации
ОРУ, прыжок в длину с разбега, метание малого мяча на
дальность, челночный бег 3Х10
2
Развитие выносливости
ОРУ, эстафеты с предметами, метание в горизонтальную и
вертикальную цель, п/и
3
Развитие скоростных способностей,
глазомера и координации
К.У. - бег на 30м, метание мяча на дальность, прыжок в длину с места, прыжок в длину с разбега, челночный
бег 3Х10, бег 300м
2
Подвижные игры с элементами спортивных (волейбол)
16
Техника безопасности на занятиях подвижными играми с
элементами спортивных (волейбол), правила ЗОЖ
1
ПП при вывихах и переломах
ОРУ, броски и ловля мяча, «Гонка мячей», «Охотники и
утки», «Вышибалы», «Попади в цель», «Перебрось через
веревочку», «Мячи разные несем», эстафеты с предметами
6
Развитие глазомера и
координации, ориентированию в
пространстве
ОРУ, игры на координацию и сложность поставленных задач:
«Мяч по кругу», «Салки», «Невод», «Караси и щука» и т.д.
3
Развитие выносливости, скоростно-
силовых способностей
ОРУ, игры на внимание и ориентацию в пространстве:
«Класс, смирно!», «Карлики и великаны», «Все к флажку»,
эстафеты с предметами
3
Развитие внимания,
координации
ОРУ, перебрасывание мяча через сетку в парах, ловля
мяча двумя руками, эстафеты с мячом
3
Развитие глазомера и
координации, ориентированию
в пространстве
3
Гимнастика
21
Техника безопасности на занятиях гимнастикой, ЗОЖ (гигиена и
режим дня)
1
ОРУ, строевые упражнения, акробатические упражнения
(кувырок вперед, перекаты, стойка на лопатках, переворот в
сторону), игры: «Запрещенное движение», «Все к флажку»
5
Развитие ДКС, ловкости,
гибкости,
равновесия, внимания,
произвольного поведения
ОРУ, лазанье по гимнастической стенке и скамейке
5
Развитие координации
разными способами, ходьба по гимнастической скамейке
скоростно-силовых способностей
ОРУ, мост из положения лежа , полосы препятствий с элементами
гимнастики
5
Развитие гибкости,
выносливости
ОРУ, акробатические соединения из простых элементов (кувырок
вперед, перекаты, стойка на лопатках, мост)
5
Развитие гибкости, координации
К.У. - выполнение акробатической связки
4
Подвижные игры на воздухе
15
Техника безопасности на занятиях подвижными играми
на свежем воздухе, повторный инструктаж по охране
труда, ЗОЖ респираторные заболевания, закаливание,
1
ОРУ, игры народов мира и подвижные игры на снегу
3
Развитие ДКС, выносливости
ОРУ, игры на развитие скоростно-силовых качеств: «Снежные
баталии», «Вышибалы на снегу», «Чехарда»
3
Развитие силы, выносливости,
закалка
ОРУ, игры на развитие внимания, выносливости, координации
3
Развитие выносливости,
координации, закалка
ОРУ, эстафеты с санями, лыжами, клюшками
5
Развитие выносливости,
закалка организма
5
Подвижные игры с элементами спортивных
29
(21+8)
баскетбол
Инструктаж по ТБ на занятиях подвижными играми, правила
ЗОЖ
2
ПП при вывихах и переломах
ОРУ, стойка баскетболиста, упр. с мячом на координацию
3
Развитие координации,
произвольного внимания
ОРУ, передача мяча двумя руками от груди, об пол на месте,
эстафеты с мячом
4
Развитие глазомера и
координации,
выносливости
ОРУ, ведение мяча на месте правой и левой рукой, эстафеты с
предметами
4
Развитие координации, скоростно-
силовых качеств, выносливости
ОРУ, броски в обруч, в кольцо двумя руками от груди
4
Развитие глазомера и
координации
ОРУ, эстафеты и игры с элементами баскетбола «Мяч ловцу»,
«Гонка мячей», «Попади в цель», п/и «Вышибалы»,
«Перестрелка»
4
Развитие координации, скоростно-
силовых способностей
ОРУ, правила игры в бадминтон, эстафеты ракетка + волан
1
Развитие ДКС
ОРУ, техника подачи
2
Развитие глазомера и координации
ОРУ, подача и прием волана в бадминтоне (в парах),
2
Развитие глазомера и
координации
ОРУ, игра в парах, эстафеты с предметами
2
Развитие глазомера и
координации
ОРУ, викторины, п/и на внимание
1
Развитие произвольности
психических процессов
2
Развитие скоростной
6
Легкая атлетика
12
Инструктаж по технике безопасности на занятиях легкой
атлетикой, ОБЖ (в летний период в городе, на водоемах, в
лесу)
1
ПП при ушибах и
растяжениях, укусах
насекомых и др
ОРУ, прыжок в высоту (согнув ноги), бег 30м
4
Развитие скоростно-силовых
качеств
ОРУ, прыжок в длину с разбега, метание малого мяча, линейная
эстафета
4
Развитие глазомера и
координации
ОРУ, прыжок в длину с места, челночный бег 3х10 , полоса
препятствий
3
Развитие выносливости
ОРУ, эстафеты с предметами, длительный бег, п/и
В течение
уроков
Развитие скоростно-силовых
качеств, ловкости,
выносливости
К.У. - бег на 30м, метание мяча на дальность, прыжок в длину с места, прыжок в длину с разбега, челночный
бег 3х10, бег 300м
Материально-техническое оснащение учебного процесса
по предмету «физическая культура»
№
п/п
Наименование
объектов
и
средств
материально-
технического обеспечения
Примечания
1.
Основная литература для учителя
1.1.
Стандарт начального общего образования по физической
культуре
Д
1.2.
Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа
физического воспитания учащихся 1–11-х классов. –М.:
Просвещение, 2011.
Д
1.3.
«Комплексная
программа
физического
воспитания
учащихся 1 – 9 классов» (В. И. Лях, - М.: Просвещение,
Д
2011)
1.4.
«Комплексная
программа
физического
воспитания
учащихся
1
–
4
классов»
(А.
П.
Матвеев,
-
М.:
Просвещение, 2011).
Д
1.5.
«Физическая культура. 5—7 классы», под общ.ред. М. Я.
Виленского (М.: Просвещение, 2011)
Д
1.6.
«Физическая культура. 8—9 классы», под общ.ред. В. И.
Ляха (М.: Просвещение, 2011)
Д
1.7.
Рабочая программа по физической культуре
Д
2.
Дополнительная литература для учителя
2.1.
Дидактические материалы по основным разделам и темам
учебного предмета «физическая культура»
Ф
2.2.
Кофман
Л.Б.
Настольная
книга
учителя
физической
культуры. – М., Физкультура и спорт, 1998.
Д
2.3.
Настольная книга учителя физической культуры: справ.-
метод. Пособие/ сост. Б.И. Мишин. – М.: ООО «Изд- во
Астрель», 2007г.
Д
2.4.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Практикум по теории
и
методики физического воспитания 2001г.
Д
2.5.
Школьникова Н.В., Тарасова М.В. Я иду на урок. Книга
для
учителя
физической
культуры
1-
6
классы.
Издательство «Первое сентября» 2002 г.
Д
2.6.
Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников.
Пособие для учителя, Москва, 1998.
Д
3.
Дополнительная литература для обучающихся
3.1.
Научно-популярная
и
художественная
литература
по
физической культуре, спорту, олимпийскому движению.
Д
3.2
Лях
В.И.
Физическая
культура
1-4.
Учебник,
М,
-Просвящение, 2012
К
3.3
Лях
В.И.
Физическая
культура
5-7.
Учебник,
М,
-Просвящение, 2008
К
4.
Технические средства обучения
4.1.
Музыкальный центр
Д
4.2.
Аудиозаписи
Д
4.3.
ПК
Д
5.
Учебно-практическое оборудование
5.1.
Бревно гимнастическое напольное
П
5.2.
Козел гимнастический
П
5.3.
Перекладина гимнастическая (навесная)
П
5.4.
Стенка гимнастическая
П
5.5.
Скамейка гимнастическая жесткая (длиной до 4 м)
П
5.6.
Комплект навесного оборудования (мишени для метания,
тренировочные баскетбольные щиты)
П
5.7.
Мячи: набивные весом 1 кг, 2кг, малый мяч (мягкий),
баскетбольные, волейбольные, футбольные
К
5.8.
Палка гимнастическая
К
5.9.
Скакалка детская
К
5.10.
Мат гимнастический
П
5.11.
Кегли
К
5.12.
Обруч пластиковый детский
Д
5.13.
Пластиковые стойки
Д
5.14.
Рулетка измерительная
Д
5.15.
Набор инструментов для подготовки прыжковых ям
5.16.
Лыжи детские (с креплениями и палками)
П
5.17.
Щит баскетбольный тренировочный
Д
5.18.
Контейнер для мячей передвижной
П
5.19.
Сетка волейбольная
Д
5.20.
Аптечка
Д
Д – демонстрационный экземпляр (1экземпляр);
К – полный комплект (для каждого ученика);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее 1 экземпляра на 2 учеников);
П – комплект
Проведение зачётно-тестовых уроков.
Контрольные нормативы: проверка нормативов проводится в
течении учебного года с целью контроля уровня физической подготовленности
учащихся на разных этапах обучения.
Тестовые нормативы: проводятся в начале/сентябрь/ и в конце/май/
учебного года в рамках урока с целью выявления динамики физического
развития учащихся и с целью более правильного распределения нагрузки на
уроках.
2
класс. Учебные нормативы и испытания по усвоению навыков, умений,
развитию двигательных
качеств .(для детей с ОВЗ.)
КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ:
проверка нормативов проводится в течении
учебного года с целью контроля уровня физической подготовленности учащихся
на разных этапах обучения.
Нормативы
2 класс
«5»
«4»
«3»
1
Бег 30 м (сек.)
м
6,0
6,6
7,1
д
6,3
6,9
7,4
2
Бег 1000 м (мин,сек.)
("+" - без учета времени)
м
+
+
+
д
+
+
+
3
Челночный бег 3х10 м (сек.)
м
д
4
Прыжок в длину с места (см)
м
150
130
115
д
140
125
110
5
Прыжок в высоту, способом
"Перешагивания" (см)
м
80
75
70
д
70
65
60
6
Прыжки через скакалку (кол-во раз/мин.)
м
70
60
50
д
80
70
60
7
Отжимания (кол-во раз)
м
10
8
6
д
8
6
4
8
Подтягивания (кол-во раз)
м
3
2
1
9
Метание т/м (м)
м
3.06
2.75
2.54
д
2.80
2.48
2.14
1
0
Подъем туловища из положения лежа на
спине (кол-во раз/мин)
д
23
21
19
м
28
26
24
11
Приседания (кол-во раз/мин)
м
40
38
36
д
38
36
34
ТЕСТОВЫЕ НОРМАТИВЫ
: проводятся в начале и в конце учебного года в рамках
урока с целью выявления динамики физического развития учащихся и с целью
более правильного распределения нагрузки на уроках .